Файл: Занятие 1 Тема 1 Сущность науки и особенности современного научного знания Контрольные вопросы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие 1

Тема 1

Сущность науки и особенности современного научного знания

Контрольные вопросы

5. Охарактеризуйте особенности современной науки

Ответ:

Современная наука имеет ряд важных особенностей:

- Превращение науки в непосредственную производительную силу общества. Данная область привела к появлению системы «наука – техника – производство». Производство становится технологическим применением наук.

- Диалектизация. В современную науку все шире проникают идеи диалектики, раскрывающие противоречивость современного научного знания. Диалектизация науки отражает проникновение человеческого мысли в глубины мира. Диалектичность объектов изучения преломляется в диалектичность знания о них, в противоречивости, сложности и динамичности самого процесса познания.

- Теоремизация выражается в повышении уровня абстрактности научного знания. Существенно возрастает удельный вес теоретического знания. Появился метатеоретический уровень исследования, где объектом анализа выступает сама теория. Метатеория - это теория о теории.

- Математизация - характеризуется проникновением математики в области научного знания. Средства математики используются другими научными дисциплинами. Математизация - применение методов и средств математики для изучения объектов других наук. С математизацией связана и компьютеризация современного научного знания.

- Экологизация - проникновение задач и проблем экологического характера в самые разные отрасли науки.

6. Критерии классификации наук?

Ответ:

В настоящее время в зависимости от сферы, предмета и метода познания различают науки:

1) о природе - естественные;

2) об обществе - гуманитарные и социальные;

3) о мышлении и познании - логика, гносеология, эпистемология и др.

В Классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования с перечнем магистерских программ (специализаций), разработанных научно-методическими советами - отделениями УМО по направлениям образования выделены:

1) естественные науки и математика (механика, физика, химия, биология, почвоведение, география, гидрометеорология, геология, экология и др.);


2) гуманитарные и социально-экономические науки (культурология, теология, филология, философия, лингвистика, журналистика, книговедение, история, политология, психология, социальная работа, социология, регионоведение, менеджмент, экономика, искусство, физическая культура, коммерция, агроэкономика, статистика, искусство, юриспруденция и др.);

3) технические науки (строительство, полиграфия, телекоммуникации, металлургия, горное дело, электроника и микроэлектроника, геодезия, радиотехника, архитектура и др.);

4) сельскохозяйственные науки (агрономия, зоотехника, ветеринария, агроинженерия, лесное дело, рыболовство и др.).

В этом Классификаторе технические и сельскохозяйственные науки выделены в отдельные группы, а математика не отнесена к естественным наукам.

Практическое занятие (семинар) 2. Тема 2.

Сущность научного исследования

Контрольные вопросы


  1. Что понимают под исследованием?

Ответ:

Исследование – это вид познавательной деятельности человека; система логически последовательных методологических, методичес­ких и организационно-технических процедур, позволяющих полу­чить достоверные данные об изучаемом объекте, явлении или процессе.

Научное исследование — процесс получения новых научных знаний, содержанием которого являются процессы изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теоретических представлений (теорий, гипотез, идей).
2. Назовите специфические черты научного исследования.

Ответ:

1.Научное исследование – это сознательно организуемый целенаправленный процесс, что предполагает четкую постановку и формулировку цели и исследовательских задач.

2.Научно-исследовательская работа характеризуется систематичностью: упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты.

3.Научное исследование – это процесс, направленный на поиск нового, открытие неизвестного, выдвижение оригинальный идей, новое освещение рассматриваемых вопросов.

4.В научном исследовании первостепенное значение имеют исходные теоретические позиции исследователя, его мировоззренческие установки, в соответствии с которыми он осуществляет сбор, анализ и обобщение фактического материала.


5.Доказательность научного исследования предполагает строгий отбор изучаемых фактов и явлений, репрезентативность их выборки, научную доказательность сделанных выводов и обобщений, объективность результатов исследовательской работы.

6. Назовите основные методы сбора и изучения научной информации и опишите их.

Ответ:

В современной науке применяется многоуровневая концепция методологического знания. Все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы (по общности и широте применения):

Философские методы. Наиболее известным из них является диалектический. Это связано в том числе и с тем, что он упоминался в абсолютном большинстве исследований советского времени.

В настоящее время распространение получают и другие методы: интуитивный, герменевтический, аналитический.

