Файл: Клиническая практика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 231

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


___388

Понятие анонимности появилось в нескольких из Двенадцати Традиций программы, так же как и в названии организации. Анонимность была важна в то время, когда АА были организованы, по меньшей мере по трем причинам: (1) алкоголизм всё еще рассматривался большинством как постыдное состояние - алкоголики, очевидно, не слишком хотели обнародовать свою позорную стигму; (2) настояние на том, чтобы выздоравливающий алкоголик не называл себя открыто членом группы, защищало репутацию АА, если этот человек возвращался к пьянству; (3) временно подвергнутое дефляции эго имело тенденцию к опасной реинфля-ции, когда выздоравливающий алкоголик пытался стать представителем движения.

Сейчас Анонимные Алкоголики привлекают самых разнообразных индивидов. Многие их нынешние участники не являются грандиозными, центрированными на себе личностями. Многие использу ют одну или несколько других защит от стыда -например, отрицание, уход и перфекционизм. Общим знаменателем для них является то, что большинство из них чувствует себя чем-то меньшим, чем человек, чем-то, в целом, неприемлемым для "нормальных" людей. Такие индивиды нуждаются в возможности испытать чувство принадлежности к сообществу, в котором они будут приняты безоговорочно. Для одних Анонимные Алкоголики предлагают хороший шанс принадлежать чему-то большему, чем они сами. Для других АА действуют как переходное сообщество, предлагающее первую возможность наслаждаться товариществом и чувствовать себя ценными и желанными. Этот целительный опыт обеспечивает им силы, чтобы они смогли в конце концов вновь присоединиться к большему

___389

сообществу и найти свое место в семье, среди друзей и сослуживцев.

Закрытые встречи формата АА кажутся прямо созданными для глубоко стыдящихся индивидов. На этих сессиях в каждый момент времени может говорить только один человек; каждый говорит то, что у него на душе, и затем "передает" слово следующему. Самое важное - это то, что не разрешена ни критика, ни похвала. Такое правило является следствием концепции, что раз все члены равны ("В АА нет экспертов"), то никто не имеет права говорить другим, что делать. Хрупкое порой эго выздоравливающих алкоголиков лучше сохранять в атмосфере принятия, чем критицизма.

Традиция спонсорства - другой аспект Анонимных Алкоголиков, который помогает излечению стыда. Участников побуждают находить опытных трезвых индивидов, которые согласятся выступить в роли ментора Спонсор должен быть достаточно заинтересован в личности, которую он спонсирует, чтобы предлагать рекомендации о том, как остаться трезвым и как вести трезвую жизнь. Спонсорство позволяет выздоравливающему узнать, что он значим для другого, что кто-то другой последовательно заботится о нем. Однако спонсор не ручается ни за то, что у недавно протрезвевшего индивида не будет трудностей, ни за поддержку в случае срыва; отношения держатся на взаимной надежде и умеренной гордости.


Двенадцать шагов и стыд

Двенадцать шагов (Анонимные Алкоголики, 1976) представляют собой сердцевину философии этой организации. Ни одно из наставлений не ис-

___390___391

пользует прямо термина "стыд". Таким образом, нижеследующие комментарии являются только заключениями о том, как эти шаги могут помогать выздоравливающим алкоголикам в проработке стыда. Другие авторы (Ramsey, 1987; Roy се, 1981) отмечали ранее, что шаги полезны для стыдящегося индивида.

Первый шаг гласит: "Мы признаем свое бессилие перед алкоголем - наши жизни стали неуправляемыми". Я считаю, что первая часть этого шага имеет отношение к теме стыда. Быть бессильным -значит принять ограничения человеческого состояния, понять, что существуют определенные неизбежные вещи, которые никто не может контролировать. Алкоголь - одна из тех вещей, отсутствие контроля над которыми должен осознать алкоголик. Однако алкоголь или наркотики - только примеры ограниченности, существует еще множество предметов, которыми никто полностью не управляет, такие как продолжительность жизни. Фокус АА на бессилии не означает, что у алкоголика есть оправдание, чтобы не делать того, что он может, чтобы не пить. Ramsey (1987) замечает: "Многие люди путают понятия "быть бессильным", "потерять надежду" и "быть беспомощным" с понятием "ничего не стоить"". Парадоксально, но, когда алкоголик принимает свое бессилие перед алкоголем, он может стать способным больше заботиться о своих потребностях, принимая помощь других людей и, возможно, высшей силы.

