Файл: Сорокин Э.И. Взлетно-посадочные характеристики летательных аппаратов [учебное пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
вес Самолета и, с другой стороны, имеющих небольшое значе ние удельного веса для сохранения приемлемой весовой от дачи. Как было разобрано выше, для некоторых типов лета тельных аппаратов специального назначения безаэродромный старт (вертикальный или £ наклонных направляющих) может быть осуществлен с помощью стартовых ускорителей без зна чительного увеличения веса основной силовой установки. Одна ко этот метод не решает проблемы вертикальной посадки и, кроме того, такой вид старта, ввиду значительных осевых пе регрузок, не может быть приемлем для тяжелых транспортных
итем более пассажирских самолетов.
Внастоящее время уже разработано несколько типов ле тательных аппаратов, обладающих способностью вертикаль но взлетать и совершать посадку, сохраняя обычное горизон тальное положение фюзеляжа. В качестве силовых установок подобных летательных аппаратов используются ТРД и двига тели с винтами. Одна из возможных схем вертикально-взлета- ющего самолета с ТРД приведена на фиг. 51.
Для создания вертикальной тяги на режимах взлета и по садки имеется устройство, отклоняющее струю газов вниз. При наборе необходимой высоты путем регулирования устройства перепуска газов создается горизонтальная тяга, за счет кото рой самолет разгоняется и переходит к режиму горизонталь ного полета. Для обеспечения управляемости, ввиду неэффек тивности аэродинамических рулей, система управления имеет газовые рули, обеспечивающие управление самолетом и ба лансировку моментов на малых скоростях, в том числе и на режимах висения.
69
В других схемах для получения необходимой вертикальной силы используются отдельные так называемые подъемные двигатели, размещенные вертикально (фиг. 52).
Основной же ТРД обеспечивает разгон и полет на расчет ной скорости и высоте. Специфические условия работы подъ емных двигателей, а именно, кратковременность их работы только на взлете и посадке позволяют'создать ТРД или ЖРД с достаточно малым удельным весом. Как показывает анализ характеристик самолета с подобной комбинацией двигателей,
наиболее целесообразным является, применение большого чис ла малогабаритных подъемных двигателей, что дает выигрыш в общем весе двигательной установки и в повышении надеж ности работы такой системы, так как в случае отказа части двигателей самолет сможет совершить посадку с достаточно коротким пробегом.
Другой возможной схемой использования энергии ТРД для взлета и посадки является самолет с ТРД и подъемными тур бовентиляторами, создающими вертикальную тягу (фиг. 53). Турбовентиляторы приводятся во вращение специальными турбинами, работающими за счет энергии газов, отводимых от основного двигателя. Для вращения турбовентиляторов мо гут использоваться также и отдельные двигатели, являющиеся в этом случае газогенераторами турбин вентиляторов.
Кроме описанных схем самолетов, для вертикального взле та и посадки могут быть применены двигатели с винтами. При мером такой конструкции является летательный аппарат, у
которого винты или двигатели могут поворачиваться на 90° (фиг. 54).
70
\
Фиг. 53.
Фиг. 54.
71
При взлете и посадке винты работают как вертолетные, обеспечивая вертикальный спуск или подъем. Изменение на клона винтов обеспечивает переход к режиму горизонталь ного полета. Разновидностью данной схемы является самолет, у которого для обеспечения взлета и посадки поворачивается только часть двигателей или винтов, а остальные винты тяну щего типа используются для горизонтального полета. Приве денные схемы самолетов являются основными. Однако при практической реализации могут быть использованы также комбинации различных средств использования энергии сило вых установок для обеспечения вертикального взлета и по садки.
Исследования, проводящиеся в настоящее время в СССР
и за рубежом на созданных экспериментальных образцах само летов вертикального взлета и посадки, и достигнутые успехи в этом направлении дают основания полагать, что в недале ком будущем подобные летательные аппараты будут внедре ны в массовую эксплуатацию.
Ли т е р а т у р а
1.Го р о щ е н к о Б . Т. Динамика полета. ВВИА им. Жуковского,
1952.
2.О с т о с л а в с к и й И. В. Аэродинамика самолета. Оборонгиз,
1957.
3.Ж у к о в А. Я. Аэродинамика самолета. Часть II, РКВИАВУ,
1955.
4.Т о т и а ш в и л и Л. Г. Использование энергии ТРД для улучше
ния взлетно-посадочных характеристик самолета. Труды |
РИИ ГВФ |
им. Ленинского комсомола, 1962. |
|
5. Г а у х м а н Я. Н., К а с т о р с к и й В. Я., К у л е в |
В. А. Проб |
лемы безопасности авиационных перевозок. Труды РИИ ГВФ имени Ленинского комсомола, № 28, 1963.
6. Периодическая отечественная и зарубежная литература.
О Г Л А В Л Е Н И Е
|
I. Взлет и посадка летательного аппарата . |
|
|
Стр. |
|||
Г л а в а |
. . . |
3 |
|||||
|
§ |
1. |
Взлет летательного |
аппарата |
|
|
3 |
|
§ |
2. |
Влияние условий эксплуатации на взлетные ха |
|
|||
|
|
|
рактеристики самолета |
|
|
20 |
|
|
§ |
3. |
Особый случай в з л е т а ......................................... |
|
24 |
||
|
’§ |
4. |
Посадка летательного аппарата. . |
. . |
|
28 |
|
|
§ |
5. Влияние условий |
эксплуатации на |
посадочную |
|
||
|
|
|
дистанцию самолета ................................................. |
|
|
38 |
|
Г л а в а |
II. Средства улучшения взлетно-посадочных |
характери |
|||||
|
стик |
летательных а п п а р а т о в ......................................... |
|
41 |
|||
|
§ |
1. |
Взелт с у с к о р и т е л я м и ........................................ |
|
42 |
||
|
§ |
1. |
Взлет с ускорителями................................................. |
|
42 |
||
|
|
|
гателей .......................................................................... |
|
|
|
48 |
|
§ 3. Средства повышения подъемной силы . |
. . 5 |
1 |
||||
|
§ |
4. |
Средства уменьшения длины пробега при посадке |
60 |
|||
|
Л и т е р а т у р а |
|
|
|
72 |
Редактор доцент, кандидат технических наук Ю. Г. Л о г а ч е в
Технический редактор А. Н. Л ь в о в а Корректор Л. М. С т о р о ж е в ы х
Тираж 450 экз. |
ЯТ-27106 |
Зак. 388 |
Типография РЙИ |
ГВФ имени Ленинского комсомола |