Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Основы педагогического мастерства Практическое занятие 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах


Дисциплина: Основы педагогического мастерства

Практическое занятие 5


Выполнил:

Обучающийся Назаров Владимир Владимирович

Преподаватель:

Черненко Наталья Михайловна
Задание 1. (максимальное количество баллов — 5 баллов)


Вопросы для анализа ситуации

Сравнительная характеристика

 действий педагогов при решении оформленной педагогической задачи

Начинающий педагог

Педагог-мастер

1.               Как разрешить сложную ситуацию?

  Попросить ребенка так не делать, а если возникнут какие-то трудности, то педагог всегда сможет помочь и объяснить

 Успокоить ученика, заверить, что сейчас ему будут объяснены критерии выставленной оценки.

1.               Какими путями можно было избежать подобной ситуации?

 Избежать этой ситуации можно было бы объяснив сразу же и вовремя причину выставления ученику данной оценки, а также объяснить ученику какими путями её можно исправить, и в какое время, чтобы он на этом не зацикливал своё внимание.

 Чтобы избежать конфликтной ситуации надо было перепроверить работу ученика в его присутствии, объяснить критерий выставленной оценки

2.               Как вернуть рабочую обстановку на урок, если подобная ситуация произошла?

 Учителю же не стоит делать акцент на данной ситуации, раз уж она произошла, во время проведения урока, а тем более вступать в перепалку. Можно было сказать: «Для того, чтобы исправить оценку не обязательно так высоко забираться» и попросить спуститься с парты, спокойно продолжая урок, а после урока, естественно, оставить ученика и поговорить;

 Дать задания детям, проведите работу над ошибками и помочь в объяснении ошибки соседу по парте. Провести с учащимися небольшую беседу по теме «Культура поведения и общения».


 

Выводы по решению педагогической задачи: для начала необходимо восстановить работу в классе. Следует успокоить ученика, сделав ему замечание и попросив занять должным образом свое рабочее место. Самый верный способ восстановить в сложившийся ситуации рабочую атмосферу-дать задание, примерно: «Ребята вы не все правильно выполнили работу. Поэтому сейчас вы будете выполнять работу над ошибками. Те ребята, у кого ошибок нет, могут помочь соседу по парте».
Далее следует объяснить ученику в личной беседе критерии выставления отметки, перепроверить перед ним работу: «Согласен ли ты, что в этих местах ты допустил ошибки? Посчитай, пожалуйста, количество допущенных тобой ошибок. Какую ошибку получает ученик, если у него…ошибок. А для отметки «4» какое максимальное число ошибок?». После объяснения технических моментов нужно указать на то, что поведение ученика было некрасиво и невежливо и выставляло его не с лучшей стороны. Так же следует успокоить ученика, сказав, что у него обязательно будет возможность исправить ситуацию: «Постарайся в следующий раз быть внимательнее, лучше готовиться к контрольной работе-и все будет хорошо». А теперь садись, пожалуйста, на место, я сейчас объясню не только тебе, но и остальным ребятам, во-первых, критерии оценивания, во-вторых, твои ошибки, т.к. они часто встречались не только у тебя, но и у всего класса».

После этого следует объяснить всему классу критерии оценивания и провести работу над ошибками. Так же провести небольшую беседу по теме: «Культура поведения и общения».

Задание 2. (максимальное количество баллов — 3 балла)

Внимательно изучите теоретический материал по теме «Имидж современного педагога» и найдите варианты актуализации данного вопроса для осуществления собственной педагогической деятельности.

 

N

Составляющие элементы имиджа современного педагога

Основные показатели соответствия педагога составляющим имиджа 

Обоснование значимости  показателей имиджа педагога

1.

Профессиональная компетентность

 Общекультурный (образованность и широта кругозора;культура речи, общая информированность)

Общепрофессиональный (владение содержанием учебных дисциплин, владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания; знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность деятельности)


Коммуникативный (потребность в общении с детьми, интерес к детям, мобильность обратной связи в общении; доброжелательный стиль общения)

Личностный (качества проф. направленности: личностная зрелость и ответственность, преданность профессии; специфические свойства : организованность, справедливость, гибкость, креативность; специфические психофизиологические свойства: устойчивость нервной системы, хорошая работоспособность и выносливость )

Показатель саморазвития и самообразования (самокритичность к себе; потребность в обновлении теоретического и практического опыта, склонность к инновационной деятельности)

 Специалисту в области образовательной деятельности необходимо хорошее общее образование, он должен обладать широкими и глубокими познаниями в разнообразных областях

Успешное обучение зависит от умения педагога полно и глубоко владеть содержанием учебных предметов на уровне современной науки, и умения отбирать содержание в четком соответствии с поставленными целями

Интерес к миру детства, потребность в общении с детьми является необходимой предпосылкой проф. самоопределения учителя. Эта потребность проявляется в стремлении быть наставником, передавать им свой опыт, в желании заботиться о них.

