Файл: Методическое пособие по дисциплине Материаловедение для студентов заочного отделения специальности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
министерство ОБРАЗОВАНИЯ И науки алтайского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«РУБЦОВСКИЙ АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
методическое пособие
по дисциплине: Материаловедение для студентов заочного отделения специальности:
21.02.17 – Подземная разработка месторождений полезных ископаемых
21.02.18 – Обогащение полезных ископаемых
Разработал преподаватель: Рау Г.К.
В каждом разделе по 10 вариантов.
Контрольная работа состоит из семи заданий, которые приведены в таблице распределения заданий по вариантам.
Номер варианта контрольной работы должен соответствовать цифре шифра студента.
Для выполнения контрольной работы необходимо иметь следующую литературу:
1 Б.А. Кузьмин и др. Технология металлов и конструкционные материалы. М.: Машиностроение,
2 Б.А Кузьмин, А.И. Самохоцкий Металлургия, металловедение и конструкционные материалы. М.: Высшая школа,
3 В.М. Никифоров Технология металлов и конструкционные материалы. Л.: Машиностроение,
4 А.М. Пейсахов Материаловедение . Конспект лекций. Санкт-Петербург .: Михайлова В.А,
Таблица распределения заданий по вариантам
№ шифра | Разделы | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
варианты | |||||||
1 | 1 | 10 | 5 | 6 | 3 | 4 | 9 |
2 | 3 | 5 | 8 | 8 | 7 | 1 | 4 |
3 | 2 | 3 | 1 | 1 | 4 | 10 | 2 |
4 | 5 | 7 | 3 | 4 | 8 | 2 | 1 |
5 | 7 | 1 | 7 | 2 | 9 | 9 | 3 |
6 | 10 | 4 | 2 | 3 | 1 | 7 | 4 |
7 | 8 | 8 | 10 | 5 | 7 | 3 | 1 |
8 | 4 | 6 | 9 | 7 | 2 | 5 | 10 |
9 | 6 | 9 | 4 | 1 | 5 | 8 | 6 |
10 | 9 | 2 | 8 | 4 | 3 | 1 | 2 |
11 | 8 | 3 | 3 | 9 | 6 | 4 | 4 |
12 | 3 | 10 | 6 | 2 | 4 | 6 | 5 |
13 | 1 | 5 | 5 | 8 | 7 | 10 | 3 |
14 | 7 | 8 | 10 | 6 | 10 | 2 | 7 |
15 | 4 | 4 | 1 | 7 | 1 | 5 | 8 |
16 | 6 | 9 | 7 | 3 | 2 | 8 | 9 |
17 | 2 | 7 | 8 | 4 | 5 | 7 | 1 |
18 | 5 | 1 | 4 | 9 | 9 | 3 | 2 |
19 | 9 | 10 | 9 | 1 | 3 | 9 | 5 |
20 | 10 | 6 | 2 | 5 | 6 | 4 | 7 |
21 | 9 | 2 | 6 | 10 | 4 | 10 | 8 |
22 | 6 | 9 | 5 | 2 | 8 | 1 | 10 |
23 | 2 | 3 | 8 | 10 | 1 | 6 | 4 |
24 | 5 | 10 | 1 | 4 | 10 | 9 | 6 |
25 | 1 | 4 | 7 | 5 | 5 | 7 | 3 |
26 | 4 | 2 | 10 | 9 | 9 | 3 | 7 |
27 | 7 | 8 | 4 | 10 | 4 | 10 | 5 |
28 | 8 | 6 | 3 | 3 | 10 | 5 | 8 |
29 | 3 | 1 | 6 | 7 | 8 | 8 | 1 |
30 | 10 | 5 | 9 | 8 | 2 | 9 | 9 |
31 | 4 | 7 | 2 | 6 | 7 | 2 | 6 |
32 | 2 | 9 | 7 | 10 | 9 | 4 | 10 |
33 | 7 | 4 | 10 | 2 | 6 | 6 | 7 |
34 | 10 | 2 | 3 | 1 | 1 | 3 | 8 |
35 | 1 | 3 | 4 | 8 | 8 | 7 | 5 |
36 | 8 | 6 | 5 | 5 | 3 | 1 | 3 |
37 | 5 | 7 | 1 | 2 | 5 | 5 | 10 |
38 | 3 | 8 | 6 | 3 | 6 | 2 | 6 |
39 | 6 | 1 | 2 | 6 | 2 | 10 | 2 |
40 | 9 | 5 | 9 | 9 | 10 | 6 | 9 |
Общие методические указания по выполнению
контрольной работы
Выполнение контрольной работы следует начинать с изучения методических указаний.
