Файл: Семинар 7 Теоретическая аргументация аргументация, опирающаяся на рассуждение и не пользующаяся непосредственно ссылками на опыт.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
обобщающий в единой закономерности, казалось бы, самые разнородные явления. Эстетически безупречными выглядят многие математические дедуктивные доказательства.
Суждения вкуса связаны с эстетическим переживанием. Развитость вкуса характеризуется тем, насколько глубоко и всесторонне человек постигает эстетические ценности жизни и искусства. Вкус отражает требования времени, культуры и поэтому выражается в определенных критериях оценок, принятых в данном обществе.
Разновидностью аргумента «к вкусу» является аргумент «к моде», который представляет собой ссылку на согласие выдвинутого положения с господствующей в данное время модой.
Аргументация «к вкусу» используется в сфере эстетического (оценки) и морального решения.
6.Доказательство и его структура
Под доказательством понимается логическая операция, в процессе которой истинность какого-либо суждения обосновывается с помощью других истинных и связанных с ним суждений.
Структура любого доказательства включает в себя следующие элементы: тезис (символ. Т), аргументы (символ. А1 А2…, Аn) и демонстрацию (символ, знаком импликации —). Схема:
Т – тезис,
? – демонстрация,
A1, А2…. Аn – аргументы.
Тезис – это суждение, истинность которого надо доказывать. В процессе рассуждения он обычно выделяется словами «мой тезис…», «я считаю…», «я полагаю…», «речь идет о…» и т. д. Тезис отвечает на вопрос: «Что надо доказать?».
Аргументы – это истинные суждения, с помощью которых доказывается тезис. Они отвечают на вопрос: «Чем доказывается тезис?» и должны удовлетворять основным требованиям: быть истинными и связанными с тезисом.
В качестве аргумента могут выступать факты, определения, аксиомы и ранее доказанные положения и законы науки.
Факты – это знания о фрагменте объективной действительности, выявленные непосредственно восприятием или экспериментом.
Определения как аргумент доказательства рассматриваются потому, что они раскрывают содержание исходных понятий, существенные признаки этих понятий.
Для того чтобы спорить, необходимо всегда определиться в исходных понятиях, например, установление порядка любой ценой или установление порядка в рамках закона. Какой смысл вкладывают люди в понимание понятия «порядок».
Аргументом доказательства является и аксиома – положение, которое принимается без доказательства, так как истинность его очевидна.
Истинность любой аксиомы может быть доказана, поэтому ее следует рассматривать не только как исходную посылку познания, но и как определенный итог процесса познания. Именно этим можно объяснить то, что на определенном этапе развития военного дела аксиомы устаревают и прекращают свое существование.
Ранее доказанные положения и законы тоже можно рассматривать как аргументы доказательства. Применение такого рода аргументов позволяет экономить время и силы в процессе рассуждения, избавляет от необходимости отвлекаться на доказательство уже доказанного. В математике – это доказанные теоремы; в общественных науках – это проверенные на практике концепции. Особенно авторитетную группу аргументов доказательства составляют законы науки, так как любой закон связан с отражением существенной, необходимой, устойчивой, повторяющейся связи. Вне законов нет науки, вне законов нет и научного доказательства. В то же время следует учитывать специфику того или иного закона. Не следует законы одной конкретной науки распространять на область явлений, которые она не изучает, не следует искать «удобный закон» для доказательства.
Демонстрация – третий элемент структуры доказательства, основное назначение которого состоит в том, чтобы обеспечить процесс выведения истинности или ложности тезиса из аргумента. Демонстрация отвечает на вопрос: «Как связать аргументы с тезисом?».
Доказывающий по своему усмотрению избирает демонстрацию, но при этом должен соблюдать все правила умозаключения, избранного им для связи аргументов с тезисом.
7.Прямое и косвенное доказательство
Обычно доказательство слагается из серии шагов. Нужно уметь проследить каждый шаг доказательства, иначе его части лишатся связи, и оно в любой момент может рассыпаться, как карточный домик. Но не менее важно понять доказательство в целом, как единую конструкцию, каждая часть которой необходима на своем месте.
Доказательство, не понятое как целое, ни в чем не убеждает. Даже если выучить его наизусть, предложение за предложением, к имеющемуся знанию предмета это ничего не прибавит. Следить за доказательством и лишь убеждаться в правильности каждого его последующего шага — это равносильно такому наблюдению за игрой в шахматы, когда замечаешь только то, что каждый ход подчинен правилам игры.
