Файл: Проблемы правового регулирования аренды части объекта недвижимости.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АРЕНДЫ ЧАСТИ ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ
В статье анализируются актуальные правовые аспекты, связанные с проблемами правового регулирования аренды части объекта недвижимого имущества в условиях реформирования гражданского законодательства Российской Федерации.
Ключевые слова: аренда, объект недвижимости, гражданско-правовой договор, гражданское законодательство, жилищное законодательство, сделки с недвижимым имуществом.
Одним из наиболее актуальных и требующих правовой регламентации вопросов в сфере аренды нежилых помещений является определение прав и обязанностей владельца (собственника и арендатора) нежилого помещения в отношении использования инфраструктуры здания, а также его элементов, относящихся к общей собственности собственников помещений.

Также остается нерешенным вопрос статуса владельца (собственника и арендатора) нежилого помещения в многоквартирном доме в отношении общего имущества собственников помещений такого дома.

Так, по общему правилу согласно ст. 289 ГК РФ собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома.

В соответствии с п. 1 ст. 290 ГК РФ «Общее имущество собственников квартир в многоквартирном доме» собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно–техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Как следует из приведенных норм, гражданское законодательство предусматривает наличие права общей долевой собственности в отношении перечисленного имущества только у собственников жилых помещений (квартир) в таком доме.

В свою очередь, в п. 1 ст. 36 ЖК РФ в качестве обладателей права общей долевой собственности на помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, указаны собственники помещений в целом (безотносительно к их функциональному назначению).


Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. В преамбуле данных Правил указано, что они регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. Ссылки на функциональное назначение (жилое или нежилое) помещений, на собственников которых распространяют свое действия указанные Правила, в данном документе также не содержатся.

В этой связи можно сделать вывод о коллизии норм гражданского и жилищного законодательства, суть которой заключается в том, что субъектный состав правоотношений по использованию общего имущества в многоквартирном доме, определенный ГК РФ, отличается от субъектного состава аналогичных общественных отношений, урегулированных нормами ЖК РФ и принятыми в соответствии с ним подзаконными актами.

Необходимость законодательного устранения данной коллизии правовых норм имеет первостепенное значение для решения следующих важнейших вопросов:

- во-первых, обязанности владельца (собственника и арендатора) нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, нести расходы на содержание и ремонт общего имущества дома наравне с собственниками иных помещений в таком доме;

- во-вторых, права владельца (собственника и арендатора) нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, на пользование общим имуществом в многоквартирном доме.

Формирующаяся судебная практика по данной проблеме признает за владельцами нежилых помещений в многоквартирном доме наличие прав и обязанностей, аналогичных тем, что имеются у собственников жилых помещений в соответствии с ГК РФ и ЖК РФ.

В
Терроризм – это одна из главных угроз человечеству. Государствами бросаются все силы и средства на защиту от него, но, тем не менее, изжить его не удалось ни одной из стран мира. Проблема осложняется еще и тем, что террористы постоянно меняют свои методы и используют новые способы совершения террористических актов. В настоящее время отмечается широкомасштабное наступление международного терроризма и на Российскую Федерацию.

Уголовный кодекс Российской Федерации дает следующее понятие террористическому акту – это «совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий (ст. 205 УК РФ)» [1, С. 45].

Терроризм проявляет себя в различных формах. В последнее время особым интересом со стороны террористов в качестве места совершения террористических атак используется транспорт.

Популярность транспорта в качестве места совершения террористических актов обусловлена тем, что эта инфраструктура замыкает в себе массу ресурсовот людских и материальных до технических и информационных. Это гарантирует большое поражающее воздействие деяния и масштабность его последующего освещения в средствах массовой информации. Последствия от терактов, совершенных на транспортеэто человеческие жертвы, технологическая и экологическая катастрофы. Нарушается и функционирование транспорта, от которого зависит жизнедеятельность российского государства. Возникает затрудненность передвижения людей и доставки грузов. Следовательно, от государственных органов требуются эффективные меры предупреждения терроризма.

