Файл: Остроумов Г.Н. Приручение Солнца [очерки].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

как первый тираж был буквально расхватан в первые Же часы.

За шестнадцать дней работы выставки вполне опре­ делились ее главные герои. В советском павильоне—'это третий спутник, около которого почти всегда суетился человек с фотокамерой: все хотели получить' свой пор­ трет на фоне советской космической лаборатории. Очень популярны были также советские термоядерные установ­ ки «Огра», «Альфа» и первенец этЪй отрасли науки — действующий прибор для изучения импульсных разрядов в плазме, модель атомного ледокола «Ленин», стенды, рассказывающие о советских атомных электростанциях.

В павильоне США посетители, пожалуй, больше всего времени проводили в отделе термоядерных исследований. Этот же отдел был самым посещаемым в английском павильоне. Франция привлекала экспозицией по разде­ лению изотопов урана. Чехословакия — материалами об атомной электростанции, строящейся на основе совмест­ ного советско-чехословацкого проекта.

В самых различных выражениях записана в книге впечатлений советского павильона одна и та же мысль: атом должен служить только миру. Известная всем ясная и четкая позиция Советского Союза, выступающего за запрещение атомного оружия, получила безоговороч­ ную поддержку в этих словах людей, прибывших на вы­ ставку из разных стран. Вызывало одобрение посетите­ лей и намерение Индии ни при каких обстоятельствах не направлять энергию атома во вред человеку. Об этом говорила надпись при входе в индийский павильон.

Женева, 1 9 5 в г.

8

ВЫСОКАЯ ЭНЕРГИЯ

I / ак ни велика дистанция от ядерной лаборатории до ■» строительной площадки, мы лишь немного погрешим, проведя между ними параллель. Правда, сравнивая ра­ боту физиков, создающих науку об атомном ядре и части­ цах, его слагающих, со строительством, мы должны бу­ дем описать стройку, где технология поставлена с ног на голову, где считается естественным, что сооружать зда­ ние приходится без генерального проекта, где привыкли к тому, что дверные ручки на строительную площадку прибывают раньше, чем фундаментные плиты, и где все же с невиданным терпением стремятся соорудить из того, что у них под руками, нечто логически завершен­ ное, чтобы без сожаления с приходом партии новых дета­ лей все заново перестроить.-

Да, это сравнение справедливо, потому Что и физики конструируют свои логические схемы из того, что дал эксперимент — зачастую досадно скупой, а иногда озадачивающе щедрый, потому что им не раз приходилось наново перестраивать эти схемы, и особенно в последнее время, когда природа, уступая их напору, выводит из своих тайников все новые и новые частицы.

108


Что же вселяет энергию и упорство в создателей теории микромира, которым с таким трудом приходится отвоевывать у природы ее тайны?

Это не только неистощимая жажда познания, но и забота о благе человека. С каждым новым успехом уче­ ных все сложнее становится архитектура идей ядерной физики, но уже сейчас очевидно, что в этом удивитель­ ном сооружении мы сможем найти источники энергии еще более мощные, чем атомное ядро.

Взаимоотношения природы и экспериментатора, как удачно заметил один из физиков, похожи на беседу, в которой ответы даются только на правильно поставлен­ ные вопросы.

Микрокосмос начинает «понимать» вопросы, когда населяющим его частицам сообщена высокая энергия —

всотни миллионов электроновольт. И чем энергия выше, тем «откровеннее» природа, тем более тонкие детали строения и жизни частиц открываются ученому. От­ сюда — соревнование ядерных лабораторий, в котором наша страна идет впереди: знаменитый синхрофазотрон

вДубне — мощнейший в мире ускоритель. Отсюда и само название этой области науки — «физика высоких энергий».

Наступление на тайны микрокосмоса ныне дает столь многочисленные трофеи, что на состоявшейся в 1959 году в Киеве Международной конференции физиков ради эко­ номии времени все представленные доклады, подобно золотоносному песку, были «промыты» виднейшими уче­ ными и только концентрат был предложен аудитории.

Суть большинства экспериментов при изучении ча­ стиц — исследование их взаимодействия с частицами другого «сорта» или себе подобными. Ведь и о человеке мы очень мало можем узнать, когда он спит, и, напро­ тив, получим о нем полное представление, изучив его взаимоотношения с людьми.

109

Первая серия докладов на киевской конференции была посвящена взаимодействиям «обычных» частиц, и прежде всего давним знакомым физиков — протонам и нейтронам. Еще несколько лет назад казавшиеся элемен­ тарными, в том смысле, что в опытах с частицами малой энергии они вели себя как монолиты, теперь протоны и нейтроны все более обнаруживают свое сложное строе­ ние. Становится классическим раздел науки, исследую­ щий их структуру. У обеих частиц она оказалась столь сходной, что ныне их часто объединяют под одним име­ нем — нуклоны. Нуклон предстает перед нами в виде облачка из пи-мезонов, содержащего в центре ядро-керн.

