ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
Рис. 1.
18
ет противоположная тенденция — стремление к умень
шению размеров. Вообще говоря, тенденций много, и они различны. Однако в конечном счете все эти тен денции «нацелены» в одну точку, которую можно ус ловно назвать «идеальной машиной». Основные при знаки «идеальной машины» состоят в следующем:
вес, объем и площадь объекта, с которым машина работает (то есть транспортирует, обрабатывает и т. п.), совпадают или почти совпадают с весом, объемом и
площадью самой машины; все части «идеальной машины» все время выполняют
полезную работу в полную меру своих расчетных воз можностей.
Машины существуют не «сами по себе»: они созданы для выполнения той или иной работы. Чем меньше в машине обслуживающих частей, тем ближе машина к идеальной. Рассмотрим в качестве примера самолет (рис. 1). Крылья, шасси, хвостовое оперение — все это нужно для того, чтобы поднять в воздух людей и груз Если зачеркнуть лишнее, останется летающая кабина. К этому идеалу и стремятся, проектируя самолеты с большой кабиной и относительно небольшими «обслу живающими» частями.
3.Всякая машина состоит из частей, между которы ми существует органическая связь. Поэтому изменение одной части машины вызывает определенные измене ния и других ее частей.
4.В силу различных причин, на каждом этапе разви
19
тия машины создаются условия, наиболее благоприят ные для преимущественного изменения одной из ее частей. В результате эта часть «обгоняет» в своем развитии другие части, изменение которых происходит сравнительно медленными темпами.
5. Начиная с некоторого момента, внесение новых усовершенствований в наиболее развитую часть ма шины теряет смысл. Изменение этой части уже не улучшает характеристик машины — они определяются теперь показателями отстающих частей. Так возникают противоречия между частями (или свойствами) ма шины.
История машин и процессов представляет собой ис торию появления и устранения технических противоре
чий. |
|
|
|
Технические противоречия |
не |
могут, как |
правило, |
быть устранены обычными, |
уже |
известными |
для дан |
ной |
машины |
путями. |
Это |
проявляется в |
том |
, что не |
возможно улучшить |
одну |
из характеристик |
машины |
|||
без |
ухудшения других ее характеристик. |
|
|
|||
6. |
Сходные |
технические |
противоречия |
устраняются |
сходными средствами. Поэтому изобретатель во мно гих случаях может плодотворно использовать приемы, уже найденные в других, более развитых системах.
Изобретательских задач много, они практически не исчислимы. Но типов технических противоречий, со держащихся в этих задачах, относительно мало. Это и делает возможным создание теории изобретательства.
20
Рис. 2.
21
Изучив основные типы технических противоречий и способы их устранения, изобретатель получит возмож ность решать широкий круг задач.
С МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ТОЧНОСТЬЮ
Понимание закономерностей технического «прогрес са» во многом определяет уровень творческого ма стерства изобретателя. В большинстве случаев, про следив логику развития машины, изобретатель может предвидеть, что появится в будущ ем. На рис. 2 по казано, например, как идет борьба за скорость в су достроении. Отчетливо видна основная тенденция — стремление поднять корпус судна над водой. Естест венно предположить, что подводные корабли должны стать крылатыми.
При решении конкретных задач (даже относительно небольших) изобретателю необходимо видеть буду щее. Это нужно и для правильного выбора задачи, и для определения содержащегося в задаче техническо го противоречия, и для правильной оценки решения. Многие изобретения, в сущности, представляют собой исправление ошибок, ранее допущенных кем-то из-за незнания азов развития техники. Вот недавно в жур нале «Изобретатель и рационализатор» была опубли кована такая заметка:
«Удивительно простая вещь: снаружи железобетон
22
ного электрического столба сверху донизу провели провод. Если в основных проводах возникнет перена пряжение или в столб ударит грозовой разряд, из лишняя «порция» тока уйдет в землю. Но ведь парал лельно этому проводу железобетонный столб прони зывает металлическая арматура. Почему бы ей не служить одновременно заземлением? Это и предло жили инженер проектно-конструкторского бюро Тауткус и начальник формовочного цеха Вильнюсского за вода железобетонных изделий Валонис.
В прошлом году электромонтажники Литвы устано вили десятки тысяч столбов, на которых не было спе циального провода для заземления. Только за одни
год они сберегли 118 тонн стали и более сорока тысяч рублей».
Когда ставили деревянные столбы, специальный за земляющий провод был необходим. И потому сущест вовала оправданная система «столб— заземление». За тем одну часть (столб) изменили (сделали железобе тонными), а другую часть так и оставили без измене ний. Хотя следовало бы проверить, не внесло ли это
каких-либо качественных изменений в систему. Сде лать проверку можно с математической точностью. Надо определить разность между новой и первона чальной системой. Итак: (столб ж.-б. + заземление) — (столб дер. -I заземление) = ?