Минимальное требование — это понимание логического выведения как целенаправленной процедуры. Только в этом случае достигается интуитивная ясность того, что мы делаем.
То, что создает «единство доказательства», можно представить в форме общей схемы, охватывающей основные его шаги, воплощающей в себе сто принцип или его итоговую структуру. Именно такая схема остается в памяти, когда забываются подробности доказательства.
С точки зрения общего движения мысли все доказательства подразделяются на прямые и косвенные.
При прямом доказательстве задача состоит в том, чтобы подыскать такие убедительные аргументы, из которых по логическим правилам получается тезис.
Например, нужно доказать, что сумма углов четырехугольника равна 360°С. Из каких утверждений можно было бы вывести этот тезис? Отмечаем, что диагональ делит четырехугольник на два треугольника. Значит, сумма его углов равна сумме углов двух треугольников. Известно, что сумма углов треугольника составляет 180°С. Из этих положений выводим, что сумма углов четырехугольника равна 360°С.
В построении прямого доказательства можно выделить два связанных между собой этапа: отыскание тех признанных обоснованными утверждений, которые способны быть убедительными аргументами для доказываемого положения; установление логической связи между найденными аргументами и тезисом. Нередко первый этап считается подготовительным, и под доказательством понимается дедукция, связывающая подобранные аргументы и доказываемый тезис.
Еще пример. Нужно доказать, что космические корабли подчиняются действию законов небесной механики. Известно, что эти законы универсальны: им подчиняются все тела в любых точках космического пространства. Очевидно также, что космический корабль есть космическое тело. Отметив это, строим соответствующее дедуктивное умозаключение. Оно является прямым доказательством рассматриваемого утверждения.
Косвенное доказательство устанавливает справедливость тезиса тем, что вскрывает ошибочность противоположного ему допущения (антитезиса).
Как с иронией замечает математик Д. Пойа, «косвенное доказательство имеет некоторое сходство с надувательским приемом политикана, поддерживающего своего кандидата тем, что опорочивает репутацию кандидата другой партии». В косвенном доказательстве рассуждение идет как бы окольным путем. Вместо того чтобы прямо отыскивать аргументы для выведения из них доказываемого положения, формулируется антитезис, отрицание этого положения. Далее тем или иным способом показывается несостоятельность антитезиса. По закону исключенного третьего, если одно из противоречащих друг другу утверждений ошибочно, второе должно быть верным. Антитезис ошибочен, значит, тезис верен.
Поскольку косвенное доказательство использует отрицание доказываемого положения, оно является, как говорят, доказательством от противного.
Допустим, нужно построить косвенное доказательство такого весьма тривиального тезиса: «Квадрат не является окружностью». Выдвигается антитезис: «Квадрат есть окружность». Необходимо доказать ложность этого утверждения. С этой целью выводим из него следствия. Если хотя бы одно из них окажется ложным, это будет означать, что и само утверждение, из которого выведено следствие, также ложно. Неверно, в частности, такое следствие: у квадрата нет углов. Поскольку антитезис ложен, исходный тезис должен быть истинным.
Другой пример. Врач, убеждая пациента, что тот не болен гриппом, рассуждает так. Если бы действительно был грипп, имелись бы характерные для него симптомы: головная боль, повышенная температура и т.п. Но ничего подобного нет. Значит, нет и гриппа.
Это опять-таки косвенное доказательство. Вместо прямого обоснования тезиса выдвигается антитезис, что у пациента, в самом деле, грипп. Из антитезиса выводятся следствия, но они опровергаются объективными данными. Это говорит, что допущение о гриппе неверно. Отсюда следует, что тезис «Гриппа нет» истинен.
Доказательства от противного обычны в наших рассуждениях, особенно в споре. При умелом применении они могут обладать особенной убедительностью.
8.Опровержение
Опровержение - доказательство ложности какого-либо тезиса или логическая операция, направленная на разрушение доказательства путем установления ложности ранее выдвинутого тезиса. Опровержение отличается своим отношением к выдвинутому тезису: оно является как бы зеркальным отображением подтверждения тезиса. Например, существовало утверждение: «Нельзя переплыть на плоту через Тихий океан». Норвежский ученый Тур Хейердал опроверг это утверждение, переплыв со своими спутниками Тихий океан на плоту. Или выдвинуто утверждение: «Данное лицо принимало непосредственное участие в совершении преступления». Однако установление факта, что оно в момент совершения преступления находилось в другом месте (имело алиби), является доводом, опровергающим данный тезис (так как одно и то же лицо не может находиться одновременно в разных местах).
