Файл: Сорокин Э.И. Взлетно-посадочные характеристики летательных аппаратов [учебное пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вес Самолета и, с другой стороны, имеющих небольшое значе­ ние удельного веса для сохранения приемлемой весовой от­ дачи. Как было разобрано выше, для некоторых типов лета­ тельных аппаратов специального назначения безаэродромный старт (вертикальный или £ наклонных направляющих) может быть осуществлен с помощью стартовых ускорителей без зна­ чительного увеличения веса основной силовой установки. Одна­ ко этот метод не решает проблемы вертикальной посадки и, кроме того, такой вид старта, ввиду значительных осевых пе­ регрузок, не может быть приемлем для тяжелых транспортных

итем более пассажирских самолетов.

Внастоящее время уже разработано несколько типов ле­ тательных аппаратов, обладающих способностью вертикаль­ но взлетать и совершать посадку, сохраняя обычное горизон­ тальное положение фюзеляжа. В качестве силовых установок подобных летательных аппаратов используются ТРД и двига­ тели с винтами. Одна из возможных схем вертикально-взлета- ющего самолета с ТРД приведена на фиг. 51.

Для создания вертикальной тяги на режимах взлета и по­ садки имеется устройство, отклоняющее струю газов вниз. При наборе необходимой высоты путем регулирования устройства перепуска газов создается горизонтальная тяга, за счет кото­ рой самолет разгоняется и переходит к режиму горизонталь­ ного полета. Для обеспечения управляемости, ввиду неэффек­ тивности аэродинамических рулей, система управления имеет газовые рули, обеспечивающие управление самолетом и ба­ лансировку моментов на малых скоростях, в том числе и на режимах висения.

69


В других схемах для получения необходимой вертикальной силы используются отдельные так называемые подъемные двигатели, размещенные вертикально (фиг. 52).

Основной же ТРД обеспечивает разгон и полет на расчет­ ной скорости и высоте. Специфические условия работы подъ­ емных двигателей, а именно, кратковременность их работы только на взлете и посадке позволяют'создать ТРД или ЖРД с достаточно малым удельным весом. Как показывает анализ характеристик самолета с подобной комбинацией двигателей,

наиболее целесообразным является, применение большого чис­ ла малогабаритных подъемных двигателей, что дает выигрыш в общем весе двигательной установки и в повышении надеж­ ности работы такой системы, так как в случае отказа части двигателей самолет сможет совершить посадку с достаточно коротким пробегом.

Другой возможной схемой использования энергии ТРД для взлета и посадки является самолет с ТРД и подъемными тур­ бовентиляторами, создающими вертикальную тягу (фиг. 53). Турбовентиляторы приводятся во вращение специальными турбинами, работающими за счет энергии газов, отводимых от основного двигателя. Для вращения турбовентиляторов мо­ гут использоваться также и отдельные двигатели, являющиеся в этом случае газогенераторами турбин вентиляторов.

Кроме описанных схем самолетов, для вертикального взле­ та и посадки могут быть применены двигатели с винтами. При­ мером такой конструкции является летательный аппарат, у

которого винты или двигатели могут поворачиваться на 90° (фиг. 54).

70

\

Фиг. 53.

Фиг. 54.

71

При взлете и посадке винты работают как вертолетные, обеспечивая вертикальный спуск или подъем. Изменение на­ клона винтов обеспечивает переход к режиму горизонталь­ ного полета. Разновидностью данной схемы является самолет, у которого для обеспечения взлета и посадки поворачивается только часть двигателей или винтов, а остальные винты тяну­ щего типа используются для горизонтального полета. Приве­ денные схемы самолетов являются основными. Однако при практической реализации могут быть использованы также комбинации различных средств использования энергии сило­ вых установок для обеспечения вертикального взлета и по­ садки.

Исследования, проводящиеся в настоящее время в СССР

и за рубежом на созданных экспериментальных образцах само­ летов вертикального взлета и посадки, и достигнутые успехи в этом направлении дают основания полагать, что в недале­ ком будущем подобные летательные аппараты будут внедре­ ны в массовую эксплуатацию.

Ли т е р а т у р а

1.Го р о щ е н к о Б . Т. Динамика полета. ВВИА им. Жуковского,

1952.

2.О с т о с л а в с к и й И. В. Аэродинамика самолета. Оборонгиз,

1957.

3.Ж у к о в А. Я. Аэродинамика самолета. Часть II, РКВИАВУ,

1955.

4.Т о т и а ш в и л и Л. Г. Использование энергии ТРД для улучше­

ния взлетно-посадочных характеристик самолета. Труды

РИИ ГВФ

им. Ленинского комсомола, 1962.

 

5. Г а у х м а н Я. Н., К а с т о р с к и й В. Я., К у л е в

В. А. Проб­

лемы безопасности авиационных перевозок. Труды РИИ ГВФ имени Ленинского комсомола, № 28, 1963.

6. Периодическая отечественная и зарубежная литература.


О Г Л А В Л Е Н И Е

 

I. Взлет и посадка летательного аппарата .

 

 

Стр.

Г л а в а

. . .

3

 

§

1.

Взлет летательного

аппарата

 

 

3

 

§

2.

Влияние условий эксплуатации на взлетные ха­

 

 

 

 

рактеристики самолета

 

 

20

 

§

3.

Особый случай в з л е т а .........................................

 

24

 

’§

4.

Посадка летательного аппарата. .

. .

 

28

 

§

5. Влияние условий

эксплуатации на

посадочную

 

 

 

 

дистанцию самолета .................................................

 

 

38

Г л а в а

II. Средства улучшения взлетно-посадочных

характери­

 

стик

летательных а п п а р а т о в .........................................

 

41

 

§

1.

Взелт с у с к о р и т е л я м и ........................................

 

42

 

§

1.

Взлет с ускорителями.................................................

 

42

 

 

 

гателей ..........................................................................

 

 

 

48

 

§ 3. Средства повышения подъемной силы .

. . 5

1

 

§

4.

Средства уменьшения длины пробега при посадке

60

 

Л и т е р а т у р а

 

 

 

72

Редактор доцент, кандидат технических наук Ю. Г. Л о г а ч е в

Технический редактор А. Н. Л ь в о в а Корректор Л. М. С т о р о ж е в ы х

Тираж 450 экз.

ЯТ-27106

Зак. 388

Типография РЙИ

ГВФ имени Ленинского комсомола