ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 416
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание
1. Абстрактное знание о кризисе не имеет особой ценности. Полезнее обдумать все эти идеи в связи с реальными примерами и лучше на материале собственной жизни. Выполните следующее упражнение.
Вам потребуется бумага и ручка. Вспомните кризис, который вы пережили (лучше в недалеком прошлом). Для того чтобы выяснить природу взятого для анализа кризиса, запишите ответы на следующие вопросы.
• Какое событие или осложнение вызвало кризис? Опишите, что произошло.
Смерть папы и бабушки.
• Были ли какие-либо исходные обстоятельства, которые осложнили переживание данного события именно в тот период времени? Опишите общее состояние дел в то время, когда случился кризис.
У папы была онкология, было сложное лечение. Это случилось за 18 дней до моего дня рождения, я не успела с ним попрощаться, поговорить, мне было 13 лет. А накануне за 9 дней до смерти моего папы не стало бабушки.
• Был ли кризис неожиданным? Сколько предупредительных знаков, говорящих о том, что события развиваются к худшему, вы получили? Оглянитесь назад: имелась ли у вас какая-нибудь возможность предотвратить кризис?
Нет, я не до конца понимала, чем всё закончится. Это невозможно было предотвратить.
• Когда кризис случился, в какой мере вы могли контролировать развитие событий? Возвращаясь к прошлому, обозначьте, насколько реалистична была ваша оценка происходящего.
Когда это случилось, я была не готова к этому.
• В какой степени изменился ваш привычный образ жизни в результате кризиса? Отметьте любые нарушения привычных стереотипов поведения во время работы, отдыха, сна, пробуждения и встреч с разными людьми.
Изменилось всё, образа жизни как раньше уже не было. Даже отношение одноклассников изменилось.
• Какие чувства вы испытывали во время переживания кризиса?
Боль, тоску, злость, растерянность.
• Насколько неопределенным представлялся вначале выход из кризиса? Представляли ли вы, что может случиться в будущем? Если нет, то почему?
Мы с мамой оказывали поддержку друг другу.
• Включал ли кризис какую-нибудь личную потерю? Если да, то что это была за потеря (смерть любимого человека пли родственника, утрата значимого идеала, статуса, независимости, телесных функций)? Опишите, что значила эта потеря для вас.
Не стало папы. Общение, поддержка, совет, то что не хватает.
• Включал ли кризис какую-либо угрозу или опасность? Если да, то какую?
Нет.
• Сопровождался ли кризис вашим унижением? Попытайтесь объяснить, что именно вы сочли унизительным для себя.
Одноклассники, когда узнали, говорили, что меня папа бросил и у меня неполноценная семья.
• Сопровождался ли кризис каким-либо неприятным открытием для вас, то есть обнаружением чего-то огорчительного, о чем вы до того не подозревали?
Все друзья папины кудато-то испарились.
• Оглядываясь назад, можете ли вы определить, содержалось ли в вашем кризисе какое-либо скрытое обращение к вам? На что в вашей жизни в это время открыл вам глаза кризис?
Что нужно рассчитывать только на самых близких, и никто кроме тебя самого тебе не поможет. Все в жизни может закончится в любой момент.
2. Дайте определение понятий «повседневная (обыденная) жизненная ситуация» и «трудная жизненная ситуации». Проанализируйте соотношение этих понятий, укажите сущностные признаки трудной жизненной ситуации.
Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая объективно нарушает жизнедеятельность семьи (одинокого петербуржца) в связи с определенными обстоятельствами (например, если член семьи стал безработным или является инвалидом).
3. Приведите примеры трудных жизненных ситуаций по критерию уровня объективной сложности. Критерии уровня объективной сложности ситуации приведены в раздаточном материале 1.
Раздаточный материал № 1
Ситуации первого типа:
- неприятности обыденной жизни;
- трудные жизненные ситуации в нормальном цикле человеческой жизни, дающие шанс на восстановление «порядка жизни».
-
дети, оставшиеся без попечения родителей; инвалиды -
дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; -
дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; -
дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; -
дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; -
дети - жертвы насилия; -
дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; -
дети, находящиеся в специальных учебно - воспитательных учреждениях; -
дети, проживающие в малоимущих семьях; -
дети с отклонениями в поведении; -
дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Ситуации второго типа – это те трудные и экстремальные ситуации, которые приводят к разрыву жизненного пути личности и провоцируют жизненный кризис. К таким ситуациям относятся:
- ситуации «выживания» или «слома»;
- тяжелые утраты в ходе нормального цикла человеческой жизни;
- экстремальные ситуации природного, технологического и антропогенного характера и их отсроченные последствия.
Такое различение дает возможность более дифференцированно описывать трудные и экстремальные жизненные ситуации и более адекватно «подбирать» вариант оказания психологической помощи.
Любая конкретная трудная ситуация — это не застывшее образование. Она имеет сложную внутреннюю динамику, в которой множество объективных аспектов ситуации влияют друг на друга через внутренние состояния человека, его внешнее поведение. Но осуществляется это влияние не непосредственно, а через призму образа мира личности. Кроме того, с момента возникновения трудной или экстремальной ситуации начинается психологическая борьба с нею, а значит, общая картина динамики еще более осложняется.