Файл: Контрольная работа по учебной дисциплине Социология на тему Современное российское общество проблемы и перспективы развития.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)

Факультет «Заочный (ДО)»

Кафедра «Экономика и управление на предприятии»

Контрольная работа по учебной дисциплине «Социология»

на тему: Современное российское общество: проблемы и перспективы развития
Выполнил: студент ЭУТз-08 Хомулло Ю.С.

Омск - 2010 г.
Содержание работы
Введение

Глава 1. Современное российское общество: проблемы и перспективы развития

.1 Понятие общества и общественных отношений

.2 Динамика российского общества и глобализация

.3 Трансформации социально-политической и экономической жизни России

Глава 2. Общественная жизнь современной России

.1 Основные характеристики общественной жизни - психологической, социальной, правовой, духовной (психологической)

.2 Религия как основа современной общественной жизни россиян

.3 Культура менталитет как основа современного общества

Заключение

Список литературы

Введение
«Общество и общественная жизнь в современной России» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Тема контрольной работы актуальна потому, что переживаемый российским обществом кризис, до сегодняшнего дня так и не завершенный, характеризуется обострением множества социальных проблем, порожденных не только реформированием экономики, но и крушением системы ценностей, падением нравственности. Разрушение высших, надличностных гуманистических ценностей, определяющих стратегические цели развития, идеалы и смысл как личностного, так и общественного бытия, закономерно приводят к резкому снижению ценности человеческой жизни, личности как таковой, пренебрежению ее честью и достоинством. Моральное саморазрушение общества идет быстрее, чем становление «новых» гуманистических ценностей.

Неизбежно происходит постепенная, медленная, фундаментальная переоценка целей современной цивилизации, переосмысление традиционных ценностей. Высшей ценностью общества официально провозглашается человек - человек вне зависимости от его материального достатка, способности к труду, состояния здоровья, образования, интеллектуальных способностей, семейного положения, пола и возраста, расы и национальности, взглядов и убеждений и т.д.

Государство берет на себя главную ответственность за благополучие каждого гражданина, предоставляя ему определенные права и декларируя их осуществление, но оно поощряет и благотворительную деятельность граждан и организаций, направленную на оказание всесторонней помощи нуждающимся, поскольку благо каждого человека - это забота и государства, и самого человека, и его окружения. Забота о благе каждого и общественном благе должно стать основанием, на котором может
быть построено новое общество - общество, где каждая личность будет иметь возможность полной самореализации.

Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Барулин B.C., Васильцов С., Заславская Т.И.,Петров В.Л. и др.

Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.

Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:

Цель работы - рассмотреть общество и общественную жизнь в современной России.

Глава 1. Современное российское общество: проблемы и перспективы развития
.1 Понятие общества и общественных отношений
Каждый живой организм относится к природе как часть ее, непосредственно присваивая природный материал в процессе удовлетворения своих потребностей. Человек, в отличие от прочих живых существ, не относится к природе непосредственно, хотя и является ее частью. Отношение человека к окружающей его природной среде опосредовано системой общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе их жизнедеятельности. Характер и формы присвоения человеком природного материала существенно зависят от той системы общественных отношений, носителем которой он является, и от его места в данной системе отношений.

Система всех общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе их жизнедеятельности, называется обществом.

Тем самым, человек относится к природе не непосредственно, а посредством общества, той системы общественных отношений, которая связывает его с другими людьми. Следовательно, присвоение человеком природного материала опосредовано обществом и носит общественный характер, как и весь процесс человеческой жизнедеятельности.

Человек выступает субъектом системы общественных отношений и, таким образом, является существом общественным. Тем самым, человек, помимо биологической формы, присущей ему как всякому живому организму, как представителю определенного биологического вида, наделен социальным содержанием, определяемым логикой системы общественных отношений.

Общественные отношения, складывающиеся между людьми в процессе их жизнедеятельности, материальны и составляют социальную форму движения материи, наиболее высокую и сложную из изучаемых современной наукой. Каждая форма движения материи содержит в себе в снятом виде все предыдущие, поэтому человек не может быть свободен от законов развития какой бы то ни было формы движения материи.


Система общественных отношений между людьми носит исторический характер, она видоизменяется с развитием человечества, проходя в процессе своей эволюции целый ряд последовательных этапов. Законы, которым подчиняются процессы становления, развития и гибели, а также последовательной смены друг другом различных систем общественных отношений, выступают законами общественного развития и составляют предмет изучения общественной науки.

Заметим, что представление об обществе как о совокупности людей, долгое время господствовавшее в общественной мысли, не дает возможности выделить какой бы то ни было предмет изучения общественной науки. Ведь наука должна изучать законы, т.е. устойчивые существенные объективные связи и отношения, основанные на повторяемости явлений. Однако повторяемость явлений в жизни отдельного индивида или общности людей (страны, народа и т.п.) никогда не выступает в своем непосредственном, абсолютном виде, а всегда является нам в определенных относительных формах, отягощенных неповторяющимися единичными обстоятельствами.

Следовательно, для выделения существенных и всеобщих связей из хаотичного многообразия общественной жизни во всех ее особенных проявлениях необходимо применить метод научной абстракции. От того, каков характер этой абстракции, от того, какие черты общественной жизни людей она считает существенными и подлежащими исследованию, непосредственно зависят очертания предмета общественной науки, оперирующей данным методом научной абстракции.

