Файл: План урока 61 Раздел долгосрочного плана Раздел 4 Дизайн мышления Школа.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
План урока № 61
Раздел долгосрочного плана: Раздел 4 Дизайн мышления | Школа: | ||
Дата: | ФИО учителя: | ||
Класс: 10б | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |
Тема урока | Генерация идей | ||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 10.4.4.1 понимать принципы и необходимость брейнсторминга 10.4.4.2 знать правила проведения брейнсторминга и умеет соблюдать их; 10.4.4.3 знать и следовать этапам брейнсторминга систематизировать высказанные идеи и выбирать наиболее перспективные | ||
Цели урока |
| ||
Критерии оценивания (Ожидаемый результат) |
| ||
Языковые цели | Учащиеся могут… делать заметки во время работы (навыки разговорной, письменной речи и прослушивания) Набор фраз для диалога и письма: Я думаю, что…, я согласен…, я не согласен… Лексика и терминология, специфичная для предмета: Генерация идей, отбор и оценка идей, постановка проблемы, плоская организация, фасилитатор, метод голосование, метод «4 категории», метод «бинго» Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе: Исследовательский, разговорный | ||
Привитие ценностей | Все ценности воспитания подрастающего поколения - уважение, дружба, толерантность, любовь и взаимовыручка, готовность помочь. Ценности, основанные на национальной идее «Рухани жангыру»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; развития конкурентоспособности, прагматизма, сохранения национальной идентичности, популяризации культа знания и открытости сознания граждан. | ||
Межпредметные связи | Экономика. Риторика. Математика, География, История, Труд | ||
Предварительные знания | Предпринимательские способности, компетенции и характерные качества, маркетинг, маркетинговые исследование, маркетинг-микс, целевая аудитория, сегментирование, бренд, маркетинговые коммуникации, введение в дизайн мышление, эмпатия, анализ и синтез |
Ход урока
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | ||
Начало урока
Середина урока 25 минут |
Упражнение «ТЕЛОХРАНИТЕЛИ» Эта веселая подвижная разминка помогает снять напряжение и усталость, приобрести навыки невербальной коммуникации. К тому же во время выполнения задания участникам нужно быть очень внимательными, и это помогает им настроиться на рабочий лад. Группа рассчитывается на первый—второй и образует пары. Один человек должен остаться без пары, поэтому если в группе четное число человек, то учитель также принимает участие в упражнении. В круг ставятся стулья, количество которых равно числу первых игроков. Первые игроки садятся на стулья. За спинками их стульев встают вторые игроки. Так как число игроков нечетное, один стул остается свободным. Игроки, стоящие за стульями, — это телохранители. Они должны удержать на своих стульях тех, кто сидит на них. Сидящие же игроки, наоборот, хотят ускользнуть из-под чуткого контроля телохранителей и занять свободный стул. Но сделать это они могут, только если телохранитель не догадается об их намерениях и если им удастся установить невербальный контакт с телохранителем свободного стула. Если телохранители замечают, что их подопечные собираются сбежать, они быстро кладут руки им на плечи, заставляя их таким образом остаться на своем месте. Постоянно держать руки над плечами своих напарников нельзя. Через некоторое время участники меняются ролями. В заключение игры можно обсудить, что помогало невербально договариваться друг с другом, были ли случаи, когда игроки были неправильно поняты, и т. д. Определение цели и темы урока Самый интересный с точки зрения реализации творческого потенциала детей этап. Главное, что вы должны помнить в этом этапе — не оценивать. Пусть хоть единорогов рисуют, если именно такая ассоциация у ребят. Потому что такие идеи, может быть, и не будут взяты за основу, однако какие-то интересные элементы будут полезны для других идей. Задача этапа — сформировать столько идей, сколько вообще возможно. Содержание урока: мозговой штурм, отбор идей. Вот мы и подошли к третьему из шести этапов дизайн-мышления — «Генерация идей». К этому моменту у вас имеются карта эмпатии, персона, формула постановки проблемы и дизайнпринципы. На этом этапе нам необходимо сгенерировать идеи на основе, а точнее — в рамках тех дизайнпринципов, которые мы вывели. Главным инструментом на данном этапе выступает брейнсторминг, т. е. «мозговой штурм». Необходимо помнить, что метод мозгового штурма также можно использовать и на стадии эмаптии, для формирования списков групп для проведения исследований или для того, чтобы сдвинуть мыслительный процесс с «мёртвой точки», когда он приходит в состояние ступора. Мозговой штурм — это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Метод мозгового штурма был придуман в 1941 году одним из сотрудников американского рекламного агентства