Файл: Медведский Н.И. Прокладка наружных электросетей и линий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 0
Прокладка кабелей в блоках значительно’ дороже прокладки в земляной траншее и тре бует кабелей со значительно большим сечени ем токопроводящей жилы, а поэтому приме няется редко и только на участках с большим числом подземных сооружений, при значи тельном количестве кабелей, а также при не допустимости во время эксплуатации ©скры тия земляных (дорожных) покровов.
Для защиты от механических повреждений и в переходах через транспортные магистра ли и места, где недопустимо вскрытие покро вов, кабели (при небольшом количестве) про кладываются в трубах (каждый кабель в от дельной трубе).
3. Разбивка трассы. Траншеи для прокладки кабеля
Разбивка трассы (вынос трассы в нату ру) осуществляется на основании проекта прокладки кабелей. До начала работ будущая трасса должна быть тщательно обследована и на месте проверена возможность ее осуще ствления. Обследование должно вестись в;
•присутствии представителей организаций, ведающих подземными сооружениями (те лефонная канализация, трамвайные кабели, газопровод, водопровод и т. д.), уложенными рядом с трассой прокладываемого кабеля, а также технической инспекции города и авто инспекции (при прокладке на территориях вне предприятия). При прокладке на терри тории предприятия трасса обследуется с: представителем отдела главного энергетика.
90
Отступления трассы от проекта, согласовыва ются с указанными организациями, а также с проектным институтом, разработавшим про
ект |
прокладки кабеля. |
|
|
ми, |
Траншея «отбивается» вешками и шнура |
||
чтобы |
при рытье края ее |
не уводились |
|
в стороны |
от проектной линии. |
минимум зем |
|
|
Этим обеопечивается также |
ляных работ. Так как в проекте фиксируется ось будущей траншеи, то с каждой стороны от оси следует откладывать половину шири ны траншеи и уже по этим размерам «отби вать» траншею.
Глубина заложения кабелей, проклады ваемых в земле, от спланированной поверх ности составляет обычно 0,7 м, а при пересе чениях улиц и площадей— 1 м. Кабель на всем протяжении должен иметь снизу под сыпку, поэтому траншею следует копать на глубину 0,8—1,1 м.
Чтобы предохранить кабель от механичес ких повреждений, под него подсыпают слой просеянной через грохот земли толщиной 0,1 м. Такой же толщины слой насыпают над ка белем. При отсутствии годного для этой це ли грунта используют песок или привозную землю. На участках, где возможны механи ческие повреждения кабеля, над засыпкой укладывается красный кирпич в один слой.
Допускается уменьшение глубины заложе ния кабеля до 0,5 м при вводе кабелей в зда ния, а также в местах пересечения их с под земными сооружениями при условии дополни тельной защиты кабеля от механических по вреждений (например, прокладка в трубах).
91
Ширина траншеи для прокладки одногокабеля берется минимальной и обусловлива ется только возможностью рытья траншеи ра бочими или механизмами. Ширина траншеидля нескольких кабелей выбирается так, что бы обеспечить требуемое минимальное рас стояние между силовыми кабелями в свету,, равное 0,1 м.
. Допускаемые расстояния до других под земных сооружений при прокладке кабелей- 1 кв, в том числе с ранее проложенными, при ведены в табл. 1.
На поворотах трассы траншею необходи мо отрывать так, чтобы кабель можно былоуложить с допустимым радиусом изгиба. В: противном случае возможно механическоеповреждение изоляции кабеля, что делает последний непригодным к эксплуатации. Длякабелей со свинцовой и алюминиевой оболоч кой радиус изгиба не должен быть меньше15 его наружных диаметров, однако при алю миниевой оболочке рекомендуется принимать, не менее 20 диаметров.
На местах установки муфт траншея рас ширяется и устраивается котлован шириной' 1,5 и длиной 2 .и. Под муфтой в дне ямы де лается местное углубление в 0,2—0,3 м, дли ной 0,5—0,7 м и шириной 0,3—-0,4 м. Если прокладывается несколько кабелей, то рядомрасположенные муфты должны быть сдви нуты относительно друг друга не менее чем на 2 м по оси трассы. Во избежание несчаст ных случаев при монтаже муфт для спуска it котлован в грунте должны быть устроены- сту-пеиьки в удобном для монтажа месте-
92
Яма должна быть обложена землей для от вода дождевых вод. Вся вода из нее должна быть вычерпана. Если осушить котлован не удается, то муфту следует монтировать на поверхности земли и затем опустить в яму, при этом кабель из-за образовавшейся-увели ченное™ слабины укладывается змейкой с обеих сторон муфты.
