ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
Помощницамеханизациииавтоматизаций
Современная химия способствует индустриализации таких процессов, которые или вовсе не поддаются меха низации или механизация которых без химии мало эффективна. Возьмем, к примеру, сельскохозяйственное производство. Сорняки — извечное зло земледельцев. Они уносят до 20, а иногда и больше процентов урожая. Сорняки глушат хлеб, затрудняют уборку, удлиняют срок сушки зерна, увеличивают потери его и снижают качест во муки. Ученые создали химические препараты, уничто жающие сорняки. Теперь химическая прополка, то есть обработка посевов противосорняковыми препаратами, распыляемыми с самолета или механизированным спо собом с автомобиля, трактора, становится мощным ры чагом поднятия урожайности в руках тружеников социа листических полей.
Подходит ли термин «механизация» к химической про полке? Только с натяжкой. По идее это совершенно но вое направление в техническом прогрессе. Простота производственной операции, необычная скорость выпол нения сложной работы на огромной площади без не посредственного участия людей, огромный экономиче ский эффект — вот что характеризует подобные процес сы, осуществляемые с помощью химии. Это, если хоти те, автоматизация без станков и электроэнергии, или, как мы говорим, химизация производства.
Вторым примером вмешательства химии в процесс индустриализации сельскохозяйственного .производства является уборка урожая хлопка.
Хлопкоробы, прежде чем пускать на поле хлопкоубо рочный комбайн, вынуждены вручную срывать густую листву, иначе комбайн не срежет коробочек с хлопком.
93
Десятки миллиардов рублей сэкономят б сельском хозяйстве за семилетку химические вещества, уничтожающие вредителей растений и сорняки на полях
7 * |
99 |
Если же опрыскать растения хлопчатника, например, хлоратом магния или цианамидом кальция, то листья опадают и машина убирает хлопок без потерь.
Роль химии сейчас особенно велика во многих про цессах, связанных с механизацией и автоматизацией ряда производств, увеличением скоростей и т. д. Про иллюстрируем эту особенность химии в народном хозяй стве СССР примерами.
Планом семилетки на железнодорожном транспорте намечается увеличить скорости движения пассажирских поездов до 120— 130 километров в час за счет замены паровозов тепловозами и электровозами. И, как -ни странно, решить эту важную народнохозяйственную про блему в значительной мере мешают обыкновенные тор мозные колодки. Существующие чугунные тормозные колодки применяются с момента появления железнодо рожного транспорта. Сейчас при повышении скорости
они не |
обеспечивают принятого |
тормозного |
пробега. |
|||||
В |
связи |
с этим |
со всей серьезностью |
встала |
пробле |
|||
ма |
удлинения станционных |
путей, а |
это |
далеко не |
||||
везде возможно |
и связано |
с |
большими |
затратами |
||||
средств. |
|
|
|
|
|
|
|
Врешение возникшей проблемы включились химики.
В1958 году испытывался железнодорожный состав,
вагоны которого были оборудованы новыми тормозными колодками, изготовленными из каучука, асбеста и синте тических смол. Как показали результаты испытаний, неметаллические тормозные колодки обеспечивают необ ходимое торможение поезда, идущего со скоростью 120 километров в час. Длина тормозного пути при этом такая же, как и при существующей скорости движения поездов.
Новые тормозные колодки работают в несколько раз дольше чугунных, дают плавное и быстрое торможение,
100
а это в свою очередь гарантирует большую безопас ность движения.
Химия способствует решению и других транспортных проблем семилетки. Примером этого может служить безрельсовый и безколесиый транспорт. На ряде совре менных шахт и рудников механизированный колесный транспорт в виде вагонеток сменили более производи тельные транспортеры. Передача грузов такими тран спортерами осуществляется сейчас на расстояние около 16 километров и на высоту 300 метров. И это далеко не предел. Особенно ценны ленточные транспортеры в угольных шахтах, где к механизмам предъявляются требования обеспечить условия для взрывобезопасной работы.
