ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
за. Своим практическим опытом они доказали выполни мость поставленной задачи.
Поход за овладение знаниями начался в цехе еще не сколько лет тому назад по инициативе машиниста зава лочной машины, Героя Социалистического Труда, комму ниста Александра Григорьевича Новикова, показавшего личный пример изумительного упорства в достижении поставленной цели и увлекшего своих товарищей стале варов.
Девять лет назад сталевар А. Слободчиков имел об разование в объеме четырех классов начальной школы. Ныне он получил диплом техника-металлурга. Немало бессонных ночей провел он за учебниками и чертежами. А ведь у него — жаркая работа, у него — семья, дети...
Многое мог бы порассказать о трудностях учебы без от рыва от производства и сталевар С. Сафиев, но и для него эти трудности теперь уже — пройденный этап. Ныне в бригаде Сафиева учеба стала таким же обязательным делом, как и выполнение плановых производственных заданий.
Почти все сталевары второго мартеновского цеха учатся: десять — в вечернем техникуме, один — в инсти туте, двое в школе рабочей молодежи; готовятся стать техниками многие подручные сталеваров.
Металлурги имеют широкие возможности для получе ния среднего и высшего образования без отрыва от про изводства. Наряду с вечерним отделением техникума и ШРМ на заводе вот уже десять лет функционирует вечер ний заочный факультет Челябинского политехнического института. Этот факультет уже выпустил около 300 ин женеров, а сегодня в его аудиториях насчитывается 1100 студентов-вечерников и заочников. В ответ на почин сталеваров преподаватели факультета организовали на общественных началах в цехах консультационные пункты в помощь рабочим ведущих профессий, готовящимся
82
к поступлению в институт или техникум. Школа мастеров реорганизована таким образом, что дает теперь заканчи вающим ее среднее образование. На базе центральной заводской лаборатории создан университет технико-эко номических знаний.
Уже начинают сказываться практические результаты претворения в жизнь семилетнего плана обучения кадров. Если в 1958 году в числе инженерно-технических работ ников завода насчитывалось 40 процентов так называ емых -практиков, то в 1962 году они составляют только
24процента.
Сначалом 1962-63 учебного года в общей сложности более двух с половиной тысяч рабочих, служащих и спе циалистов металлургического завода сели за парты... Это уже не просто завод-школа, это завод-университет. И не случайно в совнархозе поговаривают о превращении
Златоустовского металлургического завода в завод-втуз. Действительно, вряд ли можно найти в области другое предприятие, более подготовленное и созревшее для этого.
•к к *
Двадцать, второй съезд Коммунистической партии вы звал в жизни коллектива металлургов много нового. И не только в экономике, хозяйственной и партийной работе. Словно яровой посев после первого летнего дождя, по шли в буйный рост общественные начала в самых раз личных областях заводской жизни. Возникают, напри мер, общественные конструкторские бюро, где молодые специалисты по собственному почину берутся за разра ботку неотложных проблем технического прогресса, бес корыстно посвящая этому свой досуг. Страстные книго любы— работницы Н. Комарова, В. Попова, Н. Пашкова, рабочий Г. Белоцерковский и многие другие,—отработав свою смену на производстве, становятся на некоторое
4* |
83 |
время библиотекарями в цехах — это их общественная профессия. Пенсионер-прокатчик И. А. Фадеев возглав ляет бригаду из своих товарищей-ветеранов и едет в подшефный колхоз строить дома и животноводческие фермы. Инженер Д. Гололобов становится руководите лем заводского филиала отделения Общества по «распро странению знаний. Комсомольцы организуют молодеж ное кафе «Юность»... И все это — на общественных нача лах. Удивительно быстро эти три слова завоевали широкую популярность.
И сами люди как-то по-новому взглянули на себя, поновому увидели и оценили многое из того, к чему давно привыкли и чего даже не замечали.
...На последней неделе января 1962 года во втором мартеновском цехе проходили не совсем обычные рабо чие собрания по сменам. Не было на них традиционного докладчика из руководящих товарищей. И не было тех мучительно неприятных пауз, когда председательствую щий трижды и четырежды спрашивает, обводя глазами опущенные лица собравшихся: «Ну, кто хочет высту пить?» Спрашивать не приходилось: едва успевал закон чить речь один оратор, как с места в зале поднимался другой. Необычным был и сам вопрос, поставленный на повестку дня собрания: «О тех, кто рядом».
