Файл: Занятие 1 Тема 1 Сущность науки и особенности современного научного знания Контрольные вопросы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое занятие 1
Тема 1
Сущность науки и особенности современного научного знания
Контрольные вопросы
5. Охарактеризуйте особенности современной науки
Ответ:
Современная наука имеет ряд важных особенностей:
- Превращение науки в непосредственную производительную силу общества. Данная область привела к появлению системы «наука – техника – производство». Производство становится технологическим применением наук.
- Диалектизация. В современную науку все шире проникают идеи диалектики, раскрывающие противоречивость современного научного знания. Диалектизация науки отражает проникновение человеческого мысли в глубины мира. Диалектичность объектов изучения преломляется в диалектичность знания о них, в противоречивости, сложности и динамичности самого процесса познания.
- Теоремизация выражается в повышении уровня абстрактности научного знания. Существенно возрастает удельный вес теоретического знания. Появился метатеоретический уровень исследования, где объектом анализа выступает сама теория. Метатеория - это теория о теории.
- Математизация - характеризуется проникновением математики в области научного знания. Средства математики используются другими научными дисциплинами. Математизация - применение методов и средств математики для изучения объектов других наук. С математизацией связана и компьютеризация современного научного знания.
- Экологизация - проникновение задач и проблем экологического характера в самые разные отрасли науки.
6. Критерии классификации наук?
Ответ:
В настоящее время в зависимости от сферы, предмета и метода познания различают науки:
1) о природе - естественные;
2) об обществе - гуманитарные и социальные;
3) о мышлении и познании - логика, гносеология, эпистемология и др.
В Классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования с перечнем магистерских программ (специализаций), разработанных научно-методическими советами - отделениями УМО по направлениям образования выделены:
1) естественные науки и математика (механика, физика, химия, биология, почвоведение, география, гидрометеорология, геология, экология и др.);
2) гуманитарные и социально-экономические науки (культурология, теология, филология, философия, лингвистика, журналистика, книговедение, история, политология, психология, социальная работа, социология, регионоведение, менеджмент, экономика, искусство, физическая культура, коммерция, агроэкономика, статистика, искусство, юриспруденция и др.);
3) технические науки (строительство, полиграфия, телекоммуникации, металлургия, горное дело, электроника и микроэлектроника, геодезия, радиотехника, архитектура и др.);
4) сельскохозяйственные науки (агрономия, зоотехника, ветеринария, агроинженерия, лесное дело, рыболовство и др.).
В этом Классификаторе технические и сельскохозяйственные науки выделены в отдельные группы, а математика не отнесена к естественным наукам.
Практическое занятие (семинар) 2. Тема 2.
Сущность научного исследования
Контрольные вопросы
-
Что понимают под исследованием?
Ответ:
Исследование – это вид познавательной деятельности человека; система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, позволяющих получить достоверные данные об изучаемом объекте, явлении или процессе.
Научное исследование — процесс получения новых научных знаний, содержанием которого являются процессы изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теоретических представлений (теорий, гипотез, идей).
2. Назовите специфические черты научного исследования.
Ответ:
1.Научное исследование – это сознательно организуемый целенаправленный процесс, что предполагает четкую постановку и формулировку цели и исследовательских задач.
2.Научно-исследовательская работа характеризуется систематичностью: упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты.
3.Научное исследование – это процесс, направленный на поиск нового, открытие неизвестного, выдвижение оригинальный идей, новое освещение рассматриваемых вопросов.
4.В научном исследовании первостепенное значение имеют исходные теоретические позиции исследователя, его мировоззренческие установки, в соответствии с которыми он осуществляет сбор, анализ и обобщение фактического материала.
5.Доказательность научного исследования предполагает строгий отбор изучаемых фактов и явлений, репрезентативность их выборки, научную доказательность сделанных выводов и обобщений, объективность результатов исследовательской работы.
6. Назовите основные методы сбора и изучения научной информации и опишите их.
Ответ:
В современной науке применяется многоуровневая концепция методологического знания. Все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы (по общности и широте применения):
Философские методы. Наиболее известным из них является диалектический. Это связано в том числе и с тем, что он упоминался в абсолютном большинстве исследований советского времени.
В настоящее время распространение получают и другие методы: интуитивный, герменевтический, аналитический.
