ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
М.АЛОДОЛАГИН
т
Первый
тракторный
м
IS
X
X
«=[
о
О-
о
ье
и
CQ
о
и
X
а.
0
t—
и
X
IS =г
X
1
<
а. ь-
U
М. А. ВОДОЛАГИН
ПЕРВЫЙ
ТРАКТОРНЫЙ
ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ М о с к в а 1968
|
|
■. . „ і ч ' І Ч А И |
9(C ): 338 |
I |
c.nc^ |
В62
Ж
»* г
Водолагин Михаил Александрович. |
Политиздат, |
||
В62 |
Первый тракторный. |
М., |
|
1968. |
|
|
|
1 - 6 - 4 |
112 с. с илл. |
|
|
|
|
9(C ): 338 |
|
234—Ѳ8 |
|
|
|
НА ПЬЕДЕСТАЛЕ ПОЧЕТА — ТРАКТОР
Трактор — туда, где корпела соха.
В. Маяковский
В Москве, на улице Горь кого, всегда оживленной, стоит старинный особняк. Вход стерегут каменные львы. В XIX веке — это английский клуб — место встреч и времяпрепровож дения избранной знати. В наше время — Музей рево люции СССР.
В одном из многочисленных залов музея возвы шается на постаменте, словно памятник, колесный трактор. Не модель, а настоящий трактор. Недалеко еще один колесный экспонат — тачанка. И тоже на
стоящая. Что касается тачанки, |
то она не простая, |
а с боевыми заслугами — на ней |
воевал сам Васи |
лий Иванович Чапаев. Ну, а за что же удостоился чести трактор, машина-работяга, к тому же давно устаревшей конструкции?
Как музейный экспонат трактор |
имеет паспорт. |
|
Заглянем в него. |
|
|
Название |
Трактор |
«Интернацио- |
Время рождения |
нал» |
|
17 июня 1930 года |
||
Место рождения |
Сталинград |
|
Национальная |
принад- |
|
лежность |
Интернационалист |
3
Профессия |
Механизатор |
Трудовой стаж |
23 года |
Трудовой вклад |
12 880 гектаров |
Общественная деятель |
Агитатор за социалисти |
ность |
ческий уклад в де |
Постоянная прописка |
ревне |
СССР |
|
Есть ли родственники за |
Родные братья в 25 стра |
границей |
нах мира |
На пьедестале — трактор № 1 Сталинградского тракторного завода имени Ф. Э. Дзержинского. По чет ему за первородство. Чтобы подняться на поста мент, трактор СТЗ № 1 прошел большой и трудный путь, из первенца отечественного тракторостроения превратился в ветерана.
Трактор — машина универсальная. В земледелии он выполняет все основные работы: пахоту, сев, культивацию, уборку. Поставленный на стационар, трактор дает электроэнергию, подает воду для по лива, обмолачивает хлеб. Кроме того трактор — хо роший строитель: это и бульдозер, и канавокопатель, и экскаватор, и грейдер, и скрепер. Трактор трелюет лес, корчует пни, форсирует болота. Одетый в воен ную форму — броню — он становится танком.
Главное же призвание трактора — земледелие. Став основой машинизации, он совершил полную техническую революцию, в корне преобразил сель скохозяйственное производство. С внедрением трак тора ручной труд стал вытесняться трудом механи затора, вооруженного сложными сельскохозяйствен ными машинами.
Триумфальное шествие трактора в сельском хо зяйстве Америки и Европы совершалось в 20-е годы
4
нашего века. Так, в США, где массовый выпуск трак торов начался с 1913 года, число тракторов увеличи лось с 80 тысяч в 1919 году до 1 миллиона в 1929 году.
Дореволюционная Россия собственного тракторо строения не имела, хотя и являлась родиной трак тора. Да, гусеничный трактор — изобретение русское. В 1879 году самоучка-изобретатель Федор Блинов — крестьянин села Никольского Вольского уезда Са ратовской губернии получил патент на изобретен ный им «особого устройства — вагон с бесконечными рельсами». Это и был первый в мире гусеничный трактор. В 1880 году в волжском городе Вольске изумленные горожане наблюдали испытания «ваго на» Блинова на гусеничном ходу. Испытания про шли успешно.
В 1889 году машина Ф. А. Блинова демонстриро валась на выставке в Саратове, а в 1896 году — в Нижнем Новгороде. И вновь успех — «диковинка» изобретателя удостоилась похвальных грамот. Но на этом все и закончилось. Отсталый технический уровень царской России не позволял использовать гусеничную машину Блинова в хозяйстве. Продол жала жить лишь идея изобретателя. Патент же на изобретение, отправленный на полку, покрылся ар хивной пылью.
Соломенные деревни Российской империи распо лагали в основном деревянной техникой. По данным 1910 года, в сельском хозяйстве России имелось: сох — 7,8 миллиона, косуль — около 1 миллиона, деревян ных плугов — свыше 3 миллионов, деревянных бо рон— 21 миллион. Эту технику и наследовала Со ветская Россия.
5
Что же касается тракторов, то в 1920 году в нашей стране их насчитывалось всего-навсего 660 штук, причем самых разнообразных марок, завезенных главным образом из США в годы первой мировой
войны.
Можно ли была осуществить социалистические преобразования в деревне, располагая такой «техни ческой базой»?
Конечно, нет!
