Файл: Полотовский Л.С. Емкостные машины постоянного тока высокого напряжения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
вии, что несмотря на необходимость более глубокого ре гулирования, емкостные генераторы будут экономически выгоднее, чем совокупность индуктивного генератора переменного тока, повышающего трансформатора и вы прямительного устройства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предложенная нами теория емкостных машин по стоянного тока высокого напряжения, общая для машин с диэлектрическим и проводящим ротором, позволила сделать ряд выводов о характеристиках генераторов и двигателей, конструкции и области применения этих машин.
Машина с диэлектрическим ротором, обладая скры той коммутацией, имеет преимущество отсутствия пульса ций тока (напряжения). Недостатком диэлектрического ротора является токосъем через разрядный промежуток, к тому же требующий электрода (щетки), размеры кото рого определяются рабочей частью поверхности ротора. Большое сопротивление разрядного промежутка препят ствует увеличению мощности машины при использовании диэлектрического ротора из материала высокой прони цаемости.
В машине с проводящим ротором токосъем осуще ствляется щеткой, имеющей незначительную поверхность соприкосновения с ротором. Недостатками проводящего ротора являются пульсации тока (напряжения) и неко торое уменьшение полезной площади ротора из-за изо ляционных промежутков между отдельными секторами.
Сравнение биполярных и униполярных машин пока зало преимущества первых — большие значения тока, напряжения и мощности при том же объеме машины.
Показано, что емкостные машины должны выпол няться в виде машин с поперечным полем реакции якоря, позволяющих получить напряжения значительно боль шие напряжения возбуждения и пологую характери стику зависимости тока от напряжения машины при неизменном напряжении возбуждения.
Уменьшение пульсации в машинах с проводящим ро тором может быть достигнуто путем выполнения их мно годисковыми, с дисками, повернутыми друг относительно друга на малый угол.
140
Затруднения в изоляции отдельных секторов прово дящего ротора и в креплении их на валу машины, мо гут быть преодолены путем разнесения разнополярных секторов ротора и статора в две полумашины. Это раз несение, наряду с облегчением изоляции, увеличивает механическую прочность машины и позволяет увеличить скорость вращения.
В емкостной машине, работающей в среде с повы шенной электрической прочностью и малыми потерями на трение, может быть получена значительная удельная мощность; такой средой может быть вакуум или водород под давлением в несколько десятков атмосфер.
Выполнение емкостных машин малой мощности наи более целесообразно с диэлектрическим ротором ци линдрического типа, работающим в сжатом водороде. Машины средней мощности в настоящее время целесо образно выполнять с проводящим многодисковым рото ром в виде двух «полумашин», работающих также в сжа том водороде. После освоения технологии изготовления больших деталей из материалов с высокой диэлектриче ской проницаемостью целесообразно будет перейти к со зданию машин средней мощности с диэлектрическим ротором.
Анализ емкостных машин показал также, что созда ние мощных машин достаточно большой удельной мощ ности и с высоким значением к. п. д. вполне осуще ствимо при современном уровне техники. Такая машина по весу и объему будет выгодней установки, содержа щей, помимо источника переменного напряжения, по вышающий трансформатор и систему вентилей.
Основными задачами, подлежащими дальнейшему исследованию и разрешению, являются разработка де талей конструкции емкостных машин и исследование то косъема в атмосфере сжатого водорода.
Нет сомнения, что совместная работа исследователей и конструкторов приведет к улучшению маломощных машин и к созданию емкостных машин постоянного тока высокого напряжения средней и большой мощности.
