Файл: Логопедическая ритмика это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкальноритмического и физического воспитания. Логоритмика это один из качественных методов логопедической работы по развития речи малыша.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(1 слайд) Как уже было сказано, главной особенностью речи этих детей является выраженная дефицитарность экспрессивного словаря и связанная с ней задержка речевого развития. В работе с такими детьми используют различные методики и приемы. Например, такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логоритмика.
Логопедическая ритмика - это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Логоритмика – это один из качественных методов логопедической работы по развития речи малыша. Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. (2 слайд) Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. В педагогической практике логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа была наиболее эффективной. Логоритмика применяется при коррекции общего недоразвития речи, фонетико-фонематических нарушений и алалии.
Это форма активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идет путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Точное динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
(3 слайд) Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга; развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, распределение и память, зрительную, слуховую, моторную; ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи.
(4 слайд) Цель логоритмики:
- преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы.
(5 слайд) Задачи логоритмики:
• развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега;
• формировать правильную осанку, умение ориентироваться в пространстве, имитационные движения;
• устранять напряженность, скованность, воспитывать свободу действий;
• развивать речевое и слуховое внимание;
• учить переключать внимание, включая смену движений;
• продолжать учить слушать музыку, различать темпы мелодий, петь соответственно со звучанием музыки (тихо, громко);
• развивать физиологическое дыхание;
• развивать артикуляционный аппарат;
• развивать силу голоса и выразительность речи, пения;
• развивать мелкую моторику, точность движений;
• развивать мимику лица;
• формировать правильную артикуляцию звука.
(6 слайд) В логоритмической деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития можно выделить 2 звена:
1. Развитие и коррекция неречевых процессов: слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, зрительной ориентировки на собеседника, координации движений, чувства ритма и темпа в движении.
2. Развитие речи и коррекция речевых нарушений: создание мотива к речевой деятельности, стимуляция речевой активности, расширение и активизация импрессивного словаря, развитие темпа и ритма дыхания (сначала без речи, а потом с речью), развитие орального праксиса, просодики, фонематического слуха.
(7 слайд) При планировании логоритмической деятельности для детей раннего возраста с ЗРР выделяются следующие направления работы:
(8 слайд) • Формирование правильного дыхания – упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания. (Игра «Салютики».)
(9 слайд) • Развитие чувства ритма – упражнения, музыкально–дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия, силы голоса. (Игры «Веселые звуки», «Самолетики», «Вороны».)
(10 слайд) • Развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций. (Игра «Снежинки».)
(11 слайд) • Развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц. (Артикуляционная гимнастика.)
(12 слайд) • Развитие мелкой моторики – пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики. (Игра «Моя семья».)
(13 слайд) При разработке любой логоритмической деятельности необходимо учитывать главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности. А также для более успешного проведения логоритмики нужно выполнять психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы.
Одно из необходимых условий для получения хороших результатов – взаимодействие педагогов и родителей. Речевые, пальчиковые игры, динамические паузы воспитатель могут использованы во всей образовательной деятельности. Эти же упражнения и игры предлагаются родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома.
Тематическая направленность логоритмических упражнений обусловлена изучением соответствующей лексической темы. Объем и содержание упражнений определяются в соответствии с особенностями речевого и моторного развития детей.
(14 слайд) Занятие по логоритмике включает следующие виды упражнений:
-
Ходьба и маршировка в различных направлениях. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое внимание.
(15 слайд) Упражнение «Ноги и ножки»
Большие ноги шли по дороге: Топ-топ, топ-топ, топ-топ. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топа-тора-топа-топ, Топа-тора-топа-топ. | Ходят в медленном темпе, опуская ногу на всю стопу. Бегут на носках с остановкой на последнее слово. |
«Шагают наши ножки».
По узенькой дорожке шагают наши ножки, шагают наши ножки, И в ямку … бух! | Ходят по кругу, друг за другом, высоко поднимая ноги. Делают поскоки с ноги на ногу в медленном темпе. Усаживаются на стул на последнем слове. |
(16 слайд) Упражнение«Лужок»
Ножки, ножки Бежали по дорожке. Бежали лесочком, Прыгали по кочкам. Прыг – скок, прыг – скок, Прибежали на лужок, Прибежали на лужок, Сели дружно все в кружок. | Бегут на носочках друг за другом. Прыгают с ноги на ногу с продвижением вперед. Садятся на пол, вытянув ножки. |
2. (17 слайд) Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений.