С 2007 г. в стране действует Федеральный закон «О транспортной безопасности». В нем террористический акт отнесен к числу актов незаконного вмешательства, которые угрожают безопасности транспортного комплекса. Закон предусматривает целый комплекс организационных мер, направленных на противодействие терроризму: начиная с оценки уязвимости конкретных объектов и заканчивая предоставлением субъектам транспортной инфраструктуры и перевозчикам права применять физическую силу и проводить досмотр физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей (с целью обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других запрещенных устройств, предметов и веществ). Эти меры позволили предотвратить несколько терактов, планировавшихся террористами.

Отсутствие необходимых гарантий безопасности против совершения терактов на транспорте закладывает в обществе основу психологического фактора страха, что при случае легко ведет к возникновению массовой паники среди граждан.

В современном уголовном праве существует проблема определения такого понятия как «терроризм на транспорте» [4, С. 106]. Отсутствие четкого определения нормативной дефиниции новой формы терроризма обуславливает наличие в юридической литературе различных взглядов на смысловую нагрузку данного термина. «Большинство исследователей придерживается мнения, что терроризм на транспорте является разновидностью технологического терроризма, представляющего собой противоправное использование или угрозу использования современных технологий, обладающих высоким потенциалом поражающего эффекта». [3, С. 70] В большинстве случаев технологических терроризм подразумевает некое общее понятие, объединяющее в себе признаки ядерного, химического, транспортного, кибернетического и других видов терроризма, связанных с применением технологических средств либо выводом из строя объектов повышенной опасности. Исходя из характеристик технологического терроризма транспортным терроризмом следует признавать преступное посягательство с использованием технологий в транспортной сфере либо на объекты транспортной инфраструктуры, совершенное в террористических целях и способное повлечь последствия, характерные для террористического акта.

Особое место занимают террористические акты, которые совершаются в воздушном пространстве. В настоящее время международное сообщество ориентируется на положения Конвенции о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации, которая была принята 10 сентября 2010г. в Пекине. Основной отличительной особенностью

этого документа является расширенный перечень возможных террористических угроз во время полета. К потенциальным угрозам данный документ относит:

- разрушение или повреждение аэронавигационных средств или вмешательство в их эксплуатацию;

- использование воздушного судна с целью причинить смерть, серьезное увечье или значительный ущерб имуществу или окружающей среде;

- выбрасывание с борта судна химического оружия либо взрывчатых, радиоактивных или аналогичных веществ способом, который может причинить вред (людям, имуществу, экологии);

- использование вышеуказанного оружия или веществ аналогичным способом против воздушного судна или на бору его;

- перевозка на борту химического оружия, взрывчатого или радиоактивного вещества, любого исходного материала, специально предназначенного для последующего использования в террористической деятельности;

- перевозка любого оборудования, материалов или программного обеспечения либо соответствующей технологии, которые вносят существенный вклад в проектирование, производство или доставку оружия биологической, химической либо ядерной угрозы, без законного разрешения и с намерением использовать их для такой цели.

Для более эффективной борьбы с терроризмом необходимо взаимодействие на международном уровне. Российская Федерация играет одну из главных ролей в современном мире в борьбе с терроризмом.

Терроризм – это одна из главных угроз человечеству. Государствами бросаются все силы и средства на защиту от него, но, тем не менее, изжить его не удалось ни одной из стран мира. Проблема осложняется еще и тем, что террористы постоянно меняют свои методы и используют новые способы совершения террористических актов. В настоящее время отмечается широкомасштабное наступление международного терроризма и на Российскую Федерацию.

Уголовный кодекс Российской Федерации дает следующее понятие террористическому акту – это «совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий (ст. 205 УК РФ)» [1, С. 45].

Терроризм проявляет себя в различных формах. В последнее время особым интересом со стороны террористов в качестве места совершения террористических атак используется транспорт.