С помощью опровержения может доказываться ложность не только отдельного положения, но и несостоятельность доказательства в целом. Опровержение доказательств может быть направлено: 1) против
тезиса; 2) против аргументов; 3) против демонстрации (формы доказательства).
Для опровержения тезиса недостаточно опровергнуть аргументы или демонстрацию доказательства, ибо может оказаться так, что хотя аргументы или демонстрация будут опровергнуты и доказательство в целом окажется несостоятельным, тезис тем не менее будет истинным.
Основные виды опровержения тезиса:
а) прямое опровержение тезиса. Это достигается разрушением выставленного тезиса фактами, новыми положениями, законами науки (фактическое лишение основания);
б) косвенное апагогическое опровержение тезиса. Выдвигается антитезис и доказывается его истинность. Тезис, таким образом, опровергается косвенным путем через подтверждение антитезиса;
в) косвенное разделительное опровержение тезиса. При косвенном опровержении доказывается какое-то утверждение, противоречащее тезису (ТА), и если аргументация основательна, т.е. утверждение А истинно, то приходят к заключению о ложности тезиса (Т - ложно).
Схема косвенного разделительного опровержения тезиса:
Либо р, либо q, либо г (тезис):
установлено, что p и q
Следовательно, не - r (антитезис).
Заключение достоверно при условии, что разделительное суждение - суждение строгой дизъюнкции.
Если удается установить ложность аргументов, то делается вывод, что тезис не доказан и что надо искать новые аргументы. Опровержение аргументов может выражаться в том, что устанавливается неточное изложение фактов, двусмысленность процедуры обобщения статистических данных, некомпетентность эксперта, на заключение которого ссылались, и т. д.; в следственной практике - это опровержение тех данных, которые следователь устанавливает при осмотре, допросе, обыске и иным путем.
При этом надо помнить, что установление ложности аргументов может поставить под сомнение тезис, но не опровергнуть его. Тезис опровергается (как и доказывается) только истинными аргументами.
Например, пусть кто-то хочет доказать тезис «Франция обладает своим атомным оружием».
Он рассуждает следующим образом:
Все европейские страны обладают своим атомным оружием.
Франция - европейская страна.
Франция обладает своим атомным оружием.
Доказательство неверно, так как аргумент «Все...» - ложен. Но тезис в данном случае истинен, хотя и не доказан.
Суждения вкуса связаны с эстетическим переживанием. Развитость вкуса характеризуется тем, насколько глубоко и всесторонне человек постигает эстетические ценности жизни и искусства. Вкус отражает требования времени, культуры и поэтому выражается в определенных критериях оценок, принятых в данном обществе.
Разновидностью аргумента «к вкусу» является аргумент «к моде», который представляет собой ссылку на согласие выдвинутого положения с господствующей в данное время модой.
Аргументация «к вкусу» используется в сфере эстетического (оценки) и морального решения.
6.Доказательство и его структура
Под доказательством понимается логическая операция, в процессе которой истинность какого-либо суждения обосновывается с помощью других истинных и связанных с ним суждений.
Структура любого доказательства включает в себя следующие элементы: тезис (символ. Т), аргументы (символ. А1 А2…, Аn) и демонстрацию (символ, знаком импликации —). Схема:
Т – тезис,
? – демонстрация,
A1, А2…. Аn – аргументы.
Тезис – это суждение, истинность которого надо доказывать. В процессе рассуждения он обычно выделяется словами «мой тезис…», «я считаю…», «я полагаю…», «речь идет о…» и т. д. Тезис отвечает на вопрос: «Что надо доказать?».
Аргументы – это истинные суждения, с помощью которых доказывается тезис. Они отвечают на вопрос: «Чем доказывается тезис?» и должны удовлетворять основным требованиям: быть истинными и связанными с тезисом.
В качестве аргумента могут выступать факты, определения, аксиомы и ранее доказанные положения и законы науки.
Факты – это знания о фрагменте объективной действительности, выявленные непосредственно восприятием или экспериментом.
Определения как аргумент доказательства рассматриваются потому, что они раскрывают содержание исходных понятий, существенные признаки этих понятий.
Для того чтобы спорить, необходимо всегда определиться в исходных понятиях, например, установление порядка любой ценой или установление порядка в рамках закона. Какой смысл вкладывают люди в понимание понятия «порядок».
Аргументом доказательства является и аксиома – положение, которое принимается без доказательства, так как истинность его очевидна.
