Файл: Тютюнников Ю.Б. Получение кокса из слабоспекающихся углей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

формовок из них, очевидно, является аддитивным свой­ ством при одинаковых скоростях нагрева формовок от­ дельных марок углей.

При нагреве формовок из шихты, состоящей из углей марок Д и Г, со скоростью 1,5 град/мин большей меха­ нической прочностью обладали формовки с большим до­ левым участием газового угля.

Испытание механической прочности формовок из шихт, состоящих из углей марок Д и Г, при нагреве со скоростью 4 град/мин показало, что формовки полу­ чаются более прочными, когда шихта состоит преиму­ щественно из длиннопламенного угля. Формовки из шихты, состоящей из 50% угля марки Г и 50% угля марки Д, при всех скоростях нагрева (1,5—4 град/мин) имеют почти одинаковую механическую прочность.

Ранее было установлено, что предварительное тепло­ вое выдерживание газовых углей перед формованием приводит к увеличению, а длиннопламенных — к умень­ шению механической прочности формовок.

Предварительное тепловое выдерживание шихты по­ казало, что если в шихте содержится больше длиннопла­ менных углей, чем газовых, то механическая прочность формовок значительно уменьшается и, наоборот, при большем содержании газовых — она увеличивается.

Прочность вещества формовок, определяемая мето­ дом ВУХИН, также является аддитивным свойством. В связи с тем что для формовок, полученных из газовых углей, она больше прочности вещества формовок, по­ лученных из длиннопламенных углей, то прочность ве­ щества формовок из шихт возрастает с увеличением долевого участия газовых углей в шихте.

Несколько иначе обстоит дело с механической проч­ ностью формовок из бинарной смеси углей марок Д и Ж (рис. 37). В этом случае при всех исследованных

125

скоростях нагрева (1,5; 2,5 и 3,1 град/мин) большей ме­ ханической прочностью обладают формовки, получен­ ные из смеси 75%, угля марки Д и 25% угля марки Ж.

При сравнении

механической прочности формовок, по­

 

90S

 

 

 

 

 

лученных из шихты с одинако­

5

 

 

 

 

вым содержанием

углей

этих

вор

 

 

 

ё

 

Т

 

 

 

марок, но нагретых с разными

 

 

f

 

 

 

скоростями, большей

 

механи­

g

70,0

 

 

 

 

 

 

 

2

/

 

 

 

ческой

прочностью

обладают

 

 

 

 

 

а,

$60,0

//

 

 

 

 

формовки,

нагретые

 

со

ско­

I %

/

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

^

1 50.0

/

>

 

ч ч

ростью 2,5 град/мин.

 

 

 

^ §.

< 7

/

 

Для формовок из бинарной

1 У

 

 

 

 

шихты

с

большим

 

долевым

8 ^ 3 0 0

1

 

 

 

 

участием угля марки Д с по­

4

20Р~

/

 

 

 

 

вышением

скорости

 

нагрева

Т

 

 

 

 

следовало

бы ожидать увели­

1

«М

 

80

70

60

50

чения их прочности, однако в

«с Д -100 90

 

Ж -о

10

20

30

40

50

действительности этого не на­

 

СостаВшихты, %

 

блюдалось. Это происходит,

Рис. 37. Зависимость меха­

очевидно, потому, что частички

жирного

угля, даже

если

они

нической

прочности

формо­

содержатся в шихте в неболь­

вок от состава шихты (ма­

рок

Д и

Ж)

и

скорости

ших количествах, при быстром

 

 

 

 

нагрева:

нагреве

вспучиваются

и

этим

1,5

1 — скорость

нагрева

способствуют уменьшению

ме­

град/мин; 2 — скорость

на­

грева 2,5 град/мин; 3 — скорость

ханической

прочности

формо­

 

нагрева 3,1 град/мин.

вок.

 

 

в шихте до­

 

При

всех скоростях нагрева увеличение

левого участия углей марки Ж приводило к уменьше­ нию прочности вещества формовок. Это объясняется значительным повышением пористости формовок (с 45

до 53-56% ).

При коксовании бинарной смеси, состоящей из 90% угля марки Д и 10% угля марки ОС при скоростях на­

126


грева 1,5 и 3,5 град/мин получались формовки с относи­ тельно низкой механической прочностью. Прочность ве­ щества этих формовок также низка (38,7%). Это связано с тем, что в шихте такого состава в силу раз­ мягчения углей марок Д и ОС, при температурах, отли­ чающихся друг от друга на 60—80°, образуется плохо спекшаяся структура полукокса.

