Файл: Антифрикционные пористые сплавы Е. Ф. Меркулов. 1960- 6 Мб.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 16

Перечень

испытанных в работе деталей из

антифрикционного

 

 

 

пористого чугуна

 

 

Название машины

Название детали

Материал заме­

Характер

няемой детали

нагрузки

Трактор С-80

 

Втулка катка

БрОЦС 6-6-3

Ударная

Автомобиль ЗИЛ-150

Коренной

подшипник

Б83

Я

и ЗИЛ-5

 

 

(вкладыш)

 

 

и

Конусная дробилка

Шайбы

 

 

Траверсный

 

кран

Втулка

 

 

я

100-25-3

 

 

Шайба и

втулка

 

 

Экскаватор

 

ста­

БрОФ 10-1

Спокойная

Зубофрезерный

Втулка

 

нок

нарезки

 

 

БрОФ 10-05

 

Станок для

 

 

 

конических

зубчатых

 

 

 

 

колес

 

 

 

 

 

 

Эксцентриковый пресс

Втулка шатуна

БрОФ 10-0,5

«

Шлифовальный станок

Втулка

 

БрОФ 10-0,5

п

Электромотор

 

 

 

я

Токарный станок

Шпиндельная втулка

БрОФ 10-0,5

Ударная

Ковочная машина

Вкладыш поводка по­

 

 

 

перечного ползуна

 

 

2)молотах, прессах и другом кузнечно-прессовом оборудовании;

3)дробильном оборудовании: бегунах, дробилках, вальцах, шаро­ вых мельницах;

4)подъемно-транспортных механизмах: подъемных кранах мосто­ вых, поворотных, гидравлических, железнодорожных, экскаватор­ ных, лебедках, электровозах;

5)механизмах и ходовой части тракторов;

6)паровых турбинах, насосах и компрессорах;

7)в горнорудной и металлургической промышленности.

АПЧ наряду с другими описанными пористыми сплавами может заменить металлокерамические антифрикционные материалы при изготовлении из них подшипников скольжения.

Качество прилегания поверхности вкладыша из АПЧ к шейке вала определяется, как и в других случаях, по краске и измеряется числом пятен, приходящихся на 1 см2 площади. При точной шабровкедолжно приходиться не менее 10 пятен на 1 см2, при грубой шаб­ ровке — 3—5 пятен на ту же площадь.

АПЧ, обладающий пониженной по сравнению с другими анти­

фрикционными чугунами твердостью, хорошо шабрится и

может

идти на изготовление вкладышей.

 

литых

Применение антифрикционного пористого чугуна в виде

втулок или

вкладышей резко расширит область его

эксплуатации

в машинах

и механизмах как при спокойных, так и

при ударных,

нагрузках.4

4 Меркулов 728


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Среди антифрикционных материалов железная и алюминиевая основы вместо оловянной или других дефицитных цветных основ занимают все большее место. Чугун и алюминий наилучшим образом удовлетворяют все возрастающим требованиям конструкторов в полу­

чении необходимых механических свойств с облегчением веса дета­ лей, а также технологов в их стремлении применять металлы, хорошо обрабатываемые режущим инструментом, с хорошими литейными

качествами.

Вместе с тем все возрастающие скорости машин и механизмов при растущих нагрузках и удельных давлениях ставят вопросы теп- -лоохлаждения подшипников на главное место.

Металлокерамические псевдосплавы наряду с положительными факторами обладают меньшей прочностью и меньшей вязкостью по сравнению с литыми сплавами. Кроме того, они требуют дорого­ стоящего прессового оборудования и штампов, особенно для крупных деталей.

В свете всего изложенного ясно, что среди подшипниковых спла­ вов, к которым относятся баббиты (оловянные, свинцовые и алюми­

ниевые), бронзы (оловянистые, свинцово-оловянистые и свинцовые), порошковые псевдосплавы из железного или бронзового порошков

с графитом, с каждым годом все большее применение будут находить

•описанные нами антифрикционные пористые сплавы (алькусип, антифрикционная алюминиево-свинцовая бронза и антифрикционный пористый чугун), и в первую очередь в качестве втулок и вкладышей в узлах трения машин и механизмов.

Антифрикционные пористые сплавы на алюминиевой и железной основе не только являются полноценными заменителями вышепере­ численных сплавов, но обладают лучшими параметрами и лучшими антифрикционными свойствами с пониженными коэффициентами трения.