То есть, в данной сфере действуют новые по своему содержанию документы, которые в полной мере отвечают требованиям современных угроз на транспорте.
Популярность транспорта в качестве места совершения террористических актов обусловлена тем, что эта инфраструктура замыкает в себе массу ресурсовот людских и материальных до технических и информационных. Это гарантирует большое поражающее воздействие деяния и масштабность его последующего освещения в средствах массовой информации. Последствия от терактов, совершенных на транспортеэто человеческие жертвы, технологическая и экологическая катастрофы. Нарушается и функционирование транспорта, от которого зависит жизнедеятельность российского государства. Возникает затрудненность передвижения людей и доставки грузов. Следовательно, от государственных органов требуются эффективные меры предупреждения терроризма.

С 2007 г. в стране действует Федеральный закон «О транспортной безопасности». В нем террористический акт отнесен к числу актов незаконного вмешательства, которые угрожают безопасности транспортного комплекса. Закон предусматривает целый комплекс организационных мер, направленных на противодействие терроризму: начиная с оценки уязвимости конкретных объектов и заканчивая предоставлением субъектам транспортной инфраструктуры и перевозчикам права применять физическую силу и проводить досмотр физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей (с целью обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других запрещенных устройств, предметов и веществ). Эти меры позволили предотвратить несколько терактов, планировавшихся террористами.

Отсутствие необходимых гарантий безопасности против совершения терактов на транспорте закладывает в обществе основу психологического фактора страха, что при случае легко ведет к возникновению массовой паники среди граждан.

В современном уголовном праве существует проблема определения такого понятия как «терроризм на транспорте» [4, С. 106]. Отсутствие четкого определения нормативной дефиниции новой формы терроризма обуславливает наличие в юридической литературе различных взглядов на смысловую нагрузку данного термина. «Большинство исследователей придерживается мнения, что терроризм на транспорте является разновидностью технологического терроризма, представляющего собой противоправное использование или угрозу использования современных технологий, обладающих высоким потенциалом поражающего эффекта». [3, С. 70] В большинстве случаев технологических терроризм подразумевает некое общее понятие, объединяющее в себе признаки ядерного, химического, транспортного, кибернетического и других видов терроризма, связанных с применением технологических средств либо выводом из строя объектов повышенной опасности. Исходя из характеристик технологического терроризма транспортным терроризмом следует признавать преступное посягательство с использованием технологий в транспортной сфере либо на объекты транспортной инфраструктуры, совершенное в террористических целях и способное повлечь последствия, характерные для террористического акта.

Особое место занимают террористические акты, которые совершаются в воздушном пространстве. В настоящее время международное сообщество ориентируется на положения Конвенции о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации, которая была принята 10 сентября 2010г. в Пекине. Основной отличительной особенностью этого документа является расширенный перечень возможных террористических угроз во время полета. К потенциальным угрозам данный документ относит:

- разрушение или повреждение аэронавигационных средств или вмешательство в их эксплуатацию;

- использование воздушного судна с целью причинить смерть, серьезное увечье или значительный ущерб имуществу или окружающей среде;

- выбрасывание с борта судна химического оружия либо взрывчатых, радиоактивных или аналогичных веществ способом, который может причинить вред (людям, имуществу, экологии);

- использование вышеуказанного оружия или веществ аналогичным способом против воздушного судна или на бору его;

- перевозка на борту химического оружия, взрывчатого или радиоактивного вещества, любого исходного материала, специально предназначенного для последующего использования в террористической деятельности;

- перевозка любого оборудования, материалов или программного обеспечения либо соответствующей технологии, которые вносят существенный вклад в проектирование, производство или доставку оружия биологической, химической либо ядерной угрозы, без законного разрешения и с намерением использовать их для такой цели.

То есть, в данной сфере действуют новые по своему содержанию документы, которые в полной мере отвечают требованиям современных угроз на транспорте.

Для более эффективной борьбы с терроризмом необходимо взаимодействие на международном уровне. Российская Федерация играет одну из главных ролей в современном мире в борьбе с терроризмом.

Терроризм – это одна из главных угроз человечеству. Государствами бросаются все силы и средства на защиту от него, но, тем не менее, изжить его не удалось ни одной из стран мира. Проблема осложняется еще и тем, что террористы постоянно меняют свои методы и используют новые способы совершения террористических актов. В настоящее время отмечается широкомасштабное наступление международного терроризма и на Российскую Федерацию.

