Файл: Титов Г.С. 700.000 километров в космосе рассказ о полете совет. косм. корабля Восток-2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В кабине было уютно, как в комнате. В пилотском кресле, напоминающ ем шезлонг, можно было сидеть и леж ать, рабо­ тать и отдыхать. Все было под рукой и перед глазами, можно было легко достать любую кнопку, любой рычаг. Отсюда я мог управлять кораблем в полете, держать связь с Землей по радио

и делать

записи в бортовом журнале. Здесь легко дышалось.

М ягкий

свет не утомлял глаз. Конструкторы создали все усло­

вия

для

плодотворной

работы космонавта, позаботились обо

всех

удобствах и

даже

комфорте.

Б ы ла

объявлена

десятиминутная готовность к старту. Пред­

седатель Государственной комиссии поинтересовался моим са­

мочувствием.

— Чувствую себя прекрасно,— ответил я и поблагодарил за внимание, всем своим существом ожидая то, что произойдет

со мной в ближайш ие минуты.

Время отсчитывало последние секунды. Ровно в девять ча­ сов по московскому времени была подана команда:

— Подъем!

Охваченный еще никогда не испытанным счастьем, я от­

ветил

так ж е

кратко:

 

 

 

— Есть

подъем!

 

 

 

В

тот

же момент я почувствовал, как миллионы лошади­

ных

сил,

заклю ченные в мощные двигатели

ракеты-носителя,

вступили в единоборство с силами земного притяжения.

— Пошла,

родная!— невольно вырвалось

у

меня.

Ракета

оторвалась от

стартового устройства

и на какое-то

мгновение

задержалась,

словно преодолевая

 

сильный порыв

ветра. В кабину донесся грохочущий рокот, ракету затрясло мелкой дрожью, и все тело мое придавила невероятная тя ­ жесть. Начали расти перегрузки, и я подумал, как хорошо, что мы, космонавты, много и упорно тренировались на центрифу­ гах и вибростендах, что наши организмы приучены ко всем особенностям космического полета.

Шум двихятелей, вибрацию, все возрастающие перегрузки на участке выведения корабля на орбиту я перенес хорошо, не ощ ущ ая ни головокружения, ни тошноты; ,и сознание, и зре­ ние, и слух были такими же, как на Земле. С первых же се­ кунд движения ракеты я начал работать: следил' за прибора­ ми, поддерживал двухстороннюю радиосвязь с командным пунктом, через иллюминаторы наблюдал за удаляю щ ейся Зем ­

лей. Горизонт

все время расш ирялся,

в поле

зрения возникали

и ширились

земные дали, залитые

ярким

солнечным светом.

Это было

во много раз грандиознее тех ландшафтов, которые

раньш е

открывались взору под крылом реактивного самолета.

Краски

в

природе были необыкновенные, словно внутри мор-

 

 

13


ской раковины, и даже в кабине свет был таким, как если бы

иллюминаторы ее

состояли из цветных стекол.

Я чувствовал

отделение каждой ступени ракеты, уносив­

шей корабль все выше и выше к расчетной орбите. Хронометр подсказывал, что «Восток-2» вот-вот выйдет на нее. В этот мо­ мент должно было возникнуть состояние невесомости, и я при­ готовился к нему. Но оно возникло плавно, само собой, после отделения последней ступени ракеты. Первое впечатление было несколько странным — будто я перевернулся и лечу вверх но­ гами. Но через несколько секунд это прошло, и я понял, что ко­ рабль выш ел на орбиту. Это же показали приборы и по радио подтвердили ученые, наблюдавшие с Земли за движением «Во­ стока-2». Они сообщили по радио параметры орбиты: перигей — 178 километров, апогей—257 километров, угол наклона к эква­ тору —64 градуса 56 минут. Я находился на орбите, где не было ни дождя, ни снега, ни гроз, ничего, кроме пустоты. Теперь мо­ жно было приступить к выполнению заданной программы на весь полет.

Основными задачами рейса «Востока-2» были исследования влияния на человеческий организм длительного полета ,по орби­ те и последующего спуска на Землю; исследования работоспо­ собности человека при длительном пребывании в условиях неве­ сомости. Были еще и другие задания, но все они являлись произ­ водными от этих двух основных. За сутки полета для каждого из семнадцати витков вокруг планеты был составлен свой строгий график работ, которые должен был выполнить космонавт. Все было расписано по минутам: когда вести радиопереговоры с Зем ­ лей, когда брать в свои руки управление кораблем, когда есть

ипить, когда спать и просыпаться.