Истинность любой аксиомы может быть доказана, поэтому ее следует рассматривать не только как исходную посылку познания, но и как определенный итог процесса познания. Именно этим можно объяснить то, что на определенном этапе развития военного дела аксиомы устаревают и прекращают свое существование.
Ранее доказанные положения и законы тоже можно рассматривать как аргументы доказательства. Применение такого рода аргументов позволяет экономить время и силы в процессе рассуждения, избавляет от необходимости отвлекаться на доказательство уже доказанного. В математике – это доказанные теоремы; в общественных науках – это проверенные на практике концепции. Особенно авторитетную группу аргументов доказательства составляют законы науки, так как любой закон связан с отражением существенной, необходимой, устойчивой, повторяющейся связи. Вне законов нет науки, вне законов нет и научного доказательства. В то же время следует учитывать специфику того или иного закона. Не следует законы одной конкретной науки распространять на область явлений, которые она не изучает, не следует искать «удобный закон» для доказательства.
Демонстрация – третий элемент структуры доказательства, основное назначение которого состоит в том, чтобы обеспечить процесс выведения истинности или ложности тезиса из аргумента. Демонстрация отвечает на вопрос: «Как связать аргументы с тезисом?».
Доказывающий по своему усмотрению избирает демонстрацию, но при этом должен соблюдать все правила умозаключения, избранного им для связи аргументов с тезисом.
7.Прямое и косвенное доказательство
Обычно доказательство слагается из серии шагов. Нужно уметь проследить каждый шаг доказательства, иначе его части лишатся связи, и оно в любой момент может рассыпаться, как карточный домик. Но не менее важно понять доказательство в целом, как единую конструкцию, каждая часть которой необходима на своем месте.
Доказательство, не понятое как целое, ни в чем не убеждает. Даже если выучить его наизусть, предложение за предложением, к имеющемуся знанию предмета это ничего не прибавит. Следить за доказательством и лишь убеждаться в правильности каждого его последующего шага — это равносильно такому наблюдению за игрой в шахматы, когда замечаешь только то, что каждый ход подчинен правилам игры.
Минимальное требование — это понимание логического выведения как целенаправленной процедуры. Только в этом случае достигается интуитивная ясность того, что мы делаем.
То, что создает «единство доказательства», можно представить в форме общей схемы, охватывающей основные его шаги, воплощающей в себе сто принцип или его итоговую структуру. Именно такая схема остается в памяти, когда забываются подробности доказательства.
Прямое доказательство
С точки зрения общего движения мысли все доказательства подразделяются на прямые и косвенные.
При прямом доказательстве задача состоит в том, чтобы подыскать такие убедительные аргументы, из которых по логическим правилам получается тезис.
Например, нужно доказать, что сумма углов четырехугольника равна 360°С. Из каких утверждений можно было бы вывести этот тезис? Отмечаем, что диагональ делит четырехугольник на два треугольника. Значит, сумма его углов равна сумме углов двух треугольников. Известно, что сумма углов треугольника составляет 180°С. Из этих положений выводим, что сумма углов четырехугольника равна 360°С.
В построении прямого доказательства можно выделить два связанных между собой этапа: отыскание тех признанных обоснованными утверждений, которые способны быть убедительными аргументами для доказываемого положения; установление логической связи между найденными аргументами и тезисом. Нередко первый этап считается подготовительным, и под доказательством понимается дедукция, связывающая подобранные аргументы и доказываемый тезис.
Еще пример. Нужно доказать, что космические корабли подчиняются действию законов небесной механики. Известно, что эти законы универсальны: им подчиняются все тела в любых точках космического пространства. Очевидно также, что космический корабль есть космическое тело. Отметив это, строим соответствующее дедуктивное умозаключение. Оно является прямым доказательством рассматриваемого утверждения.
Косвенное доказательство
Косвенное доказательство устанавливает справедливость тезиса тем, что вскрывает ошибочность противоположного ему допущения (антитезиса).
Как с иронией замечает математик Д. Пойа, «косвенное доказательство имеет некоторое сходство с надувательским приемом политикана, поддерживающего своего кандидата тем, что опорочивает репутацию кандидата другой партии». В косвенном доказательстве рассуждение идет как бы окольным путем. Вместо того чтобы прямо отыскивать аргументы для выведения из них доказываемого положения, формулируется антитезис, отрицание этого положения. Далее тем или иным способом показывается несостоятельность антитезиса. По закону исключенного третьего, если одно из противоречащих друг другу утверждений ошибочно, второе должно быть верным. Антитезис ошибочен, значит, тезис верен.