Ю л. С. Полотовский
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.Учет нелинейности диэлектрика
Ваналитической теории емкостной машины (гл. II), исходя из постоянства диэлектрической проницаемости, к зарядам (потокам вектора смещения) применялся принцип наложения. При нелиней ности диэлектрика приходится отказаться от аналитической теории, заменив ее графическим рассмотрением. При этом принцип наложе
ния может применяться |
только к |
напряженности поля (или, |
что |
|
то же, к напряжению), но не к заряду |
(а следовательно, току). |
|||
Как известно, диэлектрическая |
проницаемость нелинейного ди |
|||
электрика е зависит от напряженности |
поля Е (рис. П-1). |
кри |
||
Основной кривой для |
графического |
рассмотрения является |
вая индуктированного тока машины в функции напряжения воз буждения. Эта кривая (нижняя кривая на рис. П-2) легко может
быть получена из кривой (рис. П-1), так как, согласно |
формулам |
|
(28) и (47), индуктированный ток |
|
|
|
/0 = kzUSt |
|
где k — коэффициент |
пропорциональности, а напряжение |
возбужде |
ния Us (при U =0) |
пропорционально напряженности поля. |
При нагрузке машины ее индуктированный ток уже не будет совпадать с током короткого замыкания. Напряженность поля бу дет определяться теперь напряжениями Us и U. Соответственно
этому величина диэлектрической проницаемости изменится от
при коротком замыкании до Eys+t/ при нагрузке.
Таким образом, индуктированный ток будет равен: при корот ком замыкании (U = 0)
Е) = kzUsUSl
при нагрузке
!о= lieus+u^s> 1 о-
Кривая индуктированного тока / Q будет лежать выше кривой
тока короткого замыкания, как это изображено на рис. П-2; эта кривая соответствует кривой тока короткого замыкания, для кото-
142
рой начало координат смещено на величину U в сторону отрица тельных напряжений. Чем больше напряжение машины, тем выше лежит кривая индуктированного тока.
Величина индуктированного тока I q не имеет физического
смысла, являясь чисто расчетной величиной. Физический смысл имеет лишь ток машины I при напряжении U, определяемый ра венством (54), как разность индуктированного тока и тока утечки ротора
I = l'0 - U g R .
Рис. П-2.
На рис. П-2 кривая тока 1 в функции напряжения возбуждения Us ПРИ неизменном напряжении машины U нанесена пунктирной
линией. Как видно из рис. П-2, ток машины с нелинейным диэлек триком может быть больше тока короткого замыкания.
Проведенное графическое рассмотрение машины с нелинейным диэлектриком показывает, что при расчете такой машины необхо димо выбирать номинальное напряжение машины и напряжение возбуждения так, чтобы сумма соответствовала круто поднимаю щейся части кривой е(Е) (рис. П-1) вблизи максимума диэлектри ческой проницаемости (конечно, с учетом запаса электрической прочности).
Ток и мощность машины при номинальном напряжении сле дует вычислять по формулам, выведенным в гл. II, но при значе нии диэлектрической проницаемости, соответствующей сумме напря жений возбуждения и номинального напряжения машины.
( О * |
143 |
2. Расчет формы ротора по заданному закону изменений емкости статор — ротор
При круговых, дисках ротора и статора емкость между их полудисками изменяется по треугольнику. На рис. П-3 сплошной ли нией изображен диск статора, пунктиром — ротора. Емкость статор — ротор пропорциональна разности площадей Fi и F2 полудиска ро тора, находящихся против разных полудисков статора. Площади F1 и Fг, пренебрегая малыми величинами, равны
и их разность
