Файл: Маркелов В.Р. Слава Златоуста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

за. Своим практическим опытом они доказали выполни­ мость поставленной задачи.

Поход за овладение знаниями начался в цехе еще не­ сколько лет тому назад по инициативе машиниста зава­ лочной машины, Героя Социалистического Труда, комму­ ниста Александра Григорьевича Новикова, показавшего личный пример изумительного упорства в достижении поставленной цели и увлекшего своих товарищей стале­ варов.

Девять лет назад сталевар А. Слободчиков имел об­ разование в объеме четырех классов начальной школы. Ныне он получил диплом техника-металлурга. Немало бессонных ночей провел он за учебниками и чертежами. А ведь у него — жаркая работа, у него — семья, дети...

Многое мог бы порассказать о трудностях учебы без от­ рыва от производства и сталевар С. Сафиев, но и для него эти трудности теперь уже — пройденный этап. Ныне в бригаде Сафиева учеба стала таким же обязательным делом, как и выполнение плановых производственных заданий.

Почти все сталевары второго мартеновского цеха учатся: десять — в вечернем техникуме, один — в инсти­ туте, двое в школе рабочей молодежи; готовятся стать техниками многие подручные сталеваров.

Металлурги имеют широкие возможности для получе­ ния среднего и высшего образования без отрыва от про­ изводства. Наряду с вечерним отделением техникума и ШРМ на заводе вот уже десять лет функционирует вечер­ ний заочный факультет Челябинского политехнического института. Этот факультет уже выпустил около 300 ин­ женеров, а сегодня в его аудиториях насчитывается 1100 студентов-вечерников и заочников. В ответ на почин сталеваров преподаватели факультета организовали на общественных началах в цехах консультационные пункты в помощь рабочим ведущих профессий, готовящимся

82

к поступлению в институт или техникум. Школа мастеров реорганизована таким образом, что дает теперь заканчи­ вающим ее среднее образование. На базе центральной заводской лаборатории создан университет технико-эко­ номических знаний.

Уже начинают сказываться практические результаты претворения в жизнь семилетнего плана обучения кадров. Если в 1958 году в числе инженерно-технических работ­ ников завода насчитывалось 40 процентов так называ­ емых -практиков, то в 1962 году они составляют только

24процента.

Сначалом 1962-63 учебного года в общей сложности более двух с половиной тысяч рабочих, служащих и спе­ циалистов металлургического завода сели за парты... Это уже не просто завод-школа, это завод-университет. И не случайно в совнархозе поговаривают о превращении

Златоустовского металлургического завода в завод-втуз. Действительно, вряд ли можно найти в области другое предприятие, более подготовленное и созревшее для этого.

•к к *

Двадцать, второй съезд Коммунистической партии вы­ звал в жизни коллектива металлургов много нового. И не только в экономике, хозяйственной и партийной работе. Словно яровой посев после первого летнего дождя, по­ шли в буйный рост общественные начала в самых раз­ личных областях заводской жизни. Возникают, напри­ мер, общественные конструкторские бюро, где молодые специалисты по собственному почину берутся за разра­ ботку неотложных проблем технического прогресса, бес­ корыстно посвящая этому свой досуг. Страстные книго­ любы— работницы Н. Комарова, В. Попова, Н. Пашкова, рабочий Г. Белоцерковский и многие другие,—отработав свою смену на производстве, становятся на некоторое

4*

83


время библиотекарями в цехах — это их общественная профессия. Пенсионер-прокатчик И. А. Фадеев возглав­ ляет бригаду из своих товарищей-ветеранов и едет в подшефный колхоз строить дома и животноводческие фермы. Инженер Д. Гололобов становится руководите­ лем заводского филиала отделения Общества по «распро­ странению знаний. Комсомольцы организуют молодеж­ ное кафе «Юность»... И все это — на общественных нача­ лах. Удивительно быстро эти три слова завоевали широкую популярность.

И сами люди как-то по-новому взглянули на себя, поновому увидели и оценили многое из того, к чему давно привыкли и чего даже не замечали.

...На последней неделе января 1962 года во втором мартеновском цехе проходили не совсем обычные рабо­ чие собрания по сменам. Не было на них традиционного докладчика из руководящих товарищей. И не было тех мучительно неприятных пауз, когда председательствую­ щий трижды и четырежды спрашивает, обводя глазами опущенные лица собравшихся: «Ну, кто хочет высту­ пить?» Спрашивать не приходилось: едва успевал закон­ чить речь один оратор, как с места в зале поднимался другой. Необычным был и сам вопрос, поставленный на повестку дня собрания: «О тех, кто рядом».

