Файл: Антифрикционные пористые сплавы Е. Ф. Меркулов. 1960- 6 Мб.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
Таблица 16
Перечень |
испытанных в работе деталей из |
антифрикционного |
||||
|
|
|
пористого чугуна |
|
|
|
Название машины |
Название детали |
Материал заме |
Характер |
|||
няемой детали |
нагрузки |
|||||
Трактор С-80 |
|
Втулка катка |
БрОЦС 6-6-3 |
Ударная |
||
Автомобиль ЗИЛ-150 |
Коренной |
подшипник |
Б83 |
Я |
||
и ЗИЛ-5 |
|
|
(вкладыш) |
|
|
и |
Конусная дробилка |
Шайбы |
|
|
|||
Траверсный |
|
кран |
Втулка |
|
|
я |
100-25-3 |
|
|
Шайба и |
втулка |
|
|
Экскаватор |
|
ста |
БрОФ 10-1 |
Спокойная |
||
Зубофрезерный |
Втулка |
|
||||
нок |
нарезки |
|
|
БрОФ 10-05 |
|
|
Станок для |
|
|
|
|||
конических |
зубчатых |
|
|
|
|
|
колес |
|
|
|
|
|
|
Эксцентриковый пресс |
Втулка шатуна |
БрОФ 10-0,5 |
« |
|||
Шлифовальный станок |
Втулка |
|
БрОФ 10-0,5 |
п |
||
Электромотор |
|
|
|
я |
||
Токарный станок |
Шпиндельная втулка |
БрОФ 10-0,5 |
Ударная |
|||
Ковочная машина |
Вкладыш поводка по |
|||||
|
|
|
перечного ползуна |
|
|
2)молотах, прессах и другом кузнечно-прессовом оборудовании;
3)дробильном оборудовании: бегунах, дробилках, вальцах, шаро вых мельницах;
4)подъемно-транспортных механизмах: подъемных кранах мосто вых, поворотных, гидравлических, железнодорожных, экскаватор ных, лебедках, электровозах;
5)механизмах и ходовой части тракторов;
6)паровых турбинах, насосах и компрессорах;
7)в горнорудной и металлургической промышленности.
АПЧ наряду с другими описанными пористыми сплавами может заменить металлокерамические антифрикционные материалы при изготовлении из них подшипников скольжения.
Качество прилегания поверхности вкладыша из АПЧ к шейке вала определяется, как и в других случаях, по краске и измеряется числом пятен, приходящихся на 1 см2 площади. При точной шабровкедолжно приходиться не менее 10 пятен на 1 см2, при грубой шаб ровке — 3—5 пятен на ту же площадь.
АПЧ, обладающий пониженной по сравнению с другими анти
фрикционными чугунами твердостью, хорошо шабрится и |
может |
||
идти на изготовление вкладышей. |
|
литых |
|
Применение антифрикционного пористого чугуна в виде |
|||
втулок или |
вкладышей резко расширит область его |
эксплуатации |
|
в машинах |
и механизмах как при спокойных, так и |
при ударных, |
нагрузках.4
4 Меркулов 728
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Среди антифрикционных материалов железная и алюминиевая основы вместо оловянной или других дефицитных цветных основ занимают все большее место. Чугун и алюминий наилучшим образом удовлетворяют все возрастающим требованиям конструкторов в полу
чении необходимых механических свойств с облегчением веса дета лей, а также технологов в их стремлении применять металлы, хорошо обрабатываемые режущим инструментом, с хорошими литейными
качествами.
Вместе с тем все возрастающие скорости машин и механизмов при растущих нагрузках и удельных давлениях ставят вопросы теп- -лоохлаждения подшипников на главное место.
Металлокерамические псевдосплавы наряду с положительными факторами обладают меньшей прочностью и меньшей вязкостью по сравнению с литыми сплавами. Кроме того, они требуют дорого стоящего прессового оборудования и штампов, особенно для крупных деталей.
В свете всего изложенного ясно, что среди подшипниковых спла вов, к которым относятся баббиты (оловянные, свинцовые и алюми
ниевые), бронзы (оловянистые, свинцово-оловянистые и свинцовые), порошковые псевдосплавы из железного или бронзового порошков
с графитом, с каждым годом все большее применение будут находить
•описанные нами антифрикционные пористые сплавы (алькусип, антифрикционная алюминиево-свинцовая бронза и антифрикционный пористый чугун), и в первую очередь в качестве втулок и вкладышей в узлах трения машин и механизмов.
Антифрикционные пористые сплавы на алюминиевой и железной основе не только являются полноценными заменителями вышепере численных сплавов, но обладают лучшими параметрами и лучшими антифрикционными свойствами с пониженными коэффициентами трения.
