Файл: Сущность закупочной логистики, ее цели, задачи и функции Сущность закупочной логистики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сущность закупочной логистики, ее цели, задачи и функции


  1. Сущность закупочной логистики

  2. Служба закупок, ее цели

  3. Цели, задачи и функции закупочной логистики




  1. Сущность закупочной логистики

Деятельность любой организации, вне зависимости от формы собственности и организационно-правовой формы, зависит от наличия сырья, материалов, товаров и услуг. В этой связи можно говорить о за­купочной логистике.

Закупочная логистика - это управление материальными потоками в процессе обеспечения производственных органи­заций необходимыми материальными ресурсами, а торговых организаций - това­рами.

Данная сфера определяет:

что, сколько, у кого и на каких условиях закупить;

как реализовать принцип системности, то есть синхронизиро­вать закупки с производством и сбытом, а деятельность произ­водственных организаций и торговых организаций - с постав­щиками.

Следовательно, закупочная логистика – это процесс обеспечения производственных органи­заций необходимыми материальными ресурсами, а торговых организаций - това­рами, размещения ресурсов на складах организаций, их хранение и выдача в производство (продажу).

Закупочная логистика является связующим звеном между разными товаропроизводителями, координаторами их работы, решающим важные задачи материально-технического обеспечения производства.

Значимым элементом микрологистической системы является подсистема закупок, организующая вход материального потока в логистическую систему.

Управление материальными потоками на данном этапе имеет специфические особенности.

  1. Служба закупок, ее цели

Любое предприятие, как производственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда (сырья, полуфабрикатов, товаров народного потребления и т.п.) под названием службы закупок.

Деятельность этой службы может быть рассмотрена на трех уровнях
:

а) служба закупок является элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит организация;

б) служба закупок является элементом микрологистической системы, то есть одним из подразделений организации, обеспечивающим реализацию целей этой организации;

в) служба закупок является самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели.

Цели функционирования службы закупок на каждом из выделенных уровней.

Как элемент макрологистической системы (а), служба закупок устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, согласовывая технико-технологические, экономические и методологические вопросы, связанные с поставкой товаров.

Работая в контакте со службами сбыта поставщика и с транспортными организациями, служба закупок обеспечивает “ввязывание организации в макрологистическую систему.

Идея логистики - получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников - требует, чтобы персонал службы закупок добивался реализации целей собственного предприятия не как изолированного объекта, а как звена всей логистической системы.

Это означает, что служба закупок, работая на собственную организацию, в то же время должна преследовать цель повышения эффективности функционирования всей макрологистической системы.

Собственная организация при таком подходе рассматривается как элемент всей макрологистической системы, улучшается положение всей системы - улучшается положение организации как ее элемента.

Служба закупок организации начинает решать задачи обеспечения организации материальными ресурсами уже на стадии разработки новой продукции.

В логистически организованных системах, программа разработки новой продукции может реализовываться с участием поставщиков.

Служба закупок, являясь элементом организации, должна органически вписываться в микрологистическую систему (б), обеспечивающую прохождение материального потока в цепи «снабжение – производство – сбыт».

Современные системы организации производства и материально-технического обеспечения (например, система планирования потребности в материальных ресурсах) обеспечивают возможность согласования и оперативной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев в масштабе предприятия с учетом постоянных изменений в реальном масштабе времени.


Режим работы в реальном времени дает возможность получать необходимую информацию о движении материального потока в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующее административное и управленческое воздействие на объекты управления.

Цепь «снабжение – производство – сбыт» должна строиться на основе современной концепции маркетинга, т, е. вначале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем, исходя из нее, - стратегия развития производства, и уже затем - стратегия снабжения производства.

В этом плане закупочная логистика развивает маркетинговый подход к предпринимательской деятельности, разрабатывает методы, позволяющие реализовать концепцию маркетинга, существенно расширяет и дополняет саму концепцию маркетинга.

Эффективность функционирования службы закупок, возможность реализации перечисленных целей как на уровне организации (на микрологистическом уровне), так и на уровне макрологистики, в существенной степени зависит от системной организации самой службы закупок (в).


