Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10.
Одно из основных качеств, относящихся к умениям, заключается в том, что человек в состоянии изменять структуру умений - навыков, операций и действий, входящих в состав умений, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат. Умелый человек, к примеру, может заменить один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, сделать сам или воспользоваться имеющимися под рукой инструментами, другими подручными средствами, словом, найдет выход практически в любой ситуации.
Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль - это главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решении. Управление умениями на уровне центральной нервной системы осуществляется более высокими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыками, т.е. на уровне коры головного мозга11.
Правильное распределение умственной и физической нагрузки в течение дня достигается чередованием разной по характеру деятельности, участием детей в различных по способу организации формах деятельности — индивидуальных, групповых и фронтальных.
Одним из путей снижения утомляемости детей, охраны их нервной системы может быть чередование разных форм их самостоятельной деятельности.
Формирование личности ребенка – это, прежде всего, формирование его характера. Типические, закрепленные в характере, свойства влияют и на опыт личности, и на ее направленность, и на поведение человека в целом12.
Развитие характера протекает в непосредственной зависимости от степени вовлеченности ребенка в ту или иную деятельность. Одним из способов развития у ребенка таких качеств как активность, дисциплинированность, самостоятельность, внутренняя свобода и уверенность в себе являются занятия в различных спортивных студиях.
Большое влияние на интеллектуальную активность имеют именно эти смены умственной и двигательной активности. При таком режиме работы снижается утомляемость и повышается работоспособность.
Достижению этих целей, по нашему мнению, способствует несколько факторов:
1. Глубокое знание педагогом физических и психических особенностей данного возраста и организация обучения с учетом основных физических, интеллектуальных, личностных, социальных и творческих потребностей детей.
2. Высокий уровень развития личностных и профессиональных качеств педагога; способность педагога создавать благоприятный психологический климат на занятиях; способность быть авторитетом для детей и достойным примером для подражания.
3. Знание законов гармоничного развития личности, согласно которым:
4. Грамотное соотношение продуктивной и репродуктивной деятельности в процессе обучения школьников.
5. Важность индивидуального подхода.
6. Активная позиция обучаемого является необходимым условием развития личностных и креативных способностей.
7. Использование в процессе обучения разнообразных техник, методов и приемов способствует гармонизации этого процесса; помимо использования репродуктивных методов обучения – словесных, наглядных, практических – распространенных в традиционных школах, необходимо использовать продуктивные методы – поисковый, исследовательский, свободное творчество, а также игровой метод, как в репродуктивной, так и в творческой части занятия.
8. Использование разнообразных форм работы детей на занятии, чередование таких форм деятельности, как:
Индивидуальные и малогрупповые формы самостоятельной деятельности наименее утомительны, так как здесь школьники могут действовать свободнее, без тесной связи с другими детьми, в соответствии со своей подготовленностью, в удобном для себя темпе. Коллективная групповая деятельность детей по выполнению заданий педагога связана с большим напряжением физических и психологических сил, чем самостоятельная.
Состоявшаяся личность – это результат и природной одаренности, и благоприятных социальных обстоятельств, и сознательной ориентации на самовоспитание, предполагающей собственные усилия и труд. Лишь слитность этих факторов дает шанс человеку состояться как личности.
3. Организация и руководство физическим воспитанием
Полноценное физическое развитие школьника – это, прежде всего своевременное формирование двигательных навыков и умений, развитие интереса к различным видам движений, воспитание положительных нравственно-волевых черт личности.
Успешное решение этих задач возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий, физических упражнений.
Целью физического воспитания в школах является содействие подготовке гармонично развитых личностей.
В процессе обучения в школе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач:
Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности школьников, их спортивной квалификации, а также с учетом.
В среднем образовательном учреждении общее руководство физическим воспитанием, а также организация наблюдений за состоянием их здоровья возложены на директора.
Непосредственная ответственность за постановку и проведение учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию школьников в соответствии с учебным планом и государственной программы возложена на преподавателей.
Учебный процесс по физическому воспитанию в данном учебном отделении преимущественно направлен на:
Правильно организованные занятия физической культурой позволяют детям применять знания, полученные на них в других видах деятельности.
Физическое воспитание в школе проводится на протяжении всего периода обучения и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания школьников.