Сегодня физики стремятся пополнить эту грубую схе­ му новыми деталями, выяснить количественные характе­ ристики структуры нуклона.

Не первый год обстреливают экспериментаторы нук­ лоны гамма-квантами, которые при столкновениях с ними рождают пи-мезоны. Сейчас исследуются явления, со­ провождающие этот акт. Сделан вывод, что попадания гамма-квантов, как и других частиц, приводят к образо­ ванию ряда возбужденных состояний нуклойа. Удалось потревожить и таинственный керн протона, установить, как под действием электромагнитных сил в этой частице перемещается ее электрический заряд, и таким путем определить некоторые величины, характеризующие его структуру.

В атомном ядре нуклоны соединены воедино гигант­ скими силами, носители которых — уже упоминавшиеся нами пи-мезоны. Эти частицы тоже применяются для бомбардировки нуклонов, и с их помощью сейчас полу­ чены новые сведения о природе ядерных сил — источнике той энергии, которая ныне известна каждому как атомная.

Подобно гамма-квантам, пи-мезоны при столкновении с нуклонами.также порождают пи-мезоны. Оживленный

ПО


интерес вызвали на конференции данные об одновремен­ ном рождении при таких столкновениях двух пи-мезонов. В этом явлении физики видят путь решения важной про­

блемы исследования

взаимодействия пн-мезонов дпуг

с другом.

 

Особое место на конференции заняли результаты ис­

следования соударений

нуклонов с нуклонами. Особое

потому, что речь шла о самых высоких энергиях, которые сейчас получены искусственно,— о десяти миллиардах электроновольт. Сопоставление этой «продукции» дубненского синхрофазотрона с тем, что получено на трех­ миллиардном ускорителе, говорит о более сложной кар­ тине явлений, разыгрывающейся при столкновении этих частиц, чем рисовалось ранее. Сделан и такой вывод: встречающиеся протоны больших энергий зачастую взаи­ модействуют не своими ядрами, а, как теория предвидела заранее, мезонными оболочками.

Структура нуклонов и их электрические свойства рас­ крываются при взаимодействиях с электронами, как мы можем заключить из другой серии обзорных докладов.. Исследования, о которых в них рассказывалось, также пополнили наши знания по анатомии нуклонов. Известен например, теперь радиус нуклона. Он, если измерять в сантиметрах, должен быть записан дробью, в числителе которой восьмерка, а в знаменателе — единица с четыр­ надцатью нулями. Найдено, что электрический заряд протона распределен внутри него неравномерно — он резко уменьшается с удалением от центра частицы.

Пожалуй, не обманчиво впечатление, что исследова­ тели нуклонов в какой-то мере повторяют, но на высших «энергетических ступенях», тот-путь, который в свое вре­ мя был проделан при изучении\строения атома. И можно надеяться, что важный фрагмент генерального плана

Микромира — теория нуклонов — будет столь же успеш­ но создан.

111


Еще в начале тридцатых годов была открыта частица позитрон, во всем, за исключением знака заряда, сходная с электроном. Долгое время на «строительной площадке» позитрон был той деталью, которую никак нельзя' было разумно встроить в растущее здание теории. Подозрение физиков, что у каждой частицы есть свой двойник, сме­ нилось уверенностью лишь три года назад, когда был открыт протон с отрицательным зарядом — антипротон, а затем и антинейтрон.

Оказалось, если вспомнить еще раз о стройке, позит­ рон, антипротон и другие члены семейства античастиц должны послужить деталями для создания другого кор­ пуса, с архитектурой, симметричной тому сооружению, что уже многие годы возводится учеными.

Ныне физика античастиц — один из важных разделов науки о микрокосмосе. Античастицы, как и их двойники, исследуются при соударениях, но здесь есть особенностиВстреча частицы и античастицы ведет к их обоюдной гибели — аннигиляции, в результате которой образуются пи-мезоны и другие частицы, и их следы запечатлевают на фотографиях финалы этих маленьких трагедий. Но с ними связаны вполне оптимистические надежды, что когда-нибудь удастся применить в интересах человека энергию аннигиляции, в сотни раз большую, чем дает деление ядра.

Участники конференции познакомились с новыми данными о том, что происходит цри встречах античастиц с протонами, дейтронами, углеродом. Впервые увидели они фотографию, зарегистрировавшую не акт «смерти» антипротона, а таинство его рождения.