Уточним понятие «железобетон». Это значит «бетон плюс железная арматура». А с точки зрения электро-
23
проводимости, можно будет записать про железобе тонный столб: «непроводник плюс проводник». Отсюда
вся |
разность примет вид: (непроводник I провод |
ник |
| заземление) — (непроводник |-зазем ление) = ? |
Раскроем скобки и получим ответ: «проводник», то есть заземление.
Новое, таким образом, состоит здесь в том, что появилась железная арматура, могущая служить за землением. Это новое и должно было вызвать соот ветствующие изменения в системе. Тот, кто впервые спроектировал железобетонный столб, должен был убрать ставшее ненужным заземление. Должен был, но не убрал. Это сделали впоследствии рационализа торы Тауткус и Валонис.
Такой анализ задачи является методом определения разности. Пользуясь им, можно решать и более слож ные задачи. Надо из нового «вычесть» старое и опре делить, как использовать «разность». Если новое не вносит качественных изменений, то в ответе будет нуль (например, если вместо железобетонных столбов взяли бы просто бетонные опоры).
Вот еще одна, трудно разрешимая на первый взгляд
задача, которая легко решается этим методом. |
|
||||
При |
выращивании винограда |
для |
подвески |
гибких |
|
ветвей |
применяют специальные |
опоры — так называе |
|||
мые шпалеры (рис. 3). Простейшие |
шпалеры |
состоят |
|||
из деревянных кольев |
высотой |
2,0— 2,5 м, забитых в |
|||
землю |
на 0,5— 0,7 м, |
причем между |
кольями |
натяги |
24
ПРиьиАЛИА |
вают 4— 5 |
рядов |
ве |
||
ревки. |
На |
каждый |
|||
|
|||||
|
гектар |
требуется не |
|||
|
менее |
10 |
кубомет |
||
|
ров |
леса. |
Поэтому |
||
|
деревянные |
колья |
|||
|
были |
заменены |
ж е |
||
|
лезобетонными |
стол |
|||
|
биками (их распола |
||||
Рис. 3. |
гают |
на расстоянии |
|||
|
10 м |
друг |
от друга), |
а вместо веревок стали использовать трехмиллиметро вую проволоку.
Потребность в столбиках огромная: за семилетие их
предстоит изготовить 100 |
миллионов! Понятно, |
что |
это связано с большим |
расходом железобетона. |
А |
более дешевых строительных материалов нет. Задачу можно сформулировать так: «Найти способ подвески виноградных кустов вообще без каких бы то ни было
столбиков».
Задача нелегкая. Вряд ли ее удастся решить наугад,
перебирая |
всевозможные варианты. |
Однако метод |
||
определения |
разности |
быстро приводит |
к |
правильно |
му решению. |
|
|
|
|
Итак, сначала были |
деревянные колья |
и веревки, |
потом появились железобетонные столбики и прово-' лока. «Вычтем» из нового старое: (столбики ж.-б. -|-
проволока) — (столбики дер. -[- веревка) = ?
25
По условиям задачи, нужно найти решение, при ко тором вообще отпала бы необходимость в любых столбиках. Поэтому можно упростить выражение, вы черкнув из него и железобетонные и деревянные стол
бики. Тогда разность примет такой вид: |
проволока — |
|||||
веревка = ? А в чем различие? |
|
|
|
|
|
|
Надо помнить, что в задаче |
требуется |
найти |
какую- |
|||
то «замену» столбикам, опору, |
то есть |
создать |
про |
|||
странственно-устойчивую конструкцию. |
Значит, |
разли |
||||
|
чие |
надо |
искать |
|||
|
именно |
в |
|
этом. |
||
|
Проволока |
в |
дан |
|||
|
ном |
случае |
|
есть |
||
|
та |
же |
веревка, |
|||
|
но |
|
обладающая |
|||
|
упругостью. |
|
Сле |
|||
|
довательно, |
|
раз |
|||
|
ность |
|
будет |
та |
||
|
кова: |
проволока | |
||||
|
веревка = (ве |
|||||
|
ревка |
|
|- |
|
упру |
|
|
гость) — верев |
|||||
|
ка |
= |
упругость. |
|||
Как можно использовать упругость? |
Ведь |
проволока |
должна одновременно быть опорой для ветвей и под
держивать |
саму себя. |
Единственная форма устойчи |
||
вой |
проволочной конструкции — сферическая |
или |
||
близкая к |
сферической |
(рис. 4). |
|
26