Файл: Учебник (умк) Е. Д. Критская Музыка 3 класс. Тема урока Острый ритм джаза звуки Тип урока Комбинированный.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МБОУ «Овсянниковская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока по музыке в 3 классе

по теме: «Острый ритм – джаза звуки»

Учитель музыки:

Романова Оксана Николаевна
Учебник (УМК): Е.Д.Критская «Музыка» 3 класс.

Тема урока: «Острый ритм – джаза звуки»

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование:  компьютер, проектор, аккордеон, шумовые народные инструменты.

Цель урока: Познакомить с одним из современных музыкальных направлений 20 века — джазом.

Результаты обучения:

Предметные:

  • основные особенности джазовой музыки – мелодические, ритмические, тембровые, вокальные и т.д.;

  • краткую историю возникновения джазовой музыки;

  • имена выдающихся композиторов и исполнителей джаза.

  • Умения:

  • воспринимать джазовую музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;

  • определять на слух джазовые мелодии, называя их особенности;

  • выражать личностную интерпретацию музыкальных произведений;

  • отличать джаз от других музыкальных направлений современной музыкальной культуры.

Личностные:

  • Развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к лучшим традициям джазовой музыкальной культуры;

  • Эстетические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Метапредметные:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Личностные УУД:  

  • интерес к музыке и музыкальной деятельности;

  • привлечение жизненно-музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальными стилями, жанрами, произведениями;

  • воспитание толерантного, уважительного отношения к культуре других стран и народов;

Регулятивные УУД:

  • планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, «сочинения» (импровизаций) музыки, а также при решении проектных задач;

  • формирование эмоционально-осознанного отношения к искусству джаза, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия;

  • совершенствование действий контроля, коррекции и оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной деятельности.


 Коммуникативные УУД:

  • формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности;

  • развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе восприятия и музицирования, а также поиска и сбора информации;

  • формирование навыков развёрнутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий);

  • поиск способов разрешения конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, её исполнения, решения проектных задач.

Познавательные УУД:

  • поиск и использование в практической деятельности информации о джазовом искусстве;

  • владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке и словарём музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия и музицирования;

  • осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования;

  • владение формами рефлексивной оценки восприятия и исполнения джазовых музыкальных произведений, своего участия в индивидуальных и групповых мини-исследованиях.


ХОД  УРОКА:

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

  1. Приветствие.

  2. Мотивация.

СЛАЙД Сегодня на урок я пришла не одна. Со мной – таинственный господин, имени которого мы не знаем. Кто он? Откуда явился к нам? Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю по музыкальному письму, которое он адресовал Вам, определить его имя

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ «опорных» знаний учащихся.

(Звучит ярко выраженный джазовый музыкальный фрагмент)

«Хелло, Долли» Луи Армстронг

У.: Помогите отгадать имя таинственного незнакомца.

Д.: Джаз.

У.: Что натолкнуло Вас на эту мысль? С помощью каких средств музыкальной выразительности Вы определили, что это Джаз?

Д.: Характерный сбивчивый (синкопированный) ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов.

У.: Давайте попробуем определить тему нашего урока,

Д: Тема нашего урока Джаз.

У: Тема нашего урока «Острый ритм - джаза звуки»

А много ли мы знаем об этой необыкновенной музыке, об этом потрясающем и ни с чем несравнимым джазом? Какие мы поставим перед собой цели и задачи?

- Узнать об истории появления джаза

- Узнать об основных характеристиках джаза



- узнать об исполнителях

- узнать о джазовых инструментах

- научиться играть джазовую музыку

- выучить новую песню

ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

У.: Но чтобы лучше представить образ Джаза, попробуем проследить историю его жизни.

Родиной джаза считается Северная Америка, город Новый Орлеан. Здесь, как и по всему югу Америки, жило много негров, бывших рабов с плантаций. Хотя некоторые историки утверждают, что джаз возник сразу в нескольких местах Америки. Возможно самое убедительное свидетельство в пользу того, что родина джаза — Новый Орлеан, заключается в характере самого города. Этот город не похож ни на один город США. Он буквально пронизан музыкой и танцами. Веселый, шумный, пестрый, он выделялся среди других городов своей музыкальностью и поэтому давал большие возможности для самовыражения.

Итак, из моего рассказа, что нового о джазе вы узнали?

Д.: Родина США, город Новый Орлеан, 20 век.

У: Теперь выясним, каковы же музыкальные корни джаза.

У: Теперь выясним, каковы же музыкальные корни джаза.

Делимся на 3 группы. Каждая группа готовит сообщение об одном из жанров (спиричуэл, блюз, рэгтайм). Далее идет сообщение учащихся, учащиеся оценивают работу своей группы.

После выступление первой группы делаем краткую запись в тетради о жанре. Слушаем музыкальные фрагменты. Так проделываем с жанром спиричуэл, блюз и рэгтайм.

Выходит первая группа. Выписываю слово «спиричуэл» на доску. Ребята рассказывают об этом жанре. Делаем запись в тетради.

В редкие часы отдыха негры пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши, ударами по пустым ящикам, жестянкам - всему, что находилось под рукой.

