Файл: Сорокин Э.И. Взлетно-посадочные характеристики летательных аппаратов [учебное пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прифдв= 0 , что наиболее часто осуществляется на самолетах:

д С у обд =

С у*

а [ j / T

f Ж - 1 - ^

Я в] =

=

С.а а З'обд

‘ обд ■

Су^обд'^'обд

(1.5)

На фиг. 9 приведена зависимость

&0бД= / ( В в)

для случая

йо^О . Относительное увеличение

коэффициента

подъемной

силы определяется значением &обд

и относительной площадью,

обдуваемой винтами

5 б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л Г>

•. —

А С у 0б д _ _ ^ 5обд

 

/1

а

обд —

£>

« о б д —- £ - •

 

( 1 .6 )

Зависимость А С у0бд —/( 5 в)для различных значений

при-

 

 

 

 

 

 

О

ведена на фиг. Ю.

Анализ приведенных соотношений позволяет сделать вывод о существенном увеличении Су, а следовательно, уменьшении

10


скорости отрыва самолета за счет обдувки крыла винтами,

причем прирост Су

увеличивается с ростом угла атаки или Су.

На существующих

винтовых самолетах, имеющих площадь

крыла, обдуваемую винтами

порядка 30^ 40%, и

значение

Вв зг 1,0^ 1,2, повышение Су

при отрыве составляет

15—25%.

При создании винтовых самолетов, имеющих очень корот­ кую длину разбега, целесообразно использовать обдувку вин­ том специального разрезного крыла или крыла с многощеле­ вым закрылком (фиг. 11). В этом случае за счет отклонения потока можно получить коэффициент подъемной силы, значи­

тельно превосходящий значения

Су, получаемые для крыльев

с закрылками обычного типа.

действуют следующие силы

При разбеге на самолет

(фиг. 12):

 

сила тяги двигателя Р,

сила лобового сопротивления Q,

сила трения колес F = Fx-f- F2,

подъемная сила У,

нормальная реакция земли

П

Спроектировав действующие силы на оси ОХ и ОУ, полу­ чим уравнения движения при разбеге:

Psin(a + <pA„)+ K - G - f JV = 0;

(1.7)

Pcos (а + срдв) — Q — F = m ~ = mjp.

(1.8)

Сила трения может быть выражена через коэффициент трения и нормальную реакцию

F=f N.

Фиг. 12. Схема сил, действующих на самолет при разбеге.

12

Коэффициент трения / зависит от состояния поверхности аэро­ дрома и от типа шасси (колесное или лыжное). Для колесного шасси в среднем коэффициент трения имеет следующие значе­ ния:

бетонное покрытие / ^ 0,03 н- 0,04;

грунтовый аэродром / ^ 0,06 н -0,1.

Обычно у самолетов сумма углов a -f- срд„ невелика, так что с достаточной степенью точности можно считать

sin (a -f фд„) = 0, cos (а -f- срдв) = 1.

При этом сила нормальной реакции, определенная из уравне­ ния (1.7), будет равна

N = О — К,

а сила трениг

F = f ( G Y).

(1.9)

При разбеге скорость увеличивается, вследствие чего лобо­ вое сопротивление увеличивается, а сила трения падает за счет возрастания подъемной силы. Изменение сил Q, F и тяги по скорости при разбеге приведено на фиг. 13. Ускорение при разбеге получим из уравнения (1.8), заменив силу трения по формуле (1.9),

, _ d V _ \ Р Q + / ( G - К)]

h ~ d t ~ g \G

G

J

(1 .Ю )

13


Для определения времени разбега уравнение (1.10) интегри­ руется в пределах от V = 0 до V— VoTp

. _

Wrp

dV

p~ f

J P

Q + A G - Y f

о

g [G

G

Ускорение / р можно представить:

. ^ d V d L _ v d V _ l d ( V * ) Jp ' dt dL V dL 2 dL '

Длина разбега Z.p2 будет равна:

Z.p =

1

V’oTp

 

dV

( 1. 11)

2

/

ё

р Q + / { G - Y ) |

 

 

J

G

 

 

 

О

 

 

Вычисление времени и длины разбега производится методом численного или графического интегрирования, имея зависи­ мость сил от скорости (фиг. 13).

Для приближенного расчета времени и длины разбега при­ меняется метод, при котором принимают, что разбег выпол­ няется с постоянным ускорением, равным некоторому средне­ му значению / ср.