Была исследована также механическая прочность формовок, полученных из шихты, которая состояла из углей марок Г и Ж. Такие формовки нагревались со скоростями 1,5 и 2,5 град/мин. Полученные результаты свидетельствуют о том, что с увеличением в шихте доле­ вого участия угля марки Ж от 5 до 10% и при постоян­ ной скорости нагрева (1,5 град/мин) механическая проч­ ность формовок значительно уменьшается, выход класса > 25 мм уменьшается с 81,2 до 61,9%.

Выход крупного класса уменьшается за счет обра­ зования класса 25—10 мм, потому что с увеличением в шихте количества жирного угля увеличивается трещино­ ватость формовок. Повышение скорости нагрева таких формовок до 2,5 град/мин также сопровождается значи­ тельным уменьшением их механической прочности.

Испытывалось также влияние теплового выдержива­ ния угля перед формованием на механическую проч­ ность формовок из шихты, состоящей из марок углей Г—90% и Ж —10%. Время выдерживания изменялось от 3 до 5 мин. Предварительное выдерживание угля бла­ гоприятно влияло на механическую прочность формо­ вок: выход класса > 2 5 мм увеличивался до 92,0%. С увеличением механической прочности формовок уве­

личивалась прочность вещества их, причем она

достига­

ла 78,0% (наибольшая из всех вариантов).

 

При коксовании

шихты,

состоящей из марок ОС и

Ж, с повышением

скорости

нагрева формовок

с 1,5 до

127

2,0 град!мин механическая прочность формовок также несколько снижалась, однако абсолютное значение ее оставалось на высоком уровне (88,5% класса > 2 5 мм).

Из донецкого газового угля шахты № 3 «Ново-Гро- довка» .получали металлургический кокс, который харак­ теризовался следующими показателями:

Барабанная проба

345—347 кг

Ситовый

состав

провала

 

 

барабанной пробы:

11.6 кг

класс 25—10 мм

»

10—5

»

3,5

»

»

5—0

»

48.6

»

Выход летучих

1,35 %

Пористость

 

50

%

Испытания этого кокса в малом барабане показали, что выход класса > 4 0 мм после 100 оборотов барабана составляет 88,4%.

При принятой схеме работы установки образующие­ ся при нагреве формовок газы выводились из нижней части печи, т. е. обеспечивался пиролиз образующихся в верхней части печи первичных продуктов на рас­ каленном коксе. Состав газа при такой схеме работы

был

следующим:

С 02 +

H2S — 4,0%; Сп Ит — 1,5;

0 2 — 0,2; С 02— 12,3; Н2 — 55,5; СН4 — 18,8; N2 — 7,7%.

Содержание

сырого

бензола

(21—37,5 г/нм3) в газе

изменялось в

зависимости

от

температурного

режи­

ма печи прокаливания. Плотность сырого

бензола

была

равна 0,870

при

содержании чистого

бензола

54,67%.

 

 

 

 

 

 


ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ТЕРМИЧЕСКОЙ ПЕРЕРАБОТКИ СЛАБОСПЕКАЮЩИХСЯ УГЛЕЙ

До последнего времени малометаморфизированные каменные угли использовались главным образом для энергетических целей и в недостаточной мере пере­

рабатывались с целью получения из них химического сырья, хотя некоторые типы малометаморфизированных углей с этой точки зрения более ценны, чем нефть.

В органической массе малометаморфизированных уг­ лей содержится повышенное количество водорода и кислорода. Большая часть кислорода в элементарных структурных единицах органической массы углей нахо­ дится в виде таких соединений и в таком положении, что при нагреве он относительно легко отщепляется, вступая в реакцию с образующимися углеводородными радикалами. В результате этого при термической дест­ рукции малометаморфизированных углей образуется от­ носительно большое количество летучих продуктов, в том числе различных более или менее сложных углево­ дородов (табл. 41).

Ранее было показано, что длиннопламенные угли, не образующие при нагревании пластической массы, мож­

но

подвергать предварительной термической обработке,

а

затем

брикетированию карбонизированного остатка

9 — 829

129

t

со связующим и коксованию (в случае необходимости получения высокотемпературного кокса). Эти угли мож­ но вначале брикетировать со связующим, а потом под­ вергать термической обработке. Из длиннопламенных неспекающихся углей с небольшой добавкой жирных методом непрерывного коксования можно получать ме­ таллургический кокс.

