Файл: Практическая работа 2 По дисциплине Педагогика. Тема Авторские концепции и системы воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования

«Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» (ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова»)

Институт гуманитарного образования Кафедра педагогического образования и документоведения

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

По дисциплине «Педагогика ».

Тема: Авторские концепции и системы воспитания

Выполнила:

Студентка Джураева Алина А

Группа_дИППб-20-1

Проверил: Веденеева Ольга Анатольевна.

Тема: Авторские концепции и системы воспитания
Задание 1. Ознакомьтесь с авторскими концепциями воспитания личности (лекционный материал, из хрестоматии, также самостоятельно подобрать материал по выбранной вами концепции). В ходе ознакомления необходимо для себя выделить: основные идеи воспитания, его цель, основные механизмы воспитания.
Развитие педагогического мастерства учителя идёт по логике: от подражательного переноса приёмов в свой опыт до творческого его преломления, к вариативности и созданию новых собственных прикосновения к личности воспитанника.

Вот некоторые из приемов, которые применял Макаренко:
а) Метод - «атака в лоб», варианты «атаки в лоб». Этот метод применялся Антоном Семеновичем к сильным духом воспитанникам.

б) Метод «обходного движения», когда «против личности восстановлен весь коллектив. Тогда бить фронтально человека нельзя, он остается без защиты: коллектив против него, я против него, и человек может сломаться...»,

в) Важным средством воспитания Антон Семенович считал «воздействие словом». Он научился произносить самые простые слова и фразы («здравствуйте», «иди сюда», «можешь идти» и др.) с двадцатью нюансами. Макаренко обладал ораторским талантом, был мастером импровизированной речи.

г) Огромное значение в деле воспитания придавал педагогической технике, одним из первых в педагогике выявил, обосновал и на практике использовал фактически все элементы педагогической техники.

Д ) А. С. Макаренко считал, что нет и быть не может какого-то уединенного и универсального педагогического средства, что все методы и приемы воспитания динамичны, диалектичны, и эффект каждого из них во многом зависит от того, кем, когда и в какой конкретной ситуации, по отношению к каким воспитанникам они применимы. Шаблоны, трафарет противопоказаны педагогической деятельности, творческой по самой своей природе.

Задание 2. Выберите одну из авторских концепций: концепция воспитания личности в коллективе
А.С. Макаренко

Советский педагог и писатель Антон Семенович Макаренко (1888—1939) заложил основы учения о коллективе как особом виде группы в отечественной науке. Он определял коллектив как свободную группу людей, объединенных единой целью, единым действием, организованную, снабженную органами самоуправления, дисциплины и ответственности.

Теоретические идеи А.С. Макаренко приобрели популярность и признание во всем мире. На сегодняшний день они также являются востребованными и актуальными.

Цели и задачи системы воспитания А.С. Макаренко заключаются в том, что основной акцент необходимо делать на традиции, нормы, ценности и обычаи того коллектива, в котором растет и развивается ребенок.
Большое внимание А.С. Макаренко уделял методике организации воспитательного процесса. Им была разработана и подробно описана методика параллельного воздействия коллектива на личность ребенка и ребенка на общее развитие коллектива.

Под режимом А.С.Макаренко понимал метод и средство воспитания. Он считал, что должен быть целесообразным, обязательным для всех воспитанников и точен по времени.
Что касается наказания, то А.С.Макаренко говорил, что воспитание, при правильной организации, должно быть без наказания. А если оно всё-таки применяется, то оно должно применяться без нанесения морального вреда и физических страданий. Суть наказания по А.С.Макаренко – это переживание ребёнка за то, что его осудил коллектив.


Таким образом, основными элементами, положенными А.С.Макаренко в основу модели «воспитательного коллектива» являются:
• Самоуправление;

• Конституция коллектива, писанные и не писаные нормы жизни и правила поведения, система требований к личности, а также режим;

• Дисциплина;
• Соподчинение;
• Ответственность;
• Тон и стиль жизни;
• Этика;
• Характер отношений в коллективе;
• Интересы детства.
А.С.Макаренко, мы приходим к следующим выводам.

Центральная проблема педагогической практики и теории А.С.Макаренко — организация и воспитание детского коллектива.
Большая заслуга А.С.Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива.

Важнейшим качеством советского человека является его умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, трудиться и творить, подчинять свои личные интересы интересам коллектива

Задание 3. Проанализируйте сущность выбранной вами концепции, содержание, принципы, методы воспитания в соответствии со следующими требованиями:
1. Название концепции (системы). Автор концепции.
А.С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Такой подход означает необходимость выявления закономерного соответствия между целями, средствами и результатами воспитания. Узловой пункт теории Макаренко - тезис параллельного действия, то есть органического единства воспитания и жизни общества, коллектива и личности. При параллельном действии обеспечиваются «свобода и самочувствие воспитанника», который выступает творцом, а не объектом педагогического воздействия. Квинтэссенцией методики системы воспитания, по Макаренко, является идея воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности. Макаренко, несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-е годы командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека. Творчество Макаренко пришло в противоречие со сталинской педагогикой, насаждавшей идею воспитания человека-винтика в гигантской социальной машине. Макаренко же исповедовал идею воспитания самостоятельного и деятельного члена общества. Теоретическое наследие и опыт Макаренко приобрели всемирное признание. Он считал, что работа воспитателя самая трудная, «возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей
».