В этом случае время и длина разбега вычисляются по фор­ мулам:

t_^°тр

РЛ Р

/_ ^втр2

Р~~ 2усР '

Ускорение при разбеге, как это следует из формулы (1.10), зависит от тяги и суммы сил Q + F. При минимальном значе­ нии Q -ф/7 ускорение будет максимальным. Сумма же Q -j-/7 при определенном состоянии аэродрома определяется только углом атаки или Су при разбеге. Для нахождения Су, при котором (Q + /7) минимально, необходимо решить уравнение:

d{Q + F)

(1.12)

д С у

14


Q ~ C XopqS-{-ACy^qS; F —f G —fCyqS\

Cxо p — Cx0-f- Д Схш~(- Д Схщ,

где Cxо— коэффициент лобового сопротивления при Су = 0, ДСХЩи ДСхш— прирост коэффициента лобового сопротивления за счет выпуска щитков (закрылков) и шасси соответственно.

Подставляя значения Q и F в уравнение (1.12), получим:

2 А СурqS —fqS —0;

С

- X .

А — — ■

Сур

2 А ’

Л - 7г/,’

 

_Гкщ_

 

с ур_

^

Значение >-3 вычисляется с учетом влияния земли. При раз­ беге крыло, располагающееся близко от земли, создает мень­ ший скос потока (фиг. 14), а следовательно, имеет меньшее ин­ дуктивное сопротивление, что эквивалентно увеличению эффек. тивного удлинения крыла. Приближенно можно считать

= 2,5

&3 ёлг/янгя Зе/чму

T 7T T V ?rr777T W T W T W yW ^

Фиг. 14.

Таким образом, существует оптимальный Сура3б, при котором сумма сил лобового сопротивления и трения минимальна. На фиг. 15 приведена зависимость (Q-f-/7) от Су, типичная для всех самолетов.

15

Анализ этой зависимости позволяет сделать вывод о том, что в довольно широком диапазоне изменения Су сумма (Q -f- F) практически меняется очень мало, а следовательно, при расчете среднего ускорения можно считать ее равной

(Q + /=)«

„тсХ.

Су— Су разб — / ^2

Среднее ускорение при разбеге допустимо рассчитывать при среднем значении скоростного напора при разбеге, то есть

_ р К отр

: __^ср

<7ср

Jcp~ т

 

/ ? ер = ^ср — (Q + F) = Рср — С*op ?ср S — ЛСу р2 qcp S —fG -f

+ / С У р q, р 5 = Р ср - <?ср 5 ( с ™ р + / 2 ^ - 3 - Г ^ ) - / С =

 

 

 

,иЖ3

 

 

 

'X ор

Ус р g

Р с р

/ +

(1.13)

G

2 С,Уотр

 

 

16


Среднее значение тяги Ptp

берется при Vcp'- =

0,5 V0Tps,

то есть при 1/ср = 0,7

Котр.

 

 

 

 

 

Сумму

 

 

 

 

 

 

 

 

С

_ / 2^

 

 

 

 

^ х op

J

^

 

 

 

/ +

2 СУотр

 

 

 

 

 

 

 

 

назовем приведенным

коэффициентом

трения /'.

 

Значения /'д л я разбега по бетону

при /= 0 ,0 4

для раз­

личных самолетов приведены в таблице 1. Как следует из при­ веденных данных, / ' превышает / во всех случаях примерно на 0,01 -0,014.

Следовательно, при расчете длины разбега можно с доста­ точной степенью точности полагать, что для X= 8 -н 10

/'- /+ (0 ,0 1 ^ 0 ,0 1 4 ) .

В результате длина разбега будет равна:

 

Ч. = - - 7 + + -

О .Н )

 

 

2* $ - / 1

 

Самолет

/

f

 

/ср

X

Ли-2

0,04

0,0482

1,3 м сек2

э,ое

Ил-14

0,04

0,0510

1,56

м сек-

10

Ил-18

0,04

0,0535

1,56

 

10

Ту-104 •

0,04

0,053

1,68

 

7,05

МиГ-17

0,04

0,06

3,5

м сек

4,08

Разгон с набором высоты

После отрыва от земли скорость самолета соответствует второму режиму полета и не является достаточной для эффек­ тивного набора высоты. В зависимости от тяговооруженности, как уже указывалось ранее, для увеличения скорости выпол-

2 Зак. 388 Г ГОС. ПУБЛИЧНАЯ

ГосТпуЗтйчнаяГ

1 НАУЧН-ТЕХгС. -СКАЯ]

научно-те'нш*;;

Г ^ ^ О Т Е К А -С ССР

 

. . ж т '

■:

 

Э1 ‘

:1 УЛГЛ-Р

 

; ЧИТАЛ

НСТ'О

г