Файл: Классный час для обучающихся 10а класса (педагогического профиля) мбоу Балезинская средняя школа 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МБОУ «Балезинская средняя школа №5»


Классный час для обучающихся 10а класса (педагогического профиля)

МБОУ «Балезинская средняя школа №5»

Тема: «Разве не идет дождь для всех равно? Разве не для всех сияет солнце? Не дышим ли мы все единым воздухом?" (по статье Д.С.Лихачева «О патриотизме и национализме» из книги "Д.С.Лихачева «Избранное. Мысли о жизни, истории, культуре".)


Баженова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Балезинская средняя школа №5»

П.Балезино, 2022

Актуальность.

Особо актуальна данная проблема для России, многонациональной страны, на территории которой проживает огромное количество людей разных вероисповеданий, наций и культур. Очень важно начинать эту работу с детьми дошкольного возраста, когда закладываются основы восприятия мира во всем его многообразии.

Ни для кого не секрет, что одна из основных задач образования - это, в первую очередь, воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, толерантности, уважения основных жизненных ценностей других народов, взаимопонимания, солидарности и духовного единства между людьми разных убеждений.

16 ноября отмечается Международный день толерантности (терпимости). Слово "толерантность" произошло от латинского "tolerantia" - терпение.

Этот праздник объявлен ЮНЕСКО в 1995 году по случаю 50-летнего юбилея этой организации и принятия Декларации принципов терпимости государствами - членами ЮНЕСКО. Именно с этого момента и было принято решение ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости, приурочивая к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность, которые способны донести до каждого человека суть такого понятия, как толерантность.

На протяжении более десятка лет на территории России возникают «горячие точки», разрушающие мирную жизнь отдельных народов, республик, входящих в состав Российской Федерации, бессмысленно уносящие жизни сотни тысяч людей, особенно молодых, служащих в российской армии. Проблема эта касается всех вместе и каждого в отдельности. Предпосылки развития национальной проблемы начались давно. Во времена СССР был интернационализм, т.е. сплоченность всех многочисленных наций в одно целое, в одну общность, имя которой “советский народ”. При распаде СССР это обстоятельство исчезло, и появились законы, направленные на самоопределение национальностей, входящих уже в Российскую Федерацию. И это вызвало отрицательную реакцию. Возникла напряженность в отношениях между русскими и представителями коренных наций отдельных республик. Русские вдруг почувствовали себя национальным меньшинством, по отношению к которому проявлена дискриминация. Напряженность межнациональных отношений России чревата тяжелыми последствиями: это всякого рода конфликты, стычки, войны и т.д. Чем это вызвано? Чувством патриотизма или чувством национализма? Как отличить патриотизм от национализма? Мы имеем разные национальности и исповедуем разную религию, но при всем этом, живем в одном многонациональном государстве, и характер отношений между его жителями зависят от каждого. В этих условиях актуальным является воспитание в себе чувства уважения к людям другой национальности, других традиций и культуры, т.е. воспитание толерантности.


В настоящей в своей методической разработке сосредоточила внимание на проблемах воспитания толерантности обучающихся на основе противопоставления сущности понятий «патриотизм» и «национализм». Методическая разработка классного часа создана путем систематизации статьи Д.С.Лихачева «О патриотизме и национализме» из книги "Д.С.Лихачева « Избранное. Мысли о жизни, истории, культуре" и информационного материала по истории России из разных современных источников, включая Интернет.

Цель: способствовать воспитанию толерантности на основе противопоставления сущностей понятий «патриотизм» и «национализм», пробудить чувство необходимости мирного сосуществования людей различных национальностей и религиозных взглядов.

Задачи:

  • воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, уважение к своему народу;

  • продолжить формирование читательской грамотности, работы в группах, анализа документов;

  • развивать ценностные ориентиры и социальную активность учащихся;

  • формировать нравственные качества учащихся в соответствии с общечеловеческими ценностями.

Основные понятия урока: Родина, патриотизм, патриот, патриотичный, толерантный, толерантность, национализм.

Оформление урока:

  • Музыкальная заставка: песня « С чего начинается Родина?» в исполнении хора учителей-финалистов конкурса «Учитель года – 2022»

  • Эпиграфы на доске – высказывания русских гуманистов о патриотизме.

  • Раздаточный материал: статья Д.С.Лихачева «Патриотизм и национализм».

  • Маркеры для работы с текстом.

  • Словари: Д.Н.Ушаков. Толковый словарь русского языка, Новейший философский словарь

  • Видеоролики: « Я русский…»Речь В.В.Путина

Учащиеся работают в малых группах.

Прием работы: составление кластера, работа со статьей Д.С.Лихачева, словарями, диалог

Ход классного часа:

На доске - плакаты:

Патриотом обязан быть каждый народ по отношению к своему народу, но националистами мы никогда и ни при каких случаях быть не должны…

Д. С. Лихачёв

В многонациональных и двунациональных странах существует сложная проблема межнациональных отношений

В. П. Максаковский

Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный

Н. А. Добролюбов

Я на все решусь, чтобы только еще иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую ее благосостояния



П.И. Багратион

Главнейшими причинами нашего торжества в 1812 году должны быть признаваемы: патриотизм народа, мужество наших армий и искусство наших полководцев…

Н.Г. Чернышевский

Я не смею думать, чтобы у нас в России было немного патриотов; но мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве. А смирение в политике вредно.

