Файл: Реферат по дисциплине История медицины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М. ГОРЬКОГО»



МЕДИЦИНСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Специальность – Лечебное дело

РЕФЕРАТ

по дисциплине «История медицины»

тема: «Медицина византийской империи»
Выполнила:

студентка 1 курса

группы №6

Палько Юлия Владимировна
Проверил:

Буждежан Артем Владимирович

Донецк-2019 г.

Оглавление


Введение 3

Средневековье – это исторический период, следующий за историей Древнего мира и предшествующий истории Нового времени. Началом Средних веков считается V век – падение Западной Римской империи, а концом – XVII век, когда в Западной Европе начинает формироваться капиталистическое общество. Средневековье, охватившее более чем тысячелетний отрезок времени, было неоднородно с точки зрения протекавших тогда основных социально-экономических, общественно-политических и культурных процессов. В связи с чем выделяются три этапа в западноевропейском Средневековье: 3

раннее Средневековье (V – X века); 3

развитое (классическое) Средневековье (XI – XV века); 3

позднее Средневековье (XV – XVII века). 3

Медицина в Византийской империи 4

Основные способы лечения в Византии 6

Монастырские больницы 8

Выводы 9

Список литературы: 10










Введение



Медицина (латинское medicina, от medeor - лечу, исцеляю) - система научных знаний и практических мер по распознаванию, лечению и предупреждению болезней. Состояние медицины всегда определялось степенью развития общества, достижениями естествознания и техники, общим уровнем культуры.

Средневековье – это исторический период, следующий за историей Древнего мира и предшествующий истории Нового времени. Началом Средних веков считается V век – падение Западной Римской империи, а концом – XVII век, когда в Западной Европе начинает формироваться капиталистическое общество. Средневековье, охватившее более чем тысячелетний отрезок времени, было неоднородно с точки зрения протекавших тогда основных социально-экономических, общественно-политических и культурных процессов. В связи с чем выделяются три этапа в западноевропейском Средневековье:


  • раннее Средневековье (V – X века);

  • развитое (классическое) Средневековье (XI – XV века);

  • позднее Средневековье (XV – XVII века).


В своем реферате я хотела бы рассказать о медицине Византии, одном из государств, которое внесло большой вклад в развитие всей науки.

Медицина в Византийской империи



Медицина в Византийской империи является преемницей и продолжением медицины Древней Греции и Древнего Рима.

При строительстве и благоустройстве городов и прежде всего Константинополя учитывался многовековой опыт древнего Рима. Сооружались акведуки (водопроводы), позволяющие пополнять запасы воды в колодцах, фонтанах и подземных резервуарах. Повсеместно строились бани, которые со временем утратили одну из форм времяпрепровождения, как это имело место в древнем Риме. Бани по-прежнему оставались местом врачевания. Врачи предписывали больным посещение бани 1 – 2 раза в неделю в зависимости от заболевания.

На протяжении всей своей истории Византия была государством полиэтническим. Она не только объединила и сохранила культурное наследие многих населявших еë народов: греков, сирийцев, римлян, коптов, армян, грузин, фракийцев, славян, арабов и других, но и преумножила его. Особое внимание уделялось таким отраслям знаний, как медицина, сельское хозяйство, строительство, мореплавание. В основу всех наук была положена не философия античности, а теология – учение о боге. Христианство в Византии постепенно вытесняло языческую религию греков, поэтому эти две религии достаточно долгое время существовали вместе. Из античного наследия отбиралось только то, что содействовало упрочению христианства. В области естествознания основные данные черпались из трудов Аристотеля («Физика», «История животных», «О частях животных», «О движении животных», «О душе» и др.), которые многократно комментировались византийскими авторами, чтобы сделать их более доступными для чтения.

Своеобразными энциклопедиями естественнонаучных знаний являлись «Шестодневы», в которых приводились библейские воззрения о сотворении мира в шесть дней, а также излагалось христианское учение о строении Вселенной и опровергались физические теории античности. Наибольшей известностью пользовались «Шестодневы» Василия Великого (ок. 330-379) и Георгия Писиды (до 600-ок. 631).

Главными источниками медицинских знаний в Византии были «Гиппократов сборник» и научные труды Галена, извлечения (выписки) из которых служили основой для составления сочинений, соответствующих идеологии христианства.



Описания лечебных свойств отдельных растений, данные врачами древности, уточнялись византийскими учёными при своих собственных наблюдениях в области практического использования лекарств растительного происхождения. Огромный интерес к лекарственным растениям позволил ботанике превратиться в практическую область медицины, занимающуюся лишь изучением целебных свойств растений. Основными источниками знаний о растительном мире были труды грека Теофраста (372-287 до н.э.) и римского военного врача Диоскорида (ок. 40-90), грека по происхождению. Его труд «О врачебной материи» («De material medica») на протяжении шестнадцати столетий неоднократно переписывался, в него добавлялись иллюстрации, а также комментарии из арабских и индийских источников, посвящённых ботанике. Многие из названий растений, которые используются сегодня, были даны Диоскоридом.

В эпоху средневековья химии как науки ещë не существовало. Накапливались количественные и качественные сведения о свойствах разнообразных веществ, прежде всего красителей и лекарств.

Алхимия, возникшая в первые века нашей эры и достигшая наибольшего развития в средние века, способствовала накоплению и расширению знаний о химических процессах и методах их изучения.
Выдающиеся врачи Византии
Врачи-учëные Византии создали многотомные энциклопедические труды («своды»), в которых они собрали и систематизировали богатое научное наследие медицины древности. В эти труды были также включены научные изыскания и практический опыт византийских врачей.

