Файл: 1. Сюжет Мертвых душ. Его реальная основа и ее художественное претворение. Содержание образа мертвые души.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Так почему автор ввел в поэму повесть, не относящуюся к сюжету? Чтобы ответить на этот вопрос, следует вспомнить, кто такие те самые «мертвые души», о которых говорится в названии. Это вовсе не числящиеся живыми на бумагах крестьяне, это живые, но морально умершие люди, встречающиеся Чичикову на протяжении всей поэмы. Вот и чиновники, показанные в повести, точно так же являются «мертвыми душами» - у них не осталось ни сострадания, ни совести, ни уважения, ни даже чего-либо святого3.
Таким образом, «Повесть о капитане Копейкине» играет в поэме ничуть не меньшую роль, чем все другие части. Она позволяет показать еще один вид порочности, еще один пример того, как человек может быть «мертвой душой»...
В данной замечательной поэме рассказывается также и о жизни капитана Копейкина. Именно в его описании можно рассмотреть глубокую продуманность и яркость персонажа. Также, стоит сказать, что в ней заложен глубокий смысл того, как иногда государство может крайне негативно относиться к человеку, который потерял свое здоровье, участвуя в военных действиях, защищая свою родную страну. Оставшись инвалидом, он не мог более кормить себя и достойно существовать4.
Также стоит сказать о том, что роль данной истории в поэме весьма велика, и благодаря ей приходит осознание того, что простые люди остаются часто незащищенными и даже угнетенными в рамках складывающихся обстоятельств. Стоит отметить и отношение чиновников к простым людям. Они не хотели оказывать заботу об окружающих людях, и думали лишь о собственном благополучии.
В небольшой повести автору удается при помощи сарказма и иронии показать то, насколько сильны были страдания человека, который был заперт в рамки той системы, которая не поощряла людей, оказавшихся в беде. Несмотря на то, что герой остался инвалидом именно по той причине, что он сражался за честь своей родной страны, стоит сказать о том, что его страна не оказала ему ни малейшей помощи для того, чтобы он чувствовал себя лучше. Также Копейкин до конца верил в то, что представители власти смогут выделить ему финансовые средства, которые помогут герою стать полноценным членом общества.
Когда он обращается к генералу, то надеется на то, что он сможет оказать ему посильную помощь. Однако, когда он приходит к нему, тот не находит времени для того, чтобы оказать ему содействие. Представитель власти говорит о том, что герой сам должен находить себе средства для пропитания. Тогда герой предпринимает попытку самостоятельно решить сложившуюся проблему, и обращается к единомышленникам для того, чтобы создать свою группу, в которой будут действовать определенные нормы и правила. Также, стоит сказать о том, что участники данной группировки решили совершать различные грабежи и нападения на людей для того, чтобы прокормить себя. Произведение получилось очень ярким, интересным и поучительным. Оно заставляет задуматься о том, что в жизни каждого человека может наступить такой период,
когда о нем не захотят заботиться, и именно тогда он может встать на неправильный путь. Автор подчеркнул то, что герой оставался верным своим идеалам и принципам даже в столь сложное для него время.
3. Какова идейно-композиционная роль образа Чичикова в поэме?
В поэме «Мертвые души» Николай Васильевич Гоголь, наряду с выразительной галереей портретов помещиков, подробно описывает героя нового времени — Павла Ивановича Чичикова.
Это мошенник большой руки. Он предчувствует нарождение нового строя — капитализма и уже готов к его условиям. Выше всего на свете Чичиков ставит деньги, и будет поклоняться, служить, составлению капитала посвятит жизнь. Он прекрасно запомнил завет отца «беречь копейку», ибо все могут предать, только «копейка» поможет и спасет... Павел Иванович с детства начинает сколачивать капитал, перепродавая приятелям булки и пышки... Потом он займется аферами на таможне, когда и это дело раскроется, Чичиков придумает великую фальсификацию с мертвыми душами, покупая их как живые, не прошедшие ревизской сказки. Он хочет заложить их в опекунский совет и получить наличный капитал под эфемерный залог. Умен ли герой? Безусловно, его ум изобретательный и изворотливый, способный из всего извлечь выгоду. Но герой не внушает ни капли уважения, так как его способности направлены на обман государства и окружающих, пусть не самых лучших представителей общества. Да, Чичиков общается с мошенниками и плутами, но от этого его поступки не становятся благовиднее, ибо он «мошенник из мошенников», и все его способности и усилия направлены не на благие цели, а на личное обогащение. Он довольно циничен, придумав такую аферу с покупкой мертвых душ. Свое истинное лицо Павел Иванович искусно скрывает под личиной Приличия. Он великий артист-мистификатор.
Приезжая к Манилову, Чичиков подстраивается под характер хозяина. Ведет себя чересчур церемонно. Полчаса хозяин и гость стоят перед дверью, не решаясь войти первыми, уступая друг другу эту честь. В конце концов втискиваются в нее одновременно. О деле Павел Иванович начинает говорит витиевато: «— Я полагаю приобрести мертвых, которые, впрочем, значились бы по ревизии, как живые,— сказал Чичиков.— Мы напишем, что они живые, так, как стоит действительно в ревизской сказке. Я привык ни в чем не отступать от гражданских законов, хотя за это и потерпел на службе, но уже извините: обязанность для меня дело священное, закон — я немею перед законом».
Он даже «печется« о родном государстве, утверждая, что «казна получит выгоду, ибо получит законные пошлины». Манилов вполне удовлетворен объяснениями Чичикова, ему недосуг вдаваться в подробности дела. Это довольно скучно для его «возвышенной натуры».