Подчеркивание Анонимными Алкоголиками бессилия предлагает выход из стыда для того, кто безуспешно боролся за то, чтобы остаться трезвым. Тот, кто действительно бессилен, не должен чувствовать себя дефективным (как человек, имеющий

силу и власть), если терпит неудачу в попытках действовать эффективно. Считать проблемой то, что ты недостаточно хорош, просто неуместно, когда принимаешь свое бессилие. Алкоголик, который принимает первый шаг, может сказать себе: "Я - человек, понимающий, что некоторые вещи в жизни находятся вне моего контроля. Я не должен чувствовать стыда из-за того, что я не совершенен. Я алкоголик, но я не стыжусь".

Многие другие шаги включают в себя обращение к стыду, хранящемуся глубоко в сердце алкоголика. Например, Третий шаг - "Мы приняли решение доверить нашу волю и жизнь Богу, как мы его понимаем" — поощряет выздоравливающего отказаться от каких-либо иллюзий, которые он мог сохранить, по поводу того, что он может распоряжаться этим несчастьем сам. Позже, на Седьмом шаге, когда индивид "смиренно просит Его исправить наши недостатки", алкоголика опять приглашают признать ограничения человеческой природы и принять помощь.



К счастью, возможно принадлежать к Анонимным Алкоголикам без того, чтобы присягнуть ка-кой-либо концепции духовности или религии.. АА обращаются к изначальной проблеме духовной пустоты, которая беспокоит многих алкоголиков, да и неалкоголиков тоже. Стыдящиеся индивиды склонны приходить в замешательство и испытывать духовное беспокойство, потому что не могут найти в мире места для себя. Они не принадлежат. Их де-фективность дисквалифицирует их как из компании других людей, так и из любой связи с большей вселенной. Им трудно открывать смысл своей жизни, потому что не может быть никакого смысла в ошибке. Стыдящиеся люди бегут от себя, зачастую

___392___393

в аддикцию, потому что они убедились, что в них нет ничего ценного.

Александр Лоуэн (1975), обсуждая понятие "смирения", находит, что оно лучше всего проинтерпретировано Анонимными Алкоголиками. Он утверждает, что "Смирение - это признак человека, который принимает себя... понимая, что является уникальной индивидуальностью, он также осознаёт, что он. - часть большего порядка. И, поскольку он понимает, что его существование и функция -в ведении сил, находящихся вне его личности, он ощущает, что эти силы, природные и социальные, также находятся внутри него и являются частью его бытия" (Lowen, 1975).

Анонимные Алкоголики и вина

Вина обсуждается Анонимными Алкоголиками более прямо, чем стыд. Возможно, это происходит оттого, что моральное поведение - центральный интерес как для алкоголика, так и для общества. Преступления против социального порядка пугают других. Выздоравливающее химически зависимое лицо должно разобраться с этими нарушениями, прежде чем сможет полностью вернуть себе хорошее положение в обществе.

Процесс искупления очень поощряется Анонимными Алкоголиками. Шаги с Восьмого по Десятый ("Мы составили список всех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними"; "Мы лично возместили причиненный ущерб этим людям, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-нибудь другому"; "Мы продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сра-

зу признавали их") говорят алкоголику, что его собственное личное выздоровление неизбежно под

разумевает исправление любого вреда, причиненного другим. В то время как Восьмой и Девятый

шаги фокусируются на ущербе, нанесенном в алкогольном периоде, Десятый шаг напоминает выздо

равливающему, что моральное выздоровление -пожизненный процесс. АА утверждают, что выздо


равливающий будет чувствовать намного меньшуювину, когда откорректирует прошлые ошибки и приг

мет обязательство жить позитивной этической жизнью, будучи трезвым. Подразумевается, что неуда

ча в попытке вести моральную жизнь может запросто способствовать срыву, так как чувство вины со

крушает любые достижения в области чувства собственной ценности. Второй шаг программы АА может интерпретироваться как направленный и на стыд, и на вину. Таковы же Четвертый и Пятый ("Мы глубоко и бесстрашно проанализировали свою жизнь с моральной точки зрения" и "Мы признали перед Богом, собой и хотя бы еще одним человеком истинную природу наших заблуждений"). Несмотря на термин "моральной", большинство включает в свои списки дефектов характера пункты типа лени, жадности и ложной гордости. Мы опять видим перекрывание понятий вины и стыда в реальной жизни: вряд ли индивид перестанет когда-либо спрашивать себя, является ли отдельная проблема тем или другим. Человек, испытывающий боль, обычно хочет знать, как изменить свою жизнь, чтобы чувствовать меньший дискомфорт. Любые фундаментальные изменения в его "характере" почти наверняка будут включать обе темы - и вины, и стыда.

