Файл: Задание 1 Осознаваемые психические процессы Осознаваемые психические процессы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1
Осознаваемые психические процессы
Осознаваемые психические процессы - это те процессы, которые имеют сове отражение в сознание.
Сознание - это переживание личностью событий, которые происходят во внешнем мире.
Сознание — это функция человеческого мозга. Благодаря сознанию человек может получать представления не только об окружающем мире, но и о самом себе. Эта функция сформировалась у людей в результате эволюции, но каким обозом эта функция была сформирована, ученые до конца не выяснили.
Осознаваемые психологические процессы делятся на три основные группы:
• Познавательные процессы.
• Эмоциональные процессы.
• Волевые процессы.
Кпознавательным относят:
• Ощущения (это психическое отражение характеристик окружающего мира).
• Представление (это воспроизведение образа некоторое предмета или явления из прошлого опыта).
• Восприятие (субъективное восприятие человеком окружающей действительности).
• Память (накопление, сохранение и последующее воспроизведение знаний).
• Воображение (умение человека строить в своем сознании образы, которые не воспринимались ранее).
• Мышление (моделирование законов, окружающее действительности, высшая ступень человеческого познания).
• Внимание (направленность восприятия на какой-то объект или явление, за внимание отвечают интересы, потребности, установки, внимание помогает человеку ориентироваться в окружающем мире).
• Речь (форма общения людей, строится на основе языка, с одной стороны это процесс воспроизведения мыслей, с другой стороны это процесс восприятия мыслей другого человека).
• Рефлексия (процесс, в ходе которого человек концентрируется на себе и своем создании, на своих интересах, мотивах, ценностях. Иными словами, под рефлексией понимают процесс, когда человек знает свои знания, осознает их).
Примеры:
-
Концентрация на важных задачах работника фирмы. -
Общение между коллегами. -
Планирование отпуска. -
Использование накопленных знаний в рабочем процессе. -
Построение задач на день. -
Ознакомление работников с изменениями в рабочем плане. -
Концентрация при чтении книги. -
Создание оригинальных образов, идей, проектов. -
Написание делового письма. -
Размышление о будущем.
В группу осознаваемых психологических процессов входят также и эмоциональные психологические процессы:
• Эмоции (имеют среднюю продолжительность, отражают оценку человека к ситуациям объективного мира, имеют три главные характеристика: отражаются в психике, отражаются на системах всего организма, отражаются в мимике, движениях).
• Чувства (отражают оценку человека к реальным и абстрактам объектам)
• Аффекты (эмоциональный интенсивный процесс, кратковременный по продолжительности, отражается в действиях человека, а так же на всем организме в целом).
• Стресс (реакция организма на неблагоприятные факторы, по характеру может быть нервно-психическим и физическим).
Примеры:
-
Удовлетворение выполненной работой. -
Импульсивное увольнение. -
Переживание о близком человеке. -
Уважение руководства. -
Любопытство происходящим. -
Восхищение произведениями писателя. -
Чувство радости после просмотра фильма. -
Эмоциональная усталость после рабочего дня. -
Стресс на фоне проблем в семье. -
Агрессия по отношению к человеку, который не сдержал обещание.
Осознаваемые психологические процессы включают волевые процессы, такие как:
• Борьба мотивов (этот процесс связан с процессом выбора и решительностью).
• Принятия решения (включает в себя математические, статистические аспекты, изучение закономерности человеческого выбора).
• Целеполагание (осмысление человеком своей деятельности с точки зрения последующего результата).
Примеры:
-
Терпение и выносливость на тренировке. -
Решимость (полная уверенность в исполнимости решения.) -
Самообладание в стрессовых ситуациях. -
Смелость в опасной ситуации. -
Настойчивость в выборе решения. -
Систематическая исполнительность принимаемых решений. -
Дисциплинированность в распорядке дня. -
Постановка целевой задачи и появление стремления к ее достижению. -
Усидчивость при выполнении поставленных задач. -
Выбор способа передвижения до заданной точки
Неосознаваемые процессы
Неосознаваемые процессы — это процессы и явления течение или проявление которых не отражается в сознании человека.
Неосознаваемые механизмы сознательных действий
Данный процесс включает в себя три подкласса:
Неосознаваемые автоматизмы
Данный подкласс делится на 2 типа:
-
Первичные автоматизмы; -
Неосознаваемые установки.
Первичные автоматизмы – это процессы, которые никогда не осознавались. К ним относятся врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано, чаще всего в течение 1-го года жизни человека. Примеры:
-
Ходьба; -
Сосательные движения; -
Движения тела; -
Мигание; -
Схватывание предметов; -
Поднятие бровей; -
Ползанье; -
Переворачивание положения тела (к примеру: на живот); -
Чесание кожи; -
Сидение; -
И другие.
Вторичные автоматизмы – это процессы, которые прошли через сознания и перестали осознаваться. Это те действия, которые делаются «на автомате», к тому же у человека появляется возможность на изучение более сложных действий.
