ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
отправляется на трикотажные и ткацкие фабрики, где из него сделают различные ткани, трикотажные кофточки, рубашки, чулки и т. д.
Ученые продолжают работать над совер шенствованием технологии производства вискозного волокна.
В последнее время в нашей стране разра ботан метод получения вискозных растворов в одном аппарате. Это сократило продолжи тельность производственного цикла и улуч шило условия труда. Непрерывный метод формования и отделки волокон сулит боль шие выгоды: производственный цикл сокра щается до 3—5 минут вместо 60—80 часов, необходимых для получения волокна постарому способу.
Ученые установили, что прочность вис козного волокна может быть значительно по вышена, если молекулярный вес его будет примерно вдвое больше. Кроме того, исход ная целлюлоза должна иметь в этом случае макромолекулы примеряю одной длины. Так вот, воли все это учесть и изготовить вискоз ное волокно по особому технологическому
режиму, |
то |
оно |
будет в |
два раза |
прочнее |
|
хлопкового |
и равно |
по |
прочности капрону |
|||
и аниду. |
безусловно |
приведет к |
тому, что |
|||
А это |
||||||
в ряде случаев |
вискозный шелк |
будет ус |
пешно конкурировать с полиамидами и, воз можно, вытеснит их из некоторых обла стей применения, например в производстве шин.
141
ПОЛИМЕРЫ И КИНО
Ацетатный шелк, как и вискозный, полу чается из целлюлозы, но не древесной, а хлопковой. Первоначально ее обрабатывают уксусным ангидридом, при этом целлюлоза химически взаимодействует с ним и обра зует новый продукт, называемый ацетилцел люлозой. Ацетилцеллюлоза растворяется во многих органических растворителях, и таким образом из нее удается получить прядильные растворы. В качестве растворителя обычно используют смесь ацетона и этилового спир та. Эти растворители достаточно летучи и поэтому легко испаряются при формовании волокна.
Прядение ацетатного шелка производится по сухому методу1 в машинах, напоминаю щих устройством машины для прядения кап ронового волокна. Здесь мы также найдем и фильеры, и насосы для подачи раствора, и шахту 3—4-метровой высоты, через которую продувается горячий воздух (60—65°С) для испарения растворителей.
Испаренные растворители вместе с воз
1 Сухим он называется потому, что здесь нет ника
ких осадительных ванн, заполненных различными раство рами.
142
духом отсасываются из шахты. В одном ку бическом метре такого воздуха содержится всего лишь 25—40 граммов спирта и ацето на. Можно ли их извлечь обратно? Оказы вается, можно. Пропуская эту паровоздуш ную смесь через специальный поглотитель, удается почти полностью отобрать у воздуха эти вещества и использовать их вновь в про изводстве.
По сухому методу скорость прядения аце
татного шелка достигает 200—300 |
метров |
в секунду (скорость реактивного |
самолета |
«ТУ-104»!). Ацетатное волокно не требует от делки. После кручения и перемотки его на правляют на ткацкие фабрики.
Ацетатный шелк по химической природе отличается от вискозного шелка. Он более эластичен, обладает и многими другими свой ствами, поэтому ткани из этого шелка мень ше мнутся. Он пропускает ультрафиолетовые лучи солнечного света, и поэтому в платье из такого шелка можно загорать.
Различие в химическом строении ацетат ного и вискозного шелков проявляется и в от ношении их к красителям.
Пряжа этих шелков окрашивается в не одинаковый цвет. Этим на первый взгляд отрицательным явлением воспользовались текстильщики. Они стали получать различ ные цветовые эффекты, окрашивая ткани, изготовленные из смешанной пряжи. Внеш ний вид таких текстильных изделий оригина лен и привлекателен.
Ацетилцеллюлоза идет не только на изго
143
товление шелков, находит она широкое при менение и в различных областях техники.
Негорючесть ацетилцеллюлозы, наряду с ее другими ценными свойствами, позволи ла использовать этот полимер для изготовле ния кинопленки. Фильмы д \я широкоэкран ного кино снимаются исключительно на та кую пленку. Употребляется ацетилцеллюлоза и д \я небьющегося стекла в качестве про кладочного материала.
Лаки, приготовленные на основе ацетил целлюлозы, обладают высокой газонепрони цаемостью и придают хороший внешний вид окрашенному предмету. Из ацетилцеллюло зы могут быть изготовлены небьющиеся пластинки, имитации слоновой кости и т. д.
Итак, мы познакомились с производством двух видов искусственных шелков, состав ляющих около 85 процентов всего мирового производства волокон, сделанных рукой че ловека. В настоящее время д \я этого расхо дуются миллионы тонн целлюлозы, щелочи, серной кислоты, сотни тысяч тонн сероугле рода, уксусной кислоты, десятки тысяч тонн ацетона и много других химических веществ.
Рост производства синтетических мате риалов немыслим без развития основных хи мических производств. Без кислоты, щелочи, растворителей не создашь этих чудесных ма териалов. И потому залог успеха — в увели чении выпуска вообще всей химической про дукции, что и предусматривается нашими планами.