С Собакевичем, чувствующим интуитивно мошенническую сущность Чичикова, Павел Иванович вначале держит себя солидно и серьезно, а потом понимает, что помещик его «разгадал». Притворяться уже не стоит, тут главное — не попасть впросак. И давая деньги, одновременно выдергивает из рук Собакевича расписку.
«—Хорошо, давайте же сюда деньги!
— На что ж деньги? У меня вот они в руке! Как только напишите расписку, в ту же минуту их возьмите.
— Да извольте, как же мне писать расписку? Прежде нужно видеть деньги.
Чичиков выпустил из рук бумажки Собакевичу, который, приблизившись к столу и накрывши их пальцами левой руки, Другой написал на лоскутке бумаги, что задаток двадцать пять рублей государственными ассигнациями за проданные ревизские души получен сполна».
У Коробочки же Чичиков ведет себя свободно. Настасья Петровна довольно зажиточная помещица: ее «узенький дворик весь был наполнен птицами и всякой домашней тварью. Индейкам и курам не было числа, промеж них расхаживал петух мерными шагами, потряхивая гребнем и поворачивая голову набок...» У нее есть чем поживиться: медом и пенькой... но Чичиков интересуется совершенно другим товаром: «— Уступите-ка их мне, Настасья Петровна?
— Кого, батюшка?
— Да вот этих-то всех, кто умерли»5.
Коробочка вначале опешила, но потом ее волнует только одно — как бы не продешевить. Она готова выкапывать мертвых и продавать, лишь бы была выгода. Позже она не поленилась съездить в город, чтобы справиться о цене на мертвые души.
Ни один из помещиков, с которыми общался Чичиков, не возмущен кощунственным предложением Павла Ивановича. Все они лишь хотят получить свою выгоду, не продешевить, а необычность товара не вызывает у них никаких эмоций, переживаний, душевных сомнений. «Хорошо, что нашелся покупатель и на этот товар», — такова их логика, очень страшная и бесчеловечная. Переезжая из имения в имение, Чичиков общается, приспосабливается к поведению и характерам владельцев. У Манилова — он добрейший человек, с Собакевичем—«кулак кулаком», у Коробочки — гневливый занятой барин, которому недосуг задерживаться по пустякам. Приехав к Плюшкину, Чичиков сразил хозяина своим «великодушием и щедростью», отказавшись от еды и взяв все расходы по оформлению продажи мертвых душ на себя.
Павел Иванович не менее отвратителен, чем другие помещики. Если они соглашаются на эту сделку — продажу мертвых душ, то Чичиков является создателем и организатором этой грандиозной аферы. И не будь Ноздрева — дебошира и тунеядца, еще неизвестно, как все бы закончилось. Гоголь в шутку называет его многосторонним человеком, так как он из-за отсутствия логики в ту же минуту предлагал вам ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все, что есть, на все, что хотите... Тут впервые Чичиков промахнулся. Ему не следовало связываться с таким скандалистом. Но Павлу Ивановичу глаза затмило корыстолюбие. Это его сгубило.
По мысли писателя, его герой не может стать победителем. Он обязательно оступится, рано или поздно, это должно случиться. Художник-гуманист, Гоголь представить себе не мог, что настанут времена, когда Чичиковы будут фаворитами общества, без стеснения и страха начнут кичиться собой и своими методами обогащения. Писатель все сделал, чтобы показать страшное лицо этих хищников. Он надеялся и верил, что его родина сможет преодолеть все трудности, выйдет на широкую и светлую дорогу, поэтому в конце первого тома поэмы появляется образ «птицы тройки», несущейся в светлую прекрасную даль. Гоголь верил, что своим творчеством приближает это прекрасное будущее.
Список использованных источников
-
Белинский В.Г. Похождения Чичикова, или мертвые души. Поэма Н. Гоголя / Собрание сочинений: В 3-х т. / В.Г. Белинский; Под общ. ред. Ф.М. Головенченко. Статьи и рецензии. Т. 3: 1843-1848. М.: Гослитиздат, 1948. 928 с. -
Гоголь Н.В. Собрание сочинений в семи томах. Т. 5. М., 1967. -
Зайцева И.А. Повесть о капитане Копейкине (К истории цензурной редакции). // Н.В. Гоголь: Материалы и исследования. Вып. 2 / Редкол.: Е.Е. Дмитриева (отв. ред.) и др. М.: ИМЛИ РАН, 2009. 376 с. -
Кузнецов А.Н., Потаповский А.М. Жанровое обозначение «Повести о капитане Копейкине» // Филологические науки. М., 1999. № 2. -
Манн Ю.В. В поисках живой души: «Мертвые души». Писатель — критик — читатель. М.: Книга, 1984.
1 Манн Ю.В. В поисках живой души: «Мертвые души». Писатель — критик — читатель. М.: Книга, 1984. С. 7.
2 Белинский В.Г. Похождения Чичикова, или мертвые души. Поэма Н. Гоголя / Собрание сочинений: В 3-х т. / В.Г. Белинский ; Под общ. ред. Ф.М. Головенченко. Статьи и рецензии. Т. 3: 1843-1848. М.: Гослитиздат, 1948. С. 684.
3 Кузнецов А.Н., Потаповский А.М. Жанровое обозначение «Повести о капитане Копейкине» // Филологические науки. М., 1999. № 2. С. 11-15.
4 Зайцева И.А. Повесть о капитане Копейкине (К истории цензурной редакции). // Н.В. Гоголь: Материалы и исследования. Вып. 2 / Редкол.: Е.Е. Дмитриева (отв. ред.) и др. М.: ИМЛИ РАН, 2009. С. 135.
5 Гоголь Н.В. Собрание сочинений в семи томах. Т. 5. М., 1967. С. 52.