Для успешного труда педагог должен обладать множеством разнообразных свойств и качеств

Постоянный личностный и профессиональный рост выступает неотъемлемой чертой профессионализма учителя. Так как проф. педагогический потенциал не может быть сформирован раз и навсегда.

2.

Педагогическая эрудиция

 своеобразный запас необходимых знаний, который учитель применяет в своей профессиональной деятельности для решения педагогических задач.

 Эрудиция подразумевает ученость, начитанность, основательное знание предмета. Энциклопедичность знаний — это ведущая характеристика эрудиции учителя, так как ученики могут задать учителю вопрос из любой сферы человеческой деятельности. Она достигается путем непрерывного образования и самообразова­ния учителя.

3.

Педагогическое общение

 профессиональное общение учителя и школьника, имеющее определенные функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся

 Роль правильно организованного педагогического общения особенно велика, так как атмосферу для разговоров со школьниками создает именно учитель.

4.

Педагогическая рефлексия

 способность учителя мысленно представить себе возникшую у ученика ситуацию и на этой основе сложить представление о себе.

Рефлексия означает осознание учителем себя с точки зрения учащихся в различных ситуация


 Учителю важно развивать у себя здоровую конструктивную рефлексию, приводящую к улучшению деятельности, а не к ее разрушению постоянными сомнениями и колебаниями. 

5.

Педагогическая импровизация

нахождение неожиданного решения и его мгновенное воплощение, совпадение процессов создания и применения при их минимальном разрыве.

 Способность легко и непринужденно импровизировать в сложных обстоятельствах, умение найти выход из любой нестандартной ситуации для профессионального педагога важнее, чем для актера, у которого роль написана заранее. Творческая доминанта, состояние творческого поиска и вдохновения присущи именно учителю импровизатору. Импровизации является незаменимым инструментов воспитания и обучения в педагогической практике.



6.

Педагогическое мышление и интуиция

 своеобразное педагогическое чутье, умение угадать, без рассуждений определить основное звено, глав­ную цель, пути ее достижения. Интуиция мастера принципиально отличается от интуиции начинающего или просто неумелого пе­дагога. И дело не только в умении быстро и точно найти верное решение, но и в возможности при необходимости его развернуть и обосновать, что проявляется более явственно не при проекти­ровании и планировании определенного этапа педагогического процесса, а при анализе уже пройденных этапов работы и особен­но в возражениях против необоснованной критики.

 Учителю необходимо использование педагогического мышления и интуиции для выявления скрытых внутренних свойств педагогической деятельности в ходе организации работы.


Задание 3. (максимальное количество баллов — 3 балла)

Внимательно прочитайте описание предложенной педагогической задачи и найдите вариант грамотного её решения.

 

Предлагается для решения следующая педагогическая задача.

Вы входите в состав рабочей группы по подготовке коллеги к выступлению на ежегодном конкурсе педагогического мастерства «Педагог года» (вид и уровень образовательного учреждения выбираются обучающимся в соответствии с собственными предпочтениями). Вам необходимо разработать рекомендательный документ на тему «Как подготовить устное выступление педагога?».

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.

Педагогу необходимо знать, что:

- точность и выразительность речи достигается использованием синонимов (спортсмен – знаменитый, выдающийся, известный);

- тафталогия снижает качество речи (свободная вакансия, своя автобиография);

- большое значение имеет интонация: логическая (ее цель выделить смысл) и эмоционально - экспрессивная (цель – передать свои чувства, переживания, отношения);
- засоряют речь слова – паразиты (вот, так сказать, как говориться);
- не воспринимается речь с растягиванием слов, с остановками и неопределенными звуками («э-э», «м – м»);

- не рекомендуется использовать жаргонизмы («пруха», «сделать»);

- не рекомендуется использовать штампы и шаблоны (заострить вопрос, так сказать, как говорится);

- культуры речи не мыслима без норм литературного произношения;
- выразительность и эмоциональность речи достигается использованием фразеологических оборотов, пословиц, поговорок.

Культура речи — широкое и емкое многокомпонентное понятие, но прежде всего это грамотность построения фраз. Твердое знание грамматических правил дает возможность педагогу правильно выражать свои мысли, придает его речи стройный, осмысленный характер, что облегчает учащимся восприятие и понимание учебного материала, команд и т. д. Грамматически правильное построение речи обеспечивает ее содержательность, логическую последовательность, понятность.