Виллюминаторы светило яркое, нестерпимое для глаз солн­ це, и я, экономя батареи, выключил освещение. Но вскоре лам ­

почки пришлось заж ечь — «Восток-2» вошел в тень Земли, и его обступила темная, непроглядная ночь. На черном бархате неба, как алмазы , трепетным огнем искрились и переливались крупные, холодные звезды. Глядя на них, нельзя было не вспо­ мнить стихи Лермонтова:

«...И звезда с звездою говорит...»

Через час полета, прорезая темную-претемную ночь, я, как и было намечено планом работ, включил ручное управление кораб­ лем. Признаться, это было сделано не без внутреннего волнения: ведь еще ни один человек в мире не заставлял повиноваться своей воле космический корабль. «Подчинится ли он движениям моих рук?» — подумал я и решительно положил руку на пульт управления. «Восток-2» выполнил мои желания, и я вел его

14


с тем же спокойствием, с (каким водил на Земле автомаш ину и в небе управлял реактивны м самолетом. У правлять космическим кораблем оказалось легко. Его можно было ориентировать в лю ­ бом заданном положении и в любой момент направить куда на­ до. Держа ладонь -на ручке управления, я чувствовал себя капи­ таном чудесного корабля. Я не ощ ущ ал особого напряж ения, вер­ нее, не чувствовал никакого напряжения. Все было привычно, как в самолете.

Близился момент выхода из тени Земли. Он наступал стре­ мительно. Второй рассвет в этот день для меня начался с того, что на горизонте я увидел ярко-оранж евую полосу, над которой стали возникать все цвета радуги. Небо было таким , словно я глядел на «его через хрустальную призму. И вот уже солнеч­ ные лучи ворвались сквозь иллю минаторы в кабину. После не­ проглядной .ночи снова наступил светлый, солнечный день. Я с интересом следил за Землей, видел крупные реки и горы, по окраске различал вспаханны е и несж аты е поля. Хорошо были видны облака. Их можно было отличать от снега по синим те­ ням, отбрасываемым на Землю. На горизонте Зем ля бы ла окру­ ж ена бледно-голубым ореолом.

Глобус на приборной доске, вращ ение которого совпадало с движением корабля, показал, что «Восток-2» уж е сделал первый виток вокруг Земли. Это же подтвердили и бортовые часы. То, что сделал 12 апреля Ю рий Гагарин, было достигнуто, а «Во­ сток-2» продолж ал свой полет.

В 10 часов 38 минут по московскому времени, пролетая над

территорией Советского

Союза, я доложил по радио Ц ентраль­

ному Комитету КПСС,

Советскому правительству .и лично Н и­

ките Сергеевичу Хрущеву:

— Полет советского космического корабля «Восток-2» прохо­ дит успешно. Все системы корабля функционирую т нормально. Самочувствие хорошее...

Вскоре в космос приш ла ответная радиограмма от Н. С. Х ру­ щева, и я услышал, как забилось мое сердце. В .ней Никита 'Сергеевич говорил о том, что все советские люди бесконечно рады моему успешному полету. Он сердечно поздравил меня и

ждал

моего возвращ ения на Землю. Теплые, отеческие

слова

Н. С.

Х рущ ева вселили в меня еще большую

уверенность,

при­

дали

новые силы,- как потом говорили врачи,

следившие с Зем ­

ли за состоянием моего организма, после этой радиограммы и пульс и дыхание стали у меня чище, спокойнее.

На .втором витке, пролетая над аф риканским материком, я передал привет .народам Африки, борющимся против колониа­ лизма.

Все континенты земного ш ара при наблюдении, из космоса от­

15


личаю тся друг от друга не только своими очертаниями, но и красками. Основной цвет Африки — желты й с вкрапленными в нее темно-зелеными пятнами джунглей. Поверхность ее похожа на пятнистую ш куру леопарда. Пролетая над аф риканским кон­ тинентом, я сразу узнал пустыню Сахару — сплошной океан зо­ лотисто-коричневых песков, без всяких признаков жизни.

В детстве мне приходилось читать о путеш ественнике Давиде

Ливингстоне, который одним из первых описал флору и фауну

этого загадочного края,

рассказал о жизни населяю щ их его пле­

мен и народов. Читал

я, конечно, и богато иллюстрированные

авторскими фотографиями книги чеш ских путешественников И ржи Ганзелки и Мирослава Зикму.нда «Африка грез и дей­ ствительности». Интересные, полезные книги.

