Файл: Цель изучение технологий организации работы по формированию математических представлений у детей, имеющих трудности в обучении.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3) Формируются представления о величине. В воду опускается различный природный материал, ткань, бумага, предметы и игрушки различные по величине. Сравнивая натуральные предметы по величине, по весу, дети приходят к определенным выводам.
Игры, формирующие величинные представления, проводятся и на основе тактильного восприятия. Например, дети с закрытыми (завязанными) глазами находят на столе соответствующие пластмассовые геометрические фигуры, бросают их в воду, а затем вылавливают их из воды, осуществляя поиск на основе тактильного восприятия и др.
4) Формируются представления о геометрических фигурах.
Использование в играх с песком и водой различных пластиковых геометрических фигур способствует закреплению знания фигур и умению различать плоскостные и объемные геометрические фигуры. В играх с песком и другими сыпучими веществами развивается барическое чувство детей. Ребенок насыпает песок из мисок в закрытые банки с крышками, а затем определяет вес банки с помощью «взвешивания» в руке.
В процессе игр с песком и водой, как и в любых других играх, ведется работа над развитием речи детей, над обогащением математического словаря, в процессе которой дети учатся описывать свои действия, рассказывать о них, обращаться друг к другу со словесными просьбами по поводу игровой ситуации и т.п.
3. Работа с родителями по данномунаправлению.
Главное в работе с родителями - формирование их активной позиции в воспитании и обучении детей, преодоление равнодушия к тому, что делается в дошкольном учреждении. Поскольку именно обоюдное сотрудничество родителей с педагогами способствует эффективности работы. С этой целью в уголках для родителей размещается стендовая информация, проводятся консультации, индивидуальные беседы, практические семинары; организуются мероприятия с участием родителей и детей.
4. Взаимодействие узких специалистов, работающих с детьми, с целью координации единых подходов к формированию величинных, количественных, временных, пространственных и геометрических представлений.
Система сюжетно-игровых занятий по формированию элементарных математических представлений взаимосвязана с обучением другим видам деятельности (развитие речи, формирование представлений о себе и окружающем мире, конструктивная, театрализованная, игровая деятельность).
Как было сказано ранее, содержание системы занятий выстроено по концентрическому принципу: предлагаемый для усвоения материал (количественные, временные, геометрические, пространственные, величинные представления) постепенно усложняется; в системе занятий прослеживается связь с тематикой логопеда, a также общность педагогического замысла, когда на различном материале решается какая- то одна или несколько задач развития детей, что обеспечивает повторность в обучении
детей формированию математических представлений, позволяет выработать у них достаточно прочные знания и умения.
В системе сюжетно-игровых занятий большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми, а также работе над развитием графомоторных функций. Для более успешного формирования элементарных математических представлений детям предлагается практический материал, который успешно используется как на занятиях, так и в индивидуальной работе с детьми:
Разнообразные стенды, изготовленные из ковролина, индивидуальные шахматные доски, направленные на развитие общей и мелкой моторики, на формирование умения ориентироваться на плоскости, на закрепление знания геометрических фигур, цифр и математических знаков.
Зашумленные цифры первого и второго десятка используются для коррекции зрительно-моторной координации.
Задействование тактильного анализатора и использование различных материалов, способствует развитию тактильной памяти, профилактике дисграфии и зеркального письма. С этой целью используются цифры из разного материала: наждачной и бархатной бумаги, из гречневой крупы и шнура, плоскостные и объемные геометрические фигуры.
Игра «Волшебный мешочек». Ребенку дается задание: на ощупь определить цифру или геометрическую фигуру, которая лежит в мешочке. Затем можно предложить детям выложить ответ из счетных палочек или спичек, как самостоятельно, так и используя образец для выкладывания.
Ламинированные карточки с заданиями для профилактики и коррекции дисграфии: «Найди ошибку», «Допиши элементы цифр», «Продолжи строчку», «Скопируй рисунок». Задания на карточках разного уровня сложности, а также на крупной и стандартной клетке.
С помощью представленных технологий возможно сформировать у детей определенный запас математических знаний и умений, соответствующий поставленным задачам, с учетом ведущей деятельности детей дошкольного возраста.
Таким образом, организация работы с детьми с ОВЗ по формированию математических представлений состоит в использовании таких мер, как:
- индивидуальный и дифференцированный подход;
- сниженный темп обучения;
- структурная простота содержания знаний и умений;
- повторность в обучении;
- самостоятельность и активность ребенка в процессе обучения;
- наглядность;
- предметно-развивающая среда.
