Файл: Лекции, напишите эссе Условия профессионального развития личности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Опираясь на материалы лекции, напишите эссе «Условия профессионального развития личности».

Профессиональное развитие является неотъемлемой частью профессионализации личности. Она начинается с овладения профессией и продолжается последующими этапами:

1. Найди и выбрать профессию.

2. Овладеть профессией.

3. Социальная и профессиональная адаптация.

4. Осуществление профессиональной деятельности.

В каждой из этих фаз изменяются соответствующие механизмы определения действия и его цели. Если на начальном этапе человек ставит целью овладеть профессией и адаптироваться к своим потребностям после обучения, то на следующих этапах он может попытаться изменить содержание и условия.

Причем она не завершается самостоятельным исполнением деятельности, а продолжается до тех пор, пока человек полностью не отойдет от работы и не приобретет определенную форму и содержание.

Часть своей жизни мы проводим за работой, поэтому подходить к выбору сферы деятельности стоит с умом. Всегда важно помнить, что развиваясь в правильном направлении, мы меняем себя только в лучшую сторону!

Существует периодизация Сьюпера, которая наглядно показывает все этапы трудового становления человека. Так как расцвет профессиональной деятельности выпадает примерно на 40 лет, то до этого момента пришлось разделить путь самореализации еще на 5 этапов.

1.Этап развития предпочтений, талантов (0-14 лет);

2.Проба собственных возможностей (15-25 лет);

3.Самопознание, обучение, становление в обществе (26-44 лет);

4.Самоопределение, профессиональное совершенствование (45-54 года);

5.Уменьшение работоспособности, потеря необходимых навыков (55-67 лет).

Используя данные этапы, не сложно понять путь становления человека, как опытного специалиста своего дела в рабочей сфере.
Личностное и профессиональное развитие. Личностный рост важен при достижении поставленных целей на карьерной лестнице. Внутренние изменения и самосовершенствование, безусловно, заметно отразятся на работе индивида. Ведь изменяясь изнутри, человек меняет и отношение к окружающей его среде.

Профессионально-личностный рост понимается скорее, как наличие у личности качеств, которые делают возможным процесс самостоятельного развития профессионально-личностных навыков и качеств в себе. При этом определяющим для самосовершенствования будут не заложенные вузом
знания, умения и навыки, а способности личности работать над собой.

  1. Дайте характеристику стрессу

Стресс – состояние организма, характеризующееся эмоциональным и физическим напряжением, вызванным воздействием различных неблагоприятных факторов. Понятие стресс подразумевает ситуацию вызывающую потребность в адаптации организма. Существует несколько видов стресса. Обычно употребляя понятие «стресс», мы имеем в виду дистресс («чрезвычайный стресс»)– состояние которое отрицательно воздействует на организм человек

3. Опишите специфические функциональные состояния в психологической деятельности.

В процессе выполнения любой работы людям свойственно испытывать физические и нервно-психические нагрузки. Их величина может быть различной в разных видах деятельности. При небольших нагрузках, действующих постоянно, либо разовых значительных нагрузках включаются естественные механизмы регуляции, и организм справляется с последствиями этих нагрузок сам, без сознательного участия человека. Например, после тяжелой умственной или физической работы человек может проспать больше, чем обычно, и встать отдохнувшим. В других случаях, когда нагрузки не только значительные, но и длительные, бывает важно сознательно использовать различные приемы и способы, помогающие организму восстанавливаться.

Как показывают результаты многочисленных исследований, работа педагогов, психологов, специалистов различных социальных служб вызывает значительные нервно-психические нагрузки. В качестве причин этого можно назвать гиподинамию, повышенную нагрузку на зрительный, слуховой и голосовой аппараты, психологические и организационные трудности, такие как ответственность за судьбу другого человека, необходимость быть все время «в форме», отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и др. При такой работе день за днем уровень напряженности может накапливаться. Возможными проявлениями этого могут быть возбуждение, повышенная раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, зажимы в различных частях тела, учащение дыхания, сердцебиения, повышенная утомляемость. При достижении определенного уровня напряженности организм начинает пытаться защитить себя. Внешне это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании уменьшить или формализовать время взаимодействия с учащимися, клиентами. Длительное состояние напряженности может привести к профессиональному выгоранию. Опыт работы практических психологов показывает, что эффективным средством профилактики напряженности, предотвращения симптома профессионального выгорания является использование способов саморегуляции.



Различают естественные способы регуляции организма и саморегуляцию (С.В. Филина). К естественным способам регуляции организма относятся длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. Существуют и индивидуальные естественные способы регуляции: смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; различные движения типа потягивания, расслабления мышц; наблюдение пейзажа за окном; рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных для человека вещей; мысленное обращение к высшим силам (богу, вселенной, великой идее); вдыхание свежего воздуха; чтение стихов; рисование и др.