Не мог я не вспомнить и повесть, которая произвела на меня в школьные годы большое впечатление,— «Капитан Сорви-голо- ва» — об освободительной войне буров против английских коло­ низаторов. И события наш их дней, происходящие в Африке, встали в памяти. Один за другим аф риканские народы сбрасы ­ вают цепи векового рабства, становятся на путь новой жизни. Пески Африки обильно политы кровью алж ирских патриотов — борцов за свободу и независимость -своей страны. Где-то здесь, среди сыпучих барханов, французские империалисты испыты ­ вают свои атомные бомбы, отравляя воздух планеты ядами стронция.

Ж елтая Сахара оборвалась внезапно, и я увидел -светлый простор Средиземного моря, самого красивого из всех морей, которые мне пришлось -наблюдать на первых двух витках. Тем ­ но-голубое, словно выписанное ультрамарином, оно проплыло в иллюминаторе и исчезло в туманной дымке.

Несколько минут полета, и я снова над родной землей. О-га отличается от всех земель мира. Нигде не увидишь таких огром­ ных полей, таких лесных массивов, такого множества могучих рок, такой богатой и разнообразной палитры красок — от изум ­ рудной зелени Юга до слепящей белизны горных вершин, по­ крытых вечными снегами.

Мне не были -видны с такой большой высоты заводы. Но я пнал, что они ды мят где-то там, внизу, озаренные сполохами до­ менных и мартеновских печей, у которых трудится великая ар ­ мия строителей коммунизма. И в космическом корабле «Во- ст-ок-2», как солнце, отраженное в бисерной капельке росы, от­ раж ался их титанический труд.

Я не видел терриконов угольных ш ахт и магистралей ж елез­ ных дорог, но мне были отлично видны искусственные моря, которые, как полные чаши, были приподняты плотинами гидро­ станций. Это были приметы нового времени — великой эпохи

16


строительства коммунизма. Когда-то в школе, в родном селе Полковкикове, я писал сочинение, которое начиналось ленин­ скими словами «Коммунизм — это есть Советская власть плюс электриф икация всей страны». Совсем немного времени прошло с милой моему сердцу школьной поры. Разве мог я думать тогда, что мне одним взором доведется окинуть наш у преображенную страну!

На втором витке, пролетая над Москвой, я ответил н а при­ ветственную радиограмму главы Советского правительства. Я не писал ее, а диктовал.

— Передайте большую благодарность Никите Сергеевичу Хрущ еву за его отеческую заботу,— оказал я.

Эти слова ушли ,в эфир, и магнитофон автоматически запи ­ сал их на ленту.

— Большое спасибо! — сказал я и еще раз повторил:— Боль­

шое спасибо!

 

интересуется

тем,

И, зная, что Н икита Сергеевич все врем я

как протекает полет,

к ак вы полняется заданная

программа,

до­

бавил:

выполню задание партии

и

правительства

— Я непременно

по программе полета полностью. .Все идет отлично. На борту по­ рядок. Так и передайте Н иките Сергеевичу.

Послав на Землю это сообщение, я почувствовал какое-то внутреннее облегчение. Радиограмма подводила итог первому этапу полета. И действительно, в 11 часов 48 минут «Восток-2», закончив второй оборот вокруг Земли, начал третий грандиоз­ ный виток.

Все время я передавал деловую информацию , .поступавшую в находящ ийся на космодроме главный штаб и командный пункт космического полета, а такж е в координационно-вычислитель­ ный центр, расположенный за многие сотни километров от кос­ модрома. Огромное число специалистов принимало участие а обработке данных, поступаю щ их из космоса, в обеспечении по­ лета «Востока-2». Я знал, что за всем происходящим в кабине ко­ рабля, за каж ды м моим движением по телевизионным линиям следят с Земли сотни внимательны х глаз. Врачи при помощи самых современных методов радиотелеметрии и телевидения непрерывно наблюдали за состоянием .моего организма. Тончай­ ш ая аппаратура точно регистрировала биоэлектрическую и ме­ ханическую деятельность моего сердца, частоту и глубину ды ­ хания, температуру.

Профессор медицины Владимир Иванович Яздовский, н ахо ­ дивш ийся н а Земле, знал о моем сердце больше, чем знал о нем я. И если бы я, .передавая свои субъективные ощущения, в чем-

то ошибся, как это иногда бывает

с летчиками в «слепом» по-

2. Библиотека «Огонек» № 36.

гос. ПУБЛИЧНАЯ j 17

 

н а у ч н -т;е х н и ч е с к а я 1

Б И Б Л И О ТЕ К А СССР