Файл: Гигиена. Гигиена.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основной профилактической наукой в медицине является гигиена.

Основной профилактической наукой в медицине является гигиена.

Гигиена – медицинская наука, изучающая закономерности влияния факторов окружающей среды на здоровье человека, группы людей, популяции, населения в целом с целью обоснования гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, выполнение которых обеспечит оптимальные условия для жизнедеятельности, укрепления здоровья и предупреждения заболеваний.

Другими словами, гигиена – это наука о сохранении и укреплении  общественного и индивидуального здоровья путем осуществления профилактических мероприятий.

Цель гигиены – сохранение и укрепление здоровья людей, а по словам Эндмунда Паркса, - “… сделать развитие человеческого организма наиболее совершенным, жизнь наиболее сильной, увядание наименее быстрым, а смерть наиболее отдаленной”.

Здоровье (по определению ВОЗ) – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков.

По мнению наших ученых, здоровье предполагает нормальное и гармоничное психическое и физическое развитие человека, оптимальное функционирование всех органов и систем в ответ на действие повседневных раздражителей и различных факторов, способность адаптации к неблагоприятным воздействиям в обычных условиях существования и воспроизводству здорового потомства, отсутствие заболеваний, высокую физическую и умственную работоспособность, позволяющие человеку выполнять свои социальные функции.

Организм человека подвергается воздействию множества непрерывно меняющихся факторов внешней среды. Условно эти факторы делятся на химические, физические (температура, влажность, движение воздуха, шум, вибрация, электро-мегнитные излучения, и т.п.), биологические (патогенные микроорганизмы, вирусы, гельминты, грибы, и др.), психогенные и социально-экономические.

Основные задачи гигиены:

1.    Изучение природных и антропогенных факторов окружающей среды и социальных условий, которые могут влиять на здоровье человека.


2.    Изучение закономерностей влияния факторов и условий окружающей среды на организм человека или популяции.

3.    Научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по максимальному использованию положительно влияющих на организм человека факторов окружающей среды и ликвидации или ограничению до безопасных уровней неблагоприятно действующих.

4.    Использование в практике здравоохранения и народном хозяйстве разработанных гигиенических рекомендаций, правил, нормативов, проверка их эффективности.

5.    Прогнозирование санитарной ситуации на ближайшую и отдаленную перспективу с учетом планов развития народного хозяйства, определение соответствующих  гигиенических проблем, научная их разработка.

О содержании гигиены лучше всего говорят ее разделы: социальная гигиена, коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков, гигиена лечебно-профилактических учреждений, фармгигиена, и др. Таким образом, гигиена изучает влияние всех условий существования человека на его здоровье.

Профилактика

Профилактика– один из основных принципов здравоохранения. Под профилактикой понимают широкую систему государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, воспитание здорового молодого поколения, повышение трудоспособности и продолжительности активной жизни.

Различают профилактику общественную и личную.

Общественная профилактика обеспечивается государственными мерами, зафиксированными в Конституции страны, Основах законодательства о здравоохранении. Эти меры обеспечивают право человека на труд, жилье, отдых, бесплатное образование и лечение, пенсионное обеспечение, то есть на создание таких условий, которые позволяют человеку гармонично развиваться физически и духовно, сохранять свое здоровье и трудоспособность.

Личная профилактика включает борьбу с перенапряжением нервной и других систем, нарушением режима труда, отдыха, питания, гиподинамией, употреблением алкоголя, курением.

Исходя, из конкретных видов патологии различают:

профилактику первичную, то есть предупреждение возникновения заболеваний, влияние на механизмы их развития или факторы риска, способствующие их возникновению

, то есть снижение уровней воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды;

вторичную, цель которой – предупреждение прогрессирования или обострения заболеваний;

и третичную, цель которой – предупреждение рецидивов перенесенных заболеваний.

Чем более полно населения будет охвачено мерами профилактики, тем более здоровым оно будет.

Гигиена, как наука, взаимодействует с другими науками (физикой, химией биологией, микробиологией, физиологией, математикой, и т.п.), и в зависимости от задач исследований, пользуется и методами этих наук (физическими, химическими, биологическими, физиологическими, клинико-биохимическими, статистическими, и др.). 

Специфическими для гигиены являются методы: санитарного обследования и описания (применяется для изучения окружающей среды), гигиенического эксперимента (используется для изучения влияния окружающей среды на оргнизм), эпидемиологический (изучает закономерности распространения заболеваний) и санитарной экспертизы (используется для гигиенической оценки различных объектов с точки зрения их влияния на здоровье человека).

При гигиеническом исследовании проводится изучение и оценка факторов окружающей среды и влияние этих факторов на организм человека.

Практическое внедрение в жизнь гигиенических нормативов, правил и мероприятий называют санитарией.Еслигигиена – это наука о сохранении и улучшении здоровья, то санитария – практическая деятельность, с помощью которой это достигается.