Самостоятельные занятия способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта.
В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания.
Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха.
Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение школьников к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности учеников.
Особую роль в сложном и многофакторном процессе формирования индивидуальности человека призвано сыграть физическое образование. Оно создает фундамент здоровья для развития других сторон культуры человека, обеспечивает внутренние гарантии продуктивности учебно-познавательной деятельности и общения в сложной социально-экономической и экологической обстановке, способствует накоплению первичного опыта адаптации будущего работника к условиям рыночных отношений и рынка труда. Такая адаптация становится объективно необходимой, поскольку рынок сопряжен с психической и физической напряженностью, с профессионализмом, со способностью к конструированию адекватной системы отношений и поведения. Жизнь современного юношества и молодежи сильно отличается от той, которой жили в этом же возрасте их родители. Успеха может достичь только сильный, выносливый, уверенный в себе человек, умеющий ставить перед собой цели и достигать их. Повышение продуктивности занятий физической культурой в школе на современном этапе является очень важной и серьезной проблемой в связи с ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения.
Механическое выполнение движений на уроке, т.е. обучение только тому, как правильно прыгать, бегать, двигаться, без передачи учащимся в процессе урока знаний в области физической культуры, есть не что иное, как обучение навыку. Для чего этот навык, как применять его в жизни – учащемуся часто остается так и неизвестно.
Физкультурная деятельность, как и любая другая, осуществляется сознанием. В подсознательных действиях сознание не контролирует все процессы, а следит лишь за общим ходом деятельности, проводя его оценку, контроль и коррекцию. Сознание в случае возникновения каких-то нарушений (темпа, ритма, технических элементов упражнения) с появлением различных трудностей может мгновенно направить произвольное внимание, включить усилия на преодоление этих трудностей, осуществить необходимую коррекцию, оптимизацию деятельности.
Одним из существенных путей проникновения психологии в физическое воспитание, в жизнь школьниц является путь незаметного, но неуклонного повышения культуры общения, культуры отношений, культуры тренировок и соревнований. Это, несомненно, повысит продуктивность физкультурных занятий. Процесс формирования физических качеств – это непрерывная цепь поэтапного преодоления все возрастающих трудностей. Успешность их преодоления приносит самое главное в физкультурно-спортивной деятельности – удовлетворение. Этому во многом мешает несовершенство программ, учебников, методов обучения, недостаточно высокий уровень квалификации большого количества учителей и, наконец, то обстоятельство, что многим ученицам трудно учиться из-за несоответствия их возможностей предъявляемым к ним требованиям. Существующая система обучения эксплуатирует и перегружает систему внешней мотивации при практическом игнорировании системы внутренней мотивации, что приводит к ее атрофированию.
Из изложенного следует, что учет вышеперечисленных факторов, а также раскрытие новых позволит повысить активность учащихся и приведет к повышению продуктивности учебно-физкультурной деятельности.
Среди многообразия видов физкультурно-спортивной деятельности, средств физического воспитания особо выделяется аэробика. Главная задача мотивации обучения – такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. На наш взгляд, оздоровительная аэробика является оптимальным и эффективным способом мотивирования процесса обучения, что в свою очередь позволит повысить продуктивность учебно-физкультурной деятельности девушек-старшеклассниц. Аэробика-это не только стимуляция сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, но и возможность улучшить координацию движений, выправить осанку, сделать походку более элегантной. Занятия аэробикой развивают подвижность суставов, способствуют повышению эластичности связок и сухожилий, активизируют иммунные силы организма, улучшают настроение, дают заряд бодрости. Уроки проводятся под музыку. Музыка используется как лидер, задающий ритм и темп выполняемых упражнений. Музыкальное сопровождение увеличивает эмоциональность занятия, положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергичнее, что усиливает их воздействие на организм. Оно используется и как фактор обучения, так как движения легче запоминаются.
Одно из основных качеств, относящихся к умениям, заключается в том, что человек в состоянии изменять структуру умений - навыков, операций и действий, входящих в состав умений, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат. Умелый человек, к примеру, может заменить один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, сделать сам или воспользоваться имеющимися под рукой инструментами, другими подручными средствами, словом, найдет выход практически в любой ситуации.
Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль - это главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решении. Управление умениями на уровне центральной нервной системы осуществляется более высокими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыками, т.е. на уровне коры головного мозга11.