Выдающимся врачом Византии был Орибасий из Пергама (лат. Oribasius, IV век), грек по происхождению, жил в Константинополе. Орибасий был не только придворным врачом императора Юлиана Отступника, но и его другом. По поручению императора он составил свой главный энциклопедический труд «Врачебное собрание» (лат. «Collecta medicinalia») в 72 книгах, из которых до нас дошли лишь 27. В нëм автор обобщил и систематизировал врачебное наследие Гиппократа, Геродота, Диоскорида, Диокла, Галена и других античных авторов. Помимо этого, Орибасий составил сокращëнный вариант своего обширного свода под названием «Обозрение» (лат. «Synopsis») в 9 книгах. Другим известным трудом врача-учëного является сборник простых рецептов и легко приготовляемых лекарств – «Общедоступные лекарства» (лат. «Euporista»).

Видным врачом Византии является Павел с острова Эгина (лат. Paulus Aegineta, 625-690). Он учился медицине и работал в Александрии, был прекрасным акушером, хирургом и преподавателем. Павел - автор труда о женских болезнях, который, к сожалению, утрачен, и «Медицинского сборника в 7-ми книгах» («Compendii medici libri septem»). Особую ценность представляет шестая книга этого сочинения, посвященная вопросам малой хирургии,
учению о переломах, вывихах и ампутациях, пластической хирургии.

Среди выдающихся энциклопедистов-медиков Византии следует отметить Аэция из Амиды (лат. Aetius Amidenus, 502-572), который учился в Александрии, затем служил лейб-медиком при дворе императора Юстиниана. Аэций – автор «Четверокнижия» («Tetrabiblos»), медицинского труда в 16-ти книгах, содержащего выдержки из сочинений Орибасия, Сорана, Галена и других учёных, а также рецепты египетской и эфиопской медицины.

Известным современником Аэция был Александр из Тралл (лат. Alexander Trallianus, ок. 525-605). Он написал трактат в 12-ти томах о патологии и лечении внутренних болезней. Этот труд был переведëн на латинский язык («Libri duodecim de re medica»), а также сирийский, арабский и еврейский. Большая врачебная практика и личный опыт позволяли Александру не соглашаться с некоторыми учениями своих предшественников, например с Галеном. Главной задачей врача Александр считал профилактику, а не лечение заболеваний.

Византийские врачи, составляя обширные энциклопедические труды, обращались не только к античному наследию, но также использовали опыт арабоязычной медицины. Например, на греческий язык переводились арабские прописи лекарственных средств.

Основные способы лечения в Византии


В вопросах медицины хорошо разбирались не только врачи-профессионалы, но и образованная элита византийского общества.

При лечении той или иной болезни византийские медики принимали во внимание время года и сезонность определенных заболеваний, учитывали месяц, местность, климат, возраст, условия и образ жизни пациентов. Также придавали огромное значение правильному питанию как во время болезни, так и в здоровом состоянии. Больным прописывали диету, исходя из заболеваний, характерных для того или иного сезона года. Постепенность в диете медики считали одним из непременных условий здоровья человека. Полагают, что в этом они следовали советам Гиппократа. Конечно, может быть и наоборот: в трактате, приписанном Гиппократу, отражена практика византийской медицины.

Большое значение для здоровья, по мнению византийских врачей, имел и образ жизни. От неумеренного образа жизни в организме появляются дурные соки, портящие здоровье человека.

Важным лечебным средством считали византийские врачи и мытье в банях. О целебных свойствах бани с восторгом отзывается в одном из писем Михаил Хониат. Некоторые монастырские предписания содержат рекомендации монахам, чувствующим себя нездоровыми, посещать бани.


Основными же способами лечения больных в Византии были кровопускание и выведение «излишков» из организма с помощью слабительного. Составитель анонимного медицинского трактата неоднократно возвращается к обсуждению вопроса, в какое время года и при каких обстоятельствах необходимо прибегать к очищению «тела от накопляющихся излишков с помощью кровопускания и прочих средств».

Так же нередко для лечения отдельных видов болезней прибегали к хирургическому вмешательству, о чем свидетельствуют дошедшие до нас перечни хирургических инструментов, находившихся в распоряжении врачей, применявших, кстати, различные обезболивающие средства. Наряду с усыпляющими препаратами при операциях использовали «местный наркоз».

Применяли и лекарственную терапию, используя целебные свойства различных растений. В ход шли виноград, сандал, яблоки, айва, груши, гранаты, сливы, майоран, ромашка, лилия, миндаль, сезам, нарцисс, мирт, сельдерей, петрушка, хрен, тыква, укроп, свекла, чечевица, полынь, ревень, чеснок, лук, капуста и т.д. Из них составляли различные настойки, отвары, лекарства, мази. В рукописях встречается бесчисленное множество рецептов. Но фармакологии как независимой отрасли в Византии не существовало, врачи сами были своего рода аптекарями и фармацевтами, сами собирали лекарственные травы и изготовляли из них лечебные препараты.

Известно, что правительство и церковь учреждали для лечения населения больницы-восокомии. Правительство старалось обеспечить их опытными специалистами, следило за подготовкой врачей и гарантировало им средства существования. Одной из известных клиник в Константинополе была лечебница Евбула, о которой рассказывается в «Житии Луки Столпника». Для бедных и бездомных женщин в столице был основан родильный дом. Лечебные учреждения чаще всего создавались при больших церквах. Так, Феофилакт Никомидийский построил больницу при главном храме Никомидии, привлек для работы в ней врачей и обслуживающий персонал, предоставил кровати и постельные принадлежности для больных. В Константинополе существовали и специальные больницы где лечили психически ненормальных людей. Одна из них помещалась при церкви св. Анастасии, считавшейся целительницей умалишенных, другая находилась при церкви во Влахернах.