Рекомендуется сначала внимательно прочитать вопрос задания, методические указания по его выполнению, а затем в рекомендованной литературе найти соответствующий материал. Повторно прочитать вопрос и убедиться в соответствии найденного материала к поставленному в задании вопросу.
Ответы на вопросы должны конспективно, то есть кратко, но полностью освещать материал, помещенный в методических указаниях и рекомендованной в пояснительной записке литературе. Может быть использована и другая литература, но ответы на вопросы задания должны охватывать материал, по содержанию не меньший данного в указанной литературе.
Если возникнут затруднения в понимании какого-либо вопроса или в ответе на него, следует обратиться за устной консультацией к преподавателю или написать в техникум с просьбой дать письменную консультацию.
Контрольная работа выполняется в отдельной тетради с полями 3 см и пронумерованными страницами; высылается в техникум в соответствии с учебным графиком.
Контрольная работа должна быть написана разборчивым почерком и аккуратно.
Вопросы контрольной работы переписываются по порядку, полностью и подчёркиваются.
На каждый переписанный вопрос сразу же даётся ответ.
После каждого ответа на вопрос остаётся незаполненное пространство 3 – 5 см, а в конце работы 1 страница для рецензии.
Если тетради для выполнения контрольной работы не хватает, то в ней необходимо подшить или подклеить дополнительные листы.
Чертежи, диаграммы, схемы, графики, рисунки выполняются карандашом или тушью на отдельном листе нелинованной бумаги (но не на кальке или миллиметровке) в соответствии с ЕСКД и с применением чертёжных инструментов (циркуль, линейка и т.д.), а затем вклеиваются или подшиваются в текст ответа, но не в конце тетради.
Надписи делаются чертёжным шрифтом.
Чертежи, выполненные на отдельных листах по размерам, превышающим формат тетради, складываются так, чтобы они не выходили за её край.
В конце работы даётся перечень используемой литературы с указанием года издания, ставится подпись, дата выполнения.
Если работа выполнена с опозданием, то указывается причина задержки.
После выполнения работы следует проверить: полностью ли она соответствует требованиям методических указаний.
Высланная из техникума наклейка, помещается на лицевой стороне обложки тетради. Следует заполнить все графы, за исключением граф, касающихся рецензирования (фамилии преподавателя, оценки, даты и подписи).
Имя, отчество, адрес студента пишутся полностью.
При отсутствии наклейки текст её пишется полностью самим студентом
В не зачтенной работе ответы дорабатываются на оставшихся в тетради чистых листах или дополнительных, вклеенных или подшитых в конце тетради, которая после доработки повторно высылается на рецензию. В этом случае наклейка на тетради заменяется на новую. В не зачтённой работе должны быть сохранены все данные в ней замечания.
Если, согласно рецензии, не зачтённая контрольная работа должна быть выполнена повторно или по другому варианту, то она высылается на повторную рецензию вместе с вновь выполненной.
Работы, выполненные не в соответствии с требованиями методических указаний или без учета указаний, данных в рецензиях по предыдущим работам, не зачитываются.
Если в данном учебном году произошли изменения в содержании или количествах контрольных работ, то студенты, оставленные на второй год, все работы выполняют заново, согласно новой учебной документации.
Методические указания по выполнению
контрольной работы
Раздел 1 Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов
Цель работы:
1 Научиться определять по диаграмме структуру железоуглеродистых сплавов
2 Иметь представление о процессах формирования структуры при нагреве и охлаждении.
Задание:
1 Выполнить индивидуальную работу по теории диаграммы Fe – Fe3C
Общие сведения
Диаграмма Fe – Fe3C
Диаграмма состояния железо – углерод (рисунок 1.1)даёт возможность изучить, какие изменения при нагревании и охлаждении происходят в железоуглеродистых сплавах. Она называется равновесной, так как описывает все структурные превращения, имеющие место только при медленном охлаждении.
Железоуглеродистые сплавы промышленного значения – это стали и чугуны.
Основными компонентами в сталях и чугунах являются железо и углерод. Остальные элементы (примеси) не оказывают существенного влияния на положение критических точек и линий диаграммы. Поэтому железоуглеродистые сплавы рассматриваются как двойные сплавы и для них строят диаграмму из двух компонентов.
На горизонтальной оси диаграммы откладывается процентное содержание составляющих компонентов: в начальной точке – 100% железа и 0% углерода, затем концентрация углерода увеличивается.