В любой области научного знания метод предшествует предмету и в известном смысле определяет, очерчивает его. Черты и стороны изучаемых объектов, которые метод данной науки выделяет в качестве подлежащих исследованию, образуют систему категорий этой науки, а объективные всеобщие существенные устойчивые связи между ними образуют систему ее законов.

Диалектико-материалистический метод исследования общественной жизни, разработанный и примененный впервые К.Марксом, приводит к представлению об обществе как о системе всех общественных отношений. Это представление создает объективные основания для обнаружения и исследования законов общественного развития, ибо с этих позиций отдельные факты и события общественной жизни, которые по видимости представляются разрозненными и лишенными внутренней связи, на самом деле выстраиваются в последовательную логическую систему, в основе которой лежит система отношений, складывающихся между людьми в процессе их жизнедеятельности.


Человечество относится к природе как ее составная часть, но не как органическая часть, развитие которой полностью обусловлено законами развития целого, а как часть, подчиняющаяся в своем развитии законам и отношениям более высокой формы движения материи. В силу этого факта человечество относится к природе как часть, противостоящая целому.

Поэтому противоречие между человечеством и окружающей его природной средой находит свое выражение и разрешение в процессе преобразования человеком этой среды, в форме которого выступает его сознательная деятельность, совершающаяся в рамках этой природной среды и посредством нее.
.2 Динамика российского общества и глобализация
Как отмечает Энтони Гидденс, критика Просвещения, выражением которой и является теория постмодернизма, может восприниматься как развитие современной, т. е. модерной философской, научной, художественной мысли. Глобализация является современным нам этапом развертывания единого и универсального «проекта модерна». Глобализация, проявляющаяся в движении к универсальному экономическому, правовому, информационному, образовательному и, в конечном счете, культурному пространству, является этапом модернизации.

Современное российское общество вступило в эпоху глобализации, которая охватила экономическую, политическую и культурную сферы общественной жизни. Этому явлению способствовали определенные факторы, среди которых главным является развитие информационных систем и появление сети Интернет. Это повлекло за собой значительные изменения в самом информационно-коммуникационном пространстве, что не могло не сказаться и на такой его составляющей, как паблик рилейшнз (PR) - связи с общественностьюR - это особый вид социальной коммуникации - определенная подсистема, направленная на производство эффективных публичных дискурсов и оптимизацию информационных взаимодействий между социальным субъектом и его общественностью (иначе - это особый вид социально-коммуникативной деятельности)..

Но человек, привыкший к непрерывности и устойчивости в переходе от прошлого через настоящее к будущему, не осознает новых условий существования. Для того чтобы быть способным жить в постоянно меняющемся мире, в новых, неведомых ранее темпах преобразования, российское общество должно стать иным.

Перед учеными и практиками (и перед обществом в целом) стоит задача изменить подход к человеку, к его отношениям с миром и тем самым помочь людям приспособиться к новым условиям и суметь адекватно действовать, чтобы не только выжить, но и преуспеть. Прежде всего, с новизной надо уметь справляться. Встает вопрос о воспитании и обучении нового (иного) человека, который чувствовал бы себя комфортно в этих условиях стремительных перемен, сумел бы без страха действовать в ситуациях, никогда ранее не возникавших,
рассчитывая на свои способности, скрытые потенции, и мог бы импровизировать свои действия и принятие решений, опираясь, в том числе и на свои знания. <Общество, которое сможет воспитать таких людей, выживает, - говорит А. Маслоу, - а те общества, которые с этим не справятся, погибнут>[139]. Это требует новых концепций обучения молодежи, которые бы обуславливались спецификой настоящего времени, ставящих основной задачей подготовку будущих специалистов как творческих личностей с новым мировоззрением, нацеленных не столько на продукт творчества, сколько на сам творческий процесс, когда приоритетным становится творческая установка.

За последнее десятилетие ("период транзита") Россия претерпела разительные, в том числе и разрушительные изменения. Все сферы общества в наше время пронизаны общей новизной социального климата. Здесь и там появляются новые явления, как результат разнообразных преобразований в экономике, политике и культуре, а также и в массовом сознании и коллективном поведении, ее не надо бояться, а встречать новшества с радостью. Этому надо обучать.

Однако, как было показано выше, для современной ситуации в России с учетом всевозможных проявлений особенностей ее общественного развития, первостепенным из важных вопросов становится вопрос отношений человека и общества, и шире - отношений между людьми ("личностями"), а также отношений между разными человеческими сообществами и, в конечном счете, межкультурные отношения.

Теперь мир нашей культуры - это великое множество разнообразных индивидов, не обязательно выдающихся личностей или людей, "обладающих правом принимать решения", а людей с индивидуальными характеристиками, поэтому их нельзя рассматривать как "массы трудящихся" или "массу населения".

1.3 Трансформации социально-политической и экономической жизни России
Уровень и качество жизни: современное состояние в России» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Тема контрольной работы актуальна потому, что уровень и качество жизни являются одними из важнейших социально-экономических категорий, которые характеризуют благосостояние населения страны.

Реальное повышение этих показателей главный критерий социально-экономического прогресса. Поэтому особую актуальность в отечественной экономике на современном этапе приобретают вопросы повышения качества и уровня жизни населения, т. е. благосостояния, которое является не только результатом, но и абсолютно необходимой предпосылкой экономического роста.