До рытья траншеи вдоль других подзем ных сооружений, расположенных примерно на той же глубине (телефонная канализация, силовые кабели и т. д.), необходимо сделать шурфы, для того чтобы установить действи тельное расположение ранее проложенных коммуникаций.
Шурфы роются только лопатой (примене ние ломов не допускается) поперек намечен ной трассы с большой осторожностью, чтобы не повредить действующие кабели или другие сооружения.. При этом надо найти все под земные сооружения, указанные на чертеже прокладки кабелей, действительное положе ние которых точно не установлено в проекте. На прямых участках расстояние между шур фами берется от 5 до 15 м в зависимости от сложности трассы.
Вскрытие подземных сооружений при рытье шурфов и траншей производится обя зательно в присутствии представителей орга низаций, эксплуатирующих эти сооружения. С представителями одновременно уточняют
ся и меры |
по |
охране вскрываемых сооруже- |
||
, ний. |
|
|
|
|
После |
разбивки |
трассы |
и шурфования |
|
приступают |
к |
рытью |
траншеи. |
Прежде всего |
93
снимают и удаляют верхние дорожные пок рытия. Если мостовая замощена булыжным камнем, его снимают с каждой стороны тран шеи на ширину 0,15—0,2 м, т. е. на расстоя нии, большем ширины траншеи, чтобы пред отвратить повреждение прокладываемых ка белей падающими камнями и обеспечить бе зопасность работающих. Булыжник склады вается не ближе чем на 1 м от края траншеи. Ни в коем случае нельзя оставлять отдель ные камни на мостовой во избежание нес
частных случаев с людьми при наезде |
на ка |
мни автомобильного транспорта. |
акку |
Асфальтовый покров при вскрытии |
ратно обкладывается вдоль трассы на ука занном выше расстоянии от края траншеи и складывается отдельно в штабеля.
Земля, выбрасываемая из траншеи, дол жна располагаться на стороне, противопо ложной той, на которой сложен булыжник или асфальт, и на расстоянии не ближе чем 0,3 м от края траншеи.
Нельзя затягивать :рытье траншей и уклад ку в .них кабелей во избежание лишних работ, вследствие .размыва и оползней после дождей или под действием грунтовых вод. Поэтому на линиях большой протяженности целесооб разно отрывать траншеи длиной, равной строительной длине кабеля, и сразу же укла дывать кабель.
Глинистые, влажные песчаные, а в город ских условиях и насыпные уплотненные грун ты мотут некоторое время держаться в от весных стенках траншеи. Из практики извест но, что при прокладке кабеля в только что
94
вырытой траншее обвалов стенок ее, за очень редким исключением, не бывает. Чтобы избе жать обвалов, рытье траншей с вертикальны ми стенками без крепления допускается при отсутствии грунтовых .вод на глубину не бо лее: 1 м — в насыпных песчаных и гравелис тых грунтах; 1,25 м — в супесчаных и сугли нистых грунтах; 1,5 м — в глинах; до 2 м — в особо плотных грунтах, .причем рытье и в особенности прокладка кабеля должны про изводиться без промедлений.
При глубинах, превышающих приведенные размеры, траншеи должны разрабатываться с креплением стенок, что должно быть преду смотрено проектом. Материалом для крепле ния служат обычно доски толщиной не менее 40 мм, а для распорок и стоек .применяется ■подтоварник диаметром 12—15 мм. Доски и распорки для крепления грунта ставятся по мере углубления траншеи. Верхняя доска устанавливается так, чтобы она выступала над грунтом на 5-7 см для предотвращения падения камней на кабель и людей, находя щихся в траншее.
Нельзя употреблять сразу длинные стой ки с целью постепенного их осаживания ку валдой или деревянной бабой, так как от
сотрясения |
грунта |
может |
произойти об |
вал стенок, |
а сами |
стойки |
могут раско |
лоться. |
|
|
|
Для предотвращения соскальзывания рас порок со стойки к последней под каждый ко нец распорки следует прибивать деревянные коротыши, в которых вырубается гнездо для удержания распарки.
95
Нельзя также применять короткие распор ки с коротышами или деревянными клинья ми, забиваемыми между стойками и распор кой. Сами распорки нужно доводить до гори зонтального и перпендикулярного к отвесным.' стенкам положения с таким расчетам, чтобы распорки не могли выскочить. Концы дере вянных -распорок с торцов закругляют, чтобы Они не раскалывались.
При наличии грунтовых вод необходимо применить шпунт либо сразу с поверхности земди, либо с уровня грунтовых вод. Шпун товые доски толщиной 50 мм забиваются в землю и соединяются между собой в паз. На личие распорок и упорных прокладок обяза тельно.
В местах прохождения людей или проез да транспорта траншея должна быть ограж дена с обеих сторон сборно-щитовыми огра ждениями с предупредительными надписями, а в ночное время—сигнальными фонарями.