Диаграмма заканчивается при содержании углерода 6,67%, что соответствует составу химического соединения железа с углеродом – цементита (Fe3C). По этой причине вторым компонентом диаграммы следует считать не углерод, а цементит, количество которого, при изменении углерода от 0 до 6,67%, увеличивается от 0 до 100%.
На вертикальных осях откладываются температуры: на начальной вертикали - критические точки чистого железа, на конечной вертикали – цементита. Между этими вертикалями расположены сплавы. Стали, занимают область диаграммы, простирающуюся до концентрации углерода 2,14%, чугуны – от 2,15 до 6,67%.
Критические точки, соответствующие превращениям в сталях и чугунах, соединены плавными линиями.
Рисунок 1.1 – Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов
Компоненты диаграммы
Основными компонентами диаграммы являются железо и цементит:
Железо – мягкий металл светло-серого цвета с плотностью ρ = 7,68 г/см3.Важной особенностью железа является ферромагнетизм, т.е. способность сохранять остаточную намагниченность при выключенном магнитном поле. При нагреве до температуры 768 о С (точка Кюри) происходит утрата ферромагнитных свойств (β – превращение) и железо переходит в парамагнитное состояние.
Железо дважды испытывает полиморфные превращения. До температуры 9110С железо существует в виде α- модификации и имеет ОЦК решетку.
При 9110С имеет место первое полиморфное превращение:Feα → Feγ. Модификация Fe имеет ГЦК решетку и существует вплоть до температуры плавления, которая составляет 15390С.
Железо, содержащее 0,1 – 0,2℅примесей, характеризуются следующими механическими свойствами:
Предел прочности , σв, МПа
Предел текучести, σт, МПа
Относительное удлинение, δ, ℅
Твердость, НВ
Цементит (Ц) – Химическое соединение железа с углеродом. Формула цемента (карбида железа) Fe-Fe3C. Температура плавления- 12370С. Кристаллическая решётка сложная, ромбическая. Полиморфизмом не обладает. Твёрд (800 НВ), хрупок (δ → 0).
Фазовый состав системы Fe- Fe3C
В системе Fe- Fe3C встречаются однофазные и двухфазные структуры. К однофазным структурам относятся твёрдые растворы
феррит и аустенит и химическое соединение- цементит.
К двух фазным структурам относятся эвтектическая ( ледебурит) и эвтектоидная (перлит) механические смеси.
Однофазные структуры
Феррит (Ф) - занимает на диаграмме область GPQ и представляет собой ограниченный твердый раствор внедрения углерода в Feα. Как и Feα, имеет ОЦК решётку. Растворимость углерода в феррите невелика: 0,025℅ при температуре7270С и 0,006%- при комнатной температуре. Механические свойства феррита практически не отличаются от свойств технического железа, т.е. он пластичен и имеет низкую твёрдость (80 НВ).
Аустенит (А) занимает на диаграмме область NJESG, это ограниченный твёрдый раствор внедрения углерода в Feỵ, имеет ГЦК решётку, в которой углерода растворяется значительно больше, чем в ОЦК решётке. Максимальная растворимость углерода в аустените – 2,14℅ при температуре 11470С и 0,8℅ при температуре 7270С. Твёрдость аустенита 160- 200 НВ, т.е. аустенит более прочен, чем феррит, и как твёрдый раствор - пластичен.
Цементит (Ц) - присутствует на диаграмме в виде цементита первичного, вторичного и третичного, которые отличаются только условиями образования и формой выделения.
Первичный цементит (Ц1) - кристаллизуется из жидкого расплава в области CDF в виде сетки (оболочки) вокруг зёрен аустенита.
Вторичный цементит (Ц2) - выделяется из аустенита в области линии SE вследствие уменьшения растворимости углерода в аустените от 2,14℅ до 0,8℅ в виде сетки (оболочки) вокруг зерен аустенита.
Третичный цементит (Ц3) - выделяется из феррита в области линии QP вследствие уменьшения растворимости углерода в феррите от 0,025% до 0,006% в виде мелких точечных включений по границам и телу ферритного зерна.
Все разновидности цементита – Ц1, Ц2, Ц3- имеют одинаковую формулу – Fe3C, одинаковый состав – 6,67% С и не отличаются по свойствам – высокая твёрдость (800 НВ) и хрупкость (δ → 0).
Двухфазные структуры
Ледебурит (Л) – Эвтектическая смесь, состоящая из аустенита и цементита при t > 727оС и перлита и цементита при t < 727о С . Образуется из жидкого расплава при температуре 1147оС и концентрации углерода 4,3 %. По твердости уступает цементиту (600НВ)