Саморегуляция – это управление своим эмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. В результате саморегуляции возникают три основных эффекта – успокоения, восстановления и активизации. Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством, предотвращающим накопление остаточных явлений перенапряжения, способствующим полноте восстановления сил, нормализующим эмоциональный фон деятельности, а также усиливающим мобилизацию ресурсов организма.

Управление дыханием – это эффективное средство влияния на тонус мышц и те участки мозга, которые отвечают за эмоциональное состояние человека. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению (релаксации). Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Способы, связанные с управлением тонусом мышц, также относятся к способам произвольной саморегуляции. Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы. Можно работать со следующими группами мышц: лица (лоб, веки, губы, зубы); затылка, плеч; грудной клетки; бедер и живота; кистей рук; нижней части ног.

Способы, связанные с воздействием слова, задействуют сознательный механизм самовнушения, при этом происходит непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений с позитивной направленностью (без частицы «не»). Словесное самовнушение может осуществляться в следующих формах: а) самоприказа – короткого, отрывистого распоряжения, сделанного самому себе; это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с клиентами; б) самопрограммирования, когда полезно вспомнить о своих успехах в аналогичной ситуации (прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах); в) самоодобрения (самопоощрения).


Способы, в которых используются образы, связаны с активным воздействием на центральную нервную систему представлений и чувственных образов. Множество позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить. И если словом мы воздействуем в основном на сознание, то образы, воображение открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики. На активной работе с образами основан один из широко используемых в современной психологической практике методов – нейролингвистическое программирование.

В работе по профилактике нервно-психической напряженности у педагогов, психологов и других работников сферы образования первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению позитивного восприятия жизни, положительной «Я-концепции», веры в людей, уверенности в успехе дела, за которое взялся.

4. Охарактеризуйте виды функциональных состояний человека. Опишите динамику работоспособности.

Одним из первых закономерные периоды динамики работоспособности, объясняющие «кривую работы», выделил Эмиль Крепелин (1902). Кривая работы представляла собой изменение продуктивности испытуемого, выполнявшего тестовое задание (число выполненных операций по сложению двузначных чисел за единицу времени, например, за 1 минуту). Изменение продуктивности работы испытуемого гипотетически объяснялось Крепелином таким образом, что в каждый момент опыта суммировались разнонаправленные влияния, увеличивающие продуктивность (привыкание, упражнение, напряжение воли) и снижающие продуктивность (утомление, снижение интереса и желания работать) Типичная динамика изменения продуктивности, динамика эмоционально-волевых усилий и проявлений утомления в разные периоды работы были выявлены в исследованиях Е.А.Деревянко В.И.Медведев (1971) выделил практически те же периоды (фазы) динамики работоспособности человека (или его функциональных состояний) в процессе рабочей смены, добавив фазу предстартового состояния:

предстартовое состояние — период, характеризующий состояние субъекта деятельности до начала работы. Оно может быть трех видов: а) 
состояние боевой готовности (отличается ориентацией субъекта на высокие показатели, уверенностью в своих силах, высокой деловой мотивацией); б) состояние стартовой лихорадки (выражена тревога, неуверенность при высокой мотивации достижения результата, проявляется суетливость, чрезмерное возбуждение, нетерпение); в) состояние стартовой апатии (для субъекта деятельность лишена смысла, типичны — вялость, сонливость);

врабатывание — начальный период работы, характеризующийся обычно постепенным нарастанием продуктивности. Здесь может быть выделена: фаза первичной (ориентировочной) реакции, когда трудовая активность замедленна в условиях ориентации субъекта в новой обстановке. Если условия труда остались прежними, трудовой процесс начинается с адаптационной фазы (гиперкомпенсации). Этот период может занимать от нескольких минут до получаса, все зависит от сложности выполняемых задач. Если задачи, повторяются в течение рабочего дня и осуществляются с помощью стереотипных действий, необходимые функциональные системы быстро настраиваются и человек начинает продуктивно работать. Если требуемые навыки сложные, «врабатывание» затягивается. Волевые усилия требуются в начале работы, по мере формирования программ действий, актуализации автоматизированных механизмов их выполнения, все меньше нужны эмоционально-волевые воздействия;

фаза компенсации, или период оптимальной работоспособности, отличается высокой и устойчивой продуктивностью, стабилизацией на минимальном уровне эмоционально-волевого напряжения. Субъективно в этот период работник чаще всего испытывает функциональный комфорт;

фаза субкомпенсации (или неполной компенсации) обычно сменяет предшествующий период к началу третьего часа работы, при этом появляются начальные признаки утомления (субъективно — в форме ощущений дискомфорта, местных болевых ощущений; объективно — в учащении пульса сердечных сокращений, частоты дыхания, в снижении показателей психических функций). Но начальные проявления утомления успешно компенсируются эмоционально-волевыми действиями и не сказываются на продуктивности и качестве работы;