Рассмотренные нами антифрикционные пористые сплавы исклю чают необходимость их нанесения на стальную ленту, так как их проще и экономичнее применять в виде полностью отлитых вту лок или вкладышей.
Пористость рассмотренных антифрикционных сплавов — главный новый фактор, весьма благоприятно влияющий на смазку,
50
назначением которой является не только уменьшение трения сопря женных деталей, но и отвод с трущихся поверхностей продуктов износа, охлаждение шейки и вкладышей и предохранение обра ботанных поверхностей от коррозии.
Практика эксплуатации различных машин и механизмов на алькусипе, антифрикционной пористой алюминиево-свинцовой бронзе и антифрикционном пористом чугуне со всей очевидностью подтвер ждает исключительно важное значение пористости антифрикционных сплавов, дающей возможность установить путем просачивания масла через поры необходимый теплообмен смазки в подшипниках.
Изготовление трущихся поверхностей деталей машин и механиз мов из пористых сплавов практически приведет не только к уменьше нию сил трения, но и к увеличению коэффициента полезного действия, уменьшению износа, увеличению срока службы машин и механизмов,
а также уменьшению их веса, что даст нашему народному хозяйству
значительную экономию средств и материалов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Фусс В., Металлография алюминия и его сплавов, ОНТИ, 1937.
2. X р у щ о в М. М., Современные теории антифрикционное™ подшипниковых
■сплавов, Сб. «Трение и износ в машинах», VI, Институт машиноведения АН СССР, 1950.
3.Шпагин А. И., Антифрикционные сплавы и их применение, Металлургиздат, 1956.
4.The Manufacture of Selflubricatings, «Machinery», t. 61, 1942, № 1560.
5.Курицына А. Д., Алюминиевые антифрикционные сплавы и технология их получения, Информационно-технический листок № 56, ЛДНТП, 1958.
|
ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Предисловие.................................................................................................................... |
3 |
|
Введение.................................... |
5 |
|
Глава I. |
Пористый алюминиево-свинцовый баббит(алькусип)..................... |
7 |
1. |
Химический состав алькусипа................................................................. |
— |
2.Шихтовка, плавка и заливка втулок для вкладышей подшипников
из алькусипа ....................................................................................... |
10 |
3. Технология заливки алькусипа втело подшипников........................... |
12 |
4.Механическая обработка вкладышей, их сборка и зазоры при
сборке автодвигателей...................................................... .... |
14 |
5. Технологический режим обкатки двигателей....................... |
16 |
6.Износ шеек коленчатого вала, собранных на вкладышах из аль
7. |
кусипа ....................................................................................................... |
|
18 |
Физико-механические и металлографические свойстваалькусипа |
20 |
||
8. |
Выводы............................................................................................ |
25 |
27 |
Глава II. |
Пористая антифрикционная алюминиево-свинцовая бронза .... |
— |
|
9. |
Химический состав....................................................................... |
|
|
10. |
Шихтовка, плавка и заливка................................................... |
28 |
|
11. |
Механическая обработка, сборка и обкатка....................... |
30 |
31 |
12. |
Физико-механические и металлографические свойствабронзы ... |
34 |
|
13. |
Область применения пористой бронзы................................... |
36- |
|
Глава III. |
Антифрикционный пористый чугун.................................................... |
|
|
14. |
Описание антифрикционных чугунов ............................................... |
|
— |
15.Химический состав антифрикционного пористого чугуна и техноло
гия его получения.............................................................................. |
40 |
16. Термообработка антифрикционного пористого чугуна................... |
42 |
17.Механическая обработка и сборка деталей из антифрикционного
пористого чугуна .............................................................................. |
44 |
18.Физико-технические и металлографические свойства антифрикцион
ного пористого чугуна ...................................................................... |
45 |
19. Область применения антифрикционного пористого чугуна.............. |
48 |
Заключение..................................................................................................................... |
50 |
Литература..................................................................................................................... |
51 |
|
Евгений Федорович |
Меркулов |
|
|
|
|
АНТИФРИКЦИОННЫЕ ПОРИСТЫЕ СПЛАВЫ |
|
|
||
|
Редактор издательства И. А. Бородулина |
|
|
||
Технический редактор О. В. Сперанская |
|
Корректор Э. |
А. |
Мирошниченко |
|
Подписано к печати 18/1 1960 г. |
М-22028 |
Формат бумаги 60х921/ц |
|||
Печ. листов 3,25 |
Уч.-изд. листов 3,6 |
Тираж 4000 |
экз. |
Зак. 728 |
|
Типография |
№ 6 УПП Ленсовнархоза, Ленинград, ул. Моисеенко, |
10. |