2. Цель воспитания в контексте авторской концепции.
Макаренко считал, что ведущим компонентом в воспитании выступает педагогическая цель. Цель как непреложный закон обуславливает содержание воспитательного процесса, его методы, средства, результаты. Цель предопределяет требования к воспитаннику, и к воспитателю, и к другим субъектам педагогического процесса, ко всем условиям воспитания.

Поэтому цель воспитательного процесса, указывает Макаренко, должна всегда ясно ощущаться воспитательной организацией и каждым воспитателем как обязательная, и к ней «мы должны стремиться в прямом и энергичном действии». Воспитательная работа должна быть, прежде всего, целесообразной.
Мы не можем допустить никакого средства, - говорил Макаренко, - которое не вело бы к поставленной нами цели». Таким образом, педагог, рассуждает Макаренко, должен всегда иметь цель в каждом своём действии, хорошо представлять результат своей работы и создавать все условия для достижения этого результата.

Между отдельными компонентами воспитания, его целью, средствами и условиями существуют очень тесные сложные разнообразные опосредованные связи. Поэтому использование того или иного средства воспитания должно постоянно ставиться в зависимость от общих условий, уровня развития коллектива, особенностей личности воспитанника, подготовленности воспитателя и других обстоятельств.

Макаренко утверждал, что никакая система воспитательных средств не может быть рекомендована как постоянная, ибо изменяется сам ребёнок, вступая в новые стадии личностного развития, изменяются условия его жизни и деятельности, изменяется наша страна, её требования к подрастающему поколению.

Поэтому система педагогических средств должна быть поставлена учителем, воспитателем так, чтобы обеспечить её творческое развитие и своевременно устранять устаревшие методы, цели, требования

3. Принципы воспитания в контексте авторской концепции.
Система воспитания А.С. Макаренко опиралась на ряд принципов, которые также были выделены и описаны самим Макаренко:

1.Принцип социалистического гуманизма.

Данный принцип предусматривает уважительное и гуманное отношение к личности каждого воспитанника.

Макаренко считал, что каждый ребенок – это свободная личность, которая имеет равные права и свободы с остальными членами общества и коллектива.

Именно поэтому очень важно считаться с мнение и взглядами воспитанников.

2.Принцип оптимизма. Согласно данному принципу педагог должен уметь находить в каждом воспитаннике положительные черты и проектировать весь процесс воспитания с опорой на них.


3.Принцип практического опыта. Педагогическая теория должна строиться на основании обобщенного практического опыта, только в этом случае процесс воспитания будет эффективным.

В том случае, если нет опоры на практику, то вся педагогическая теория – это просто слова.

4.Принцип воспитания в труде. А.С. Макаренко выступал категорически против непроизводственного расходования мускульного труда учащихся, без ее взаимосвязи с процессом воспитания.

Труд и воспитание находятся, друг с другом.

Наибольшая эффективность воспитательного воздействия отмечается именно в трудовой деятельности ребенка.

Это связано с тем, что труд способствует развитию важнейших качеств личности ребенка: взаимопомощь, товарищество, коллективизм, целеустремленность, выносливость и т.д.


5.Принцип воспитания в коллективе и через коллектив.

По мнению А.С. Макаренко невозможно воспитать полноценную личность вне коллектива.

Это объясняется тем, что коллектив – это не случайное скопление людей, а их целенаправленное объединение.

В коллективе ребенок имеет возможность приобрести такие качества личности, которые в последующем будут способствовать его полноценному вхождению и существованию в социуме.

Особое внимание в своей педагогической практике и попытках ее теоретического обобщения

А.С. Макаренко уделял роли воспитателя в педагогическом процессе, считая, что, лишенный своеобразно трактуемой свободы творчества, подвергаемый мелочной проверке, воспитатель ничего, кроме вреда, не принесёт воспитаннику.

Он считал, что наказание, ущемляющее честь и достоинство личности, действительно портит человека.

Но наказание, направленное на защиту ценностей и норм коллектива, способствующее защищенности личности от насилия, справедливо и необходимо.

Антон Семенович так организовал педагогический и трудовой процесс в коммуне, что «каждый ребенок включался и систему реальной ответственности»: и в роли командира, и в роли рядового. Там, где отсутствовала эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные, не приспособленные к жизни люди.