Поскольку косвенное доказательство использует отрицание доказываемого положения, оно является, как говорят, доказательством от противного.
Допустим, нужно построить косвенное доказательство такого весьма тривиального тезиса: «Квадрат не является окружностью». Выдвигается антитезис: «Квадрат есть окружность». Необходимо доказать ложность этого утверждения. С этой целью выводим из него следствия. Если хотя бы одно из них окажется ложным, это будет означать, что и само утверждение, из которого выведено следствие, также ложно. Неверно, в частности, такое следствие: у квадрата нет углов. Поскольку антитезис ложен, исходный тезис должен быть истинным.
Другой пример. Врач, убеждая пациента, что тот не болен гриппом, рассуждает так. Если бы действительно был грипп, имелись бы характерные для него симптомы: головная боль, повышенная температура и т.п. Но ничего подобного нет. Значит, нет и гриппа.
Это опять-таки косвенное доказательство. Вместо прямого обоснования тезиса выдвигается антитезис, что у пациента, в самом деле, грипп. Из антитезиса выводятся следствия, но они опровергаются объективными данными. Это говорит, что допущение о гриппе неверно. Отсюда следует, что тезис «Гриппа нет» истинен.
Доказательства от противного обычны в наших рассуждениях, особенно в споре. При умелом применении они могут обладать особенной убедительностью.
8.Опровержение
Опровержение - доказательство ложности какого-либо тезиса или логическая операция, направленная на разрушение доказательства путем установления ложности ранее выдвинутого тезиса. Опровержение отличается своим отношением к выдвинутому тезису: оно является как бы зеркальным отображением подтверждения тезиса. Например, существовало утверждение: «Нельзя переплыть на плоту через Тихий океан». Норвежский ученый Тур Хейердал опроверг это утверждение, переплыв со своими спутниками Тихий океан на плоту. Или выдвинуто утверждение: «Данное лицо принимало непосредственное участие в совершении преступления». Однако установление факта, что оно в момент совершения преступления находилось в другом месте (имело алиби), является доводом, опровергающим данный тезис (так как одно и то же лицо не может находиться одновременно в разных местах).
С помощью опровержения может доказываться ложность не только отдельного положения, но и несостоятельность доказательства в целом. Опровержение доказательств может быть направлено: 1) против
тезиса; 2) против аргументов; 3) против демонстрации (формы доказательства).
Для опровержения тезиса недостаточно опровергнуть аргументы или демонстрацию доказательства, ибо может оказаться так, что хотя аргументы или демонстрация будут опровергнуты и доказательство в целом окажется несостоятельным, тезис тем не менее будет истинным.
Основные виды опровержения тезиса:
а) прямое опровержение тезиса. Это достигается разрушением выставленного тезиса фактами, новыми положениями, законами науки (фактическое лишение основания);
б) косвенное апагогическое опровержение тезиса. Выдвигается антитезис и доказывается его истинность. Тезис, таким образом, опровергается косвенным путем через подтверждение антитезиса;
в) косвенное разделительное опровержение тезиса. При косвенном опровержении доказывается какое-то утверждение, противоречащее тезису (ТА), и если аргументация основательна, т.е. утверждение А истинно, то приходят к заключению о ложности тезиса (Т - ложно).
Схема косвенного разделительного опровержения тезиса:
Либо р, либо q, либо г (тезис):
установлено, что p и q
Следовательно, не - r (антитезис).
Заключение достоверно при условии, что разделительное суждение - суждение строгой дизъюнкции.
Если удается установить ложность аргументов, то делается вывод, что тезис не доказан и что надо искать новые аргументы. Опровержение аргументов может выражаться в том, что устанавливается неточное изложение фактов, двусмысленность процедуры обобщения статистических данных, некомпетентность эксперта, на заключение которого ссылались, и т. д.; в следственной практике - это опровержение тех данных, которые следователь устанавливает при осмотре, допросе, обыске и иным путем.
При этом надо помнить, что установление ложности аргументов может поставить под сомнение тезис, но не опровергнуть его. Тезис опровергается (как и доказывается) только истинными аргументами.
Например, пусть кто-то хочет доказать тезис «Франция обладает своим атомным оружием».
Он рассуждает следующим образом:
Все европейские страны обладают своим атомным оружием.
Франция - европейская страна.
Франция обладает своим атомным оружием.
Доказательство неверно, так как аргумент «Все...» - ложен. Но тезис в данном случае истинен, хотя и не доказан.