В тресте «ВахрушеЕуголь» (Донбасс) работает тран спортерная лента длиною в 300 метров и шириною в 1 метр, сделанная из найлонового синтетического волок на. Она оказалась в 3—4 раза прочнее обычной ленты с хлопчатобумажной прокладкой. В течение более двух лет она работает почти без износа, в то время как обыч ная лента выходила из строя через полгода.
В разработке технологии изготовления транспортер ной ленты из найлона принимали участие сотрудники Горногеологического института Уральского филиала Академии наук в содружестве с работниками Свердлов ского заводарезиновых технических изделий.
Синтетические материалы позволяют делать тран спортерные ленты негорючими, не боящимися химиче ских воздействий, высокой температуры, прекрасно со противляющимися механическим воздействиям и т. д. Этот вид многокилометрового транспортера получил ■ распространение только благодаря химии.
Новое несет химия и в водный транспорт.
: 101
Остановимся на своеобразном виде транспорта, раз витие которого тесно связано с достижениями химиче ской науки. Это так называемые складывающиеся кон тейнеры и баржи-танкеры. Конструктивное решениеих разнообразно.
Материалом, из которого они изготовляются, могут быть прорезиненная ткань из синтетических волокон, упрочненная полихлорвиниловая пленка и другие поли мерные материалы в том или ином сочетании.
На Волге и Каспии появились новые «баржи» — это огромные «колбасы» из пленочного материала. В них перевозят • нефть и другие жидкие продукты
Баржа из прорезиненной ткани без груза выглядит как большой сложенный мешок и занимает немного ме ста. Если же ее залить, допустим, нефтью, то получается длинное .сигарообразное тело. Длина такой баржи до стигает 60 метров. Емкость ее 8 тысяч тонн нефти. Fla во де она выглядит, как огромная сосиска.
1 0 2
На Каспийском море в 1959 году успешно закончены испытания транспортировки нефти по воде в емкостях из прорезиненной капроновой ткани. Наполненные нефтью, они послушно следовали за буксиром, хорошо держались на воде и свободно проходили по мелко водью. Возвращать такую тару на промысел можно пароходом, самолетом или автомашиной.
В1960 году на Каспийском море, на Волге и на не которых других водных магистралях будет осущест вляться перевозка нефти в новой мягкой таре.
Вскладных баржах удобно перевозить не только жидкости, но и сыпучие грузы. Вес складывающейся бар жи составляет 1—3 процента от веса находящегося в
ней груза.
Своеобразны и складывающиеся резиновые контейне ры. В них можно перевозить грузы, как говорят, «от двери до двери», без перевалки. Они значительно сокра щают простои автотранспорта под погрузкой и выгруз кой, совершенно не нуждаются в складских помещениях, так как груз в контейнерах надежно защищен от атмос ферных влияний. Подсчитано, например, что на одном только заводе кальцинированной соды экономия от при менения складных контейнеров могла бы составить в год около 35 миллионов рублей.
В контейнерах могут перевозиться: кислоты, щелочи, разные химические материалы, а также продукты пита ния — сахар, рис, масло, мука, крупа, то есть практи чески почти все то, что перевозится в настоящее время автомобильным и другими видами транспорта. Контей нер имеет форму арбуза или дыни и приспособлен для установки на автомобиле или железнодорожной плат форме.
Емкости контейнеров различны, а собственный вес их Незначительный. Так, например, при полезной емкости
в |
200 литров он весит |
17 килограммов, а при емкости |
в |
10 500 литров — 260 |
килограммов. В опорожненном |
состоянии контейнеры транспортируют в сложенном ви де. Складывающиеся мягкие емкости упрощают тран спортные операции, исключая во многих случаях проме жуточные этапы перегрузочных процессов.
