Файл: Корнеев С.Г. Алгебра и гармония.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 1.

18

ет противоположная тенденция — стремление к умень­

шению размеров. Вообще говоря, тенденций много, и они различны. Однако в конечном счете все эти тен­ денции «нацелены» в одну точку, которую можно ус­ ловно назвать «идеальной машиной». Основные при­ знаки «идеальной машины» состоят в следующем:

вес, объем и площадь объекта, с которым машина работает (то есть транспортирует, обрабатывает и т. п.), совпадают или почти совпадают с весом, объемом и

площадью самой машины; все части «идеальной машины» все время выполняют

полезную работу в полную меру своих расчетных воз­ можностей.

Машины существуют не «сами по себе»: они созданы для выполнения той или иной работы. Чем меньше в машине обслуживающих частей, тем ближе машина к идеальной. Рассмотрим в качестве примера самолет (рис. 1). Крылья, шасси, хвостовое оперение — все это нужно для того, чтобы поднять в воздух людей и груз Если зачеркнуть лишнее, останется летающая кабина. К этому идеалу и стремятся, проектируя самолеты с большой кабиной и относительно небольшими «обслу­ живающими» частями.

3.Всякая машина состоит из частей, между которы­ ми существует органическая связь. Поэтому изменение одной части машины вызывает определенные измене­ ния и других ее частей.

4.В силу различных причин, на каждом этапе разви­

19

тия машины создаются условия, наиболее благоприят­ ные для преимущественного изменения одной из ее частей. В результате эта часть «обгоняет» в своем развитии другие части, изменение которых происходит сравнительно медленными темпами.

5. Начиная с некоторого момента, внесение новых усовершенствований в наиболее развитую часть ма­ шины теряет смысл. Изменение этой части уже не улучшает характеристик машины — они определяются теперь показателями отстающих частей. Так возникают противоречия между частями (или свойствами) ма­ шины.

История машин и процессов представляет собой ис­ торию появления и устранения технических противоре­

чий.

 

 

 

Технические противоречия

не

могут, как

правило,

быть устранены обычными,

уже

известными

для дан­

ной

машины

путями.

Это

проявляется в

том

, что не­

возможно улучшить

одну

из характеристик

машины

без

ухудшения других ее характеристик.

 

 

6.

Сходные

технические

противоречия

устраняются

сходными средствами. Поэтому изобретатель во мно­ гих случаях может плодотворно использовать приемы, уже найденные в других, более развитых системах.

Изобретательских задач много, они практически не­ исчислимы. Но типов технических противоречий, со­ держащихся в этих задачах, относительно мало. Это и делает возможным создание теории изобретательства.

20



Рис. 2.

21

Изучив основные типы технических противоречий и способы их устранения, изобретатель получит возмож­ ность решать широкий круг задач.

С МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ТОЧНОСТЬЮ

Понимание закономерностей технического «прогрес­ са» во многом определяет уровень творческого ма­ стерства изобретателя. В большинстве случаев, про­ следив логику развития машины, изобретатель может предвидеть, что появится в будущ ем. На рис. 2 по­ казано, например, как идет борьба за скорость в су­ достроении. Отчетливо видна основная тенденция — стремление поднять корпус судна над водой. Естест­ венно предположить, что подводные корабли должны стать крылатыми.

При решении конкретных задач (даже относительно небольших) изобретателю необходимо видеть буду­ щее. Это нужно и для правильного выбора задачи, и для определения содержащегося в задаче техническо­ го противоречия, и для правильной оценки решения. Многие изобретения, в сущности, представляют собой исправление ошибок, ранее допущенных кем-то из-за незнания азов развития техники. Вот недавно в жур­ нале «Изобретатель и рационализатор» была опубли­ кована такая заметка:

«Удивительно простая вещь: снаружи железобетон­

22

ного электрического столба сверху донизу провели провод. Если в основных проводах возникнет перена­ пряжение или в столб ударит грозовой разряд, из­ лишняя «порция» тока уйдет в землю. Но ведь парал­ лельно этому проводу железобетонный столб прони­ зывает металлическая арматура. Почему бы ей не служить одновременно заземлением? Это и предло­ жили инженер проектно-конструкторского бюро Тауткус и начальник формовочного цеха Вильнюсского за­ вода железобетонных изделий Валонис.

В прошлом году электромонтажники Литвы устано­ вили десятки тысяч столбов, на которых не было спе­ циального провода для заземления. Только за одни

год они сберегли 118 тонн стали и более сорока тысяч рублей».