 

 

 

 

 

 

Таблица 41

 

Выход химических продуктов коксования из углей

 

 

 

различной степени

метаморфизма

 

Выход химических

продуктов коксования угля,

%

Выход

Марка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

бензола

угля

 

Сырой

Пирогене-

Коксовый

 

 

из угля,

 

Смола

Фенол

Kefm

 

бензол

тическая

газ

 

 

 

 

вода

 

 

 

 

д

8,80

1,65

6,2018,03

 

0,68

7,80

г

4,78

1,00

1,43

5,8716,0

0,43

7,82

ж

5,08

4,84

12,15

 

0,22

6,23

к

3,07

0,80

2,84

10,85

 

0,18

4,20

о с

1,98

0,34 1,09

9,00

0,11

1,89

Стоимость продуктов, полученных при коксовании каменных углей, значительно превышает стоимость теп­ ловой энергии, вырабатываемой в результате его сжи­ гания. Для выработки 1200 квт-ч электроэнергии стои­ мостью 13,2 руб. требуется 1 г газового угля (с учетом фактической теплотворной способности). Стоимость же полученных только первичных продуктов при коксова­ нии 1 т газового угля превышает 20,0 руб., а при глубо­ кой переработке смолы и сырого бензола и получении серной кислоты из сероводорода коксового газа стои­ мость продуктов увеличивается во много раз. Это под­ тверждает целесообразность строительства специально­ го коксогазохимического завода для переработки слабоспекающихся газовых углей. Цель такого завода — по­

130



лучение бездымного энергетического топлива, а также выработка химических продуктов коксования, в первую очередь, бензольных углеводородов, феноло-крезолов, нафталина, продуктов переработки коксового газа и др., являющихся сырьем для получения пластмасс и искус­ ственного волокна. Кокс, получаемый при этом, может быть использован как бытовое топливо вместо сжигае­ мого в настоящее время рядового угля, а также для не­ которых промышленных целей.

Большое количество добываемого топлива расхо­ дуется на коммунально-бытовые нужды населения. В 1959 г. расход условного топлива для этой цели со­ ставил свыше 120 млн. тили около 20% от всех топлив­ ных ресурсов. За семилетие абсолютный расход топлива на коммунально-бытовые нужды увеличится примерно на 42% и составит в 1965 г. около 165 млн. т в пересче­ те на условное [46]. При этом необходимо иметь в виду, что до сих пор потребность населения городов и сел в топливе обеспечивается за счет планируемых поставок не полностью.

В докладе на сессии Верховного Совета СССР в ок­ тябре 1959 г. о плане развития народного хозяйства

СССР на 1960 г. тов. А. Н. Косыгин указывал, что «...в организации снабжения топливом населения в ряде го­ родов и, особенно, в сельской местности имеются еще серьезные недостатки. Необходимо провести мероприя­ тия по улучшению снабжения топливом городского и сельского населения и значительно расширить сеть по продаже топлива, тем более, что к этому имеются все возможности».

Расход угля на коммунально-бытовые нужды в 1965 г. составит'11—13% от всей добычи каменного угля в стра­ не, или 14—16% от добычи угля, предназначенного для энергетических целей.

9*

131

В табл.

42

представлено

планируемое потребление

донецких

углей

в

1965 г.

для

энергетических

целей,

в том числе для коммунально-бытовых нужд.

нужды

Расход донецких

углей

на

энергетические

в семилетии увеличится в 1,15 раза, а расход их на ком­ мунально-бытовые нужды — в 3,4 раза.

Поскольку в энергетическом балансе коммунально­ бытовых потребностей на 1965 г. большое значение будет иметь уголь, необходимо поставлять населению окускованное топливо, так как сжигание мелких классов угля снижает к. п. д. топок и вызывает перерасход топлива. Одним из способов улучшения качества топлива для коммунально-бытовых нужд является переработка ме­ лочи газовых углей методом высокотемпературного кок­ сования, обеспечивающим получение, кроме окускованного топлива, кокса и химических продуктов.

В связи с особенностями технологии коксования га­ зовых углей коксогазохимические заводы могут быть по­ строены по более простой технологической схеме, чем современные коксохимические заводы. Коксогазохимиче­ ские заводы целесообразно строить в едином комплексе с шахтным хозяйством или коксохимическими заводами. Углеобогатительные фабрики коксогазохимических за­ водов должны быть построены по упрощенной схеме. Химические продукты этих заводов целесообразно пере­ рабатывать на крупных центральных перерабатываю­ щих заводах. Все это позволит снизить капитальные за­ траты, что приведет к снижению себестоимости всех по­ лучаемых коксохимических продуктов. Удельные капи­ тальные затраты на единицу мощности коксогазохими­ ческого завода будут значительно меньше удельных ка­ питальных затрат на коксохимических заводах.

Проведенные П. Е. Сектом расчеты показывают, что себестоимость 1 т кокса при переработке на коксогазо-

132