Правильное распределение умственной и физической нагрузки в течение дня достигается чередованием разной по характеру деятельности, участием детей в различных по способу организации формах деятельности — индивидуальных, групповых и фронтальных.
Одним из путей снижения утомляемости детей, охраны их нервной системы может быть чередование разных форм их самостоятельной деятельности.
Формирование личности ребенка – это, прежде всего, формирование его характера. Типические, закрепленные в характере, свойства влияют и на опыт личности, и на ее направленность, и на поведение человека в целом12.
Развитие характера протекает в непосредственной зависимости от степени вовлеченности ребенка в ту или иную деятельность. Одним из способов развития у ребенка таких качеств как активность, дисциплинированность, самостоятельность, внутренняя свобода и уверенность в себе являются занятия в различных спортивных студиях.
Большое влияние на интеллектуальную активность имеют именно эти смены умственной и двигательной активности. При таком режиме работы снижается утомляемость и повышается работоспособность.
Достижению этих целей, по нашему мнению, способствует несколько факторов:
1. Глубокое знание педагогом физических и психических особенностей данного возраста и организация обучения с учетом основных физических, интеллектуальных, личностных, социальных и творческих потребностей детей.
2. Высокий уровень развития личностных и профессиональных качеств педагога; способность педагога создавать благоприятный психологический климат на занятиях; способность быть авторитетом для детей и достойным примером для подражания.
3. Знание законов гармоничного развития личности, согласно которым:
-
духовное развитие невозможно без развития телесного, -
развивая двигательно-координационные способности ребенка, развивается его сознание, -
освоение техники движения позволяет расширить границы сознания, снять страх перед коммуникацией, увеличить доверие к себе и окружающим.
4. Грамотное соотношение продуктивной и репродуктивной деятельности в процессе обучения школьников.
5. Важность индивидуального подхода.
6. Активная позиция обучаемого является необходимым условием развития личностных и креативных способностей.
7. Использование в процессе обучения разнообразных техник, методов и приемов способствует гармонизации этого процесса; помимо использования репродуктивных методов обучения – словесных, наглядных, практических – распространенных в традиционных школах, необходимо использовать продуктивные методы – поисковый, исследовательский, свободное творчество, а также игровой метод, как в репродуктивной, так и в творческой части занятия.
8. Использование разнообразных форм работы детей на занятии, чередование таких форм деятельности, как:
-
самостоятельная работа и специально организованная; -
коллективная и индивидуальная деятельность.
Индивидуальные и малогрупповые формы самостоятельной деятельности наименее утомительны, так как здесь школьники могут действовать свободнее, без тесной связи с другими детьми, в соответствии со своей подготовленностью, в удобном для себя темпе. Коллективная групповая деятельность детей по выполнению заданий педагога связана с большим напряжением физических и психологических сил, чем самостоятельная.
Состоявшаяся личность – это результат и природной одаренности, и благоприятных социальных обстоятельств, и сознательной ориентации на самовоспитание, предполагающей собственные усилия и труд. Лишь слитность этих факторов дает шанс человеку состояться как личности.
3. Организация и руководство физическим воспитанием
Полноценное физическое развитие школьника – это, прежде всего своевременное формирование двигательных навыков и умений, развитие интереса к различным видам движений, воспитание положительных нравственно-волевых черт личности.
Успешное решение этих задач возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий, физических упражнений.
Целью физического воспитания в школах является содействие подготовке гармонично развитых личностей.
В процессе обучения в школе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач:
-
воспитание у школьников высоких моральных, волевых и физических качеств; -
сохранение и укрепление здоровья школьников, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности; -
всесторонняя физическая подготовка школьников; -
профессионально - прикладная физическая подготовка школьников с учетом их особенностей; -
совершенствования спортивного мастерства; -
воспитание у школьников убежденности в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом13.
Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности школьников, их спортивной квалификации, а также с учетом.
В среднем образовательном учреждении общее руководство физическим воспитанием, а также организация наблюдений за состоянием их здоровья возложены на директора.
Непосредственная ответственность за постановку и проведение учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию школьников в соответствии с учебным планом и государственной программы возложена на преподавателей.