 Санитария обеспечивается санитарными и протиэпидемическими мерами. Исполнителями санитарных мероприятий являются государственные органы, предприятия, учреждения и организации, частные предприниматели, общественные организации, и т.п. Контролируют соблюдение санитарного законодательства органы государственного санитарного надзора (областная, городская, районная санитарно-эпидемиологическая служба).

методы

Специфика объекта исследования в гигиенической науке и практике, которым является здоровый человек и коллектив, обуславливает необходимость использования для их изучения и особых методов.

Различают четыре основных специфических для гигиены метода:

- эпидемиологический метод изучения состояния здоровья;

- санитарного обследования;

- гигиенического эксперимента (натурный и лабораторный);

- санитарной экспертизы.

 

Эпидемиологический
 метод включает: санитарно-статистический; медицинского обследования популяций; клинического наблюдения за специально отобранными людьми; натурного эксперимента среди населения.

Метод санитарного обследования: обследование объектов, санитарное описание, методы анкетирования, санитарно-топографическое описание, обследование с применением инструментальных методов.

Санитарная экспертиза.

- Плановая сан. экспертиза – контроль за соблюдением гигиенических норм и противоэпидемических правил в порядке пред. и текущего сан. надзора (Слово «экспертиза» в настоящее время, как говорится, на слуху. Но так как гигиена - наука доказательная (что не раз подчеркивалось) и точная, необходимо пояснить суть названного термина. Вначале о его происхождении: лат. expertiza - заключение сведущего лица; expertus - испытывать. Экспертиза как метод деятельности подразумевает определенный алгоритм действий эксперта, то есть специалиста, наделенного полномочиями ее проводить.)

- Внеплановая.

- Санитарная экспертиза в процессе арбитража (проводится по указанию других органов)

К основным теориям происхождения права относят: 1) патриархальную теорию, 2) теологическую теорию, 3) теорию естественного права, 4) историческую теорию, 5) реалистическую теорию, 6) материалистическую теорию.

Патриархальная теория (Аристотель). Сущность ее проявляется в тенденции объяснять возникновение государства и права естественно-историческими причинами, коренящимися в природе человека как существа, которое не может жить вне общества (государства). Исходя из этого, Аристотель выводил образование государства и права из семьи как естественно воз­никающей формы общения. 

Теологическая теория (Фома Аквинский). Согласно учению Фомы Аквинского, мир основан на иерархии форм (от бога - чистого разума - к духовному миру и, наконец, – к материальному). Во главе иерархии стоит Бог, установив­ший принцип подчинения низших форм высшим.

Теория естественного права  (Гроций Г., Лильберн Дж., Руссо Ж-Ж.). Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитив­ным. Люди рождаются свободными и равными в пра-вах. Естественные права принадлежат человеку по праву его существования.

Историческая теория(Гуго Г., Савиньи К.). С точки зрения данной теории, право рассматривается как выражение духа народа, склады­вающегося подобно языку, постепенно в ходе исторического процесса независимо от субъективных воззрений законодательной власти государ­ства.


Реалистическая теория (Иеринг Р.). Согласно этой теории, право возникает под влиянием внешних факторов. Этими факторами являются интересы, двигающие человеком и заставляющие его ставить цели, которые осуществляются при посредстве права. Право – это защищенный государством интерес.  

Материалистическая теория(Маркс К., Ленин В.И.). В основе теории лежит тезис о том, что право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса. Данная теория ограничивает жизнь права рамками классового общества. Материалистическая теория, провозглашая примат государства над правом, вступает в противоречие с теорией правового государства.       

В настоящее время выделяют следующие основные правовые системы (се­мьи): романо-германскую, англо-американскую, религиозно-общинные, заидеологизированные.

Романо-германская, или континентальная, правовая семья (Россия, Франция, ФРГ) сложилась в стра­нах континентальной Европы. С XIX в. основным источником права в этой правовой семье является закон. Во всех странах романо-германской правовой семьи имеются конституции как ос­новные законы, за нормами которых признается высшая юриди­ческая сила, выражающаяся как в соответствии конституции и законам иных нормативно-правовых актов, так и в установлении судебного контроля за конституционностью законов.

Англо-американская правовая семья (Англия, США, Канада). Основным источником права в данной правовой семье является  судебный прецедент, т. е. нормы, сформулированные в судебных решени­ях. Однако это не значит, что в этих государствах нет конститу­ций. Но в государствах данной правовой семьи судам позволено весьма широко толковать конституцию, приспосабливая ее к по­требностям общественной практики.

В англо-американской правовой семье нет четко выраженного деления на отрасли права. Это обус­ловлено тем, что судебная деятельность ориентирована, прежде всего, на решение конкретных дел, а не на формулирование об­щих правил поведения.

Религиозно-общинные (неотдифференцированные) правовые системы