Файл: Кузнецов В.И. Машиностроительные материалы и технология их обработки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
лось бы такое количество топлива, поэтому для косми ческих полетов применяют многоступенчатую ракету. Та кая ракета должна состоять из нескольких ракет, укреп ленных одна на другой.
Если рассмотреть схему многоступенчатой ракеты с условным весом 1000 Т, то первая ступень должна ве сить 900 Т, из которых на долю корпуса, двигателей и баков приходится 180 Т, а на топливо — 720 Т. В каче стве полезного груза нижняя ракета несет верхние сту пени суммарным весом в 100 Г.
В ступенях ракеты принято такое же соотношение масс, т. е. полезный груз составляет 10%, корпус (вклю чая двигатели, баки и другие элементы конструкции) — 18% и топливо — 72%.
Таким образом, в каждой ракете отношение началь ной массы к конечной равно 3,57:
100% : (10%+ 18%) = 3,57,
авес топлива должен превышать вес корпуса двигателя
ибаков в четыре раза:
72% : 18% = 4 .
Трудность перехода от ракет малого веса и мощ ности к ракетам большого веса и соответствующей мощ ности состоит в следующем: при увеличении линейных размеров ракеты, например, в 2 раза объем й вес ее увеличится в 8 раз, а поперечные сечения конструктив ных элементов — в 4 раза. Поэтому напряжения, вызы ваемые силой тяжести и инерционными силами, при уско ренном движении ракеты должны возрасти в 2 раза.
Это приводит к необходимости при увеличении раз меров и мощностей ракет изыскивать новые сверхпроч: ные и сверхлегкие материалы, более рациональные типы конструкций ракет и способы их расчета. -
200
С этим тесно связана также проблема обеспечения постоянства и плавного изменения силы тяги двигате лей и проблема снижения вибрации, действующей на конструкцию ракеты при форсированной работе ее дви гателя.
Таким образом, увеличение размеров, веса и мощ ности ракеты не может быть достигнуто простым воспро изведением в более крупном масштабе удачно осущест вленных конструкций меньшего масштаба. Это общий закон механики деформируемого тела.
Поэтому в ракетостроении особенно трудно перехо дить от небольших масштабов к более крупным. Здесь буквально каждый процент роста размеров надо брать в результате напряженной борьбы материаловедов, ме таллургов и конструкторов.
В развитии ракетного машиностроения будут играть большое значение новые конструкционные материалы, в особенности пластические массы. Искусственные спут ники Земли предполагается строить из стеклотекстолита на нейлоновой основе, так как он по своей прочности превосходит в несколько раз современные сплавы и металлы.
Л И Т Е Р А Т У Р А
|
А ф а н а с ь е в |
|
П. |
|
А., Применение |
пластмасс |
в |
машинострое |
||||||||||
нии, Машгиз, М., 1961. |
|
М. Г. и др., Таблицы перевода единиц из |
||||||||||||||||
|
Б о г у с л а в с к и й |
|||||||||||||||||
мерений, Стандартгиз, М., 1963. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
Б о ч в а р |
А. |
А., |
Металловедение, Металлургиздат, М., 1956. |
||||||||||||||
|
Б очи ар А. |
А., |
Основы термической обработки сплавов, Метал |
|||||||||||||||
лургиздат, М., 1956. |
|
|
К., |
Пластические массы в электротехнической |
||||||||||||||
|
В а р е н б у р г А. |
|||||||||||||||||
промышленности, Госэнергоиздат, М., 1963. |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
Г у л я е в |
А. |
П., |
Металловедение, Оборонгиз, М., 1963. |
|
Маш |
||||||||||||
|
Г о р я й н о в а |
А. |
В., |
Стеклопластики в машиностроении, |
||||||||||||||
гиз, М., 1961. |
|
|
|
П., |
Капрон — материал |
для |
деталей |
машин, |
