Файл: Влияние окружающей среды на здоровье по учебной дисциплине Физическая культура и спорт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Частное учреждение образовательная организация высшего образования "Омская гуманитарная академия"


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему: Влияние окружающей среды на здоровье

по учебной дисциплине: Физическая культура и спорт

Выполнила: Михно А.Е.

Фамилия И.О.

Направление подготовки:

Педагогическое образование (с

двумя профилями подготовки)

Форма обучения: заочная

Оценка:

_________________________

_________________________

Подпись Фамилия И.О.

“____” ____________20___ г.


Омск, 2021

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Внешняя среда…………………………………………………………………4

2. Биологические факторы внешней среды. Инфекционные заболевания и их распространение. Профилактика……………………………………………….7

3. Комплексное воздействие факторов среды на организм…………………14

4. Влияние природно-экологических факторов на здоровье человека……..16

5. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека……..18

6. Социально-экономические факторы……………………………………….20

7.Хождение бо­сиком. Хороший закаливающий эффект. Снимайте обувь .....20

8.Моржевание……………………………………………………………………21

Заключение……………………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………………23

Введение

Человек в течение всей своей жизни находится под постоянным воздействием целого спектра факторов окружающей среды - от экологических до социальных. Структура окружающей среды условно может быть разделена на природные (механические, физические, химические и биологические) и социальные элементы среды (труд, быт, социально-экономический уклад, информация). Условность такого деления объясняется тем, что природные факторы действуют на человека в определенных социальных условиях и нередко существенно изменены в результате производственной и хозяйственной деятельности людей.

Свойства факторов окружающей среды обусловливают специфику влияния на человека. Изменение в уровнях воздействия любого из перечисленных факторов может привести к нарушениям в состоянии здоровья. Изменения в состоянии здоровья населения, обусловленные воздействием факторов окружающей среды, методологически изучать достаточно сложно, так как для этого необходимо использование многофакторного анализа.


1.Внешняя среда

Организм человека как единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся система существует не изолировано, а в тесном взаимодействии с окружающей ее внешней средой. Вне окружающей среды жизнь невозможна. Вся жизнедеятельность человека осуществляется в условиях постоянного воздействия различных факторов окружающей внешней среды: физических (колебания атмосферного давления, температура окружающей среды, проникающая радиация, шум, вибрация и др.); химических (различные вещества в воде, воздухе, земле, нище); биологических (инфекции, вирусы). Из внешней среды в организм поступают вещества, необходимые для его жизнедеятельности и развития как полезные, так и вредные, которые как бы стремятся нарушить постоянство внутренней среды.

Организм же за счет взаимодействия функциональных систем всячески стремится сохранить его постоянство, или гомеостаз. Благодаря деятельности ряда регуляторных механизмов организм способен сохранять постоянство внутренней среды при резких изменениях различных характеристик внешней среды - больших перепадах температур, повышении или понижении влажности воздуха, освещения и т.п. Чем точнее и надежнее регулируется постоянство внутренней среды организма, тем в меньшей степени организм зависит от изменений внешних условий. Поддержание гомеостаза является основой физиологической адаптации организма к изменениям окружающей среды. В свою очередь, важным фактором адаптации человека является тренировка. Так, регулярная тренировка холодом, водными процедурами (закаливание), выполнение физических упражнений в различных температурных режимах обеспечивает повышение сопротивляемости организма к изменениям температуры. Мышечная деятельность вызывает напряжение всех функциональных систем, сопровождается гипоксией, что также тренирует механизмы регуляции, улучшает восстановительные процессы, совершенствует адаптацию к неблагоприятным условиям среды (изменение давления, недостаток кислорода, перепады температур, шум и т.д.). Регулярные занятия физическими упражнениями в условиях повышенной или пониженной температуры и влажности воздуха приводят к адаптации (акклиматизации) организма, что характеризуется повышением работоспособности в этих условиях.