'Рядом с кем? С тобой, с нами, с каждым. Иными сло­ вами говоря, речь шла о товарищеской взаимопомощи в труде, ученье и в быту, о взаимодоверии и уважении, а главным образом об ответственности перед коллективом за свою работу и поведение.

Собственно эти собрания явились своеобразным про­ должением почина группы передовых сталеваров второ­ го мартена — «Каждому рабочему ведущей профессии—■ среднее образование».

— Начинание это ко многому обязывает нас,—говорит начальник цеха В. В. Солодовников.— И дело не только

84

Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета СССР, машинист завалочной машины мартеновского цеха № 2 Алек­ сандр Григорьевич Новиков

в том, что мы обязаны показать пример, раз уж взялись. Уже сейчас более 150 рабочих ведущих профессий наше­ го цеха учатся в различных учебных заведениях, полу­

отрыва от произ­ водства среднее и высшее техническое образование. Но мы ставим задачу ши­ ре: надо, чтобы учились

все.

В партбюро цеха ре­ шили попросить Героя Со­ циалистического Труда, машиниста завалочной машины Александра Гри­ горьевича Новикова вы­ ступить на рабочих соб­ раниях и просто, по-рабо­ чему, рассказать о том, как он сам учился, какие трудности пришлось пре­ одолеть ему на пути к диплому техника. И вот он рассказывает, и мно­ гим его товарищам по це­ ху становится совестно за себя, за свою нерадивость.

Идет собрание. Про­ сторный зал красного уголка полон, никто не ушел домой. Безыскусный

рассказ А. Г. Новикова о с бей жизни, доклад без «тези­ сов» и «шпаргалок», с первых же слов приковывает вни­ мание слушателей.

Александр Григорьевич Новиков здесь не гость, не «штатный» докладчик, а равный со всеми член единой

85


рабочей семьи. Прошло ровно тридцать лет с того дня, когда он впервые молодым пареньком пришел на Злато­ устовский металлургический завод и взял в руки уголь­ ную лопату. В том же 1932 году Саша Новиков вступил в комсомол. И не было за все эти три десятка лет в его жизни даже одного дня, свободного от oöuxecfBenHoii работы, так что и оглянуться на себя некогда было.

Но оглянуться все же пришлось. На сорок втором го­ ду жизни Александр Григорьевич почувствовал, что мо­ жет отстать, если не возьмется немедленно за повышение своего общеобразовательного и технического уровня. «Надо учиться! — твердо решил он»,—и пошел в седьмой класс вечерней школы и одновременно — в школу масте­ ров. Потом поступил на вечернее отделение металлурги­ ческого техникума...

— Сам поступил и нас, молодых, потянул за собой,— рассказывает сталевар Сафиев.— Спустя некоторое вре­ мя спрашивает: «Ну, как дела идут, Сагит?» — «Плохо, говорю, идут, больно работы много — тяжело.» — «А мне, отвечает, думаешь, легко?» И верно, знали мы, как нелегко приходится нашему старшему другу. Жена у не­ го в больнице лежит, потом, слышим, обе ноги у нее ам­ путировали. Ну, думаем, не до ученья теперь Александру Григорьевичу, бросит он техникум. Так нет же, не сломи­ ло его это несчастье, выстоял! И когда пришла пора экза­ менов, Новиков сдавал их не хуже других.

— Недавно у нас в техникуме,— продолжает рассказ Сафиев,—проходил диспут на тему о том, каким мы себе представляем человека будущего коммунистического об­ щества. Я выступил и сказал, что многие черты облика нового человека можно сегодня уже видеть в таких раз­ ведчиках будущего, как наш товарищ Новиков. Это чело­ век сильной воли и ясной души. Ему присуще многое из того, что мы называем коммунистическими чертами ха­

86

рактера: честность и справедливость бескорыстная го­ товность помочь товарищу. Уж он не обманет, не подве­ дет и как скажет, так и будет. Он любит свою профессию и дело знает отлично. У него можно поучиться. А ведь поучиться следует многим из нас. Есть у нас в коллективе такие люди, что не дорожат своей рабочей честью, готовы променять ее на рюмку водки. Возьмем к примеру това­ рища Н...

И пошел тут нелицеприятный разговор начистоту. Де­ ло в том, что готовясь к собранию, партийные и проф­ союзные активисты-рабочие побывали у многих товари­ щей на квартире, беседовали с их женами и соседями, с педагогами тех классов, в которых учатся дети мартенов­ цев. Так что поговорить было о чем. В числе пожелавших выступить оказались и те, кто никогда ни по какому пово­

ду на собраниях не выступал, полагая, что их «это не ка­ сается». А тут коснулось всех...

