Файл: Задание 1 Осознаваемые психические процессы Осознаваемые психические процессы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1

Осознаваемые психические процессы

Осознаваемые психические процессы - это те процессы, которые имеют сове отражение в сознание.

Сознание - это переживание личностью событий, которые происходят во внешнем мире.

Сознание — это функция человеческого мозга. Благодаря сознанию человек может получать представления не только об окружающем мире, но и о самом себе. Эта функция сформировалась у людей в результате эволюции, но каким обозом эта функция была сформирована, ученые до конца не выяснили.
Осознаваемые психологические процессы делятся на три основные группы:

Познавательные процессы.

Эмоциональные процессы.

Волевые процессы.

Кпознавательным относят:

• Ощущения (это психическое отражение характеристик окружающего мира).

• Представление (это воспроизведение образа некоторое предмета или явления из прошлого опыта).

• Восприятие (субъективное восприятие человеком окружающей действительности).

• Память (накопление, сохранение и последующее воспроизведение знаний).

• Воображение (умение человека строить в своем сознании образы, которые не воспринимались ранее).

• Мышление (моделирование законов, окружающее действительности, высшая ступень человеческого познания).

• Внимание (направленность восприятия на какой-то объект или явление, за внимание отвечают интересы, потребности, установки, внимание помогает человеку ориентироваться в окружающем мире).

• Речь (форма общения людей, строится на основе языка, с одной стороны это процесс воспроизведения мыслей, с другой стороны это процесс восприятия мыслей другого человека).

• Рефлексия (процесс, в ходе которого человек концентрируется на себе и своем создании, на своих интересах, мотивах, ценностях. Иными словами, под рефлексией понимают процесс, когда человек знает свои знания, осознает их).
Примеры:

  1. Концентрация на важных задачах работника фирмы.

  2. Общение между коллегами.

  3. Планирование отпуска.

  4. Использование накопленных знаний в рабочем процессе.

  5. Построение задач на день.

  6. Ознакомление работников с изменениями в рабочем плане.

  7. Концентрация при чтении книги.

  8. Создание оригинальных образов, идей, проектов.

  9. Написание делового письма.

  10. Размышление о будущем.



В группу осознаваемых психологических процессов входят также и эмоциональные психологические процессы:

• Эмоции (имеют среднюю продолжительность, отражают оценку человека к ситуациям объективного мира, имеют три главные характеристика: отражаются в психике, отражаются на системах всего организма, отражаются в мимике, движениях).

• Чувства (отражают оценку человека к реальным и абстрактам объектам)

• Аффекты (эмоциональный интенсивный процесс, кратковременный по продолжительности, отражается в действиях человека, а так же на всем организме в целом).

• Стресс (реакция организма на неблагоприятные факторы, по характеру может быть нервно-психическим и физическим).
Примеры:

  1. Удовлетворение выполненной работой.

  2. Импульсивное увольнение.

  3. Переживание о близком человеке.

  4. Уважение руководства.

  5. Любопытство происходящим.

  6. Восхищение произведениями писателя.

  7. Чувство радости после просмотра фильма.

  8. Эмоциональная усталость после рабочего дня.

  9. Стресс на фоне проблем в семье.

  10. Агрессия по отношению к человеку, который не сдержал обещание.


Осознаваемые психологические процессы включают волевые процессы, такие как:

• Борьба мотивов (этот процесс связан с процессом выбора и решительностью).

• Принятия решения (включает в себя математические, статистические аспекты, изучение закономерности человеческого выбора).

• Целеполагание (осмысление человеком своей деятельности с точки зрения последующего результата).

Примеры:

  1. Терпение и выносливость на тренировке.

  2. Решимость (полная уверенность в исполнимости решения.)

  3. Самообладание в стрессовых ситуациях.

  4. Смелость в опасной ситуации.

  5. Настойчивость в выборе решения.

  6. Систематическая исполнительность принимаемых решений.

  7. Дисциплинированность в распорядке дня.

  8. Постановка целевой задачи и появление стремления к ее достижению.

  9. Усидчивость при выполнении поставленных задач.

  10. Выбор способа передвижения до заданной точки


Неосознаваемые процессы
Неосознаваемые процессы — это процессы и явления течение или проявление которых не отражается в сознании человека.


Неосознаваемые механизмы сознательных действий

Данный процесс включает в себя три подкласса:



Неосознаваемые автоматизмы

Данный подкласс делится на 2 типа:

  1. Первичные автоматизмы;

  2. Неосознаваемые установки.


Первичные автоматизмы – это процессы, которые никогда не осознавались. К ним относятся врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано, чаще всего в течение 1-го года жизни человека. Примеры:

  1. Ходьба;

  2. Сосательные движения;

  3. Движения тела;

  4. Мигание;

  5. Схватывание предметов;

  6. Поднятие бровей;

  7. Ползанье;

  8. Переворачивание положения тела (к примеру: на живот);

  9. Чесание кожи;

  10. Сидение;

  11. И другие.


Вторичные автоматизмы – это процессы, которые прошли через сознания и перестали осознаваться. Это те действия, которые делаются «на автомате», к тому же у человека появляется возможность на изучение более сложных действий.