растет пропорционально углу поворота {(Sit) до своего максималь-
кого значения, |
соответствующего |
«t = 2 |
Затем эта разность убы- |
|||||||
|
|
вает по линейному закону, |
||||||||
|
|
обращается |
в |
нуль |
при <в/ = я |
|||||
|
|
и, |
достигнув |
минимума |
при |
|||||
|
|
o it= ~ 2 ~ , |
линейно |
возрастает |
||||||
|
|
до нуля при |
at |
= 2л. |
|
|||||
|
|
|
Таким |
образом, |
изменение |
|||||
|
|
емкости по треугольнику соот |
||||||||
|
|
ветствует |
наиболее |
простой |
||||||
|
|
форме дисков и дает наиболь |
||||||||
|
|
шее |
значение |
максимальной |
||||||
|
|
емкости |
статор — ротор |
при |
||||||
|
|
том |
же |
диаметре. |
|
|
|
|||
|
|
|
Приданием |
соответствую |
||||||
|
|
щей формы полудискам рото |
||||||||
|
|
ра |
можно |
варьировать закон |
||||||
|
|
изменения емкости и, в част |
||||||||
Рис. П-3. |
ности, |
получить |
синусоидаль |
|||||||
ную |
зависимость |
емкости |
от |
|||||||
Определим |
|
угла поворота. |
|
ротора, |
пре |
|||||
требуемую для этого форму полудиска |
небрегая щелью между полудисками. На рис. П-4 сплошной ли нией изображен диск статора в виде круга радиуса г, пунктирной
линией — фигурный |
симметричный диск ротора; |
его |
максимальный |
|||
радиус также |
равен |
г. Расчет произведен в полярных координатах |
||||
q, ф — полюс |
в центре диска, отсчет полярного |
угла |
<р |
ведется |
от |
|
оси щели диска ротора; остальные обозначения |
те |
же, |
что и |
на |
||
рис. П-3. |
|
|
|
|
|
|
144
Площадь фигурного полудиска
Fo = S Р2^?-
о
Площадь роторного полудиска, находящаяся перед правым п: лудиском статора
тс
------------(Sit
1 j м -
Разность площадей, определяющая емкость между полудиском статора и ротора,
F1- F , = F0- 2 F 2= j P4 9-
|
ТС |
7С |
^ |
|
|
|
—--------- |
(S it ------ |
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
— j |
p2rfcp = j |
p2d'f |
|
||
|
|
• — (Sit |
|
|
|
|
Определим радиус-век |
|
|||
тор р |
как функцию |
угла 9 |
|
||
из |
условия |
|
|
|
|
* |
J |
рЧ 9 = A sin a>t, |
|
||
i |
|
|
|
|
|
или обозначая--------wt=y, |
|
||||
|
|
2 |
|
J |
Рис. П-4. |
|
|
|
|
|
|
|
J |
p2d9 = A cosy. |
|
|
|
|
Дифференцируя |
по у, найдем |
|
||
|
|
|
|
— р2 = — A sin у, |
|
|
|
|
|
Р==V a sin у |
|
|
|
п |
|
V a sin ср |
|
|
|
по |
условию р * |
г, откуда Л—г2 |
|
|
При ср— — , |
Y
145
Р = г V sin ср.
Форма полудиска ротора, соответствующая синусоидальному из менению емкости, приведена на рис. П-5, где она сопоставлена с полудиском статора. Недостатком такой формы ротора является его меньшая площадь, а следовательно, и меньшая максимальная емкосТь при той же величине наибольшего диаметра ротора. Площадь
|
|
|
I t |
7t |
|
|
|
F0 |
2 |
2. |
|
|
|
— f p2d -f=/"2 j sincpdcp = ra |
|||
|
кг2 |
|
'о |
о |
|
вместо |
для полудиска; уменьшение величины максимальной |
||||
---- |
|||||
емкости оказывается |
в -— = |
1,57 раза. |
|||
|
|
|
2 |
|
С конструктивной точки зрения целесообразней выполнять ста тор фигурным, а ротор круговым, сохраняя тот же закон изменения емкости.
В.гл. II было указано на преимущества изменения емко'сти по прямоугольнику. Получение такой формы кривой изменения емкости
невозможно, так как
те
Y
Fi— Fz = § рЧ<?Фсonst
%— (lit
2
Рис. П-5.
Поэтому возможно только, как приближение к прямоугольной форме, получение трапецеидального изменения емкости.
Форма ротора определится из условия
те
4Л |
sin а sin a>t -\ |
|
sin 3a sin3w< 4- |
теа |
9 |
2
+ — sin 5a-sin 5w^ + .....................
25
146