ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сергей Леонидович Рубинштейн
(1889-1960 гг.)
Сергей Леонидович Рубинштейн – советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии.
Сергей Леонидович родился 6 (18) июня 1889 года в Одессе, в семье адвоката. В 1908 году он окончил Ришельевскую гимназию с золотой медалью. Высшее образование он решил получать в Европе.
С.Л. Рубинштейн был одним из создателей новой психологической школы, руководивший в свое время научными исследованиями на кафедре психологии МГУ и в институте общей и педагогической психологии.
С.Л. Рубинштейну принадлежит заслуга написания первого и единственного в нашей стране по фундаментальности содержания и широте охвата психологической проблематики труда под названием «Основы общей психологии».
Рубинштейн разрабатывал философские проблемы психологии, сформулировал важнейшие методологические принципы психологии. Один из них – принцип единства сознания и деятельности – составил основу деятельного подхода в психологии.
Статья «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» (1934) была удостоена Государственной премии и получила высокие оценки в рецензиях ведущих отечественных психологов.
В своей статье Рубинштейн подверг глубокому анализу кризис, переживаемый зарубежной психологией. В его материале раскрывается марксистская концепция человеческой деятельности, сознания и личности, утверждается принцип единства сознания и деятельности.
В 50-е годы Рубинштейн сформулировал принцип детерминизма и раскрыл его на материале экспериментальных исследований мышления.
Завершающая работа Рубинштейна, соединившая изучение психологии личности с проблемой её бытия в мире и нравственной природой человеческой жизни, осталась незаконченной и была опубликована под названием «Человек и мир» в 1973 году.
Идеи Рубинштейна прочно вошли в методологический фонд отечественной психологии. Они
остаются для нас источником познания, являясь продолжением личности ученого и объективируясь в его творчестве.