Файл: Формирование умения использовать основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека в профессиональной деятельности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина:
Практическое занятие 1
Выполнил:
Обучающийся Иванова Кристина Николаевна
Преподаватель:
Наумова Ольга Викторовна
Цель занятия: формирование умения использовать основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека в профессиональной деятельности.
Задание 1.
Заполните таблицу «Понятия возрастной анатомии, физиологии и гигиены»:
Понятие | Определение |
Адаптация | приспособление организмов к условиям окружающей среды, обеспечивающее им выживание. |
Анатомия | наука об особенностях строения отдельных органов и организма в целом. |
Возрастная анатомия | наука, изучающая особенности строения и развития детского организма. |
Возрастная физиология | это наука, изучающая особенности процесса жизнедеятельности организма на разных этапах онтогенеза. |
Гигиена детей и подростков (школьная гигиена) | то медицинская наука, изучающая взаимодействие организма ребёнка с внешней средой с целью разработки на этой основе гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоническое развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей и подростков. |
Зрение | это способность человека воспринимать информацию путём преобразования энергии электромагнитного излучения светового диапазона. |
Кость | Кость – сложный орган, который состоит из костной ткани, надкостницы, костного мозга, кровеносных и лимфатических сосудов, а также нервов |
Онтогенез (греческое «онтос» - сущее, «генезис» - происхождение) | весь период индивидуального развития живого существа от момента оплодотворения яйцеклетки до естественного окончания индивидуальной жизни. |
Организм человека | это сложноорганизованная система многочисленных и тесно взаимосвязанных элементов, объединённых в несколько структурных уровней. |
Осанка | привычное положение тела человека при стоянии, ходьбе, сидении. |
Развитие | это качественные изменения, происходящие в организме, то есть процессы дифференцировки, которые приводят к изменению структурных и функциональных характеристик организма. |
Реакция | любой ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде – от биохимической реакции отдельной клетки до условного рефлекса. |
Режим дня | это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон. |
Рефлекс | опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция орагизма на раздражитель. |
Рост | это количественные изменения, происходящие в живом организме, другими словами, рост подразумевает процессы пролиферадии, сопровождающиеся нарастанием количества биомассы (увеличение количесвта клеток, увеличение размеров клеток, что сопровождается изменением размеров организма, органов). |
Сенсорная система | это совокупность периферических и центральных структур нервной системы, ответсвенных за восприятие сигналов различных модальностей из окружающей или внутренней среды. |
Скелет | структурная основа тела человека, опредеющая его форму и размер. |
Уровни организации живой материи | это условное обозначение, принятое для классификации всех живых организмов. |
Утомление | временное снижение физической и умственной работоспособности. |
Физиология | наука о функциях или процессах жизнедеятельности, протекающих в организме. |
Физическое развитие | это совокупность морфофункциональных свойст организма, определяющих запас его физических сил, выносливость и дееспособность. |
Формообразование | это приобретение организмом характерных, присущих ему форм. |
Задание 2.
Заполните таблицу «Измерения антропометрических показателей физического развития ребенка»:
Название измерения | Техника проведения измерения |
Измерение роста детей раннего возраста | ребенка укладывают на спину таким образом, чтобы его голова плотно прикасалась теменем к поперечной планке ростомера. Голову устанавливают в положение, при котором нижний угол глазницы и верхний край козелка уха находятся на одной линии. Сестра плотно фиксирует голову. Ноги должны быть выпрямлены легким надавливанием левой руки на колени; правой рукой подводят подвижную планку ростомера плотно к подошвам выпрямленных ног. Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствуют росту ребенка. Точность таких измерений ± 0,5 см |
Измерение роста у детей старшого возраста | ребенок стоит на площадке ростомера спиной к вертикальной стойке в естественном выпрямленном положении, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком, руки опущены вдоль тела, пятки вместе, носки врозь. Голову он устанавливает в положении, при котором наружный край глазницы и верхний край козелка уха находятся на одной линии. Необходимо помнить, что между ростом в утренние и вечерние часы существует разница иногда до 1-2 см. |