Общенаучные методы и подходы. Отличаются тем, что занимают промежуточное звено между методами конкретных наук и общефилософскими.

Частнонаучные методы — методы, используемые в конкретной отрасли знаний (биологии, физики, истории).

Дисциплинарные методы — приемы, используемые в какой-нибудь отрасли науки или на стыке наук.

Междисциплинарные методы — ряд методов, которые обеспечивают интеграцию наук.

Практическое занятие (семинар) 3. Тема 4.

Логика научного исследования.


  1. Охарактеризуйте понятие «научное исследование»?

Ответ:

Научное исследование - это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.

Характеризуя научное исследование, обычно указывают на следующие его

отличительные признаки, отмечая, что это:

  • во-первых, целенаправленный процесс достижения осознанно поставленной цели и четко сформулированных задач;

  • во-вторых, процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов;

  • в-третьих, процесс, характеризующийся систематичностью (т.е. здесь упорядочены и приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты);

  • в-четвертых, процесс, которому присуща строгая доказательность,

  • последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.




2. Какие виды научных исследований Вам известны?

Ответ:

Научные исследования классифицируются по различным основаниям.

По источнику финансирования различают научные исследования бюджетные, хоздоговорные и нефинансируемые.

  • Бюджетные исследования финансируются из средств бюджета Российской Федерации или бюджетов субъектов Российской Федерации.

  • Хоздоговорные исследования финансируются организациями-заказчиками по хозяйственным договорам.

  • Нефинансируемые исследования могут выполняться по инициативе ученого, индивидуальному плану преподавателя.

В нормативных правовых актах о науке научные исследования делят по целевому назначению на фундаментальные, прикладные, поисковые и разработки.

  • Фундаментальные научные исследования - это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды.

  • Прикладные научные исследования - это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иными словами, они направлены на решение проблем использования научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности людей. Научные исследования зачастую представляют собой сочетание двух названных видов, и поэтому их следует именовать теоретико-прикладными.

  • Поисковыми называют научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач.

  • Разработкой называют исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.

По длительности научные исследования можно разделить на долгосрочные, краткосрочные и экспресс-исследования.

В зависимости от форм и методов исследования некоторые авторы выделяют экспериментальное, методическое, описательное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое исследования и исследования смешанного типа.
3. Охарактеризуйте уровни научного исследования.

Ответ:

Выделяют следующие уровни научного исследования:


• теоретический- научные методы исследования (познания): формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод;

• эмпирический - научные методы исследования: наблюдение, эксперимент (социальный), аналогия (сравнение), моделирование.

Теоретический уровень исследования связан с глубоким анализом фактов, проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулированием в качественной и количественной форме законов, то есть с объяснением явлений. Далее на этом этапе осуществляется прогнозирование возможных событий или изменений в изучаемых явлениях, вырабатываются принципы действия и рекомендации о практическом воздействии на эти явления. Известно, что Д. И. Менделеев говорил о задачах научного исследования: «Изучать – значит, не просто добросовестно изображать или просто описывать, но и узнавать отношение изучаемого к тому, что известно; измерять все, что подлежит измерению; определять место изучаемого в системе известного, пользуясь как качественными, так и количественными сведениями; находить закон; составлять гипотезы о причинной связи между изучаемыми явлениями; проверять гипотезы опытом; составлять теорию изучаемого».

Эмпирический уровень исследования связан с получением и первичной обработкой исходного фактического материала. Обычно разделяют: научные факты и факты действительности. Научные факты– это подвергнутые анализу факты действительности, проверенные, осмысленные и зафиксированные в виде логических суждений. Факты действительности– события, явления, которые происходили или происходят на самом деле, различные стороны, свойства, отношения изучаемых объектов.
5. Охарактеризуйте основные этапы исследования?

Ответ:

Любое конкретное исследование может быть представлено в виде ряда этапов:

  • Выбор темы исследования.

  • Определение объекта и предмета исследования.

  • Определение цели и задач.

  • Формулировка названия работы.

  • Разработка гипотезы.

  • Составление плана исследования.

  • Работа с литературой.

  • Выбор методов исследования.

  • Организация условий проведения исследования.

  • Проведение исследования (сбор материала).

  • Обработка результатов исследования.

  • Формулирование выводов.

  • Оформление работы.