BBD&O. Имя автора — Алекс Фокни Осборн. В 1953 году этот метод был описан также в его книге «Прикладное воображение». Метод основывается на стимулировании творческой активности участников для выдвижения всевозможных вариантов решения, после чего из общей массы идей выбираются наиболее подходящие. Осборн утверждал, что вся соль заключается в концентрации и использовании знаний, творческих талантов, потенциала и опыта всех участников процесса. Современные учёные расширили список плюсов метода мозгового штурма. Во-первых, коллективная деятельность участников, имеющих собственный опыт, видение ситуации и знания, образует эффект синергии. Во-вторых, процесс мозгового штурма сам по себе является увлекательной коллективной деятельностью, порой выражающейся в виде игр. И, в-третьих, сопровождающая процесс дружественная и позитивная обстановка способствует укреплению дружеских и деловых взаимоотношений, позволяет его участникам не только конструктивно воспринимать любую критику, но и импровизировать и использовать максимум своего потенциала. Обычно мозговой штурм состоит из трёх обязательных этапов: 1. Постановка проблемы. Это предварительный этап, задача которого заключается в чёткой формулировке задачи или проблемы, подборе участников и назначении некоторых ролей (ведущего, помощников, фасилитатора и т. д.). 2. Собственно сам процесс генерации идей. В этом этапе заключён весь успех предприятия. Для этого необходимо соблюдать следующие правила: • набирать максимальное число вариантов идей без любых ограничений (они могут быть даже фантастическими, нестандартными); • идеи можно и нужно комбинировать и улучшать; • не должно быть никакой критики или оценивания предлагаемых идей (отключить критическое мышление, позволить себе не беспокоиться о бюджете реализации, о возможности реализации в принципе и т. п.). 3. Отбор и оценка идей. Вот здесь мы уже будем систематизировать и отбирать идеи. Это очень важный этап, который нельзя просто игнорировать. При проведении мозгового штурма необходимо соблюдать простые и важные принципы: • чем больше идей, тем выше качество решения; • не судить, не критиковать, не комментировать негативно выдвигаемые предложения на ранней стадии. У каждого из участников могут появиться «любимые» идеи, нельзя позволять этим идеям затмевать разум. Принимайте объективно и равно все идеи; • не отбрасывать «сумасшедшие» идеи. Время для отбора и оценки ещё придёт, и, возможно, самые дикие идеи могут стать прообразом нового решения в далёком от первоначального видения образе; • не бояться соединять и улучшать свои идеи и чужие; • не перебивать, дать высказаться каждому; • придерживаться главной проблемы. Если со временем группа начинает отходить от главной темы, возвращайтесь в русло. Это может касаться также и необходимости рассматривать решение проблемы глазами конечного пользователя. Если группа со временем отходит от этой позиции, также нужно возвращаться к ней; • давать каждой идее условное название. Вам не нужно будет каждый раз объяснять свою идею, если вы дадите ей название, подобно интересной статье, например: «Хлеб по телефону»; • делать зарисовки. Иногда проще схематично что-то нарисовать, нежели писать текст объяснения. Используйте всё: наброски, схемы, диаграммы и т. д.; • результат наоборот. Иногда полезно представить во время поиска решения, что ситуация обернулась противоположной стороной, и всё пошло не так, как вы планировали. Это способствует выработке дополнительных идей и морально-психологической подготовке к любому результату. Постановка проблемы Задание 1 Вспомните дизайн-принципы, которые вы выработали на предыдущем этапе. Исходя из них, на отдельном листе флипчарта сформулируйте вопрос, начиная его со слов: «Как бы мы могли….?». Затем разбейте этот основной вопрос на несколько более простых, которые бы начинались также со слов: «Как бы мы могли….?». Например, формулировка проблемы была такая: «Клиент банка хотел бы получить кастомизированное под свои финансовые нужды предложение от сотрудника банка, потому что ему сложно сделать выбор самостоятельно среди множества предложений и соотнести их со своим финансовым поведением: ему тяжело интерпретировать цифры, а сотруднику банка сложно сделать предложение, не понимая финансовую историю клиента». Основной вопрос: «Как бы мы могли предоставить кастомизированные под нужды клиента предложения от банка, чтобы было легко сделать выбор среди множества предложений и соотнести их со своим финансовым поведением: где ему легко интерпретировать цифры, а сотруднику банка сложно сделать предложение, понимая финансовую историю клиента?» Этот вопрос мы делим на более мелкие: «Как бы мы могли помочь клиенту получить кастомизированные под его нужды предложения от банка?», «Что понимать под кастомизированным предложением?», «Как мы можем помочь сотруднику банка подготовить кастомизированное