Лица, хорошо физически подготовленные, легче переносят жару, холод, перепады давления. Деятельность целого организма в единстве с внешней средой определяется не только биологическими и физическими, но и экологическими факторами. Загрязнение атмосферы, почвы, подземных вод, повышение радиации - все это создает жесткие условия воздействия внешней среды на человека. Значительная часть болезней современного человека - результат ухудшения окружающей его экологической обстановки. Все это во многом может препятствовать широкому использованию средств физической культуры на открытом воздухе. Не рекомендуется выполнять какие-либо формы физических упражнений (утренние, вечерние оздоровительные пробежки, длительная велоезда, катание на роликах и др.) вдоль автомобильных дорог, стоянок, вблизи промышленных предприятий. При выполнении физических упражнений повышаются функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, увеличивается газообмен (человек больше вдыхает и выдыхает), а следовательно, повышается негативное воздействие грязного воздуха на организм человека. И здесь следует отметить, что регулярные занятия физическими упражнениями и спортом повышают специфическую устойчивость организма к экологически неблагоприятным факторам. Как уже было сказано, успехи науки и техники наряду с полезным эффектом приводят в современной жизни и к неблагоприятным последствиям социального характера. Автоматизация, компьютеризация, постоянный дефицит времени снижают необходимый уровень двигательной активности. В результате образ жизни большинства людей, особенно тех, чей профессиональный труд связан с большими умственными нагрузками, стал характеризоваться недостаточной двигательной активностью - гипокинезией.


Установлено, что гипокинезический режим вызывает в итоге нарушение общебиологического баланса, приводя к состоянию, которое называется гиподинамией. Гиподинамия проявляется в снижении обмена веществ, понижении уровня функционирования ряда систем организма, атрофии мышц, деминерализации костей. При гипокинезическом режиме особенно страдает сердечнососудистая система. Объем сердца у физически не активных людей меньше, чем у спортсменов. Это обусловлено относительно тонким мышечным слоем и малыми полостями желудочков сердца. Даже при небольшой физической нагрузке такое сердце не может обеспечить необходимое увеличение кровотока, что ведет к утомлению человека и невозможности продолжать работу.

Наряду с недостаточным развитием сердца у малоактивных людей наблюдается ряд неблагоприятных изменений в сосудистой системе. У них раньше и быстрее происходят склеротические изменения в сосудах сердца и головного мозга, препятствующие усилению кровоснабжения этих жизненно важных органов при физических и эмоциональных напряжениях. Изменения функционального состояния стенок артериальных сосудов способствует повышению кровяного давления. Это неблагоприятно отражается на жизнедеятельности организма не только при физических нагрузках, но и при мышечном покое.

Гипокинезия приводит к недостаточному развитию системы дыхания. В обычных условиях человек может этого не замечать, поскольку основными потребителями кислорода являются мышцы, а их масса у нетренированных людей невелика. Кроме того, в состоянии покоя его много не требуется. Однако если нетренированные мышцы выполняют даже небольшую нагрузку, то потребность в кислороде резко возрастает. Органы дыхания и кровообращения не могут ее удовлетворить. В связи с этим в организме накапливаются продукты окисления, и потому малоактивный человек вынужден прекращать работу. При недостаточной двигательной активности ухудшается питание мышц. В результате уменьшается их объем, сила, растяжимость и упругость. Мышцы становятся вялыми, дряблыми, теряют скоростные качества, выносливость, резко снижается их сила. Кости становятся более хрупкими, уменьшается подвижность в суставах. Из-за ослабления мышц, связочного и костного аппарата туловища и нижних конечностей нарушается осанка, деформируются позвоночник, грудная клетка, изменяется свод стопы. Это влечет за собой целую цепь дальнейших нарушений здоровья, снижение работоспособности.


2. Биологические факторы внешней среды. Инфекционные заболевания и их распространение. Профилактика

К биологическим факторам внешней среды относятся болезнетворные (патогенные) микробы, грибки, паразиты. Попадая в организм, они могут вызывать заразные - инфекционные и паразитарные - заболевания. Патогенные свойства микробов обусловлены рядом веществ, образующих микробную клетку. Многие патогенные микробы вырабатывают токсины, которые выделяются в окружающую среду в процессе их жизнедеятельности (экзотоксины). Одно из важнейших свойств возбудителей инфекционных заболеваний - специфичность, т. е. способность вызвать только определенное инфекционное заболевание. Инфекционные заболевания проявляются не сразу после проникновения возбудителя в организм, а через определенный, так называемый инкубационный (скрытый) период. Для разных заболеваний он может длиться от нескольких часов до десятков дней. Например, для брюшного тифа инкубационный период равен в среднем 14 дням, для скарлатины - 3-6 дням, а для гриппа - 2 дням.