Несколько лет назад были обнаружены частицы, ко­ торые удивили физиков так же, как смутило бы, скажем, древних строителей киевской Софии прибытие на строй­ ку ящиков с электролампами. За этими частицами, об­ ладающими необычными свойствами, в физике утверди­

112

лось название «странные» частицы. И вполне понятны энтузиазм и нетерпение, с которыми ученые принялись за их исследование. Какое место надлежит занять этим новым деталям в общей картине микромира, не совсем ясно и ныне, но ученые настолько освоились с ними, что Установили даже меру «странности» и успешно их изу­ чают, хотя живут такие частицы не более стомиллионной Доли секунды.

Участники конференции смогли отметить, что в этой Молодой области физики сделаны новые шаги. Опыты с К-частицами, образующими одно из семейств «странных» обитателей микрокосмоса, в частности с отрицательно заряженными К-частицами, позволяют сделать вывод о некоторых общих свойствах всей группы «странных» частиц. Было рассказано также о взаимодействиях пред­ ставителей другого «странного» семейства — гиперо­ нов — с атомными ядрами.

Несомненно, полная разгадка «странности» не столь Далека от наших дней, как век начала каменного зодче­ ства от века электричества. И, может быть, сообщение, сделанное на этом заседании об эксперименте, кото­ рый заставляет предполагать существование еще одной, пока неведомой частицы, даст в руки ученых то долго­ жданное звено, которое свяжет «обычное» со «стран­ ным».

Одно из последних заседаний конференции было по­ священо так называемым слабым взаимодействиям. Они совершаются на столь же высоких ступенях энергетиче­ ской лестницы, но действуют в этих процессах силы иной природы, в миллионы миллионов раз меньшие, чем, ска­ жем, при соударении нуклонов.

Участвуют в таких взаимодействиях пи- и мю-мезоны, «странные» частицы и, наконец, к этому же типу процес­ сов принадлежит и бета-распад — составная часть явле­ ния радиоактивности, которое еще в прошлом веке, после

ИЗ


открытия его А. Беккерелем, дало начало всей атомной физике.

Нечто весьма новое обнаружилось в, казалось, хоро­ шо изученном бета-распаде, когда на него посмотрели взором, отточенным на таком тонком оселке, как «стран­ ные» частицы. Выводы, которые сделали ученые из ана­ лиза слабых взаимодействий, оказались столь сильными, что если и не разрушили весь фундамент современной физики, то, во всяком случае, крепко поколебали наши представления о свойствах пространства: родилось подо­ зрение, что в микрокосмосе оно несимметрично. Правда, теперь физики сумели справиться с этим осложнением; и мы уже не беспокоимся о том, что гримаса асимметрии исказит лицо микрокосмоса.

Широким фронтом наступает наука на тайны микро­ мира. Мощная техника, которой вооружены ныне лабо­ ратории, работающие на границе нашего знания приро­ ды, помогает ученым быстро двигаться вперед. В этом движении важную роль сыграли исследования, проведен­ ные на крупнейшем в мире ускорителе — синхрофазотро­ не Объединенного института ядерныхисследований, где в одном коллективе работают физики социалистических стран. Новыми данными обогатили науку эксперименты на дубненском сихроциклотроне и ускорителе Физиче­ ского института Академии наук. Наши физики — это ударный отряд на переднем крае науки.

Киевская конференция, как это мог заключить каждый наблюдатель, прошла в дружественной обста­ новке. Она показала хороший пример сотрудничества представителей трех десятков стран. Высокая энергия — такими словами можно определить тот творческий накал, которым отмечена была эта встреча ученых.

Киев, 1959 г.

ПРИРУЧЕНИЕ СОЛНЦА

Древний баснописец Эзоп по-своему оценил диалектику мира, объясняя людям, что каждая вещь содержит в себе равные доли добра и зла. Увы, нередко человеку

раньше, чем добро, попадало в руки злое начало. Солнце, которое наши предки обожествляли, дало уче­

ным пример непревзойденного по мощи источника энер­ гии. Но свое маленькое солнце на Земле человеку впер­ вые удалось воспроизвести в образе бомбы столь ужас­ ной, что наше гуманное государство вкладывает весь свой авторитет и свое влияние в призывы запретить ее.

Но оно щедро и широко организует поиск антипода злого солнца, который способен мирно трудиться на благо людям. Именно потому в Программе нашей партии одной из важнейших задач науки названо решение про­ блемы управления термоядерными реакциями.

Широта и щедрость. Их первый признак я обнаружил в том простом факте, что после беседы с одним из руко­ водителей Института атомной энергии им. И. В. Курча-^ това нам для осмотра лабораторий вызвали автомобиль/ То длинные и приземистые, как механические цехи, то высоченные, как судостроительные эллинги, здания лабо-

115