ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»

(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1_______________

(наименование кафедры/департамента/центра полностью)
(код и наименование направления подготовки, специальности)
(направленность (профиль) / специализация)


Практическое задание №1
по учебному курсу « Римское право »

(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)


Студент










(И.О. Фамилия)




Группа
















Преподаватель










(И.О. Фамилия)





Тольятти 2022
Актуальность. Проблема рецепции римского права в России актуальна как с точки зрения внутренней логики историко-юридического развития, которая определяется степенью разработанности объекта исследования, направлениями и тенденциями его развития, так и в прикладном аспекте, т.е. в актуальности предшествующего законодательного и научного опыта современной российской цивилистики. Междисциплинарность, историко-правовой характер темы, ее дискуссионность в отечественной историографической традиции требуют теоретико-методологического целостного осмысления поднятой автором проблемы, комплексного подхода к ее решению.

Рецепция - это сложный и многоступенчатый процесс заимствования, основанный на отборе, обработке применительно к конкретным условиям развития страны и восприятии основных достижений юриспруденции того времени.[3]


Идеологическая составляющая рецепции римского права в России обычно проявляется в модернизационных процессах правового развития. Исключением является современность, как уже писалось в рамках "декоративного" приема. Эти процессы были обусловлены особенностями закрытого характера российского государства, его вынужденной изоляцией от внешнего мира, постоянными войнами с соседними государствами или ожиданием такой агрессии извне. Выживание российской государственности в таких экстремальных условиях и дальнейшее развитие общества выработало особенность в отношении рецепции: отказ от оглашения факта рецепции любого иностранного, не только римского, права. При этом рецепция не только права, но и правовых доктрин иностранного происхождения отличалась особой интенсивностью и динамизмом.

Римское право оказало на Россию не меньшее влияние, чем на Западную Европу. Особенность этого влияния, однако, заключалась в том, что Кодекс и Дигесты Юстиниана попали на Русь из Византии вместе с христианством в X-XII веках.[4]

Элементы византийского права стали проникать на Русь в начале X. После 988 года князь Владимир Святославович попытался ввести непосредственно на Руси византийский кодекс VIII века. Этот документ, в частности, предусматривал введение системы телесных наказаний за преступления, вплоть до смертной казни, вместо прежних судебных наказаний - "вир". Однако попытка быстро перейти на византийскую систему уголовного права провалилась, вероятно, потому, что княжеская казна опустела из-за отсутствия важного источника дохода - вирных платежей. В дальнейшем римское право вводилось более осторожно, с учетом русского обычного права - в Правде Ярослава и других документах.[4]

Если княжеские своды ссылались на греческое, т.е. византийское право, но опирались в основном на местное обычное право, то православная церковь была наиболее последовательным носителем римско-византийского права. В этот период самые древние пласты брачного, долгового и налогового права активно перенимались из Дигест и Кодекса Юстиниана. Многие суды Древней Руси напрямую ссылаются на греческие переводы Юстиниана, иногда перенимая как систему, так и отдельные правовые нормы. Известны также древнейшие переводы новелл Юстиниана на русский язык, а также отрывки из его Кодекса и Дигест, которые встречаются, в частности, в знаменитом своде канонического права, так называемой "Книге Кормчей" XII века. Общеизвестно, что церковные суды, которые непосредственно руководствовались нормами римско-византийского права, обладали довольно широкой юрисдикцией, распространявшейся на лиц, не принадлежавших к Церкви, и, таким образом, активно вмешивались в гражданское судопроизводство.


Вторая волна влияния римского права на Россию связана с падением Константинополя в 1453 году и распадом Восточной Римской империи. Русские цари унаследовали некоторые принципы и положения римско-византийского публичного права. Несмотря на то, что в XVI веке в своих учебниках права они продолжали ссылаться на греческое право как на один из важнейших источников права, вряд ли можно говорить о серьезной рецепции римского частного права в России. Традиционно в Древней Руси больше внимания уделялось публичному праву.[2]

Только начиная с XVIII века можно говорить о рецепции в России римского частного права в западноевропейском понимании. Это объясняется усилиями Петра I и последующих императоров по построению российского законодательства на принципах европейских гражданских институтов. Во второй половине XVIII века, в период правления Екатерины II (Великой), которая, как известно, находилась под сильным влиянием идей французских мыслителей эпохи Просвещения, в России начало зарождаться частное право, под которым понималось правовое ограничение произвольного вмешательства государства в частную жизнь, особенно в хозяйственную. В то время декреты определяли понятие частной собственности как свободу использования собственного имущества независимо от "общественных интересов". Однако это было привилегией одного класса - дворянства.[2]

Рецепция римского частного права в России началась в западноевропейской форме только в 18 веке, во время реформ Петра I. Однако реальное значение для законодательства и юриспруденции она приобрела лишь позднее, в 19 веке.[2]

В нашей стране тоже выделяются этапы рецепции римского права, но они не совпадают по времени с европейским правом. Мы кратко опишем их. В X веке на Руси началась первичная рецепция римского права при посредничестве Византийского государства и, прежде всего, его православной церкви. Однако в Древней Руси традиционно большое внимание уделялось публичному праву. Частное право, понимаемое как юридическое ограничение вмешательства государства в частную жизнь, особенно в экономическую, возникло во второй половине XVIII в. Начало ему положило правление Екатерины II, которая была очень увлечена идеями французских мыслителей эпохи Просвещения.

