Файл: Формирование умения использовать основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека в профессиональной деятельности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина:

Практическое занятие 1


Выполнил:

Обучающийся Иванова Кристина Николаевна

Преподаватель:

Наумова Ольга Викторовна


Цель занятия: формирование умения использовать основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека в профессиональной деятельности.

Задание 1.

Заполните таблицу «Понятия возрастной анатомии, физиологии и гигиены»:

 Понятие

Определение

 Адаптация 

 приспособление организмов к условиям окружающей среды, обеспечивающее им выживание.

 Анатомия 

 наука об особенностях строения отдельных органов и организма в целом.

Возрастная анатомия 

наука, изучающая особенности строения и развития детского организма.

Возрастная физиология

это наука, изучающая особенности процесса жизнедеятельности организма на разных этапах онтогенеза.

Гигиена детей и подростков (школьная гигиена)

то медицинская наука, изучающая взаимодействие организма ребёнка с внешней средой с целью разработки на этой основе гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоническое развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей и подростков.

Зрение 

это способность человека воспринимать информацию путём преобразования энергии электромагнитного излучения светового диапазона.

Кость

Кость – сложный орган, который состоит из костной ткани, надкостницы, костного мозга, кровеносных и лимфатических сосудов, а также нервов

Онтогенез (греческое «онтос» - сущее, «генезис» - происхождение) 

весь период индивидуального развития живого существа от момента оплодотворения яйцеклетки до естественного окончания индивидуальной жизни.

Организм человека 

это сложноорганизованная система многочисленных и тесно взаимосвязанных элементов, объединённых в несколько структурных уровней.

Осанка 

привычное положение тела человека при  стоянии, ходьбе, сидении.

Развитие 

это качественные изменения, происходящие в организме, то есть процессы дифференцировки, которые приводят к изменению структурных и функциональных характеристик организма.

Реакция 

любой ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде – от биохимической реакции отдельной клетки до условного рефлекса.

Режим дня

это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.

Рефлекс 

опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция орагизма на раздражитель.

Рост

это количественные изменения, происходящие в живом организме, другими словами, рост подразумевает процессы пролиферадии, сопровождающиеся нарастанием количества биомассы (увеличение количесвта клеток, увеличение размеров клеток, что сопровождается изменением размеров организма, органов).

Сенсорная система

это совокупность периферических и центральных структур нервной системы, ответсвенных за восприятие сигналов различных модальностей из окружающей или внутренней среды.

Скелет 

 структурная основа тела человека, опредеющая его форму и размер.

Уровни организации живой материи 

 это условное обозначение, принятое для классификации всех живых организмов.

Утомление

временное снижение физической и умственной работоспособности.

Физиология

наука о функциях или процессах жизнедеятельности, протекающих в организме.

Физическое развитие 

это совокупность морфофункциональных свойст организма, определяющих запас его физических сил, выносливость и дееспособность.

Формообразование

 это приобретение организмом характерных, присущих ему форм.



Задание 2.

Заполните таблицу «Измерения антропометрических показателей физического развития ребенка»:

Название измерения

Техника проведения измерения

 Измерение роста детей раннего возраста

 ребенка укладывают на спину таким образом, чтобы его голова плотно прикасалась теменем к поперечной планке ростомера. Голову устанавливают в положение, при котором нижний угол глазницы и верхний край козелка уха находятся на одной линии. Сестра плотно фиксирует голову. Ноги должны быть выпрямлены легким надавливанием левой руки на колени; правой рукой подводят подвижную планку ростомера плотно к подошвам выпрямленных ног. Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствуют росту ребенка. Точность таких измерений ± 0,5 см

 Измерение роста у детей старшого возраста

 ребенок стоит на площадке ростомера спиной к вертикальной стойке в естественном выпрямленном положении, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком, руки опущены вдоль тела, пятки вместе, носки врозь. Голову он устанавливает в положении, при котором наружный край глазницы и верхний край козелка уха находятся на одной линии. Необходимо помнить, что между ростом в утренние и вечерние часы существует разница иногда до 1-2 см.