||||||||||
|
3 е м л я к о в И. |
|||||||||||||||||
Машгиз, М., 1961. |
|
А., |
Стеклопластики, |
Госхимиздат, М., |
1961. |
|||||||||||||
|
К и с е л е в |
Б. |
||||||||||||||||
|
К л и н о в |
И. |
А., Л е в и н А. Н., |
Пластмассы в химическом ма |
||||||||||||||
шиностроении, Машгиз, М., 1963. |
|
|
|
|
|
материалам», |
||||||||||||
|
«Краткий |
справочник |
по |
машиностроительным |
||||||||||||||
Машгиз, М., 1963. |
|
И., |
Достижения |
в |
области технического про |
|||||||||||||
|
К у з н е ц о в |
В. |
||||||||||||||||
гресса в СССР, Профтехиздат, М., 1961. |
|
|
|
изд-во «Знание», |
||||||||||||||
|
К у з н е ц о в |
В. |
|
И., |
Советское машиностроение, |
|||||||||||||
М„ |
1964. |
Ю. |
|
М., |
Основы металловедения, |
Металлургиздат, |
||||||||||||
М„ |
Л а х т и н |
|
||||||||||||||||
1957. |
|
|
|
|
|
|
|
Б., Металл газовых турбин, |
Машгиз, |
|||||||||
М„ |
М и х а й л о в-М и х е е в П. |
|||||||||||||||||
1958. |
|
|
М., |
Титановые сплавы и их применение в маши |
||||||||||||||
|
П у л ь ц и н И. |
|||||||||||||||||
ностроении, Машгиз, М., 1962. |
|
и |
приборостроении. |
Сборник», |
||||||||||||||
|
«Пластмассы в машиностроении |
|||||||||||||||||
Гостехиздат, Киев, 4961. |
Промышленные цветные металлы и сплавы, |
|||||||||||||||||
|
С м и р я г и н А. |
П., |
||||||||||||||||
Металлургиздат, М., 1956. |
|
|
|
|
|
|
М., |
1964. |
1 |
|||||||||
|
«Справочник машиностроителя», т. 6, Машгиз, |
|||||||||||||||||
|
Т а г е р А. А., |
Фиэико-химия полимеров, |
Госхимиздат, |
М., |
1963. |
|||||||||||||
|
Т у р к и н |
В. |
Д., |
Р у м я н ц е в |
М. |
В„ |
Структура |
и |
свойства' |
|||||||||
цветных металлов, Металлургиздат, М., 1947. |
|
1960. |
|
|
|
|||||||||||||
|
Ф л о й д Д. |
Е., |
|
Полиамиды, Госхимиздат, М., |
|
|
|
|
|
|
|
О Г Л А В Л Е Н И Е |
|
|
||||
Введение |
................................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
Г л а в а |
I. |
Статические |
испытания материалов, |
применяемых |
9 |
|||||
|
|
в машиностроении |
......................................................... |
|
|
|||||
§ |
1. |
Виды деформаций....................................................... |
|
|
|
— |
||||
§ |
2. |
Испытания |
металлов................................................. |
|
|
14 |
||||
§ |
3. |
Определение |
меры |
пластичности....................... |
|
24 |
||||
§ 4. |
Выбор допускаемых |
напряжений....................... |
|
30 |
||||||
§ |
5. |
Диаграмма |
растяжения для хрупкихматериалов . |
33 |
||||||
§ |
6. |
Влияние |
температуры на |
свойстваматериалов . . |
34 |
|||||
§ |
7. |
Диаграмма |
сжатия |
для |
пластическихи хрупких |
37 |
||||
§ |
8. |
материалов |
испытания........................................................................ |
|
|
|||||
Натурные |
м а с с |
|
38 |
|||||||
§ |
9. |
Испытания |
пластических |
|
40 |
|||||
Г л а в а |
II. Современные |
|
машиностроительные |
материалы |
49 |
|||||
§ |
1. |
Черные |
м е т а л л ы ...................................................... |
|
|
|
50 |
|||
§ |
2. |
Цветные металлы и их сплавы ............................. |
|
65 |
||||||
|
|
Тугоплавкие |
|
металлы ............................................. |
|
|
— |
|||
|
|
Легкоплавкие |
м ет а л л ы ........................................ |
|
72 |
|||||
|
|
Благородные |
металлы ............................................. |
|
|
76 |
||||
|
|
Редкие |
м еталлы .............................. |
|
|
|
77 |
|||
|
|
Алюминий |
и его сплавы ....................................... |
|
83 |
|||||
|
|
