ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 236
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
j Дэн был взрослым ребенком алкоголика, женатым на другом взрослом ребенке, который имел серьезные трудности в общении, будучи очень отвергающим. Дэн часто манипулировал другими, чтобы удовлетворить свои потребности. Когда его попросили представить свое прошлое, он сделал очень
___379
похожего на живого мужчину, сидящего, согнувшись от стыда и прикрывая свои гениталии.' Так Дэн рассказал мне о своем стыде и об отвержении своей презрительной алкоголичкой-матерью и своей гневливой женой; через глину он сказал об этом также и себе. Каждую неделю он немного выпрямлял согнутую фигуру, пока через четыре недели глиняный человек не стал сидеть прямо, разминая кусок глины в собственных руках. Продолжая работать, Дэн сделал фигурку себя, волокущего каноэ в одиночку, а затем фигурки себя и своей жены, сидящих и гребущих в каноэ вместе. Этим Дэн выразил желание более близких отношений, и его жена ответила согласием реально совершить с ним путешествие на каноэ.
Визуализация самости
Существуют случаи и личности, для которых нужно пережить опыт стыда, чтобы он мог быть проработан. В то же время, есть другие, более хрупкие индивиды, которым нужно отыскать доступ на путь проработки стыда без того, чтобы возникли сильные чувства. Это могут быть те, кто считает свои собственные потребности чуждыми и ужасными, а себя, в чем-то нуждающегося, - злым и бесчеловечным. Также сюда относятся те, кто не может вынести переживания стыда, поскольку в настоящий момент находится в кризисе, который требует сохранения контроля.
Визуализация играет важную роль, позволяя клиенту метафорически исследовать самость такой, какова она сейчас. Это может позволить клиенту увидеть те части себя, которые он похоронил, не вызывая в нем чувства ужаса и стыда, которого он по необходимости избегает.
___380___381
Техники визуализации, полезные в лечении стыда и вины, следующие:
1. Визуализация собственного сердца клиента, каконо выглядит и ощущается, и проведение активной интервенции, где это необходимо (например, представление дружелюбного костра, согревающего заледенелое голубое сердце стыдящейся, окоченевшей личности).
2. Визуализация себя в соответствующем возрасте, стоящим у дома своего, детства и видящим себя взрослого, вмешивающегося, чтобы спасти ребенка от опасности.
3. Визуализация ребенка внутри себя взрослого, говорящего нынешнему взрослому о своих отребностях.
4. Визуализация себя в виде Алисы в Стране чудесили белого кролика, залезающего в нору, а затем отслеживание того, что происходит в клиенте метафорическим путем.
5. Визуализация света позади глаз клиента, медленно плывущего вниз, во внутреннюю тьму, чтобы осветить то, что находится внутри.
Чувство вины взрослых детей алкоголиков
Члены химически зависимых семей ведут себя таким образом, который порождает чувство вины. В частности, они- поддерживают постоянный личный контроль, наказывают даже за мысли о проступке, обвиняют без объяснений и подчеркивают ответственность каждого за поведение всей семьи.
Такое поведение увеличивает ответственность взрослого ребенка - ответственность, которая про-
питывает всю его жизнь, так что даже маленькое событие вызывает чрезмерное чувство вины. Оно появляется даже тогда, когда индивид не может изменить и исправить ход событий. Это чувство вины вносит свой вклад в сильное негодование, которое присутствует во многих взрослых детях под налетом чрезмерной ответственности или незаинтересованности в семье.
Прямые проявления чувства вины чаще всего можно проработать, обсуждая ситуацию и помогая взрослому ребенку идентифицировать и изменить проблематичное поведение, или осознать то, что он может сейчас исправить проступки прошлого.