___394___395

Выздоравливающий алкоголик

Двенадцатый шаг программы АА предлагает видение того, как тому, кто полностью проанализировал свою жизнь, следует действовать после выздоровления. Он гласит: "Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы постарались донести смысл наших идей до других людей и применять эти принципы во всех наших делах". Выздоровление кажется состоящим из трех первичных компонентов, кроме абстиненции: (1) духовный опыт; (2) вовлеченность в сообщество выздоравливающих; (3) повседневная моральная деятельность.

Я уже упоминал тему духовности раньше в этой главе. Те консультанты, которые стесняются этого понятия или сомневаются в нем, могут помогать своим клиентам,, рассматривая духовность как жизненную силу. Это вопрос скорее духа, чем религии. Вопросы, которые я задаю своим клиентам по поводу их духа, следующие: "Что из того, что ты Делаешь, увеличивает твою жизненность?", " Когда ты чувствуешь себя наименее живым?", "Как алкоголь или наркотики удаляют из тебя дух?" и "Что придает смысл тому, что ты делаешь?". Эти вопросы могут помочь понять, что жизнь, которую они вели, бездуховна. Они служат активному алкоголику приглашением исследовать свой способ жизни, а выздоравливающему - продолжать расти.


Часть плана выздоровления АА - выход к другим алкоголикам. Человек, посещающий встречи и желающий проводить время с другими нуждающимися в помощи, вылечивается от стыда в процессе этого. Уход и изоляция - защитные действия, направленные на то, чтобы никто не мог увидеть стыда. Выздоравливающего алкоголика поощряют к

выходу из этого состояния ничтожества через действие - заботу о других. Трудно стыдиться своей тотальной неадекватности, будучи полезным и компетентным. Анонимные Алкоголики предлагают выздоравливающим важное место в сообществе.

Выздоравливающего просят практиковать набор принципов во всех своих действиях. Этот процесс успокаивает чувство вины за прошлое и минимизирует возможность вины в настоящем. Такой человек, вероятно, будет переживать чувство моральной состоятельности. Он сможет уважать себя больше, потому что действует последовательно и ответственно.

Резюме

Анонимные Алкоголики внесли замечательный вклад в благосостояние людей, выздоравливающих от алкоголизма. Анонимные Алкоголики помогают понять, что выздоровление от алкоголизма - долговременный процесс, который только начинается с абстиненции. Недавно протрезвевший индивид должен каким-то образом найти эффективные способы обращения с сильно поврежденным понятием о,себе. Стыдом и виной скорее нужно управлять, чем игнорировать их. Очень важно, чтобы алкоголик не посчитал, что, прекратив пить, он никогда вновь не почувствует себя виновным или стыдящимся. Анонимные Алкоголики предлагают в высшей степени структурированный подход к уменьшению стыда и вины. Анонимные Алкоголики, возможно, не являются решением для всех, но объяснение клиентам ценности этой организации направляет их внимание на необходимость обращения к проблемам стыда и вины.

16. Финальные замечания

___397

С. Wright Mills (1956) однажды написал, что любую книгу можно суммировать в одном предложе-нии, то есть открыть одну мысль, которая наилучшим образом описывает сложную проблему. Это было бы гораздо проще сделать, если бы стыд и вина имели простую причинную связь с алкоголизмом. К несчастью, ситуация не такова: невозможно основательно утверждать, что стыд или вина - причины алкоголизма, или что алкоголизм - причина стыда и вины. Самое большее, что можно сказать, -это то, что они сильно способствуют друг другу. Глубоко стыдящийся человек может обнаружить, что алкоголь облегчает его боль, тогда как виновный пьет, чтобы снять с себя ответственность. Это решение, как ни печально, может принести временный успех, но в конце концов алкоголик начнет страдать от негативных последствий пьянства. Эти проблемы усиливают его чувства стыда и вины. Другими словами, алкоголизм находится в циркулярной связи со стыдом и виной.