Файл: 2 Характеристика административного принуждения Административнопредупредительные меры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Административно-принудительные меры являются разновидностью мер государственного принуждения наравне с мерами уголовного, гражданско-правового и дисциплинарного принуждения. При этом не все меры, применяемые в административном порядке, могут быть названы принудительными. Большое количество административных мер, применяемых в сфере реализации органами исполнительной власти своих полномочий, не являются принудительными по своей природе, а представляют собой деятельность, направленную на обеспечение исполнения общеправовых обязанностей (запретов) подвластным субъектом.

Как справедливо отмечает А.И. Каплунов, "нормы права (запреты и обязанности) из обязательных трансформируются в принудительные благодаря способу, обеспечивающему их реализацию в поведении обязанных субъектов". То есть сама по себе правовая обязанность, адресованная неопределенному кругу лиц, обладает лишь косвенной связью с принудительными мерами - подкреплена возможностью государственного принуждения и ориентирована, прежде всего, на возможность и предпочтительность добровольного ее исполнения субъектом правоотношения.

2.2 Признаки мер административного принуждения

Стоит также заметить, что не все принудительные меры, установленные нормами административного права, могут считаться мерами административного принуждения. Административное законодательство также закрепляет дисциплинарно-правовые и общественно-правовые меры принуждения.

В качестве признаков мер административного принуждения могут быть названы:

1. Меры административного принуждения в своей совокупности представляют собой форму, внешнее выражение административного принуждения как метода государственного управления, и в то же время каждая мера в отдельности является способом воздействия, который властвующий субъект избирает для реализации целей административного принуждения при возникновении обстоятельств, предусмотренных нормой права. Применение административного принуждения каждый раз выражается в применении конкретной меры, выбранной из всего многообразия мер административного принуждения.

2. Цель применения мер административного принуждения. Применение мер административного принуждения всегда обусловлено наличием у властвующего субъекта цели обеспечения правопорядка и общественной безопасности, надлежащего исполнения физическими лицами и коллективными образованиями их обязанностей, закрепленных правовыми нормами. В зависимости от видовой принадлежности меры административного принуждения могут иметь основной целью предупреждение правонарушений, прекращение противоправных действий, обеспечение надлежащего осуществления административного процесса, наказание правонарушителя в административном порядке.


3. Правовые основы применения. Виды мер административного принуждения, основания и порядок их применения регулируются в основном административно-правовыми нормами. Притом нормы, регламентирующие административно-принудительные меры, могут содержаться в нормативных актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в законах и подзаконных актах. Также нормы, закрепляющие отдельные меры административного принуждения, содержатся, например, в части первой Налогового кодекса РФ, в Таможенном кодексе РФ, в Гражданском кодексе РФ, что, конечно, не способствует упрощению и повышению эффективности деятельности правоприменителей. В связи с этим в юридической литературе неоднократно ставился вопрос о необходимости кодификации законодательства, регулирующего административное принуждение[14].

4. Основания применения. Меры административного принуждения служат средством реагирования уполномоченного субъекта на совершенное правонарушение и, в то же время, они могут применяться в случаях необходимости обеспечения общественной безопасности, то есть к лицам, не совершавшим правонарушения.

5. Субъект, уполномоченный применять. В литературе не раз указывалось на "множественность" органов и должностных лиц, уполномоченных применять меры административного принуждения, к которым относятся органы управления и действующие от имени органов, организаций и учреждений должностные лица. Между тем применять меры административного принуждения вправе не все органы (должностные лица) исполнительной власти, а лишь уполномоченные на то законом. Такие меры административного принуждения, как административные наказания, применяют также судьи районных судов, судьи арбитражных судов и мировые судьи. Однако в соответствии с правовой природой мер административного принуждения основной формой их реализации остается все же непосредственное применение уполномоченными органами исполнительной власти и должностными лицами. Суды же обладают лишь правом наложения наиболее строгих административных наказаний за совершение административных правонарушений.

6. Относительная простота процессуального оформления большинства административно-принудительных мер (по сравнению с уголовно-процессуальным принуждением). При этом суть мер административного принуждения не сводится к внесудебному (административному) порядку их применения, "скорее, наоборот, природа административных мер предопределила их применение в административном порядке".