Взвешивание детей раннего возраста | сначала взвешивают пеленку. Ребенка укладывают на широкую часть лотка головой и плечевым поясом, ножки – на узкую часть лотка. Если ребенка можно посадить, то его сажают ягодицами на широкую часть лотка, ноги – на узкой части. Класть ребенка на весы и снимать с них можно только при закрытых коромыслах весов, стоя лицом к шкале весов. Показатели весов снимаются с той стороны гири, где имеются насечки или вырезки. После записи веса гири ставят на ноль, а коромысло весов – на предохранитель. Для определения веса ребенка необходимо из показаний весов вычесть вес пеленки. Точность взвешивания ±10 мг |
Взвешивание детей старшего возраста | Во время взвешивания раздетый ребенок должен встать неподвижно на середину площадки весов. Коромысло весов состоит из двух шкал, точность взвешивания – 50,0г. Взвешивание рекомендуется проводить утром натощак и желательно после мочеиспускания и дефекации. |
Измерение окружности головы у детей | Окружность головы измеряют сантиметровой лентой, которую проводят сзади через наиболее выдающуюся точку затылочного бугра, а спереди – по надбровным дугам |
Измерение окружности грудной клетки у детей | Для того чтобы измерить переднезадний и поперечный диаметры грудной клетки, пользуются особым циркулем. При измерении переднезаднего диаметра одну ножку циркуля помещают у нижнего конца тела грудины, а другую – на этом же уровне у остистого отростка позвоночника. Для определения поперечного диаметра ножки циркуля устанавливают по средней подмышечной линии на уровне нижнего края грудины. |
Измерение окружности живота у детей | измеряют на уровне пупка. Если живот значительно увеличен, измерительную ленту проводят в области наибольшего его выпячивания. Окружность живота у здорового ребенка должна измеряться до еды (большого значения для оценки состояния физического развития ребенка измерение живота не имеет). У больного ребенка такое неоднократное измерение бывает необходимо при наличии заболеваний, при которых происходят изменения в объеме живота (асцит, опухоли, метеоризм и пр.) |
Измерение длины туловища у детей | определяют по расстоянию от остистого отростка седьмого шейного позвонка до кончика копчиковой кости. У маленьких детей измерение туловища проводят в положении лежа на боку, у старших – в положении стоя: сантиметровая лента при измерении должна быть плотно приложена к поверхности спины. |
Измерение конечностей у детей | Длину конечностей измеряют антропометром Мартина, а при его отсутствии – обычной сантиметровой лентой. |
Измерение окружности плеча у детей | определяют по области наибольшего развития двуглавой мышцы (верхней трети плеча). Измерение проводят два раза: сначала при свободно опущенной руке и расслабленных мышцах и затем – при напряженном состоянии мышц. Ребенка просят поднять руку до уровня плеча, и, согнув ее в локте, насколько возможно напрячь мышцы. |
Измерение длины ноги у детей | измеряют от большого вертела бедра до уровня подошвы; длину бедра – от большого вертела до коленного сустава; длину голени – от коленного сустава до лодыжки. Окружность бедра измеряют приблизительно на уровне промежности в наиболее широкой части бедра; измерительную ленту проводят горизонтально непосредственно под ягодичной складкой. |
Измерение окружности голени у детей | определяют на икроножных мышцах, на уровне их наибольшего объема. |
Задание 3. Составьте план-конспект занятия по теме: «Роль гигиены в сохранении здоровья».
Укажите цель, задачи, оборудование, обязательно указывайте цель каждого задания. В заключительной части обязательно подведение итогов. Укажите какие мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развития необходимо планировать.
При написании любого конспекта необходимо придерживаться методических рекомендаций. Цель всегда одна, остальное задачи, которые помогают достичь цели. Занятие разбивается всегда на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Если Вы используете материал из интернет ресурса, то его необходимо перерабатывать. Добавлять свое обязательно.
По возможности проведите занятие. В процессе осуществляйте педагогический контроль, выполните анализ и кратко представьте результаты.
-
Цель: Привитие и закрепление умений и навыков об основах здорового образа жизни. -
Задачи:
-
Закрепление знаний, умений и навыков личной гигиены:
-
учить правилам гигиены тела; -
учить соблюдению правил гигиены полости рта и зубов; -
познакомить с правилами соблюдения гигиены глаз; -
познакомить с основными правилами ухода за волосами.
-
Закрепить знания о закаливании -
Воспитание среди воспитанников чувства коллективизма и уважительного отношения друг к другу.
-
План
-
Гигиена тела. -
Гигиена полости рта и зубов. -
Уход за волосами. -
Закалка. -
Фотопрезентация.
Оборудование: компьютер, экран, проектор.
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Итог занятия был организован в виде игры « Быть чистым хорошо, грязным плохо» так, чтобы в ходе этой игры проверить усвоили ли дети, что чистота это путь к здоровью.
Пермь - 2022