Уголовный кодекс Российской Федерации дает следующее понятие террористическому акту – это «совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий (ст. 205 УК РФ)» [1, С. 45].

Терроризм проявляет себя в различных формах. В последнее время особым интересом со стороны террористов в качестве места совершения террористических атак используется транспорт.

Популярность транспорта в качестве места совершения террористических актов обусловлена тем, что эта инфраструктура замыкает в себе массу ресурсовот людских и материальных до технических и информационных. Это гарантирует большое поражающее воздействие деяния и масштабность его последующего освещения в средствах массовой информации. Последствия от терактов, совершенных на транспортеэто человеческие жертвы, технологическая и экологическая катастрофы. Нарушается и функционирование транспорта, от которого зависит жизнедеятельность российского государства. Возникает затрудненность передвижения людей и доставки грузов. Следовательно, от государственных органов требуются эффективные меры предупреждения терроризма.

С 2007 г. в стране действует Федеральный закон «О транспортной безопасности». В нем террористический акт отнесен к числу актов незаконного вмешательства, которые угрожают безопасности транспортного комплекса. Закон предусматривает целый комплекс организационных мер, направленных на противодействие терроризму: начиная с оценки уязвимости конкретных объектов и заканчивая предоставлением субъектам транспортной инфраструктуры и перевозчикам права применять физическую силу и проводить досмотр физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей (с целью обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других запрещенных устройств, предметов и веществ). Эти меры позволили предотвратить несколько терактов, планировавшихся террористами.

Отсутствие необходимых гарантий безопасности против совершения терактов на транспорте закладывает в обществе основу психологического фактора страха, что при случае легко ведет к возникновению массовой паники среди граждан.

В современном уголовном праве существует проблема определения такого понятия как «терроризм на транспорте» [4, С. 106]. Отсутствие четкого определения нормативной дефиниции новой формы терроризма обуславливает наличие в юридической литературе различных взглядов на смысловую нагрузку данного термина. «Большинство исследователей придерживается мнения, что терроризм на транспорте является разновидностью технологического терроризма, представляющего собой противоправное использование или угрозу использования современных технологий, обладающих высоким потенциалом поражающего эффекта». [3, С. 70] В большинстве случаев технологических терроризм подразумевает некое общее понятие, объединяющее в себе признаки ядерного, химического, транспортного, кибернетического и других видов терроризма, связанных с применением технологических средств либо выводом из строя объектов повышенной опасности. Исходя из характеристик технологического терроризма транспортным терроризмом следует признавать преступное посягательство с использованием технологий в транспортной сфере либо на объекты транспортной инфраструктуры, совершенное в террористических целях и способное повлечь последствия, характерные для террористического акта.

Особое место занимают террористические акты, которые совершаются в воздушном пространстве. В настоящее время международное сообщество ориентируется на положения Конвенции о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации, которая была принята 10 сентября 2010г. в Пекине. Основной отличительной особенностью этого документа является расширенный перечень возможных террористических угроз во время полета. К потенциальным угрозам данный документ относит:

- разрушение или повреждение аэронавигационных средств или вмешательство в их эксплуатацию;

- использование воздушного судна с целью причинить смерть, серьезное увечье или значительный ущерб имуществу или окружающей среде;

- выбрасывание с борта судна химического оружия либо взрывчатых, радиоактивных или аналогичных веществ способом, который может причинить вред (людям, имуществу, экологии);

- использование вышеуказанного оружия или веществ аналогичным способом против воздушного судна или на бору его;

- перевозка на борту химического оружия, взрывчатого или радиоактивного вещества, любого исходного материала, специально предназначенного для последующего использования в террористической деятельности;

- перевозка любого оборудования, материалов или программного обеспечения либо соответствующей технологии, которые вносят существенный вклад в проектирование, производство или доставку оружия биологической, химической либо ядерной угрозы, без законного разрешения и с намерением использовать их для такой цели.