А вот пример того, как химия способствует автома тизации процессов кожевенного производства. Кожа, выращиваемая не на животных, а в машинах, помимо сортовой разновидности, имеет очень важное превосход ство перед натуральной: процесс производства ее позво ляет изготовлять полотна огромной длины. По всей длине и в любом месте эта кожа имеет одинаковую толщину, одинаковую прочность, одинаковые свойства. Выработку обуви и других изделий из такого мате риала можно осуществлять на заводах-автоматах, чего невозможно сделать с изделиями из натуральной кожи.
_Химия способствует также автоматизации процессов точного литья металлов.
Технический прогресс в машиностроении находится в зависимости от внедрения наиболее точных методов литья. Использование оинтетических смол в литейном деле привело к созданию нового способа точного литья металла — в так называемые оболочковые формы. Этот способ на 30—40 процентов сократил затраты труда на изготовление отливок, на 30—4С процентов уменьшил расход жидкого металла и полностью исключил после дующую механическую обработку отливок.
При изготовлении самих форм для точного литья синтетические смолы, используемые в качестве связую щего вещества, позволили снизить затраты труда в 4,5*—6,5 раза по сравнению с изготовлением обычных
•земляных форм. Площади формовочных цехов в связи
' 10Ф
с |
упрощением процесса производства сократились |
в |
1,5 |
раза. |
|
|
Общая экономия, получаемая от использования |
в |
литейном деле синтетических веществ, огромна. Под считано, например, что кремнийорганические вещества экономят иа каждые 100 тысяч тонн литья 15 тысяч тони металла, высвобождают массу металлорежущих станков и около 4 тысяч рабочих в литейных и метал лообрабатывающих цехах.
Одним из распространенных процессов на ряде' производств является окраска. С ее помощью надежно' защищают от коррозии до 90 процентов изделий, выпу скаемых машиностроительной промышленностью. Отсю да понятно, сколь иажна механизация способов окра ски. Таким механизированным способом является окра ска в электростатическом поле высокого напряжения. Новый способ позволяет окрашивать лаками и красками не только изделия из металла, но и из диэлектриков — бумаги, дерева, стекла, керамики, резины и т. п. При этом процесс окраски полностью автоматизируется, а расход лакокрасочных материалов снижается пример но на 50 процентов по сравнению с ранее применявши мися методами, в то время как качество покрытия на много улучшается.
Химия, как мы видим, выступает сейчас в качестве активной помощницы механизации и автоматизации многих производственных процессов.
Но этим не. ограничивается роль химии в ускоре нии технического прогресса. Одна из гигантских задач, которая поставлена семилетним планом развития на родного хозяйства СССР, — это химизация нашего на родного хозяйства. В решении этой задачи химия и хими ческая; промышленность играют исключительно важную роль.
Химизация означает проникновение химических про цессов и продуктов химической промышленности в раз личные отрасли производства. Это революционизиру ет производственные процессы, значительно улучшает условия труда рабочих, повышает производительность труда.
В металлургии, например, химизация означает при менение кислорода и природного газа в доменном про цессе получения чугуна; на транспорте примером хими зации может служить использование резиновых пневмо подвесок вместо металлических рессор; в легкой промышленности — химическая обработка тканей, при дающая им несминаемость, ненамокаемость и другие не обычные свойства; в медицине — кроме использования лекарственных средств, применение различных пласт масс и волокон в восстановительной хирургии; в живот новодстве — искусственные белковые корма: мочевина
ит. д.
Спомощью химизации сельского хозяйства мы полу чим в 1965 году дополнительно хлеба в 2 раза больше, чем собирается сейчас со всех целинных земель. При менение минеральных удобрений позволит получить в 1965 году дополнительно сельскохозяйственной про дукции на сумму 65 миллиардов рублей при затратах на производство удобрений, транспортировку к месту потребления и расходах на внесение их в «почву не более 10 миллиардов рублей.
Еели же подсчитать всю экономию, которую мы по лучим с помощью сельскохозяйственной химии в семи летке, то получится сумма, в несколько раз превышаю-' щая затраты на развитие всей химической промышлен ности за семь лет.
Химизация производственных процессов в горном деле даст возможность решить крупную проблему —
, 106