'Рядом с кем? С тобой, с нами, с каждым. Иными сло вами говоря, речь шла о товарищеской взаимопомощи в труде, ученье и в быту, о взаимодоверии и уважении, а главным образом об ответственности перед коллективом за свою работу и поведение.
Собственно эти собрания явились своеобразным про должением почина группы передовых сталеваров второ го мартена — «Каждому рабочему ведущей профессии—■ среднее образование».
— Начинание это ко многому обязывает нас,—говорит начальник цеха В. В. Солодовников.— И дело не только
84
в том, что мы обязаны показать пример, раз уж взялись. Уже сейчас более 150 рабочих ведущих профессий наше го цеха учатся в различных учебных заведениях, полу
отрыва от произ водства среднее и высшее техническое образование. Но мы ставим задачу ши ре: надо, чтобы учились
все.
В партбюро цеха ре шили попросить Героя Со циалистического Труда, машиниста завалочной машины Александра Гри горьевича Новикова вы ступить на рабочих соб раниях и просто, по-рабо чему, рассказать о том, как он сам учился, какие трудности пришлось пре одолеть ему на пути к диплому техника. И вот он рассказывает, и мно гим его товарищам по це ху становится совестно за себя, за свою нерадивость.
Идет собрание. Про сторный зал красного уголка полон, никто не ушел домой. Безыскусный
рассказ А. Г. Новикова о с бей жизни, доклад без «тези сов» и «шпаргалок», с первых же слов приковывает вни мание слушателей.
Александр Григорьевич Новиков здесь не гость, не «штатный» докладчик, а равный со всеми член единой
85
рабочей семьи. Прошло ровно тридцать лет с того дня, когда он впервые молодым пареньком пришел на Злато устовский металлургический завод и взял в руки уголь ную лопату. В том же 1932 году Саша Новиков вступил в комсомол. И не было за все эти три десятка лет в его жизни даже одного дня, свободного от oöuxecfBenHoii работы, так что и оглянуться на себя некогда было.
Но оглянуться все же пришлось. На сорок втором го ду жизни Александр Григорьевич почувствовал, что мо жет отстать, если не возьмется немедленно за повышение своего общеобразовательного и технического уровня. «Надо учиться! — твердо решил он»,—и пошел в седьмой класс вечерней школы и одновременно — в школу масте ров. Потом поступил на вечернее отделение металлурги ческого техникума...
— Сам поступил и нас, молодых, потянул за собой,— рассказывает сталевар Сафиев.— Спустя некоторое вре мя спрашивает: «Ну, как дела идут, Сагит?» — «Плохо, говорю, идут, больно работы много — тяжело.» — «А мне, отвечает, думаешь, легко?» И верно, знали мы, как нелегко приходится нашему старшему другу. Жена у не го в больнице лежит, потом, слышим, обе ноги у нее ам путировали. Ну, думаем, не до ученья теперь Александру Григорьевичу, бросит он техникум. Так нет же, не сломи ло его это несчастье, выстоял! И когда пришла пора экза менов, Новиков сдавал их не хуже других.
— Недавно у нас в техникуме,— продолжает рассказ Сафиев,—проходил диспут на тему о том, каким мы себе представляем человека будущего коммунистического об щества. Я выступил и сказал, что многие черты облика нового человека можно сегодня уже видеть в таких раз ведчиках будущего, как наш товарищ Новиков. Это чело век сильной воли и ясной души. Ему присуще многое из того, что мы называем коммунистическими чертами ха
86
рактера: честность и справедливость бескорыстная го товность помочь товарищу. Уж он не обманет, не подве дет и как скажет, так и будет. Он любит свою профессию и дело знает отлично. У него можно поучиться. А ведь поучиться следует многим из нас. Есть у нас в коллективе такие люди, что не дорожат своей рабочей честью, готовы променять ее на рюмку водки. Возьмем к примеру това рища Н...
И пошел тут нелицеприятный разговор начистоту. Де ло в том, что готовясь к собранию, партийные и проф союзные активисты-рабочие побывали у многих товари щей на квартире, беседовали с их женами и соседями, с педагогами тех классов, в которых учатся дети мартенов цев. Так что поговорить было о чем. В числе пожелавших выступить оказались и те, кто никогда ни по какому пово
ду на собраниях не выступал, полагая, что их «это не ка сается». А тут коснулось всех...