(18слайд)
Лодочка Ребенок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно поднимают прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение лежа на животе. |
Снеговик Исходное положение стоя. Детям предлагается представить, что они – только что слепленный снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Ведущий может попробовать «снеговика» на прочность, слегка подталкивая его из разных сторон. Потом снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала «тает» голова, затем плечи, руки, спина, ноги. Затем предлагается вариант «растаять с ног» |
(19 слайд)
Кулачки Ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно увеличивая темп. Выполняется до максимальной усталости кистей. После этого кисти расслабляются и встряхиваются. |
Дерево Ребенок сидит на корточках, голова спрятана в колени, колени обхватываются руками. Это семечко, которое постепенно прорастая, превращается в дерево. Дети очень медленно поднимаются на ноги, выпрямляют туловище, вытягивают руки вверх. Тело напряжено, «дерево тянется к солнышку». От сильного порыва ветра «дерево» должно сломаться. Ребенок резко сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, руки и голову, в то время как нижняя часть туловища должна оставаться напряженной и неподвижной. |
3. (20 слайд) Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.
(21 слайд)
Руки к солнцу поднимаю, И вдыхаю, и вдыхаю. Ну, а руки выпускаю, Воздух тихо выдыхаю. Это очень хорошо, Что сегодня дождик шел. | Поднимают руки через стороны вверх, делая вдох через нос. Через стороны опускают руки и тихо произносят на выдохе «Ф-Ф-Ф» |
А ветер щеки толстые Надул, надул, надул. И на деревья пестрые Подул, подул, подул Красный, желтый, золотой Облетел весь лист цветной. Как обидно, как обидно Листьев нет – лишь ветки видно. | Дети делают глубокий вдох, надувают щеки и силой выпускают воздух через сомкнутые губы. Подняв руки, качаются из стороны в сторону, постепенно приседая и опуская руки. |
(22 слайд)
«Волки» Дети, стоя чуть прогнувшись в пояснице, слегка прижав полусогнутые руки к груди, на выдохе предельно долго тянут звук «у-у-у-у-у». Логопед. Посмотрите, а вот и мишка. Медведь в берлоге крепко спит, И его нельзя будить. Он с осени свой жир копил, Много ел и много пил. У него зимой одна забота: Крепко спать и весны ждать. Но мы попросим мишку с нами поиграть. | «Нюхаем воздух» Цель: укрепление мышц диафрагмы и развитие дифференцированного вдоха через нос и выдоха через рот. И.п. – стоя, ноги врозь, руки опущены вдоль тела. При повороте головы влево-вправо делается короткий резкий вдох («собака нюхает воздух») и произвольный выдох. Вначале выполнять на 4 счета в два подхода, затем количество раз увеличивается. Темп 60-72 вдоха в минуту. Пауза между дозами вдохов 2-3 сек. |
(23 слайд)
«Дровосек» Цель: постановка речевого дыхания с акцентом на удлиненный выдох. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки в «замок» подняты над головой – вдох. Быстрый наклон туловища вперед, руки уронить вниз, как «топор», с произнесением на выдохе «ух». | «Послушный мяч» Цель: тренировка синхронной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем. Каждый из детей подбрасывает вверх мячик и ловит его обеими руками. Поймав мяч, одновременно произносит слог «оп»; «хоп». Взрослый хвалит тех детей, кто не выпустить мяча из рук. |
(24 слайд)
«Надуй воздушный шарик» Цель: закрепление умения направлять воздушную струю посередине языка. Взрослый предлагает надуть воображаемый шарик и придумать, кому он его подарит. Взрослый показывает, как медленно надувается воздушный шар, имитируя движения руками и произнося звук «ш» на выдохе под счет до 4-х. Обратить внимание детей на правильное положение языка и губ во время произнесения шипящего звука. |
4. (25 слайд) Упражнения на активизацию внимания и памяти. На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.