Обычно инфекционное заболевание у человека после скрытого периода проявляется очень бурно: быстро повышается температура тела, появляется слабость, резко снижается работоспособность, часто наступает тяжелое состояние. Инфекционные заболевания опасны еще и тем, что могут вызвать тяжелые осложнения.

Важной особенностью многих тяжелых инфекционных заболеваний является их быстрое распространение. В зависимости от широты охвата населения инфекционными заболеваниями различают спорадические заболевания, эпидемии, пандемии, эндемии. Спорадические заболевания являются единичными; они проявляются от случая к случаю.

Эпидемия - это массовое распространение среди населения инфекционных заболеваний, охватывающих значительные контингенты людей, связанных между собой цепью заражения. Пандемия - чрезвычайно широкое распространение инфекционных заболеваний, захватывающих целые континенты или весь земной шар.

Эндемия - систематическое возникновение среди населения каких-либо инфекционных заболеваний, связанное главным образом с местными условиями. Неблагоприятные социально-экономические и гигиенические условия жизни способствуют возникновению и распространению инфекционных заболеваний, а также отрицательно влияют на их течение и исход. Распространение инфекционных заболеваний происходит в виде эпидемического процесса. Его можно схематично представить в виде следующих звеньев:


1) источник возбудителей инфекций;

2) факторы передачи инфекций;

3) восприимчивый организм.

Источником инфекции чаще всего является больной человек. В некоторых случаях человек может выделять возбудителей и после выздоровления (реконвалесцент). Есть также и здоровые люди (носители), которые выделяют возбудителей инфекций. Источником возбудителей инфекций могут быть и зараженные животные.

Передача инфекций - сложный процесс, который состоит из фаз, следующих одна за другой:

1) выведение возбудителя из зараженного организма;

2) пребывание возбудителя во внешней среде;

3) внедрение возбудителя в организм человека.

Выведение возбудителя из зараженного организма связано с местом его нахождения в организме. При локализации возбудителя в кишечнике он выводится с калом и иногда с рвотными массами. Если возбудитель имеется в органах дыхания, он выделяется с выдыхаемым воздухом и капельками слюны. С кожи и слизистых оболочек возбудитель попадает непосредственно на окружающие предметы. В тех случаях, когда возбудитель находится в крови человека, он может передаваться кровососущими насекомыми (комары, вши, клещи и др.).

Возбудители, попавшие в окружающую среду, могут перейти от зараженного к здоровому человеку. Совокупность факторов, обеспечивающих распространение определенных инфекционных заболеваний, называется путями передачи инфекции. Следует отметить, что некоторые инфекционные заболевания распространяются путем прямого контакта, когда возбудители передаются от зараженного к здоровому человеку, не попадая в окружающую среду. Так, например, распространяются венерические заболевания (сифилис, гонорея).

Воздух является фактором передачи возбудителей ряда инфекционных заболеваний (грипп, дифтерия, коклюш, туберкулез и др.). Во время разговора, кашля, чихания возбудители вместе с мельчайшими капельками слюны и слизи попадают в воздух и образуют так называемый бактериальный аэрозоль, который с потоками воздуха распространяется с большой быстротой и на значительные расстояния. Кроме воздушно-капельного способа возбудители могут передаваться и посредством пыли. Капельки бактериального аэрозоля оседают на окружающих предметах и затем легко переносятся воздушным потоком. Водный путь передачи инфекции весьма опасен, так как вода широко используется для питьевых и других целей, в частности в плавательных бассейнах, а возбудители могут длительное время находиться в ней. Через воду передаются главным образом брюшной тиф, дизентерия, холера и др. Кроме того, с водой в организм могут попасть патогенные простейшие и яйца гельминтов.