7. Объект принудительного воздействия. Меры административного принуждения применяются к физическим лицам и коллективным образованиям в рамках внеслужебного подчинения, что отличает их от мер дисциплинарного принуждения.

Раздел 3. Анализ примеров опыта

Примером может послужить закрепленное ч.2 ст.50 Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в редакции от 30 декабря 2006 года) право должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, давать гражданам и юридическим лицам обязательные предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил и корреспондирующая данному праву обязанность физических и юридических лиц выполнить данные предписания. В данном случае обязанность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц осуществлять свою деятельность согласно существующим санитарным правилам вытекает из права данных субъектов на осуществление определенного вида деятельности. Выданное органом исполнительной власти в ходе осуществления им его прямой функции - контрольно-надзорной деятельности - предписание привести свою деятельность в соответствие с существующими правилами и нормативами не умаляет права и свободы подвластного субъекта и, следовательно, не является принудительной мерой. В случае обнаружения в деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя угрозы жизни и здоровью людей, нанесения существенного вреда окружающей среде к данному субъекту может быть применена принудительная мера в виде временного запрета деятельности.









Заключение
Итак, поставленные во введении к работе промежуточные задачи решены со следующим результатом:

1. Административное принуждение является особой, самостоятельной разновидностью правового принуждения. Административное принуждение играет важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т.д.), использование прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий. Применение административного принуждения обусловлено: во-первых, необходимостью в установленных законом случаях наказать правонарушителей, во-вторых, необходимостью пресечь и, в-третьих, предупредить правонарушения.


2. Основанием применения мер административного принуждения является административный проступок, а в случаях, прямо предусмотренных законодательством, - преступление, не представляющее большой общественной опасности; меры административного принуждения применяются к лицам и органам, в отношении которых субъект административной власти не является вышестоящим в порядке подчиненности и не обладает по отношению к ним административной властью; субъект административной власти и нарушитель не являются членами одного коллектива и последний непосредственно не подчинен по службе тем, кто применяет к нему меры административного принуждения; административное принуждение осуществляется органами государственного управления и только в некоторых специальных случаях народными судами (судьями), органами общественных организаций (технические и правовые инспекторы профсоюзов и т.п.), но в порядке, установленном номами административного права; являются результатом реализации государственно-властных полномочий и состоит в понуждении к исполнению гражданами и должностными лицами установленных правовыми нормами юридических обязанностей; применяется для прекращения противоправных действий, наказания нарушителей в административном порядке, обеспечения общественной безопасности и установленного правопорядка; осуществляется в рамках административно процессуальных норм; способствует профилактике преступлений; осуществляется на строго правовой основе.

3. Система мер административного принуждения состоит из трех самостоятельных подразделений:

1.административно-процессуальные;

2.административно-предупредительные;

3.административно-правовые санкции.

Особенности административно-предупредительных мер:

- административно-предупредительные меры являются средством охраны общественного порядка и безопасности;

-административно-предупредительные меры применяются с целью предупредить возможность совершения правонарушения;

- административно-предупредительные меры не связаны с совершением административного правонарушения.

- Административно-предупредительные меры предшествуют применению иных мер.


Меры административного взыскания представляют собой вид юридической (административной) ответственности, применяется за совершение определенных правонарушений. Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе законопослушного гражданина, а также предупреждения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Особенности мер административного пресечения:

- применяются для немедленного пресечения нарушения закона;
- носит волевой и достаточно жёсткий характер;
- носит как правило кратко временный характер;
- применяются различными исполнительными органами.

Библиографический список


Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (с поправками от 30.12.2008) // Российская газета. 21.01.2009.

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.02.2014) // СПС «Консультант-Плюс».

3. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // СПС «Консультант-Плюс».

4. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) «О чрезвычайном положении» // СПС «Консультант-Плюс».

5. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СПС «Консультант-Плюс».

6. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об охране окружающей среды» // СПС «Консультант-Плюс».

7. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СПС «Консультант-Плюс».

8. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «О полиции» // СПС «Консультант-Плюс».

9. Федеральный закон от 06.04.2011 N 64-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // СПС «Консультант-Плюс».

10. Федеральный закон от 11.07.2011 N 207-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС «Консультант-Плюс».

11. Постановление Правительства РФ от 26.06.2008 N 475 (ред. от 18.11.2013) «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» // СПС «Консультант-Плюс».