Примеры:

  1. Игра на музыкальных инструментах;

  2. Умение быстро и не глядя на клавиши печатать на клавиатуре компьютера;

  3. Езда на велосипеде;

  4. Плавание;

  5. Танцы;

  6. Рисование;

  7. Кулинария;

  8. Домашняя уборка;

  9. Плетение кос;

  10. Прыжки на скакалке;

  11. И другие.

Со временем в навыке достигается совершенство и человек уже делает те же действия, не задумываясь о том, что ему нужно сделать, он уже делает все автоматически без сознательного контроля. Все это накладывается на сложные действия «слой за слоем» и действие происходит «на автомате».

Неосознаваемые установки

Установка — это готовность человека совершить какое-либо действие или реагировать в определенном направлении. А во время того, как совершается данное действие, появляется навык.

моторная установка — это мышечная преднастройка к осуществлению физического действия.

умственная установка — это готовность решать проблемы и задачи определенным способом.


перцептивная установка — это готовность воспринимать и интерпретировать материал, объект, явление определенным образом.


Примеры:

1. Спринтер на старте находится в состоянии готовности к рывку;

2. Малыш, который пытается подстроить руку под определенный предмет и схватить его;

3. Пловец готовится к прыжку в воду;

4. Велосипедист готовится стартовать.

5. Решение тригонометрического примера именно тригонометрическими формулами, хотя его можно решить и простыми алгебраическими;

6. Написание реферата, изучая книги в библиотеке, хотя можно было посмотреть в интернете туже информацию.

7. Кажущиеся звуки во время чувства страха;

8. Стереотипизация полученной информации и новостей;

9. Ускорение шага или переход на бег из-за чувства страха в темноте;

10. Человек ловит предмет «автоматом», если что-то падает рядом.

Неосознаваемые сопровождения сознательных действий
К таким действиям относятся непроизвольные движения, изменение тона голоса, мимика и множество вегетативных движений. Эти действия – дополнительное средство коммуникации, объективные показания различных психических характеристик человека, его намерений, отношений, желаний, мыслей.

Примеры:

  1. ребенок высовывает язык, когда пишет;

  2. на лице человека, наблюдающего за кем-то улыбающимся, появляется ответная улыбка, и он не замечает этого;

  3. женщина красит ресницы с открытым ртом и не замечает этого;

  4. человек грызет ногти, когда смотрит фильм, не замечая этого;

  5. школьник грызет ручку, когда задумался;

  6. человек не заметил, как съел весь попкорн во время просмотра фильма в кинотеатре;

  7. офисный работник не заметил, как выпил кофе, увлекшись работой;

  8. человек плачет если видит фильме или читает в книге, что-то грустное, хотя умом понимает, что это выдумка, но слезы текут сами собой;

  9. когда человек пьет воду и задумался, оставляет воду во рту, перемещая ее в щеки и держа так, не замечая этого процесса;

  10. родители что-то делают по дому, при этом не замечают, как начинают подпевать детским мультикам;

  11. и другие.

Неосознаваемые побудители сознательных действий — это те действия, которые человек делает бессознательно, но имеют осмысленный характер.


Поведение человека управляется желаниями и влечениями, которые даже могут находиться глубоко в подсознании, но все же иметь влияние и даже управлять поведением человека. Данное понятие связано с одним широко известным именем З. Фрейда. Внимание ученого привлекли феномены постгипнотического внушения. На основании анализа подобных фактов Фрейд создал теорию бессознательного. Согласно Фрейду, в психике существуют три сферы: сознание, предсознание, бессознательное.

Предсознание – это скрытые, латентные знания, которыми располагает человек, но в данный момент они в сознании не присутствуют, однако при надобности легко перемещаются в сознание.

Примеры:

  1. Человек очень хорошо знает имя и отчество своего родственника, но до того, как кто-то упомянет его, эти знания прибывали вне поля осознания, после упоминания совершается переход знаний из предсознания в сознание;

  2. Человек знает хорошо свой день рождения и сколько ему лет, но до того, как эта информация станет необходимой, она находится в предсознании. После того как информация понадобится (к примеру, в регистратуре поликлиники) данная информация переходит из предсознания в сознание;

  3. Все хорошо знают теорему Пифагора, но они не присутствует постоянно в нашем сознании, переходя в сознание при необходимости;

  4. Все учили в школе таблицу умножения, но она тоже находится постоянно в нашем предсознание, переходя в сознание при необходимости.

Содержание бессознательного, по мнению З.Фрейда, это психическая жизнь человека, которая определяется его влечениями, главное из которых – сексуальное влечение (либидо). Оно существует уже у младенца, хотя в детстве оно проходит через ряд стадий и форм. Ввиду множества социальных запретов сексуальные переживания и связанные с ними представления вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Это и есть побудители сознательных действий. Они имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются: сознание оказывает им сопротивление. Тем не менее, они прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму (сновидения, ошибочные действия и невротические симптомы).

Свойства бессознательных представлений.

Таким образом, первое отличительное свойство бессознательных представлений – это их действенность. Второе их свойство состоит в том, что они с трудом переходят в сознание. Объясняется это работой двух механизмов, которые постулирует Фрейд, – механизмов вытеснения и сопротивления. Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного: это сновидения, ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т. п.) и невротические симптомы.