Файл: Владимир (Святой) креститель земли русской.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 3

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Владимир (Святой) – креститель земли русской.


Князь Владимир I Святославович (Святой), в былинах отождествляющийся с Владимиром Красное Солнышко, прославлен в лике святых как равноапостальный. Период княжения с 969 по 1015 гг. Период правления Владимира Святославовича является важным для истории Древнерусского государства, так как содержит значимые внутренние и внешние политические события, а именно «языческая реформа» 980 г. и «Крещение Руси» 988 г. Для того, чтобы понять цели и последствия языческой реформы, а также причины Крещения Руси и выбора православного христианства, необходимо рассмотреть данные события более детально.
Языческая реформа
Одним из важных событий правления князя Владимира Святославовича стала «языческая реформа», которую он предпринял около 980 г. сразу же после захвата Киевского престола. Первая попытка государственной власти вмешаться в мировоззрение и духовный мир общества. Целью данной реформы: во-первых, являлась необходимость подчеркнуть суверенность и независимость Руси от христианской Византии, во-вторых, укрепление положения великого князя, как главного военачальника державы, в-третьих, необходимость упорядочения мифологического хаоса, царившего в сознании восточнославянских племен. Так же Владимир, относившийся строго к наемникам, отодвигал на задний план наемных дружинников-варягов (часть из которых была христианами), а после наступления мира, выгнал их из Руси, за множественные бесчинства.
Крещение Руси
Крещение Руси в 988 г. стало важнейшим событием для становления и развития государства, так как благодаря этому Древнерусское государство выходило на новый уровень развития и встало в один ряд с европейскими государствами. Крещение Руси было обусловлено комплексом факторов и причин, а именно: 1) необходимостью объединить и покорить восточнославянские племена (которые, несмотря на проведенную в 980 г. языческую реформу, продолжали поклоняться разным богам) на основе общей монотеистической религии; 2) необходимостью усиления княжеской власти, убеждение в ее божественное происхождение; 3) стремлением сблизить Русь с Западной Европой, а так же приобщению к общеевропейским политическим реалиям, культурным и духовным ценностям; 4) необходимостью оправдания социального неравенства.

Стоит отметить, что Владимир не сразу решился на принятие христианства, он уделил много времени изучению мировых религий (католичество, православие, иудаизм, мусульманство). Согласно Повести Временных Лет, к князю прибыло посольство с миссионерами из разных конфессий, но по разным причинам они были отосланы, только проповедь представителя православной византийской церкви была благоприятно воспринята. Так же существуют записи о том, что Владимир отправил своих послов в разные страны, которые вернувшись, в один голос заявили князю что не видели ничего более впечатляющего чем Византийское православие. Именно так летопись передает их мнение: «В храме Греков мы не знали, стояли ли мы на земле или на небе. Истинно там с человеками Бог. И как всякий человек, вкусив сладкого, не захочет горького, так и мы, узнав веру Греков, не желаем больше служить богам своим». Согласно летописи, именно после этого Русь выбирает православие, в 988 г. по приказу Владимира жители Киева были крещены в Днепре.
Почему же в действительности выбор Владимира был сделан именно в пользу православия? Скорее всего выбор имел геополитические причины, так как крупнейший и сильнейший сосед Руси, Византийская Империя, была центром православной ветки христианства и преемницей Римской Империи. Так же стоит выделить тот факт, что православная церковь подчиняется светской власти, где князь является главой религиозного культа. Сам Владимир, согласно Повести Временных Лет, вместе со своей дружиной прошел обряд крещения в 988 г., после чего женился на Анне, сестре византийских императоров Василия II и Константина VIII.
Заключение:
И языческая реформа и последующее Крещение Руси, было направлено на объединение Руси и защиты ее границ, имело огромное историческое, культурное и духовное значение. Так Русь получила весомый толчок в развитии грамотности и культуры, взятой у Византии за образец (принята новая система летоисчисления, 2 славянские азбуки – кириллица и глаголица Кирилла и Мефодия, послужившие развитию русской письменности). Принятие христианства привело к налаживанию отношений с различными цивилизованными государствами, налаживанию торговых отношений с европейскими странами, что сделало Киевскую Русь значимым игроком на мировой арене, а князь вошел в историю как «Владимир Креститель».