Для предотвращения попадания в тран шею во время дождей большого количества воды с прилегающей территории от траншеи устраиваются временные -водоотводы. Нужно следить также, чтобы решетки ливневых ко лодцев, если они имеются, были свободными и доступными для стока воды. Нельзя завали вать землей и строительным материалом крышки колодцев других подземных сооруже ний и зеленые насаждения.
С целью удешевления и облегчения труда рабочих необходимо стремиться к максималь ной механизации земляных работ , так как они наиболее трудоемки при п-рокладке ка
96
бельных линий. В заводских и городских ус ловиях применение машин ограничивается на личием ранее проложенных подземных соору жений на глубинах, близких к 0,7 м, а иногда и стесненностью трассы.
При отсутствии вблизи трассы кабеля под земных сооружений и особенно электрических кабелей возможно применение одноковшо вых, многоковшовых и роторных экскавато ров в зависимости от местных условий.
При вскрытии верхних дорожных покро вов (асфальта, бетонных подушек и булыж ного камня) и разрыхлении твердых грунтов целесообразно использовать пневматические отбойные молотки и бетоноломы, а также электромолотки. При выполнении земляных работ нужно твердо помнить об опасности повреждения электрических силовых кабелей.
4. Транспортировка и прокладка кабеля
Со складов хранения на место прокладки барабаны с кабелем перевозятся на автома шинах и транспортерах, а особо тяжелые (4 т и выше) — на специальных платформах, тележках и кабелеукладчиках. Погрузка и разгрузка барабанов выполняется под руко водством бригадира или мастера. Ниже при водится краткая характеристика машин для перевозки кабелей.
Транспортер ТК-5 предназначен не только для перевозки, но и укладки кабеля, поэтому его использование наиболее целесообразно. Наибольший диаметр перевозимых барабанов 2 м при ширине барабана 1,3 м. Транспортер
7-480 |
97 |
состоит из рамы с площадкой для барабана, установленной на двухосной тележке длиной 4 м и шириной 2,7 м, с дышлом в передней части для соединения с автомашиной или трактором. Для погрузки имеется лебедка с ручным приводом и стойки с блоками. Выбор тягача определяется местными условиями.
Грузовая автомашина с автолебедкой в передней части грузовой платформы требует применения деревянных брусьев (покатов) длиной 3—3,5 м, деревянных прочных козел, подставляемых под середину брусьев, или специальных лафетных брусьев. Машина под гоняется к барабану задним бортом; устанав ливаются брусья и козлы; распускается сталь ной тросе диаметром 12—18 мм в виде пет ли; один конец троса закрепляется на авто машине за лебедкой, а другой, подвижный, соединен с барабаном лебедки. Петля набра сывается на обшивку барабана так, чтобы конец троса, присоединенный к лебедке, был наверху, а закрепленный . на автомашине.— под ба-рабаном снизу. После этого включает ся автолебедка и барабан по брусьям вка тывается на машину. При этом необходимо следить, чтобы щеки барабана направлялись строго по покатам, изменяя, если это необхо димо, направление движения барабана ломом с лапой.
Если барабан расшит, то трос накладыва ется на пришиваемые к щекам деревянные прокладки. Для недопущения скатывания ба рабана с брусьев под него подкладываются деревянные тормозные клинья, перемещае мые по брусьям за барабаном по мере его
98
передвижения. Эти же клинья служат и для закрепления барабана на автомашине при транспортировке.
Во время погрузки барабана автомашина должна стоять на тормозах, а под колеса должны быть подложены деревянные клинья. При потрузке рабочим запрещается находить ся сзади барабана, место погрузки должно быть временно ограждено, а посторонние ли ца с него удалены.
На обычные грузовые автомашины бара баны поднимаются автокранами соответству ющей грузоподъемности за специально про дернутый через осевое отверстие барабана
стальной шкворень.
Автопогрузчики с вилочным захватом длиной 1,35 м могут применяться на относи тельно ровных дорогах и при перевозке на небольшие расстояния.
Грузить и разгружать барабаны с кабе лем нужно осторожно, без рывков. Ни в коем случае нельзя сбрасывать барабаны с авто платформы, так как это приводит к повреж дению защитных оболочек и изоляции кабе ля, в особенности его нижних слоев, причем эти повреждения трудно обнаруживать сразу.
Небольшие отрезки кабеля, свернутые в бухты, грузятся и разгружаются подъемными
механизмами, |
причем бухты охватываются |
не менее чем |
в трех местах и укладываются |
в горизонтальном положении. |
|
Домкраты |
применяются как при погрузоч |
но-разгрузочных работах, так и при раскатке кабеля по трассе и подкатке к месту установ ки. Винтовые домкраты применяются для
7* |
99 |