Примеры:
-
Игра на музыкальных инструментах; -
Умение быстро и не глядя на клавиши печатать на клавиатуре компьютера; -
Езда на велосипеде; -
Плавание; -
Танцы; -
Рисование; -
Кулинария; -
Домашняя уборка; -
Плетение кос; -
Прыжки на скакалке; -
И другие.
Со временем в навыке достигается совершенство и человек уже делает те же действия, не задумываясь о том, что ему нужно сделать, он уже делает все автоматически без сознательного контроля. Все это накладывается на сложные действия «слой за слоем» и действие происходит «на автомате».
Неосознаваемые установки
Установка — это готовность человека совершить какое-либо действие или реагировать в определенном направлении. А во время того, как совершается данное действие, появляется навык.
моторная установка — это мышечная преднастройка к осуществлению физического действия. | умственная установка — это готовность решать проблемы и задачи определенным способом. | перцептивная установка — это готовность воспринимать и интерпретировать материал, объект, явление определенным образом. |
Примеры:
1. Спринтер на старте находится в состоянии готовности к рывку;
2. Малыш, который пытается подстроить руку под определенный предмет и схватить его;
3. Пловец готовится к прыжку в воду;
4. Велосипедист готовится стартовать.
5. Решение тригонометрического примера именно тригонометрическими формулами, хотя его можно решить и простыми алгебраическими;
6. Написание реферата, изучая книги в библиотеке, хотя можно было посмотреть в интернете туже информацию.
7. Кажущиеся звуки во время чувства страха;
8. Стереотипизация полученной информации и новостей;
9. Ускорение шага или переход на бег из-за чувства страха в темноте;
10. Человек ловит предмет «автоматом», если что-то падает рядом.
Неосознаваемые сопровождения сознательных действий
К таким действиям относятся непроизвольные движения, изменение тона голоса, мимика и множество вегетативных движений. Эти действия – дополнительное средство коммуникации, объективные показания различных психических характеристик человека, его намерений, отношений, желаний, мыслей.
Примеры:
-
ребенок высовывает язык, когда пишет; -
на лице человека, наблюдающего за кем-то улыбающимся, появляется ответная улыбка, и он не замечает этого; -
женщина красит ресницы с открытым ртом и не замечает этого; -
человек грызет ногти, когда смотрит фильм, не замечая этого; -
школьник грызет ручку, когда задумался; -
человек не заметил, как съел весь попкорн во время просмотра фильма в кинотеатре; -
офисный работник не заметил, как выпил кофе, увлекшись работой; -
человек плачет если видит фильме или читает в книге, что-то грустное, хотя умом понимает, что это выдумка, но слезы текут сами собой; -
когда человек пьет воду и задумался, оставляет воду во рту, перемещая ее в щеки и держа так, не замечая этого процесса; -
родители что-то делают по дому, при этом не замечают, как начинают подпевать детским мультикам; -
и другие.
Неосознаваемые побудители сознательных действий — это те действия, которые человек делает бессознательно, но имеют осмысленный характер.
Поведение человека управляется желаниями и влечениями, которые даже могут находиться глубоко в подсознании, но все же иметь влияние и даже управлять поведением человека. Данное понятие связано с одним широко известным именем З. Фрейда. Внимание ученого привлекли феномены постгипнотического внушения. На основании анализа подобных фактов Фрейд создал теорию бессознательного. Согласно Фрейду, в психике существуют три сферы: сознание, предсознание, бессознательное.
Предсознание – это скрытые, латентные знания, которыми располагает человек, но в данный момент они в сознании не присутствуют, однако при надобности легко перемещаются в сознание.
Примеры:
-
Человек очень хорошо знает имя и отчество своего родственника, но до того, как кто-то упомянет его, эти знания прибывали вне поля осознания, после упоминания совершается переход знаний из предсознания в сознание; -
Человек знает хорошо свой день рождения и сколько ему лет, но до того, как эта информация станет необходимой, она находится в предсознании. После того как информация понадобится (к примеру, в регистратуре поликлиники) данная информация переходит из предсознания в сознание; -
Все хорошо знают теорему Пифагора, но они не присутствует постоянно в нашем сознании, переходя в сознание при необходимости; -
Все учили в школе таблицу умножения, но она тоже находится постоянно в нашем предсознание, переходя в сознание при необходимости.
Содержание бессознательного, по мнению З.Фрейда, это психическая жизнь человека, которая определяется его влечениями, главное из которых – сексуальное влечение (либидо). Оно существует уже у младенца, хотя в детстве оно проходит через ряд стадий и форм. Ввиду множества социальных запретов сексуальные переживания и связанные с ними представления вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Это и есть побудители сознательных действий. Они имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются: сознание оказывает им сопротивление. Тем не менее, они прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму (сновидения, ошибочные действия и невротические симптомы).
Свойства бессознательных представлений.
Таким образом, первое отличительное свойство бессознательных представлений – это их действенность. Второе их свойство состоит в том, что они с трудом переходят в сознание. Объясняется это работой двух механизмов, которые постулирует Фрейд, – механизмов вытеснения и сопротивления. Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного: это сновидения, ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т. п.) и невротические симптомы.