Файл: Приложение 1 к рабочей программе 3 Примерные вопросы для самостоятельной подготовки к зачетуэкзамену.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Самое сложное из социологических исследований - аналитическое. В его основе положены глубоко продуманная программа и тщательно проверенный инструментарий (анкета, бланки интервью). В таком исследовании выясняются глубинные причины, лежащие в основе явлений.
13. Программа социологического исследования: характеристика основных разделов.
Программа исследования — это изложение его общей концепции в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.

Нельзя точно сказать, начинается ли исследование с программы или им заканчивается. Программа – это одновременно начало одного и завершение другого этапа работы. Она всегда пополняется, уточняется, дорабатывается

Тщательно разработанная программа - гарантия успеха всего исследования.

Методологический раздел программы:

1.Формулировка проблемы (противоречивой ситуации). Обычно первоначальная проблема, которая чаще всего именно абстрактна, по ходу исследования постоянно сужается и к моменту «выхода в поле» приобретает четкий завершенный вид.

2. Определение цели, задач, объекта и предмета исследования. Задачи могут быть основные и дополнительные(сопутствующие). Объект-носитель проблемы. Предмет- стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению.

3. Логический анализ основных понятий. Структурирование основных понятий, определяющих предмет исследования. Результат процедуры- теоретическая модель предмета исследования.

4. Выдвижение гипотез. Т.е. явно или не явно выраженных предположений о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы.

5. Определение выборочной совокупности (выборка). Она меньше по объему, чем объект. В проекте выборки указываются принципы выделения из объекта той совокупности людей (или др. источника информации), которые впоследствии будут охвачены опросом; обосновывается техника проведения опроса; указываются подходы к определению достоверности полученной информации (она необходима для того, чтобы удостоверится в степени правомерности распространения полученных выводов на весь объект исследования).

6. Составление инструментария. Иногда сюда включают логические схемы обработки собранной информации, показывающие предполагаемый диапазон и глубину анализа данных.


7. Полевое обследование.

8. Обработка и интерпретация полученных данных.

9. Подготовка научного отчета.
14. Опросные методы сбора информации в социологическом исследовании, их особенности, достоинства, недостатки.
Опрос - метод сбора информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (респондентам). Данный метод позволяет получать первичную и разнообразную информацию об отношении людей к каким-либо событиям, о мотивах поведения и ценностных ориентациях, о характере отношений с другими людьми.В метод опроса входят анкетирование и интервью. Анкетирование — важнейший источник информации о ре­ально существующих социальных фактах, о социальной дея­тельности. Начинается он с формулировки программных во­просов, с «перевода» поставленных в программе исследования проблем в вопросы, исключающие различные толкования и доступные пониманию опрашиваемых. Интервью — целенаправленная, заранее запрограммиро­ванная беседа с респондентом. Характер общения, степень контакта, взаимопонимание интервьюера (лица, веду­щего интервью) иопрашиваемого во многом опр еде­ляют глубину и качество получаемой информации о том или ином социальном факте или явлении. При проведении интервью социолог исходя из ситуации и наблюдения за поведением собеседника может получить ту ин­формацию, которая не стала бы его достоянием в случае осу­ществления анкетного опроса

Наблюдение. События происходят непосредственно в данный момент. Возможен непосредственный контакт с наблюдаемым объектом. Плюсы метода: 1.Оперативность получаемой информации 2.Относительная дешевизна. 3.Возможность использовать метод в экстремальных ситуациях. Минусы метода: 1.Невозможность повторного исследования 2.Наблюдение дает информацию преимущественно о действиях людей, данные о мотивах весьма ограничены. 3.Возможны ошибки из-за эмоционального состояния исследователя, неверных его методологических установках, низкой квалификации.

Анализ документов.Особенности применения документ. информации используется в том случае когда у исследователя затруднен непосредственный контакт с исследуемой реальностью. Выбор документ. инф. зависит от ее составителя. Исследователь не может изменить форму изучаемых документов. Плюсы метода: 1.Стабильное состояние объекта исследования 2.Получение информации не только о каких-либо фактах, но и об отношении к ним автора. Возможен анализ разных точек знания. 3.Информация структурирована, упорядочена, представлена в обобщенном виде. Минусы метода: 1.Выводы исследователя строятся на основании вторичной информации, которая может быть искаженной. 2.Язык документа не совпадает с языком исследователя.опросные методы. Соц.эксперемент. Практически они имеются в каждом социо­логическом исследовании, где есть методы статистического анализа. Мысленные эксперименты являются основными при моделировании социальных процессов на ЭВМ. В этом случае эксперимент характеризуется двумя группами элементов: фор­мализованными и неформализованными параметрами. Форма­лизованные параметры представлены системой языка машины, а неформализованные параметры — это концепции, сценарии, ценностные ориентации человека. Они взаимодействуют с формальной стороной в диалоговом режиме.


15. Неопросные методы сбора информации в социологическом исследовании, их особенности, достоинства, недостатки

16. Социальный институт: понятие, функции, классификация.

17. Понятие личности в социологии. Социальная типология личности. Теории развития личности.

18.Девиантное поведение: понятие и типология. Теории девиантного поведения. Социальный контроль и его формы.

19. Общество как система. Типология обществ. Социальное пространство и социальное время.

20. Социальная группа: понятие, признаки, классификация.