То есть, в данной сфере действуют новые по своему содержанию документы, которые в полной мере отвечают требованиям современных угроз на транспорте.

Для более эффективной борьбы с терроризмом необходимо взаимодействие на международном уровне. Российская Федерация играет одну из главных ролей в современном мире в борьбе с терроризмом.

Терроризм – это одна из главных угроз человечеству. Государствами бросаются все силы и средства на защиту от него, но, тем не менее, изжить его не удалось ни одной из стран мира. Проблема осложняется еще и тем, что террористы постоянно меняют свои методы и используют новые способы совершения террористических актов. В настоящее время отмечается широкомасштабное наступление международного терроризма и на Российскую Федерацию.

Уголовный кодекс Российской Федерации дает следующее понятие террористическому акту – это «совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий (ст. 205 УК РФ)» [1, С. 45].

Терроризм проявляет себя в различных формах. В последнее время особым интересом со стороны террористов в качестве места совершения террористических атак используется транспорт.

Популярность транспорта в качестве места совершения террористических актов обусловлена тем, что эта инфраструктура замыкает в себе массу ресурсовот людских и материальных до технических и информационных. Это гарантирует большое поражающее воздействие деяния и масштабность его последующего освещения в средствах массовой информации. Последствия от терактов, совершенных на транспортеэто человеческие жертвы, технологическая и экологическая катастрофы. Нарушается и функционирование транспорта, от которого зависит жизнедеятельность российского государства. Возникает затрудненность передвижения людей и доставки грузов. Следовательно, от государственных органов требуются эффективные меры предупреждения терроризма.

С 2007 г. в стране действует Федеральный закон «О транспортной безопасности». В нем террористический акт отнесен к числу актов незаконного вмешательства, которые угрожают безопасности транспортного комплекса. Закон предусматривает целый комплекс организационных мер, направленных на противодействие терроризму: начиная с оценки уязвимости конкретных объектов и заканчивая предоставлением субъектам транспортной инфраструктуры и перевозчикам права применять физическую силу и проводить досмотр физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей (с целью обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других запрещенных устройств, предметов и веществ). Эти меры позволили предотвратить несколько терактов, планировавшихся террористами.

Отсутствие необходимых гарантий безопасности против совершения терактов на транспорте закладывает в обществе основу психологического фактора страха, что при случае легко ведет к возникновению массовой паники среди граждан.

В современном уголовном праве существует проблема определения такого понятия как «терроризм на транспорте» [4, С. 106]. Отсутствие четкого определения нормативной дефиниции новой формы терроризма обуславливает наличие в юридической литературе различных взглядов на смысловую нагрузку данного термина. «Большинство исследователей придерживается мнения, что терроризм на транспорте является разновидностью технологического терроризма, представляющего собой противоправное использование или угрозу использования современных технологий, обладающих высоким потенциалом поражающего эффекта». [3, С. 70] В большинстве случаев технологических терроризм подразумевает некое общее понятие, объединяющее в себе признаки ядерного, химического, транспортного, кибернетического и других видов терроризма, связанных с применением технологических средств либо выводом из строя объектов повышенной опасности. Исходя из характеристик технологического терроризма транспортным терроризмом следует признавать преступное посягательство с использованием технологий в транспортной сфере либо на объекты транспортной инфраструктуры, совершенное в террористических целях и способное повлечь последствия, характерные для террористического акта.

Особое место занимают террористические акты, которые совершаются в воздушном пространстве. В настоящее время международное сообщество ориентируется на положения Конвенции о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации, которая была принята 10 сентября 2010г. в Пекине. Основной отличительной особенностью этого документа является расширенный перечень возможных террористических угроз во время полета. К потенциальным угрозам данный документ относит:

- разрушение или повреждение аэронавигационных средств или вмешательство в их эксплуатацию;

- использование воздушного судна с целью причинить смерть, серьезное увечье или значительный ущерб имуществу или окружающей среде;

- выбрасывание с борта судна химического оружия либо взрывчатых, радиоактивных или аналогичных веществ способом, который может причинить вред (людям, имуществу, экологии);

- использование вышеуказанного оружия или веществ аналогичным способом против воздушного судна или на бору его;

- перевозка на борту химического оружия, взрывчатого или радиоактивного вещества, любого исходного материала, специально предназначенного для последующего использования в террористической деятельности;

- перевозка любого оборудования, материалов или программного обеспечения либо соответствующей технологии, которые вносят существенный вклад в проектирование, производство или доставку оружия биологической, химической либо ядерной угрозы, без законного разрешения и с намерением использовать их для такой цели.