Ее декреты того времени ввели понятие частной собственности, которая, однако, была зарезервирована только для дворянства.


В 1960-х годах, в ходе реформ Александра II, отменившего крепостное право, частная собственность и частное право были, наконец, признаны всем населением. В этот период также наблюдается быстрый рост научного интереса к римскому праву в России. В конце XIX и начале XX века были опубликованы десятки руководств. века были опубликованы десятки справочников и учебников по римскому праву, многие из которых выходили несколько раз за короткий промежуток времени. Особое внимание уделялось изучению римского права во многих университетах, где проводились специальные курсы и семинары по римскому частному и публичному праву, источникам римского права, углубленно изучались оригинальные латинские тексты законов XII таблички, Институции Гая, Дигесты и Кодекс Юстиниана. Немецкая школа права, "Пендект", оказала самое сильное и продолжительное влияние на российское гражданское право. Опираясь на истоки римского частного права, кодификация немецкого гражданского права стала своего рода "моделью" для проекта российского Гражданского уложения (которое так и не было введено в действие до Октябрьской революции 1917 года). Тем не менее, многие правовые решения, основанные на этих подходах, были впоследствии закреплены в Гражданских кодексах РФ 1922, 1964 и 1994 годов. После революции 1917 года советские власти вместе с буржуазией первыми приняли Гражданский кодекс. Советская власть вместе с гражданским правом отказалась от его основы - рецепции римского права. В 1922 году при разработке первого в истории России Гражданского кодекса В.И. Ленин указал, что "мы не признаем ничего частного, для нас все в хозяйстве общественное, а не частное", что и было положено в основу нового законодательства. Таким образом, период, когда частное право в России распространялось на весь гражданский коллектив, а не на отдельные товары, длился всего около 50 лет. В результате государственные органы в России практически никогда не сталкивались с ограничениями на произвольное вмешательство в дела своих подданных или граждан. Эти традиции, к сожалению, сохранились и по сей день. Александр II провел ряд реформ в 1960-х годах. Крепостное право было отменено, а частное право и частная собственность были окончательно признаны для всего населения. Но в 1922 году при разработке Гражданского кодекса, первого в истории нашей страны, В.И. Ленин указал, что принцип частной собственности был отменен.[3]

Таким образом, российское государство частного права
, которое распространялось на всех, а не на отдельные сословия, просуществовало всего около 50 лет. По этой причине власти в нашей стране практически никогда не имели ограничений на произвольное вмешательство в жизнь своих граждан или подданных. Возрождение идеи частного права в России, получившей законодательное закрепление в 1994 году после принятия нового Гражданского кодекса, привело к необходимости вернуться к его истокам, то есть вновь началась рецепция римского права. Это событие было очень важным для России. Не опираясь на достижения римлян, нам трудно разработать собственную систему. Для нашей страны идея частного права особенно важна, поскольку в России практически не было возможности создать решающую правовую основу общества, независимую от государства.

С распадом СССР остро встала проблема реформирования всей правовой системы нового государства - Российской Федерации, которая потребовала полной перестройки в связи с провозглашением принципов правового и социального государства по Конституции РФ 1993 года. Поэтому необходимо было юридически оформить совершенно новые правоотношения между гражданами, которые в СССР сознательно игнорировались.

21 октября 1994 года был принят Гражданский кодекс Российской Федерации (далее "ГК РФ"), основной целью которого является регулирование гражданских отношений между физическими и юридическими лицами, проживающими на территории Российской Федерации. И многие положения этого Кодекса заимствованы из классического римского частного права.

Таким образом, структура данного правового акта несколько напоминает структуру института Юстиниана и Гая: здесь также действует система "лица - вещи - обязательства". Более того, современное российское гражданское право сохранило ряд принципов, понятий, правовых категорий и институтов, характерных для римского частного права.

Обратимся к Общей части Гражданского кодекса Российской Федерации. Он содержит определенные нормы, термины и определения, связанные с возникновением, изменением и прекращением гражданских отношений, которые заимствованы из римского частного права.

Например, институт правоспособности граждан. Согласно римскому праву, правоспособность возникает при рождении человека и прекращается после его смерти. Об этом также говорится в статье 17 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая гласит: "Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается в момент его смерти.[1]