Однако некоторые взрослые дети, кажется, не хотят расставаться со своим чувством вины. Мотивы этого цепляния могут быть сложными. В некоторых случаях чувствовать себя виноватым более приемлемо, чем признать то, что взрослый ребенок не властен изменить поведение своей семьи. Беспомощность перед лицом такой болезненной проблемы, как химическая зависимость, может глубоко пугать человека, в связи с чем он будет нуждаться в отрицании. Некоторые взрослые дети цепляются за чувство своей виновности в том, что их обижали меньше, чем других членов семьи. Другие, кажется, предпочитают скорее быть виноватыми, чем позволить себе выразить гнев и обиду, неприемлемую для семьи. В этих случаях вина (и спрятанное за ней негодование) часто приводит к компульсивному поведению, которое помогает избегать чувств. В некоторых случаях человек вырабатывает способ жизни, который базируется на сохранении и постоянном воссоздании вины в самом себе и в своей семье. Тогда полная вины и обиды персона обычно выбирает для себя положение му-
___382
ченика, причем самонаказующая жертвенность сопровождается жалобами с позиции собственной праведности.
Творческие методы для работы с чувством вины
С таким проявлением чувства вины в терапии зависимостей можно работать творчески. Самые эффективные тактики, по моему опыту, следующие:
1. Украденная ответственность;
2. Конкурс вины;
3. Мраморные шарики и картофелины.
Украденная ответственность
Простейшая из этих техник — рефрейм виноватой, пособничающей персоны как такой, которая "отбирает" у других членов семьи по праву им принадлежащие обязанности. Когда виноватый делает работу за других, берет на себя эмоциональную ответственность за прошлые события, породившие нынешний кризис или когда он оправдывает безответственность других членов семьи, будет полезным прямо заявить, что всё это — особенные способы, с помощью которых пособник крадет ответственность, которая принадлежит другим. Подразумевается, что, ведя себя подобным образом, они невольно оказываются в роли вора, который нарушает право других людей быть ответственными. Быть нарушителем чужих прав - очень некомфортная позиция для вечно виноватого праведника. Ясно, что взрослый ребенок должен найти способ вести себя "лучше" - так, чтобы чувствовать меньше вины. Когда он учится этому, становясь менее
___383
гиперответственным, он уменьшает чувство вины за воровство. Клиент, и без того кругом виноватый, не захочет добавлять к ноше своей жизни новую тяжесть - звание "вора". Принимая такой реф-рейминг своего поведения, он часто может отпустить иррациональную вину вместе с обязанностями, которые принял на себя с детства. И порой смена только одного ключевого способа поведения человека приводит к прочным изменениям во всей семье.
Конкурс вины
В групповой терапии взрослых детей обычно встречаются несколько персон, контролирующих и виноватых, которые подзаводят друг друга. Пока члены группы говорят об "отпускании", они продолжают сетовать на то, что всё еще чувствуют себя виноватыми в поведении других людей, как в своем собственном. Затем они обычно говорят, что не знают, как изменить это отношение. Научение и поддержка отчужденности очень трудны в группе с четырьмя или пятью такими слишком ответственными индивидами. Интервенция, которая достаточно сильна для изменения поведения нескольких таких взрослых детей одновременно, - это "конкурс вины".
Идея в том, чтобы организовать "конкурс" и посмотреть, кто из членов труппы - самый винова-тый. Большинство участников будут относиться к этому слегка амбивалентно, но тот, кого просят присоединиться, как правило, делает это. В этом упражнении для участников лучше начать с утверждений низкого уровня ("Я чувствую себя виноватым, когда мой дом не чистый"), а затем двигаться к более сильным. Ведущий должен мягко повто-
___384___385
рять инструкции. Часто члены группы будут обсуждать вину за то, что занимают время группы, за то, что чувствуют вину, и за то, что не способны произнести следующее утверждение по поводу того, за что еще они чувствуют вину. Если поощрять их к продолжению, группа продвинется к следующей фазе. Она обычно состоит из тихих, но сильных сообщений о своем чувстве вины по поводу алкоголизма и других важных областей своей жизни. Здесь могут проявиться слезы и гнев. Важно назвать всех участников "конкурса" вины победителями, которые важным образом продвинулись в исследовании себя, и не голосовать по поводу того, кто выиграл или проиграл.
Мраморные шарики и картофелины
Мраморные шарики и картофелины - это задание, которое можно дать как одному из членов группы, так тт взрослому ребенку на индивидуальной терапии. Я предпочитаю использовать его на индивидуальных сессиях, чтобы ограничить стеснительность. Это особенно мощная техника для тех, кто виноват, озабочен и постоянно беспокоится о других, используя свою виновность для отвлечения внимания от гнева и обиды, которые он боится выразить.