То есть, в данной сфере действуют новые по своему содержанию документы, которые в полной мере отвечают требованиям современных угроз на транспорте.

Для более эффективной борьбы с терроризмом необходимо взаимодействие на международном уровне. Российская Федерация играет одну из главных ролей в современном мире в борьбе с терроризмом.

этом отношении показателен следующий пример из судебной практики.

ООО «А» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с требованием к ОАО «Ю» о внесении изменений в договор энергоснабжения.
Решением арбитражного суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований к удовлетворению апелляционной жалобы с учетом следующих обстоятельств.

Между ОАО «Ю» (энергоснабжающая организация) и ООО «А» (абонент) был заключен договор энергоснабжения, согласно которому энергоснабжающая организация обязуется отпустить абоненту тепловую энергию и воду, а абонент — принять и оплатить указанные ресурсы.

Потребитель тепловой энергии ООО «А» располагался в нежилом помещении, принадлежащем на праве собственности гражданке С.

Между С. (арендодатель) и ООО «А» (арендатор) был заключен договор аренды, согласно которому арендатор самостоятельно заключает договоры на оказание коммунальных услуг и энергоснабжения по арендуемому помещению [1].

По мнению апелляционного суда, собственник помещений в многоквартирном доме в соответствии с п. 1 ст. 36 ЖК РФ является одновременно сособственником принимающих устройств и иного оборудования, а также инженерных коммуникаций, через которые осуществляется снабжение всех помещений в многоквартирном доме энергоресурсами. Как арендатор, ООО «А» в соответствии с общими положениями главы 34 ГК РФ имеет право пользования и владения арендуемым имуществом.

На основании изложенного суд пришел к выводу, что истец имеет доступ к принимающему устройству и другому оборудованию (инженерные коммуникации), необходимому для получения от снабжающей организации тепловой энергии.

Решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Как следует из приведенного примера, судами обеих инстанций справедливо отмечено, что владелец (и собственник, и арендатор) нежилого помещения в многоквартирном доме обладает правом общей долевой собственности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе принимающих устройств и инженерных коммуникаций.

ТСЖ «С» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО «Л» о взыскании обязательных членских взносов. Решением суда с ООО «Л» в пользу ТСЖ «С» была взыскана заявленная сумма.


Отказывая в удовлетворении апелляционной жалобы на принятый судебный акт, Девятый арбитражный апелляционный суд исходил из следующего.

Как установлено судом первой инстанции, ООО «Л» является собственником нежилых помещений, расположенных в жилом доме. ООО «Л», как член ТСЖ «С», в спорный период не выплатил истцу взносы за техническое обслуживание общего имущества в должном размере, в связи с чем, истец был вынужден обратиться в суд с требованием о возмещении расходов за техническое обслуживание общего имущества в кондоминиуме.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, согласно ст. 39 ЖК РФ, несут собственники помещений в многоквартирном доме [2].

Поскольку общее имущество в многоквартирном доме находится в общей долевой собственности собственников помещений, а не принадлежит на праве собственности ТСЖ, апелляционная инстанция согласилась с выводом суда первой инстанции о том, что ООО «Л», как собственник нежилых помещений, расположенных в жилом доме, должно нести бремя расходов по техническому обслуживанию общего имущества в этом здании.

Таким образом, с нашей точки зрения, для законодательного закрепления равенства в правовом статусе собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по отношению к общему имуществу собственников помещений такого дома необходимо внести ряд существенных изменений в действующее законодательство в соответствии со сформировавшейся судебной практикой в данной сфере отношений.