предложение?», «Как мы можем помочь сотруднику банка выявить финансовые нужды клиента?», «Как мы можем помочь клиенту банка интерпретировать цифры?», «В какой форме можно представлять финансовую информацию?», «Какие формы представления информации легче всего воспринимаются людьми?». Перед проведением самого процесса генерации идей полезно проводить подготовительный разогрев. Также разогревы используют после перерывов. Задача разогрева — сфокусировать и настроить сознание на тему и работу по поиску решения проблемы. Задание 2 Проведите все разминки. Обсудите, что вы можете улучшить в них или изменить. Разминка первая: «Скажи или уйди» Класс встаёт в линию или круг и придумывает тему, на которую будет проводиться разминка. Тема может касаться основной проблемы и звучать примерно так: «Почему я хожу в пекарню?» или «Что для меня значит хлеб?». Первый участник называет что-то, относящееся к данной теме, и сразу же показывает рукой на следующего. Задача следующего — тут же сказать что-то на указанную тему и, в свою очередь, показать на другого участника. Игра проводится в достаточно высоком темпе, и участник, который на счёт «раз, два, три» ничего не сказал, выбывает из игры. Задача — оставаться в активе как можно дольше. Можно играть до выбывания, например, 10 человек или же на время. Также следует следить, чтобы абсолютно все были задействованы в игре. Разминка вторая: «Звуковой мяч» Участники встают в круг и представляют, как кидают воображаемый мяч друг другу. Кидающий смотрит на человека, которому собирается кидать мяч, и жестами имитирует бросок. При броске кидающий мяч должен сопроводить жест бросания каким-нибудь придуманным уникальным звуком или шумом. Принимающий мяч человек тут же должен сымитировать приём мяча с предполагаемой силой и траекторией полёта и продублировать в точности звук, изданный кидающим. После чего он сам кидает мяч любому следующему участнику, сопровождая действие новым придуманным звуком. Постарайтесь, чтобы воображаемый мяч был в руках не более 2-х секунд. Можно также удалять из игры тех, кто не смог продублировать звук при приёме мяча. Разминка третья: «Да, давайте!» распределяются по аудитории и ждут, пока кто-нибудь из них не даст команду: «А давайте представим себе, что….». Например: «А давайте представим себе, что мы стоим в очереди и не знаем, что продают внутри магазина». Или: «А давайте представим себе, что мы не знаем, что такое сила притяжения и только что почувствовали её на себе?». Услышав запрос, все кричат хором: «Давайте», — и начинают выполнять команду в течение 5 секунд, затем снова разбегаются. Игру можно проводить по времени или основываясь на количестве команд. Разминка четвёртая: «Да, и ещё…» Участники выбирают тему, например, «Пикник». Первый участник говорит: «Давайте организуем пикник», — следующий тут же подхватывает: «Да, и ещё закажем пиццу», — следующий продолжает без паузы: «Да, и ещё проведём игры». Разогрев может проводиться в разных форматах: в течение определённого времени; по выбыванию тех, кто ничего не может уже придумать; и просто по 2-3 темам по усмотрению ведущего. | Упражнение «ТЕЛОХРАНИТЕЛИ» Презентация урока Учебник «Основы предпринимательства и бизнеса» Е.С. Дуйсеханов, С.А. Щеглов, Д.Ханин, А.А. Сейтенова Флипчарты, маркеры, фломастеры, стикеры | ||
Конец урока 5 мин | Вам необходимо поднимать тонус класса, поскольку высокая мыслительная активность быстро истощает силы учащихся. Используйте игры-разминки из учебника. И хотя они расположены подряд одним блоком, Вы можете их проводить не все сразу. Проведите одну игру, остальные проведёте позже, когда посчитаете необходимым. | | ||
Рефлексия | «Комплимент» Для того чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого. | | ||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | ||
Наблюдение за учащимися во время обсуждения материала. Учитывать полные и аргументированные ответы учащихся, слабоуспеващие учащиея должны показать свое знание и понимание материала, а учащиеся с высокой успеваемостью дают независимые полные и аргументтированные ответы, а также во время анализа материала приведут больше доказательств. Для расширения знаний учащихся предоставить возможность использовать дополнительные образовательные ресурсы. | На уроке организовать самооценивание и взаимооценивание. Учащиеся проводят оценивание по дескрипторам. Учитель также проводит оценивание и дает обратную связь. В конце урока учитель говорит учащимся достигли ли они учебных целей или нет. | Контроль за безопасностью учащихся во время занятий. Научить учащихся простым правилам, которые помогут сохранить здоровье при выполнении заданий: Важно, чтобы рука была прямой, плечо одинаковой высоты, а плечевые суставы должны быть параллельны поверхности стола, спинка должна быть прочно прикреплена к креслу. Расстояние между учащимся и партой должно быть 30-35 сантиметров. |