Вначале это была настоящая африканская музыка. Но на слух воспринималось то, что звучало вокруг - музыка белых. А те пели, в основном, христианские религиозные гимны. И негры тоже стали петь их. Но петь по-своему, вкладывая в них всю свою боль, всю страстную надежду на лучшую жизнь хотя бы за гробом. Так возникли негритянские духовные песни спиричуэл.

У: Спиричуэл — жанр афро-американской духовной хоровой музыки. СЛАЙД 4

У.: А сейчас мы послушаем музыку, ваша задача определить, кто исполняет это музыкальное произведение.

Слушаем музыку.

Д.: Музыка серьезная, исполняет смешанный хор.


У.: Что такое смешанный хор?

Д: Коллектив, где поют и мужчины и женщины.

Далее учащиеся оценивают свою работу.

Выступление второй группы. Выписываю слово блюз на доску.

Дети оценивают свою работу. Выписываю слово блюз на доску.

В конце XIX века появились и другие песни - песни-жалобы, песни протеста. Их стали называть блюзами. В блюзах говорится о нужде, о тяжелом труде, об обманутых надеждах.

У.: Блюз — народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком. Слушаем музыку и определяем, какая музыка по характеру.

Д.: Грустная, печальная.

СЛАЙД 5

Выступление третьей группы. Выписываю слово регтайм на доску.

Регтайм считается одним из предшественников джаза. Джаз унаследовал от регтайма ритмическую остроту, создаваемую несовпадением ритмически свободной, как бы «разорванной» мелодии. Некоторое время после Первой мировой войны регтайм вновь был моден как салонный танец. От него произошли и другие танцы, в том числе и фокстрот.

 У: Записываем в тетради. Рэгтайм — танцевальная музыка. Слушаем музыку и определяем характер музыкального произведения.

СЛАЙД 6

Слушаем музыку.

Д.: музыка веселая, игривая.

Дети оценивают свою работу. Выступление третьей группы.

У: В самом начале урока, когда мы прослушали с вами музыкальный фрагмент, вы отметили необычный ритм произведения.

Вот такой острый ритм очень характерен для джаза. И это неудивительно. Джаз зародился в негритянской среде, музыка негров. Этот народ удивительно музыкальный. Особенно тонко у них развито чувство ритма. Чтобы немного представить себе, что это такое, давайте с вами немного поиграем. Сейчас каждый из вас отбейте два удара ногами. А теперь на каждые два удара ногами, наложите три хлопка в ладоши.

Сначала показывает учитель, затем все вместе.

У: Что является основой джазовой музыки является:

Д: основой джазовой музыки является ритм.

Учитель: Для того, чтобы прочувствовать всю красоту джазовой музыки, я предлагаю выучить новую песню, которая называется «Мистер Жук». У Вас на партах лежат слова песни, вы её прослушаете и определить стиль, характер, в котором она написана.

IV. Распевание. Разучивание песни.


Разучивание песни “Мистер Жук”

Муз. Г.Гладкова, сл. Дж. Чиарди

1) Исполнение учителем

Анализ:

У.: Итак, в каком стиле прозвучала песня?

Д.: Джазовом.

У.: С помощью каких музыкальных средств Вы так быстро определили музыкальный стиль?

Д.: Ритм синкопированный, акцент на слабую долю, игривость.

У.: Какой характер музыки?

Д.: веселый.

- разучивание по фразам;

- первый куплет со словами;

4) пение стоя, с движениями, с хлопками, муз. инструменты передаются по цепочке.

После исполнения – похвала:

- Работа над дикцией.

- Работа над выразительностью исполнения.

Учитель: Ребята, вам понравилась песня? Трудно было ее исполнять? В чем трудность?

Дети: Ритм скачкообразный, запаздывающий.

Учитель: Такой  ритм называют - синкопированный, акцент на слабую долю. Это – одна из характерных особенностей джаза.

У: А сейчас мы с вами познакомимся с инструментами, звучащими в джазовом оркестре.

СЛАЙД 6

СЛАЙД 7

3. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ


У: еще одной основой джазовой музыки является импровизация. Как вы считаете, что это такое?

Дети: Импровизировать - значит играть, сочинять без предварительной подготовки, тут же исполняя сочинённое.

У: В переводе с латинского импровизация – внезапный, неожиданный .И мы сегодня с Вами тоже будем импровизировать. Возьмите, пожалуйста, инструменты. И сейчас под музыку мы с вами будем изображать оркестр.

Игра в оркестр.

Трудно было вам было выполнять задание? Что сложного? Ответы детей.

У: А сейчас пришло время познакомиться с известными джазовыми исполнителями. Откройте, пожалуйста, учебник на стр.118 и найдите имена известных джазовых музыкантов.

(Чтение текста сопровождается слайдами).

СЛАЙД 9

СЛАЙД 10

СЛАЙД 11

У: А в России есть тоже известные певцы, которые исполняли и исполняют джазовую музыку. Это Федор Шаляпин, Лариса Долина, Ирина Отиева.

СЛАЙД 12

СЛАЙД 13.


Учитель: Постепенно негритянская музыка приобретала свою популярность. А один из американских композиторов даже решил изучать негритянский фольклор и отправился в негритянскую деревню, где знакомился с негритянскими песнями и танцами. Это был Джорж Гершвин,

СЛАЙД 14


который создал оперу «Порги и Бесс».

СЛАЙД 15


Он считал, что музыка «черных» также достойна уважения.