Взвешивание детей раннего возраста

сначала взвешивают пеленку. Ребенка укладывают на широкую часть лотка головой и плечевым поясом, ножки – на узкую часть лотка. Если ребенка можно посадить, то его сажают ягодицами на широкую часть лотка, ноги – на узкой части. Класть ребенка на весы и снимать с них можно только при закрытых коромыслах весов, стоя лицом к шкале весов. Показатели весов снимаются с той стороны гири, где имеются насечки или вырезки. После записи веса гири ставят на ноль, а коромысло весов – на предохранитель. Для определения веса ребенка необходимо из показаний весов вычесть вес пеленки. Точность взвешивания ±10 мг

Взвешивание детей старшего возраста

 Во время взвешивания раздетый ребенок должен встать неподвижно на середину площадки весов. Коромысло весов состоит из двух шкал, точность взвешивания – 50,0г. Взвешивание рекомендуется проводить утром натощак и желательно после мочеиспускания и дефекации.

Измерение окружности головы у детей

Окружность головы измеряют сантиметровой лентой, которую проводят сзади через наиболее выдающуюся точку затылочного бугра, а спереди – по надбровным дугам

Измерение окружности грудной клетки у детей

Для того чтобы измерить переднезадний и поперечный диаметры грудной клетки, пользуются особым циркулем. При измерении переднезаднего диаметра одну ножку циркуля помещают у нижнего конца тела грудины, а другую – на этом же уровне у остистого отростка позвоночника. Для определения поперечного диаметра ножки циркуля устанавливают по средней подмышечной линии на уровне нижнего края грудины.

Измерение окружности живота у детей

измеряют на уровне пупка. Если живот значительно увеличен, измерительную ленту проводят в области наибольшего его выпячивания. Окружность живота у здорового ребенка должна измеряться до еды (большого значения для оценки состояния физического развития ребенка измерение живота не имеет). У больного ребенка такое неоднократное измерение бывает необходимо при наличии заболеваний, при которых происходят изменения в объеме живота (асцит, опухоли, метеоризм и пр.)

Измерение длины туловища у детей

определяют по расстоянию от остистого отростка седьмого шейного позвонка до кончика копчиковой кости. У маленьких детей измерение туловища проводят в положении лежа на боку, у старших – в положении стоя: сантиметровая лента при измерении должна быть плотно приложена к поверхности спины.

Измерение конечностей у детей

Длину конечностей измеряют антропометром Мартина, а при его отсутствии – обычной сантиметровой лентой.

Измерение окружности плеча у детей

определяют по области наибольшего развития двуглавой мышцы (верхней трети плеча). Измерение проводят два раза: сначала при свободно опущенной руке и расслабленных мышцах и затем – при напряженном состоянии мышц. Ребенка просят поднять руку до уровня плеча, и, согнув ее в локте, насколько возможно напрячь мышцы.

Измерение длины ноги у детей

измеряют от большого вертела бедра до уровня подошвы; длину бедра – от большого вертела до коленного сустава; длину голени – от коленного сустава до лодыжки. Окружность бедра измеряют приблизительно на уровне промежности в наиболее широкой части бедра; измерительную ленту проводят горизонтально непосредственно под ягодичной складкой.

Измерение окружности голени у детей

определяют на икроножных мышцах, на уровне их наибольшего объема.


Задание 3. Составьте план-конспект занятия по теме: «Роль гигиены в сохранении здоровья».

Укажите цель, задачи, оборудование, обязательно указывайте цель каждого задания. В заключительной части обязательно подведение итогов. Укажите какие мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развития необходимо планировать.

При написании любого конспекта необходимо придерживаться методических рекомендаций. Цель всегда одна, остальное задачи, которые помогают достичь цели. Занятие разбивается всегда на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Если Вы используете материал из интернет ресурса, то его необходимо перерабатывать. Добавлять свое обязательно.

По возможности проведите занятие. В процессе осуществляйте педагогический контроль, выполните анализ и кратко представьте результаты.

  1. Цель: Привитие и закрепление умений и навыков об основах здорового образа жизни.

  2. Задачи:

  1. Закрепление знаний, умений и навыков личной гигиены:

  • учить правилам гигиены тела;

  • учить соблюдению правил гигиены полости рта и зубов;

  • познакомить с правилами соблюдения гигиены глаз;

  • познакомить с основными правилами ухода за волосами.

  1. Закрепить знания о закаливании

  2. Воспитание среди воспитанников чувства коллективизма и уважительного отношения друг к другу.

  1. План

  1. Гигиена тела.

  2. Гигиена полости рта и зубов.

  3. Уход за волосами.

  4. Закалка.

  5. Фотопрезентация.

Оборудование: компьютер, экран, проектор.

Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Итог занятия был организован в виде игры « Быть чистым хорошо, грязным плохо» так, чтобы в ходе этой игры проверить усвоили ли дети, что чистота это путь к здоровью. 


Пермь - 2022