По существу разговор, начатый тогда во втором мартеновском цехе, предвосхитил появившиеся семь ме сяцев спустя выступление в печати знатной украинской колхозницы Героя Социалистического Труда Н. Г. Заглады и фрезеровщика Кировского завода И. Д. Леоно ва о чести советского труженика и добром имени рабо чего.
Что же касается А. Г. Новикова, то металлурги по достоинству оценили прекрасные качества его души и на выборах в марте 1962 года выдвинули, а народ избрал его депутатом Верховного Совета СССР по Златоустов скому избирательному округу. Еще ярче светит маяк, указывая людям, каким должен становиться человек на пути к коммунизму.
И таких маяков на заводе уже немало. Борьба за
большой, отличный металл слилась |
воедино с борьбой |
за нового человека, достойного стать |
членом коммуни |
стического общества. |
|
87
** *
Летом 1962 года на страницах городской газеты «Зла тоустовский рабочий» как-то неожиданно возникла дис куссия читателей на тему: «За что мы любим свой го род?» Но она была подсказана самой жизнью, а начал ее своим выступлением «Спор с незнакомкой» молодой ста левар металлургического завода Леонид Макеев. Начал, потому, что не мог молчать. Оскорбленное чувство рабо чей чести и гордости, чувство патриота заставило его взяться за перо. А дело было так.
Вечером возвращались Леонид и его приятель Генна дий из театра. По дороге в трамвае случайно разговори лись с незнакомой девушкой-попутчицей. Девушка воз мущалась: «Скучно у вас тут. Златоуст — это город, где одним только работягам жить, ничего кроме работы не знающим.»
— Да, у нас все работают,— подтвердил Геннадий.— Мы вот тоже сейчас прямо из театра на завод едем.—Де вушка отвернулась...
Больно задели слова незнакомки ребят. «Что знает она, ищущая развлечений, о нашем городе? Не «работя ги», а рабочие, замечательные мастера, живут в этом го роде, те самые, что своим героическим трудом создавали счастливую жизнь для нас, молодых,— писал Леонид Ма кеев в своей статье.— Да, на улицах нашего города еще немало всякого мусора, но это — строительный мусор главным образом. Да, у нас часто невозможно достать билета в кино или на молодежный бал, но разве это не свидетельствует о высоком культурном уровне наших лю дей? Мой знакомый сталевар Ильиных, студент заочного института, в своей записной книжке носит эпиграммы Бернса и сонеты Шекспира, заучивая их по дороге в цех. Есть у нас и собственное суждение о романах Ремарка, повестях Аксенова, о стихах Рождественского и пьесах Арбузова».
88
Не будь Леонид таким скромным и застенчивым пар нем, он мог бы сказать о себе кое-что весьма интересное и убедительное. В свои двадцать лет он успел одновре менно закончить среднюю школу и профессиональнотехническое училище металлургов, а затем, в какие-то полтора-два года овладеть новейшей техникой производ ства высококачественной жаропрочной стали и занять ответственный пост сталевара у пульта управления ва куумной электропечи. В местных газетах печатаются стихи Макеева—-такие талантливые, яркие, самобытные, что могли бы украсить собой поэтическую рубрику лю бого «толстого» журнала.
Мог бы он в своем споре с незнакомкой привести и. кое-какие данные насчет культуры родного города, если:
бы имел их под рукой. Мог бы сказать, например, что за' |
|
последние только пять лет в Златоусте построено для1 |
|
трудящихся девять с половиной тысяч благоустроенных |
|
квартир, открыто десять новых школ, а число обучаю |
|
щихся в школах и учебных заведениях, детей и взрос |
|
лых, достигло 40 тысяч. И мог бы прямо указать пальцем: |
|
«Смотри, вот широкоэкранный кинотеатр «Комсомолец», |
|
вот огромный универсальный магазин на улице Ленина, |
|
вот вторая уже школа-интернат, а там —: новый |
молоч |
ный завод... Знаешь ли ты, строгая незнакомка, |
что еще |
в прошлом году ничего этого не было? Так растет мой город.»
Отдых, развлечения? Металлурги имеют два клуба,- свой самодеятельный театр и еще десяток коллективов ху дожественной самодеятельности—два хора, ансамбль пес ни и пляски, оркестр, изостудию... К их услугам пять ста ционарных и 39 передвижных библиотек. Уже вошли в обычай читательские конференции и дискуссии в красных уголках цехов и общежитий. Есть у нас и свои универси теты культуры, где рабочие учатся понимать искусство.
Но, может быть, вам больше по душе увлечение спор
89