Техника очень проста. Клиенту дают двенадцать мраморных шариков. Его просят вслух перечислить свои поводы для чувства вины, откладывая в сторону по одному шарику на каждый из них. Когда это сделано, терапевт убирает лишние шарики и пересчитывает те, которые представляют вещи, в которых клиент виноват. Затем клиенту дается задание: зайти по дороге домой в овощной магазин и купить по одной картофелине (размером с кулак
или больше) для каждого из поводов, которые он перечислил. Он может положить эти картофелины в любой выбранный им контейнер, но он должен носить их с собой везде до следующей терапевтической сессии (одна неделя - оптимальный срок). Ему предписано принести свои картофелины на следующую сессию, где его поощряют к тому, чтобы выражать негодование по поводу "виновных" картофелин. Я считаю, что лучше работать с виной и негодованием одновременно, а затем поручить клиенту носить те картофелины, с которыми не успели поработь, всю следующую неделю. Если взрослый ребенок избегает работы иЛи терпит неудачу при встрече с сильным чувством (представленным картофелиной), то картофелина часто сама прорас-тает и/или начинает гнить. Тогда терапевту и клиенту (который к этому времени очень устает носить картошку) можно посмотреть на те общие эффекты и изменения, которые вина и озабоченность претерпели в жизни клиента. Это подразумевает и обсуждение чувств вины и негодования, развившихся в родительской семье, - очень старых и совершенно сравнимых с гнилыми картофелинами.
Резюме
Чувства вины и стыда - глубокие переживания детей алкоголиков, которые могут нарушать их способность функционировать в качестве зрелых взрослых. В этой статье были представлены творческие и экспериментальные методы работы с виной и стыдом, которые могут использовать другие практикующие специалисты.
15. Анонимные Алкоголики, стыд и вина
Введение
Анонимным Алкоголикам сейчас более пятидесяти лет. Основанное во время, когда алкоголики были настолько презираемы, что в большинстве больниц их даже не лечили, это товарищество равных поддержало их силы до наступления нынешней эпохи, когда к лечению наконец стали привлекаться профессионалы. Анонимные Алкоголики не отвечают потребностям всех выздоравливающих. Однако они эффективны: индивиды, регулярно посещающие встречи АА в виде части полной программы выздоровления, включающей профессиональную помощь, имеют больший шанс остаться трезвыми (Hoffman, 1983).
Ассоциация, которая существует пятьдесят лет, должна отвечать каким-то базисным человеческим потребностям. Организация химически зависимых лиц, которая существует хоть какое-то время (за исключением питейных заведений), должна помогать этим лицам в излечении их от боли стыда и вины.
АА не просто "случайно" обращаются к стыду и вине. Их фундаментальные предпосылки и центральные принципы построены именно на внимании
___387
к этим проблемам. Цель АА - помочь своим членам бросить пить; излечение от стыда и вины ка-жется центральным средством для достижения этого результата.
Анонимные Алкоголики и стыд
Не Бог (Kurtz, 1979) - название полной истории Анонимных Алкоголиков. Само название выражает существенный аспект этой программы. АД были с самого начала созданы, чтобы "подвергнуть дефляции" эго высокомерных индивидов: "Совершенно безнадежный, тотально обесцененный... пьющий алкоголик был очевидно несовершенен, не абсолютен, не являлся Богом" (Kurtz, 1979). Основатели АА поняли, что высокомерие увековечивает алкоголизм. Они осознали, что высокомерный индивид должен научиться принимать свою чело-веческую природу - существа ограниченного, несовершенного, нуждающегося в других. Грандиозный алкоголик должен вернуться в круг людей, чтобы достичь трезвости.
Высокомерие - это защита от стыда. Многие алкоголики, глубоко стыдящиеся себя, цепляются за высокомерие, как за последнюю соломинку, силясь избежать разрушительного ощущения своей ничтожности. Такие алкоголики, не соприкасающиеся с реальностью, были изначальной задачей АА. Им предлагали, в сущности, сделку: откажись от пьянства и фальшивой гордости, и мы обеспечим тебе сообщество, принимающее тебя, и место, где ты сможешь просто быть человеком. Это предложение было (и сейчас является) достаточным, чтобы привлечь тысячи новообращенных.