Рассмотренные нами антифрикционные пористые сплавы исклю­ чают необходимость их нанесения на стальную ленту, так как их проще и экономичнее применять в виде полностью отлитых вту­ лок или вкладышей.

Пористость рассмотренных антифрикционных сплавов — главный новый фактор, весьма благоприятно влияющий на смазку,

50

назначением которой является не только уменьшение трения сопря­ женных деталей, но и отвод с трущихся поверхностей продуктов износа, охлаждение шейки и вкладышей и предохранение обра­ ботанных поверхностей от коррозии.

Практика эксплуатации различных машин и механизмов на алькусипе, антифрикционной пористой алюминиево-свинцовой бронзе и антифрикционном пористом чугуне со всей очевидностью подтвер­ ждает исключительно важное значение пористости антифрикционных сплавов, дающей возможность установить путем просачивания масла через поры необходимый теплообмен смазки в подшипниках.

Изготовление трущихся поверхностей деталей машин и механиз­ мов из пористых сплавов практически приведет не только к уменьше­ нию сил трения, но и к увеличению коэффициента полезного действия, уменьшению износа, увеличению срока службы машин и механизмов,

а также уменьшению их веса, что даст нашему народному хозяйству

значительную экономию средств и материалов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Фусс В., Металлография алюминия и его сплавов, ОНТИ, 1937.

2. X р у щ о в М. М., Современные теории антифрикционное™ подшипниковых

сплавов, Сб. «Трение и износ в машинах», VI, Институт машиноведения АН СССР, 1950.

3.Шпагин А. И., Антифрикционные сплавы и их применение, Металлургиздат, 1956.

4.The Manufacture of Selflubricatings, «Machinery», t. 61, 1942, № 1560.

5.Курицына А. Д., Алюминиевые антифрикционные сплавы и технология их получения, Информационно-технический листок № 56, ЛДНТП, 1958.


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие....................................................................................................................

3

Введение....................................

5

Глава I.

Пористый алюминиево-свинцовый баббит(алькусип).....................

7

1.

Химический состав алькусипа.................................................................

2.Шихтовка, плавка и заливка втулок для вкладышей подшипников

из алькусипа .......................................................................................

10

3. Технология заливки алькусипа втело подшипников...........................

12

4.Механическая обработка вкладышей, их сборка и зазоры при

сборке автодвигателей...................................................... ....

14

5. Технологический режим обкатки двигателей.......................

16

6.Износ шеек коленчатого вала, собранных на вкладышах из аль­

7.

кусипа .......................................................................................................

 

18

Физико-механические и металлографические свойстваалькусипа

20

8.

Выводы............................................................................................

25

27

Глава II.

Пористая антифрикционная алюминиево-свинцовая бронза ....

9.

Химический состав.......................................................................

 

10.

Шихтовка, плавка и заливка...................................................

28

 

11.

Механическая обработка, сборка и обкатка.......................

30

31

12.

Физико-механические и металлографические свойствабронзы ...

34

13.

Область применения пористой бронзы...................................

36-

Глава III.

Антифрикционный пористый чугун....................................................

 

14.

Описание антифрикционных чугунов ...............................................

 

15.Химический состав антифрикционного пористого чугуна и техноло­

гия его получения..............................................................................

40

16. Термообработка антифрикционного пористого чугуна...................

42

17.Механическая обработка и сборка деталей из антифрикционного

пористого чугуна ..............................................................................

44

18.Физико-технические и металлографические свойства антифрикцион­

ного пористого чугуна ......................................................................

45

19. Область применения антифрикционного пористого чугуна..............

48

Заключение.....................................................................................................................

50

Литература.....................................................................................................................

51

 

Евгений Федорович

Меркулов

 

 

 

АНТИФРИКЦИОННЫЕ ПОРИСТЫЕ СПЛАВЫ

 

 

 

Редактор издательства И. А. Бородулина

 

 

Технический редактор О. В. Сперанская

 

Корректор Э.

А.

Мирошниченко

Подписано к печати 18/1 1960 г.

М-22028

Формат бумаги 60х921/ц

Печ. листов 3,25

Уч.-изд. листов 3,6

Тираж 4000

экз.

Зак. 728

Типография

№ 6 УПП Ленсовнархоза, Ленинград, ул. Моисеенко,

10.