Учебный процесс по физическому воспитанию в данном учебном отделении преимущественно направлен на:
-
укрепление здоровья, -
закаливание организма, -
повышение уровня физической работоспособности; -
возможное устранение функциональных отклонений в физическом развитии; -
ликвидацию остаточных явлений после перенесённых заболеваний.
Правильно организованные занятия физической культурой позволяют детям применять знания, полученные на них в других видах деятельности.
Физическое воспитание в школе проводится на протяжении всего периода обучения и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания школьников.
Самостоятельные занятия способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта.
В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания.
Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха.
Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение школьников к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности учеников.
Особую роль в сложном и многофакторном процессе формирования индивидуальности человека призвано сыграть физическое образование. Оно создает фундамент здоровья для развития других сторон культуры человека, обеспечивает внутренние гарантии продуктивности учебно-познавательной деятельности и общения в сложной социально-экономической и экологической обстановке, способствует накоплению первичного опыта адаптации будущего работника к условиям рыночных отношений и рынка труда. Такая адаптация становится объективно необходимой, поскольку рынок сопряжен с психической и физической напряженностью, с профессионализмом, со способностью к конструированию адекватной системы отношений и поведения. Жизнь современного юношества и молодежи сильно отличается от той, которой жили в этом же возрасте их родители. Успеха может достичь только сильный, выносливый, уверенный в себе человек, умеющий ставить перед собой цели и достигать их. Повышение продуктивности занятий физической культурой в школе на современном этапе является очень важной и серьезной проблемой в связи с ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения.
Механическое выполнение движений на уроке, т.е. обучение только тому, как правильно прыгать, бегать, двигаться, без передачи учащимся в процессе урока знаний в области физической культуры, есть не что иное, как обучение навыку. Для чего этот навык, как применять его в жизни – учащемуся часто остается так и неизвестно.
Физкультурная деятельность, как и любая другая, осуществляется сознанием. В подсознательных действиях сознание не контролирует все процессы, а следит лишь за общим ходом деятельности, проводя его оценку, контроль и коррекцию. Сознание в случае возникновения каких-то нарушений (темпа, ритма, технических элементов упражнения) с появлением различных трудностей может мгновенно направить произвольное внимание, включить усилия на преодоление этих трудностей, осуществить необходимую коррекцию, оптимизацию деятельности.
Одним из существенных путей проникновения психологии в физическое воспитание, в жизнь школьниц является путь незаметного, но неуклонного повышения культуры общения, культуры отношений, культуры тренировок и соревнований. Это, несомненно, повысит продуктивность физкультурных занятий. Процесс формирования физических качеств – это непрерывная цепь поэтапного преодоления все возрастающих трудностей. Успешность их преодоления приносит самое главное в физкультурно-спортивной деятельности – удовлетворение. Этому во многом мешает несовершенство программ, учебников, методов обучения, недостаточно высокий уровень квалификации большого количества учителей и, наконец, то обстоятельство, что многим ученицам трудно учиться из-за несоответствия их возможностей предъявляемым к ним требованиям. Существующая система обучения эксплуатирует и перегружает систему внешней мотивации при практическом игнорировании системы внутренней мотивации, что приводит к ее атрофированию.
Из изложенного следует, что учет вышеперечисленных факторов, а также раскрытие новых позволит повысить активность учащихся и приведет к повышению продуктивности учебно-физкультурной деятельности.
Среди многообразия видов физкультурно-спортивной деятельности, средств физического воспитания особо выделяется аэробика. Главная задача мотивации обучения – такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. На наш взгляд, оздоровительная аэробика является оптимальным и эффективным способом мотивирования процесса обучения, что в свою очередь позволит повысить продуктивность учебно-физкультурной деятельности девушек-старшеклассниц. Аэробика-это не только стимуляция сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, но и возможность улучшить координацию движений, выправить осанку, сделать походку более элегантной. Занятия аэробикой развивают подвижность суставов, способствуют повышению эластичности связок и сухожилий, активизируют иммунные силы организма, улучшают настроение, дают заряд бодрости. Уроки проводятся под музыку. Музыка используется как лидер, задающий ритм и темп выполняемых упражнений. Музыкальное сопровождение увеличивает эмоциональность занятия, положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергичнее, что усиливает их воздействие на организм. Оно используется и как фактор обучения, так как движения легче запоминаются.