Медь и |
ее |
сплавы .................................................. |
|
|
86 |
|||
|
|
Никель |
и его |
сп л ав ы ............................................ |
|
|
88 |
|||
|
|
Сплавы |
|
тугоплавких редких металлов . . . . |
90 |
|||||
§ |
3. |
Твердые |
металлокерамические сплавы . . . . |
92 |
||||||
Порошковые |
и |
полупроводниковыесплавы . . . |
93 |
|||||||
§ |
4. |
Пластические |
|
м а с с ы ................................................. |
|
|
96 |
203
|
|
Термопластичные |
пластические |
массы |
.............. |
99 |
|
|||||||||
|
|
Термореактивные |
пластические |
м ассы |
................. |
ПО |
113 |
|||||||||
|
|
Стекловолокнистые анизотропные |
материалы . |
. |
||||||||||||
|
|
Кремнийорганические, эскапоновые и привитые |
|
|||||||||||||
|
|
|
полимеры .................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
114 |
|
||
§ 5. Керамические и каучуковые материалы.............. |
|
125 |
|
|||||||||||||
§ |
6. |
Б е т о н ы ............................................................................... |
древесина |
|
|
|
|
|
|
|
129 |
|
||||
§ |
7. |
Стекло |
и |
|
|
|
|
|
|
|
132 |
|
||||
Г л а в а |
III. Технология обработки |
материалов....................... |
|
139 |
|
|||||||||||
§ 1. |
Технология обработки черных и цветных металлов |
140 |
||||||||||||||
|
|
Литейное |
производство................................ |
|
|
|
|
— |
|
|||||||
|
|
Обработка давлением и взрывное формообразо |
144 |
|||||||||||||
|
|
|
вание |
................................................................................ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
151 |
||
|
|
Сварка |
и п ай к а ....................................................... |
|
|
|
резанием |
|
|
|||||||
|
|
Механическая |
обработка |
|
|
165 |
174 |
|||||||||
|
|
Электрические |
способы |
обработки |
масс.............................. . . |
. |
||||||||||
§ 2. Технология обработки пластических |
183 |
|||||||||||||||
Г л а в а |
IV. Современные тенденции в развитии машиностроения |
189 |
||||||||||||||
Литература......................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
202 |
|
|||
|
|
|
|
Василий Иванович Кузнецов |
|
|
|
|||||||||
|
|
|
Машиностроительные |
материалы |
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
и технология |
их |
обработки |
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
Р е д а к т о р |
Ю. |
П. |
Аверичев |
|
|
|
|
||||
|
|
|
О б л о ж к а |
х у д о ж н и к а |
£ . М. Батыря |
|
|
|
||||||||
|
|
|
Х у д о ж е с т в е н н ы й |
р е д а к т о р |
А. В. Сафонов |
|
|
|||||||||
|
|
|
Т е х н и ч е с к и й р е д а к т о р |
|
Р. В. Цыппо |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
К о р р е к т о р А. И. |
Киселева |
|
|
|
|
||||||
С д а н о в |
н а б о р |
8 /IV |
1965 г . |
П о д п и с а н о |
к |
п е ч а т и |
17/X I |
1965 г . |
7 0 x 108Vm ' |
|||||||
|
П е ч . л . |
6,375 |
(8 ,925). У ч .- и з д . |
л . |
8,31. Т и р а ж |
4500 |
э к з . А 13813. |
|
||||||||
|
|
|
|
|
( Т е м . |
п л . |
65 |
г . |
№ |
|
325— 326). |
|
|
|
|
|
И з д а т е л ь с т в о « П р о с в е щ е н и е » |
Г о с у д а р с т в е н н о г о к о м и т е т а С о в е т а М и н и с т р о в |
|||||||||||||||
Р С Ф С Р п о п е ч а т и , М о с к в а , 3 -й п р о е з д М а р ь и н о й р о щ и , 41. |
|
|||||||||||||||
О б л а с т н а я т и п о г р а ф и я |
И в а н о в с к о г о у п р а в л е н и я п о п е ч а т и , |
|
||||||||||||||
|
|
|
г . И в а н о в о , Т и п о г р а ф с к а я , |
6. З а к а з |
№ 2403. |
|
|
Цена 26 коп.