Общенаучные методы и подходы. Отличаются тем, что занимают промежуточное звено между методами конкретных наук и общефилософскими.
Частнонаучные методы — методы, используемые в конкретной отрасли знаний (биологии, физики, истории).
Дисциплинарные методы — приемы, используемые в какой-нибудь отрасли науки или на стыке наук.
Междисциплинарные методы — ряд методов, которые обеспечивают интеграцию наук.
Практическое занятие (семинар) 3. Тема 4.
Логика научного исследования.
-
Охарактеризуйте понятие «научное исследование»?
Ответ:
Научное исследование - это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.
Характеризуя научное исследование, обычно указывают на следующие его
отличительные признаки, отмечая, что это:
-
во-первых, целенаправленный процесс достижения осознанно поставленной цели и четко сформулированных задач; -
во-вторых, процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов; -
в-третьих, процесс, характеризующийся систематичностью (т.е. здесь упорядочены и приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты); -
в-четвертых, процесс, которому присуща строгая доказательность, -
последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.
2. Какие виды научных исследований Вам известны?
Ответ:
Научные исследования классифицируются по различным основаниям.
По источнику финансирования различают научные исследования бюджетные, хоздоговорные и нефинансируемые.
-
Бюджетные исследования финансируются из средств бюджета Российской Федерации или бюджетов субъектов Российской Федерации. -
Хоздоговорные исследования финансируются организациями-заказчиками по хозяйственным договорам. -
Нефинансируемые исследования могут выполняться по инициативе ученого, индивидуальному плану преподавателя.
В нормативных правовых актах о науке научные исследования делят по целевому назначению на фундаментальные, прикладные, поисковые и разработки.
-
Фундаментальные научные исследования - это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды. -
Прикладные научные исследования - это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иными словами, они направлены на решение проблем использования научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности людей. Научные исследования зачастую представляют собой сочетание двух названных видов, и поэтому их следует именовать теоретико-прикладными. -
Поисковыми называют научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач. -
Разработкой называют исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.
По длительности научные исследования можно разделить на долгосрочные, краткосрочные и экспресс-исследования.
В зависимости от форм и методов исследования некоторые авторы выделяют экспериментальное, методическое, описательное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое исследования и исследования смешанного типа.
3. Охарактеризуйте уровни научного исследования.
Ответ:
Выделяют следующие уровни научного исследования:
• теоретический- научные методы исследования (познания): формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод;
• эмпирический - научные методы исследования: наблюдение, эксперимент (социальный), аналогия (сравнение), моделирование.
Теоретический уровень исследования связан с глубоким анализом фактов, проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулированием в качественной и количественной форме законов, то есть с объяснением явлений. Далее на этом этапе осуществляется прогнозирование возможных событий или изменений в изучаемых явлениях, вырабатываются принципы действия и рекомендации о практическом воздействии на эти явления. Известно, что Д. И. Менделеев говорил о задачах научного исследования: «Изучать – значит, не просто добросовестно изображать или просто описывать, но и узнавать отношение изучаемого к тому, что известно; измерять все, что подлежит измерению; определять место изучаемого в системе известного, пользуясь как качественными, так и количественными сведениями; находить закон; составлять гипотезы о причинной связи между изучаемыми явлениями; проверять гипотезы опытом; составлять теорию изучаемого».
Эмпирический уровень исследования связан с получением и первичной обработкой исходного фактического материала. Обычно разделяют: научные факты и факты действительности. Научные факты– это подвергнутые анализу факты действительности, проверенные, осмысленные и зафиксированные в виде логических суждений. Факты действительности– события, явления, которые происходили или происходят на самом деле, различные стороны, свойства, отношения изучаемых объектов.
5. Охарактеризуйте основные этапы исследования?
Ответ:
Любое конкретное исследование может быть представлено в виде ряда этапов:
-
Выбор темы исследования. -
Определение объекта и предмета исследования. -
Определение цели и задач. -
Формулировка названия работы. -
Разработка гипотезы. -
Составление плана исследования. -
Работа с литературой. -
Выбор методов исследования. -
Организация условий проведения исследования. -
Проведение исследования (сбор материала). -
Обработка результатов исследования. -
Формулирование выводов. -
Оформление работы.