144
БЕЗ ЧЕЛНОКА И НИТИ
Успехи химии высокомолекулярных сое динений позволили текстильной промышлен ности осуществить производство материалов, достаточно хорошо пропускающих воздух. Более того, применение синтетических клеев и термопластичных полимерных материалов сделало возможным изготовление нетканых тканей. Можно, оказывается, получать ткань, не применяя ткацкого станка, челнока и нити!
Как же это удается?!
Вот один из способов. Ватка хлопка че сальных машин укладывается ровными опре деленной толщины полотнами. Между двумя такими полотнами прокладывается сетка, на пример из хорошо нам уже знакомого поли винилхлорида. Далее этот «пирог с полимер ной начинкой» пропускают через горячие каландры (¡валки). Смола плавится, прочно схватывая текстильное волокно. Обычно в хлопчатобумажное волокно добавляют 15— 30 процентов искусственного, что улучшает прочность и внешний вид получаемой нетка ной ткани.
• Само собой понятно, что использование склеивающей прослойки в виде сетки обес
145
печит необходимую воздухопроводность го тового материала.
Если склеивание волокон проводить рас пыленными латексами (эмульсиями) поли мерных смол и каучуков, то получаются пополотна, вполне пригодные для кирзовых го ленищ, верхних материалов ботинок, туфель, детской обуви. Для производства таких ма териалов могут идти низкосортные короткие волокна, угары, хлопковый пух и другие от ходы текстильного производства. Использо вание латексов особых полимерных смол в сочетании с рядом других веществ позво лило исключить применяемые ранее бензи новые клеи, улучшить условия труда рабо чих и значительно повысить качество выпус каемой продукции. Феяолальдегидные смолы придали материалу повышенную прочность на истирание, увеличили стой кость к гнилостным микроорганизмам и по высили ряд других качеств его.
Вот видите, как успехи химии полимеров позволили текстильщикам обойтись без тра диционных орудий производства — ткацкого станка, челнока и веретена!
Не менее оригинально с помощью поли мерных материалов теперь получают деко ративные бархат и замшу электростатиче ским методом. Химия и физика здесь высту пают единым фронтом.
Обычная хлопчатобумажная ткань прома зывается синтетическим клеем и пропускает ся клеевой стороной в электростатическом поле над движущейся бесконечной лентой
146
транспортера. На этой ленте насыпаны ворсинки будущего бархата. Ворсинки могут быть из вискозного шелка, капрона или дру гих синтетических волокон. Под действием сил электрического притяжения ворсинки перескакивают на верхнее полотно и в вер тикальном положении прилипают к будущей поверхности бархата. После процесса окон чательной сушки бархат готов. Можно вме сто хлопчатобумажной основы использовать и бумагу. В этом случае получаются отлич ные декоративные плюши для изготовления красочных альбомов, переплетов книг и других вещей.
В производстве искусственной замши ис пользуется тот же принцип нанесения ворси нок, но только качество ворсинок и подготов ка ткани основы несколько другие. Для со здания большей прочности основу ткани по крывают грунтовкой — поливинилхлоридом, на который затем наносят слой клея.
Далее таким образом подготовленное полотно поступает в машину подобного типа, как и при изготовлении искусственного бар хата. Из машины выходит непрерывная лен та отличной замши!
К сказанному следует добавить, что для создания разноименных электрических заря дов основы замши и ворсинок последние обрабатываются поваренной солью!
Но искусственную замшу можно полу чить и по несколько другому способу — по солевому. Здесь также на помощь кожевни кам пришли полимеры. Посмотрите, как про
147
ста технология. На хлопчатобумажную ткань наносится слоем около 0,5 миллиметра паста, состоящая из 70 процентов поливинилхлори да и 30 процентов дибутилфталата. На сы рую пасту наносят соль, например сульфат натрия. Далее горячей водой отмывают эти кристаллики соли, и на поверхности остают ся мельчайшие ямочки — основа будущей фактуры замши. Однако эти ямочки еще глу боки и велики, поэтому необходимо для придания матовости замшунполуфабрикат подвергнуть шлифовке. После этого процесса и получается искусственная замша.
Полимерные материалы уже так широко вошли в наш быт, их так много вокруг нас, что мы их просто перестали замечать. Дей ствительно, возьмем, к примеру, искусствен ную замшу. Ее видели все, кто был хоть один раз на широкоэкранном фильме. Ведь именно из этого материала, называемого «павинол», изготовляются экраны для широкоэкранных кинотеатров. Правда, в этом случае на пави нол дополнительно наносится, по требованию киноработников, серебристый слой, делается рельефной поверхность и вырезаются мелкие круты е отверстия. Но факт остается фак том — искусственные материалы завоевыва ют все новые и новые области применения.
Некоторым недостатком изделий, полу чаемых описанным выше способом, являет ся то, что они не пропускают воздуха. Ведь сплошная полимерная пленка пор не имеет.
А это в ряде случаев очень большой недо статок.
148