Республике Советов нужны были тракторы, мно го тракторов. Но о них тогда можно было только меч тать. Эту заветную мечту и высказал Владимир Ильич Ленин в грозном военном 1919 году. Высту пая на VIII съезде партии большевиков с докладом по вопросу о работе партии в деревне, Ленин вы двинул положение о необходимости заключения тес ного союза с середняком. Здесь он и сказал: «Если бы мы могли дать завтра 100 тысяч первоклассных тракторов, снабдить их бензином, снабдить их ма шинистами (вы прекрасно ■знаете, что пока это — фантазия), то средний крестьянин сказал бы: «Я за коммунию (т. е. за коммунизм)» ’.
100 тысяч тракторов для России, ввергнутой в
разруху войнами, было фантазией. Но не несбыточ ной. И Ленин еще не раз скажет о тракторе. Про зорливо вглядываясь в будущее' молодой Советской России, Ленин укажет, что применение в сельском хозяйстве тракторов и других машин в массовом масштабе сможет радикально изменить не только технологию земледелия, но, что особенно важно, переделать и самого земледельца, перевернуть его психологию.
1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 38, стр. 204.
6
В Советской России первые попытки наладить производство тракторов делались еще в 1918 году. Было выпущено несколько гусеничных тракторов «Большевик» конструктора Якова Васильевича Ма мина— ученика изобретателя трактора Ф. А. Бли нова. Выпустили несколько тракторов машинострои тельные заводы Коломны, Харькова и завод «Воз рождение» в Марксштадте на Волге. Но попытки зуи развития не получили. Удачнее дело пошло на ленин градском заводе «Красный путиловец». Там с 1923 года начался серийный выпуск колесного трактора импортного образца «Фордзон-путиловец» мощно стью 10/20 лошадиных сил. Но. выпускалось мало.
Проблема тракторостроения оставалась нерешен ной. Основным источником получения тракторов был ввоз из-за границы. Так, за время с 1922 по 1929 год ввезено 37 тысяч тракторов, а изготовлено внутри страны 6171, в том числе заводом «Красный путило вец» — 5267.
Чем же объяснить неудачи в организации собст венного тракторостроения? Происходили они оттого, что проблема решалась на старой технической базе, путем кустарного производства. В результате ма шины выпускались в небольшом количестве, имели высокую себестоимость, низкое качество. Требовался совершенно новый подход. За рубежом передовое машиностроение представляло собой механизирован ный и автоматизированный поточный процесс сбор ки машины на конвейере из готовых деталей и узлов. Для этого старые универсальные заводы Рос сии не годились. Надо было не только их реконструи ровать, но и построить новые специализированные предприятия, создать новые промышленные от расли.
7
На этот единственно правильный путь и стано вится Советское правительство. В 1925 году прини мается решение о постройке в СССР крупного спе циализированного тракторного завода. Могут спро сить: почему же техническую реконструкцию отече ственного машиностроения надо было начинать с постройки завода сельскохозяйственного машино строения?
Тут Коммунистическая партия и Советское пра вительство руководствовались следующим указанием Ленина: «...Чудеса техники должны пойти в первую голову на преобразование самого общенародного, занимающего более всего людей, наиболее отсталого производства — земледельческого»1. Таким образом, намеченный к постройке тракторный завод призван был проложить путь современному советскому ма шиностроению, основанному на самой передовой в мире технике.
НАЧИНАЛОСЬ ЭТО ТАК
Предстояло выбрать место для строительства первенца советского машино строения. А претендентов было много: Самара, Ро- стов-на-Дону, Таганрог, Сталинград, Воронеж, Дон басс и другие районы и города страны. Надо было тщательно исследовать, взвесить все экономико географические показатели и выбрать вариант наи более выгодный, экономичный.
Выбор пал на Сталинград. Его преимущества ока зались наиболее весомыми: удобное географическое
1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 37, стр. 353.
8
расположение по отношению к районам сбыта про дукции и получения сырья и топлива, наличие круп ного металлургического завода «Красный Октябрь» и машиностроительного — «Баррикады», могущих стать поставщиками специальной стали и отдельных деталей.
Закладка Сталинградского тракторного завода со стоялась 12 июля 1926 года, севернее Сталинграда, в 18 километрах от центра города. Место закладки — ровная полоса полынной степи вдоль Волги, ограж денная с запада Ергенинскими высотами. На торже ства прибыло из города и из окрестных сел более пят надцати тысяч человек. Первый кирпич в основание завода положил секретарь Сталинградского губкома ВКП(б) Б. П. Шеболдаев. Заместитель председателя ВСНХ В. П. Межлаук укрепил на вершине бетонной пирамидки металлический знак с надписью:
«ВСНХ СССР
РЕПЕР № 1 ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД»
Но строительство завода в 1926 году не началось. Еще продолжался спор о месте строительства — пре тенденты не отступали. Окончательное решение о строительстве тракторного завода в Сталинграде состоялось в апреле 1927 года. Волга — родина изо бретателя первого в мире трактора становилась при Советской власти родиной производства отечествен ных тракторов.
Еще более острый спор разгорелся среди специа листов плановых и проектных организаций по про екту завода: о мощности завода, типе трактора и тех нологии его производства. Спор имел принципиаль ную основу. Речь шла о судьбе отечественного трак торостроения, о том, какими путями оно должно
9