  1. Цели, задачи и функции закупочной логистики

Основной целью закупочной логистики является обеспечение производственных и торговых организаций необходимыми материальными ресурсами и товарами, то есть удовлетворение потребностей производства и торговли в материалах и товарах, с максимально возможной экономической эффективностью, надлежащим качеством, соответствующим количеством и в кратчайшие сроки.

Внедрение логистики в практику закупок позволяет достичь, наряду с основной целью, и других целей, а именно:

эффективное использование финансовых средств организации;

осуществление функций закупки материально-технических ресурсов с минимальными основными и оборотными средствами;

снижение текущих издержек при закупке материально-технических ресурсов и себестоимости продукции в целом;

исключение простоев в производстве и перебоев в торгов­ле из-за недостатка материальных ресурсов и товаров;

создание условий для успешного решения маркетинговых задач организации.


Для достижения этих целей перед специалистами в области закупочной логистики ставятся следующие задачи:

  1. Выдерживание обоснованных сроков закупки сырья, материалов и комп­лектующих изделий и товаров (материальные ресурсы и товары, закупленные ранее намеченного срока, ложатся дополнительной нагрузкой на оборотные средства организации, а опоздание в закупках может сорвать производст­венную программу (программу продаж), или привести к ее изменению);

  2. Обеспечение точного соответствия между количеством поста­вок и потребностями в них. Избыток или недостаточное количество поставляемых товарно-материальных ресурсов также негативно влияет на баланс оборотных средств и устойчивость выпуска про­дукции или реализации товаров и, кроме того, может вызвать дополнительные расходы при восстановлении балансового оптимума;

  3. Соблюдение требований производства по качеству сырья, материалов и комплектующих изделий или товаров.

Следовательно, основу экономической эффективности закупочной логистики составляют поиск, выбор и закупка необходимых материалов и товаров удовлетво­рительного качества по минимальным ценам.

Для решения вышеперечисленных задач необходимо, чтобы в организации выполнялись важнейшие функции закупочной логистики.

Функции закупочной логистики являются традиционными для организаций и достаточно хорошо изучены. Новизна логистического подхода к этой сфе­ре деятельности заключается в том, что интеграция ее со смеж­ными видами деятельности (производством, складированием, распределением, транс­портировкой и т.п.) позволяет добиться своевре­менной закупки качественных материальных ресурсов и товаров с минимальными затратами времени и финансовых ресурсов, тем самым укрепляя систему сквозного управления материальными и информационными потоками.

К важнейшим функциям закупочной логистики относятся следующие:

формирование стратегии приобретения организацией материальных ресурсов и товаров, и прогнозирование потребности в них;

классификация материальных ресурсов и товаров, потребляемых организацией, определение необходимого объема закупок;

анализ эффективности потребления организацией материальных ресурсов или использования товаров, выявление резервов их экономии;

оперативное исследование предложения на рынке материальных ресурсов и товаров;


увязка запросов организации с рыночным предложением материальных ресурсов и товаров;

выбор каналов закупки материальных ресурсов и товаров;

получение и оценка предложений от потенциальных поставщиков материальных ресурсов и товаров, выбор поставщиков;

установление хозяйственных взаимоотношений с постав­щиками материальных ресурсов и товаров, заключение договоров;

подготовка бюджета закупок, включающего различные виды затрат (стоимость выполнения заказов по поставкам; транспортировка, экспедирование и страхование; приемка и проверка товарно-материальных ресурсов; поиск информации о потен­циальных поставщиках и т.п.), разработка планов закупок;

разработка оптимальных интервалов закупок и схем доставки материальных ресурсов или товаров в организацию;

оперативное управление закупками и доставкой грузов в организацию и их регулирование;

осуществление контроля сроков поставок материальных ресурсов, качества и количества материальных ресурсов;

поддержание на нормальном уровне запасов материальных ресурсов или товаров на складах.

Вышеперечисленные функции реализуются службой закупок в тесной взаимосвязи с другими подразделениями организации (маркетингом, производством, бухгалтерией, финансовым, юридическим службами и др.).