По существу разговор, начатый тогда во втором мартеновском цехе, предвосхитил появившиеся семь ме­ сяцев спустя выступление в печати знатной украинской колхозницы Героя Социалистического Труда Н. Г. Заглады и фрезеровщика Кировского завода И. Д. Леоно­ ва о чести советского труженика и добром имени рабо­ чего.

Что же касается А. Г. Новикова, то металлурги по достоинству оценили прекрасные качества его души и на выборах в марте 1962 года выдвинули, а народ избрал его депутатом Верховного Совета СССР по Златоустов­ скому избирательному округу. Еще ярче светит маяк, указывая людям, каким должен становиться человек на пути к коммунизму.

И таких маяков на заводе уже немало. Борьба за

большой, отличный металл слилась

воедино с борьбой

за нового человека, достойного стать

членом коммуни­

стического общества.

 

87


** *

Летом 1962 года на страницах городской газеты «Зла­ тоустовский рабочий» как-то неожиданно возникла дис­ куссия читателей на тему: «За что мы любим свой го­ род?» Но она была подсказана самой жизнью, а начал ее своим выступлением «Спор с незнакомкой» молодой ста­ левар металлургического завода Леонид Макеев. Начал, потому, что не мог молчать. Оскорбленное чувство рабо­ чей чести и гордости, чувство патриота заставило его взяться за перо. А дело было так.

Вечером возвращались Леонид и его приятель Генна­ дий из театра. По дороге в трамвае случайно разговори­ лись с незнакомой девушкой-попутчицей. Девушка воз­ мущалась: «Скучно у вас тут. Златоуст — это город, где одним только работягам жить, ничего кроме работы не знающим.»

— Да, у нас все работают,— подтвердил Геннадий.— Мы вот тоже сейчас прямо из театра на завод едем.—Де­ вушка отвернулась...

Больно задели слова незнакомки ребят. «Что знает она, ищущая развлечений, о нашем городе? Не «работя­ ги», а рабочие, замечательные мастера, живут в этом го­ роде, те самые, что своим героическим трудом создавали счастливую жизнь для нас, молодых,— писал Леонид Ма­ кеев в своей статье.— Да, на улицах нашего города еще немало всякого мусора, но это — строительный мусор главным образом. Да, у нас часто невозможно достать билета в кино или на молодежный бал, но разве это не свидетельствует о высоком культурном уровне наших лю­ дей? Мой знакомый сталевар Ильиных, студент заочного института, в своей записной книжке носит эпиграммы Бернса и сонеты Шекспира, заучивая их по дороге в цех. Есть у нас и собственное суждение о романах Ремарка, повестях Аксенова, о стихах Рождественского и пьесах Арбузова».

88

Не будь Леонид таким скромным и застенчивым пар­ нем, он мог бы сказать о себе кое-что весьма интересное и убедительное. В свои двадцать лет он успел одновре­ менно закончить среднюю школу и профессиональнотехническое училище металлургов, а затем, в какие-то полтора-два года овладеть новейшей техникой производ­ ства высококачественной жаропрочной стали и занять ответственный пост сталевара у пульта управления ва­ куумной электропечи. В местных газетах печатаются стихи Макеева—-такие талантливые, яркие, самобытные, что могли бы украсить собой поэтическую рубрику лю­ бого «толстого» журнала.

Мог бы он в своем споре с незнакомкой привести и. кое-какие данные насчет культуры родного города, если:

бы имел их под рукой. Мог бы сказать, например, что за'

последние только пять лет в Златоусте построено для1

трудящихся девять с половиной тысяч благоустроенных

квартир, открыто десять новых школ, а число обучаю­

щихся в школах и учебных заведениях, детей и взрос­

лых, достигло 40 тысяч. И мог бы прямо указать пальцем:

«Смотри, вот широкоэкранный кинотеатр «Комсомолец»,

вот огромный универсальный магазин на улице Ленина,

вот вторая уже школа-интернат, а там —: новый

молоч­

ный завод... Знаешь ли ты, строгая незнакомка,

что еще

в прошлом году ничего этого не было? Так растет мой город.»

Отдых, развлечения? Металлурги имеют два клуба,- свой самодеятельный театр и еще десяток коллективов ху­ дожественной самодеятельности—два хора, ансамбль пес­ ни и пляски, оркестр, изостудию... К их услугам пять ста­ ционарных и 39 передвижных библиотек. Уже вошли в обычай читательские конференции и дискуссии в красных уголках цехов и общежитий. Есть у нас и свои универси­ теты культуры, где рабочие учатся понимать искусство.

Но, может быть, вам больше по душе увлечение спор­

89