Второй составляющей культуры речи педагога являются простота и ясность изложения. Одну и ту же мысль можно выразить в доступной для понимания учащимися форме или, наоборот, придать речи такой наукообразный вид, что учащиеся так и не сумеют понять, что же от них требуется, что они должны усвоить. Умение рассказать просто о сложном, сделать доходчивым отвлеченное основывается на ясности мышления педагога, на образности и жизненности приводимых для пояснения примеров.

Третьей составляющей культуры речи является выразительность. Она достигается как подбором нужных слов и синтаксических конструкций, так и активным использованием основных компонентов выразительности устной речи — тона, динамики звучания голоса, темпа, пауз, ударения, интонации, дикции.

Задание 4. (максимальное количество баллов — 3 балла)

Внимательно прочитайте описание предложенной педагогической задачи и найдите варианты грамотного её теоретического и практического осмысления.

Охарактеризуйте следующие стили педагогического общения и приведите по одному примеру на каждый из предложенных стилевых типов построения взаимоотношений:

1.     Стиль «Монблан» - Педагог отстранен от обучаемых, находясь в царстве своих знаний. Обучаемые - безликая масса слушателей. Нет личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информативному сообщению, следовательно, отсутствуют психологические контакты и наблюдается пассивность учеников.

В пример можно привести лекторов на поточных занятиях в вузах. Где лектор сообщает новую информацию для большой аудиторию, в монологичном виде.

2.     Стиль «Китайская стена» - Между педагогом м учеником существует слабая обратная связь, т.к. существует барьер в общении. Он порождает отсутствие желания к сотрудничеству, информативный характер знаний, а не диалоговый. Все это приводит к слабому взаимодействию с учениками и их равнодушное отношение к педагогу.

Для собеседника, использующего эту модель характерно:

- нежелание сотрудничать;

- подчеркивание своего социального статуса, возраста;

- снисходительное отношение к собеседнику;

- устрашение;

- оказание давления на собеседника;

- отсутствие обратной связи;

3.     Стиль «Локатор» - Характерно избирательное отношение с учениками, концентрация внимания или на сильных, талантливых учениках, или на слабых. Причина: неумение сочетать индивидуализацию обучения с фронтальным подходом. В результате нарушается целостность взаимодействия в системе педагог-коллектив.


При общении ориентируется не на всех своих собеседников, а лишь на их часть. Например, друзей, врагов, нейтрально настроенных. Педагог-локатор будет уделять свое внимание не всем ученикам в равной степени, а сильным учащимся, слабым или средним.

4.     Стиль «Робот»  - Взаимоотношения строятся по жесткой программе, где четко выдержаны цели и задачи занятия, отработаны методические приемы, отрепетированы мимика и жесты, но педагог не обладает чувством постоянно меняющейся ситуации общения. Не учитываются возрастные и этнические особенности детей и их психологического состояния. Как следствие, мы получаем низкий эффект педагогического воздействия.

Для собеседника, использующего эту модель характерно:

- он общается по составленной заранее программе;

- у него жесткая логика;

- он невосприимчив к изменениям ситуации, настроения собеседника;

- обратные связи не воспринимаются;

- диалог отсутствует;

5.     Стиль «Я сам» - Учебный процесс фокусируется только на педагоге. От него исходят вопросы и ответы, отсутствует творческое взаимодействие с аудиторией. Односторонняя активность педагога подавляет инициативу обучаемых, снижается их познавательная и общественная активность, они ждут инструкции к действию. Как следствие, воспитываются безинициативные обучаемые, искажается мотивационная сфера познавательной активности.

Для собеседника, использующего эту модель характерно:

- собеседник стремится сделать себя главным лицом в беседе;

- нередко не дает другим и слова вставить в свой монолог;

- ставит себя выше всех;

- считает свои суждения истиной в последней инстанции;

- обратные связи отсутствуют;

6.     Стиль «Гамлет» Педагог полностью озабочен тем, как он воспринимается лкоужающими. Межличностные отношения возводятся в абсолют. Постоянно сомневается в действии своих аргументов, подобен "обнаженному нерву". Таким образом, бразды правления могут оказаться в руках обучаемых, а педагог займет ведомую позицию.

Для собеседника, использующего эту модель характерно:

- озабочен не тем, что говорит и чего хочет добиться в результате деловой беседы, а тем, как его воспринимают другие;

- мнителен;

- обидчив;

- его реакции нередко неадекватны