Цель: изучение вопросов сотрудничества дошкольного учреждения с родителями по вопросам математического развития детей.
В последние годы все больше внимания уделяется вопросам укрепления семьи и созданию соответствующих условий для выполнения ею задач развития детей. Общество придает большее значение воспитательным функциям семьи, создает условия для повышения образовательного уровня и педагогической культуры родителей.
Дошкольный возраст - это начало всестороннего развития и формирования личности. Программы дошкольных образовательных учреждений предусматривают физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. При этом во всех вариантах программ самое серьезное внимание обращается на игровую деятельность дошкольника.
Задача обучения детей первоначальным математическим знаниям и мнениям заключается в том, чтобы выделить наиболее существенные из них, которые обеспечивали бы общее развитие способностей к самостоятельному нахождению связей в усваиваемых знаниях и умениях.
Поскольку приоритет остается за семейной системой ценностей, было бы неправильно рекомендовать конкретные решения или ответы на часто задаваемые вопросы. Что можно рекомендовать, так это продуктивные общие подходы к решению проблемных ситуаций и максимально возможную информированность в любой проблемной сфере, что означает знакомство со многими источниками и их выбор с точки зрения применимости к конкретной ситуации или личности.
Для педагога очень важно не только самому знать, чему и как обучать детей, но и уметь познакомить родителей своих воспитанников с задачами, содержанием, методами, приемами обучения сделать их своими помощниками. Работа воспитателя с семьей заключается не в том, чтобы переложить на родителей выполнение какой-то части программы.
Родителей нужно привлекать к помощи, но делать это не в форме требований, а в виде конкретных советов и разъяснений.
Педагог с помощью той или иной формы общения с родителями должен искать решения следующих задач:
1) установить здоровые партнёрские отношения, выявив круг общих интересов, оказывая эмоциональную поддержку, то есть «проживая» жизнь каждой семьи;
2) повышать уровень психолого-педагогической просвещённости семьи;
3) всесторонне поддерживать мам и пап в процессе выполнения ими своих воспитательных и образовательных функций.
Работа с родителями опирается на ряд принципов, соблюдение которых помогает добиться прогресса во взаимодействии всех участников образовательного процесса, то есть педагогов, семьи и детей.
За воспитание и обучение ребёнка родители и ДОУ несут одинаковую ответственность.
Основами полноценного развития личности ребёнка являются постоянная помощь, доверие и уважение, что гарантируется и педагогами, и семьёй. Эффективность совместной работы детского сада и родителей оценивается регулярно на всех этапах работы.
Традиционные формы работы с родителями
Родительское собрание. Основная, общепринятая и обязательная форма работы, которая организуется воспитателем (методистом и руководителем ДОУ, если собрание проводится в рамках всего детского сада, а не только группы), на котором решаются многие общие вопросы, например, профилактика травматизма, охрана жизни и здоровья детей, обсуждение предметно-развивающей среды группы и т.д.
Анкетирование. Важная форма взаимодействия, позволяющая выяснить особенности семейного воспитания, уровень включённости мамы и папы в процесс образовательной подготовки будущего первоклассника (например, часто ли вместе читают, практикуют ли заучивание наизусть, тренируют ли навык письма с помощью прописей для дошкольников и пр.).
Тестирование. Очень удобный способ выяснить ответы на актуальные в конкретный временной промежуток вопросы. Например, есть ли отклонения в здоровье ребёнка, чем малыш увлекается, какие трудности испытывает в общении со взрослыми или сверстниками и т. д.
Обычно эта форма применяется в начале учебного года и в конце, чтобы выявить прогресс или констатировать его отсутствие - и тот, и другой результат очень важен для работы учителя начальных классов для выстраивания дальнейшей образовательной стратегии в отношении конкретного ребёнка.
Фото и видеоотчёты о мероприятиях в группе или о жизни вдетском саду в целом. Фотоотчёты о жизни и творчестве детей сопровождают все встречи родителей и педагогов
Круглый стол. Этот приём очень удобен в том случае, если у родителей есть вопросы учебно-методического или воспитательного характера к педагогу. Для подготовительной группы темами круглых столов могут быть: «Тренируем навык счёта», «Математические игры» и Т. Д.
Мастер-класс. Приём, тесно связанный с предыдущим, так как позволяет родителям попрактиковаться работать по той или иной методике.
Практикум. Ещё одна практическая форма работы, обычно используемая дефектологом или психологом, например, в виде деловой игры. Цель совместный анализ результатов продуктивной деятельности малышей (анализ рисунка семьи, себя, своего дома и т. д.).