Когда ставили деревянные столбы, специальный за­ земляющий провод был необходим. И потому сущест­ вовала оправданная система «столб— заземление». За­ тем одну часть (столб) изменили (сделали железобе­ тонными), а другую часть так и оставили без измене­ ний. Хотя следовало бы проверить, не внесло ли это

каких-либо качественных изменений в систему. Сде­ лать проверку можно с математической точностью. Надо определить разность между новой и первона­ чальной системой. Итак: (столб ж.-б. + заземление) — (столб дер. -I заземление) = ?

Уточним понятие «железобетон». Это значит «бетон плюс железная арматура». А с точки зрения электро-

23


проводимости, можно будет записать про железобе­ тонный столб: «непроводник плюс проводник». Отсюда

вся

разность примет вид: (непроводник I провод­

ник

| заземление) — (непроводник |-зазем ление) = ?

Раскроем скобки и получим ответ: «проводник», то есть заземление.

Новое, таким образом, состоит здесь в том, что появилась железная арматура, могущая служить за­ землением. Это новое и должно было вызвать соот­ ветствующие изменения в системе. Тот, кто впервые спроектировал железобетонный столб, должен был убрать ставшее ненужным заземление. Должен был, но не убрал. Это сделали впоследствии рационализа­ торы Тауткус и Валонис.

Такой анализ задачи является методом определения разности. Пользуясь им, можно решать и более слож­ ные задачи. Надо из нового «вычесть» старое и опре­ делить, как использовать «разность». Если новое не вносит качественных изменений, то в ответе будет нуль (например, если вместо железобетонных столбов взяли бы просто бетонные опоры).

Вот еще одна, трудно разрешимая на первый взгляд

задача, которая легко решается этим методом.

 

При

выращивании винограда

для

подвески

гибких

ветвей

применяют специальные

опоры — так называе­

мые шпалеры (рис. 3). Простейшие

шпалеры

состоят

из деревянных кольев

высотой

2,0— 2,5 м, забитых в

землю

на 0,5— 0,7 м,

причем между

кольями

натяги­

24

ПРиьиАЛИА

вают 4— 5

рядов

ве­

ревки.

На

каждый

 

 

гектар

требуется не

 

менее

10

кубомет­

 

ров

леса.

Поэтому

 

деревянные

колья

 

были

заменены

ж е­

 

лезобетонными

стол­

 

биками (их распола­

Рис. 3.

гают

на расстоянии

 

10 м

друг

от друга),

а вместо веревок стали использовать трехмиллиметро­ вую проволоку.

Потребность в столбиках огромная: за семилетие их

предстоит изготовить 100

миллионов! Понятно,

что

это связано с большим

расходом железобетона.

А

более дешевых строительных материалов нет. Задачу можно сформулировать так: «Найти способ подвески виноградных кустов вообще без каких бы то ни было

столбиков».

Задача нелегкая. Вряд ли ее удастся решить наугад,

перебирая

всевозможные варианты.

Однако метод

определения

разности

быстро приводит

к

правильно­

му решению.

 

 

 

Итак, сначала были

деревянные колья

и веревки,

потом появились железобетонные столбики и прово-' лока. «Вычтем» из нового старое: (столбики ж.-б. -|-

проволока) — (столбики дер. -[- веревка) = ?

25


По условиям задачи, нужно найти решение, при ко­ тором вообще отпала бы необходимость в любых столбиках. Поэтому можно упростить выражение, вы­ черкнув из него и железобетонные и деревянные стол­

бики. Тогда разность примет такой вид:

проволока —

веревка = ? А в чем различие?

 

 

 

 

 

 

Надо помнить, что в задаче

требуется

найти

какую-

то «замену» столбикам, опору,

то есть

создать

про­

странственно-устойчивую конструкцию.

Значит,

разли­

 

чие

надо

искать

 

именно

в

 

этом.

 

Проволока

в

дан­

 

ном

случае

 

есть

 

та

же

веревка,

 

но

 

обладающая

 

упругостью.

 

Сле­

 

довательно,

 

раз­

 

ность

 

будет

та­

 

кова:

проволока |

 

веревка = (ве­

 

ревка

 

|-

 

упру­

 

гость) — верев­

 

ка

=

упругость.

Как можно использовать упругость?

Ведь

проволока

должна одновременно быть опорой для ветвей и под­

держивать

саму себя.

Единственная форма устойчи­

вой

проволочной конструкции — сферическая

или

близкая к

сферической

(рис. 4).

 

26