Кто самого себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут. Не говорю, чтобы любовь к Отечеству должна ослеплять нас и уверять, что мы во всем лучшие; но русский должен по крайней мере знать себе цену свою.

Н.М. Карамзин

Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете.

В.В. Путин
Включение внимания, пробуждение интереса к теме занятия:

- У меня в руках статья Д.С.Лихачева. Первая фраза, которую я читаю: «А в чем самая большая цель жизни?» Именно с нее я хочу начать наш сегодняшний разговор и задать этот вопрос вам (дети отвечают на вопрос)

-Вот как ответил на этот вопрос Д.С.Лихачев: «Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это, прежде всего, счастье всех людей. Оно слагается из многого, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну, а это уже совсем большое и глубокое чувство…». (цитата выводится на экран)

-Выделите ключевые слова в данном высказывании. (добро, счастье, любит свою мать, своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом, школу, город, село, страну; большое и глубокое чувство)

-Как вы думаете, что имел в виду Д.С.Лихачев под фразой «большое и глубокое чувство…»? (предположительный ответ – патриотизм)

Задания группам:

1. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите слово «ПАТРИОТИЗМ»? (работа в группах, выстраивание ассоциативных рядов слов, предположительный ответ: патриотизм – Родина, отечество, героизм, любовь, народ, страна…Группы зачитывают свои варианты ответов, в завершение работы учитель на экране демонстрирует слайд с ассоциативным рядом слов:


-В интернете мое внимание привлекло такое толкование слова



На этом классном часе попытаемся разобраться, что же такое патриотизм.

Обратите внимание на вопросы, поставленные в теме урока: «Разве не идет дождь для всех равно? Разве не для всех сияет солнце? Не дышим ли мы все единым воздухом?" Как эти вопросы связаны с патриотизмом?

Попробуем на них ответить в конце урока.

2.На столах вы видите словари. Обратитесь к словарям и дайте научное определение понятия «патриотизм».

-Патриотизм- любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу./Д.Н.Ушаков .Толковый словарь русского языка./

- Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины./Философский словарь/

Вопрос: какое слово объединяет два этих определения? ( Отечество. Родина)

( демонстрация видео: исполнение хором учителей-финалистов конкурса «Учитель года – 2022» песни « С чего начинается Родина?»

https://www.youtube.com/watch?v=EhZON_nJhEg&ab_channel=TOGIRRO)

Любовь к Родине – это то, что объединяет всех нас из поколения в поколение:

Два чувства дивно близки нам —

В них обретает сердце пищу —

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

А.С.Пушкин, как и те мыслители и гуманисты, высказывания которых вы видите на доске, – патриоты и достойные сыны своего Отечества.

-Снова хочу обратиться к статье Д.С.Лихачева и зачитать еще одну фразу: « Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом - любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.»

Обратите внимание на первое предложение. Патриотизму противопоставляется национализм.

Задание группам: назовите однокоренные слова к данному понятию. (Нация, национальность)
определим значение таких понятий, как “нация”, “национальность” и “национализм”. (работа со словарями)

-НАЦИЯ, нации, ·жен. (·лат. natio). 1. Исторически сложившаяся часть человечества, объединенная устойчивой общностью языка, территории, экономической жизни и культуры. -НАЦИОНАЛИЗМ, национализма, мн. нет, ·муж. (полит.). Буржуазная идеология и политика, ставящая свою, господствующую нацию в привилегированное положение и направленная на угнетение других национальностей, на создание вражды между ними.
/Д.Н.Ушаков. Толковый словарь русского языка./

НАЦИОНАЛИЗМ — специфическое состояние сознания этноса и социально-психологических ориентации людей, а также сопряженные с ними идеология, теория и социальная практика. /Новейший философский словарь/

-И снова обращаю ваше внимание к словам академика Лихачева: «Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом - любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.»

-Готовясь к нашей встрече, я обратила внимание на фразу, которая меня поразила до глубины души. Вот она: «Патриотизм – последнее прибежище национализма». Так сказал английский поэт Сэмюэль Джонсон. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Попробуем опровергнуть это высказывание, изучив статью Д.С.Лихачева «Патриотизм и национализм». Попробуем разобраться: различаются ли патриотизм и национализм.

( группам для работы выдаются тексты и маркеры для выделения ключевых слов)

Задание 1 группе: прочитать статью, выделить ключевые фразы, составить кластер, отразив в нем характерные черты патриотизма (группа работает маркером синего цвета, черным цветом можно выделить фразы или понятия, значимые для читателя)

Задание 2 группе: прочитать статью, выделить ключевые фразы, составить кластер, характеризующий национализм. (группа работает маркером коричневого цвета)

(пример обработанной детьми статьи:

Д.С.Лихачев. О патриотизме и национализме

А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это, прежде всего, счастье всех людей. Оно слагается из многого, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.