Файл: Завьялков А.Г. Ценообразование на промышленную продукцию.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и оптовая цена предприятия — 14 руб. 24 коп. (20 руб.

— 3 руб. 76 коп. — 20

6____ 20

руб. - 4

= 14 руб.

 

100

 

 

 

24коп.).

Метод установления одной фиксированной рознич­

ной цены с одновременным утверждением ставки налога с оборота применяется в тех случаях, когда продукция характеризуется несложным ассортиментом (мотоциклы, часы, радиоприемники, телевизоры, металлические из­ делия и другие виды продукции).

Сущность третьего метода заключается в том, что утверждается лишь оптовая цена предприятия. Оптовая цена промышленности и розничная цена являются произ­ водными и определяются путем прибавления к оптовой цене предприятия налога с оборота, сбытовых и торго­ вых скидок в установленном размере на данную группу товаров. Этот метод применяется для ограниченного крута товаров, в частности на те изделия, которые реа­ лизуются населению лишь частично (например, на строи­ тельные материалы), а также на товары местной про­ мышленности, на которые не устанавливаются единые розничные цены. При этом с целью выравнивания цен ставки налога с оборота по многим товарам местной промышленности устанавливаются в меньшем размере, чем на аналогичные товары союзно-республиканской промышленности (с учетом разницы в издержках произ­ водства), а на некоторые товары вообще не устанавлива­ ется налог с оборота с целью стимулирования производ­ ства и потребления их.

Из всех трех перечисленных методов ценообразования наибольшее преимущество имеет система двух прейску­ рантных, фиксированных цен (первый метод). Эта систе­ ма позволяет установить такие цены, которые в большей мере (по сравнению с последними двумя методами) ока-4

4 Зак . 1870.

85

зывают целенаправленное воздействие как на производ­ ство, так и на потребление товаров.

Дело в том, что с целью обеспечения одновременного воздействия цен на производство и потребление товаров в желаемом направлении часто предъявляются противо­ речивые требования к уровню цен на одни и те же то­ вары. Например, требуется с помощью цены оказать сти­ мулирующее воздействие одновременно на расширение производства и потребление тех или иных товаров. Для стимулирования расширения производства данныхтова­ ров, разумеется, необходимо установить на них несколь­ ко повышенный уровень цен с тем, чтобы обеспечить повышенную прибыль для предприятий по сравнению с уровнем прибыли в ценах на другие товары. В то же время с целью поощрения преимущественного потребле­ ния данных товаров требуется установить на них пони­ женный уровень цен по отношению к уровню цен на дру­ гие товары. Решить эту противоречивую проблему, на­ пример, с помощью разработки и утверждения рознич­ ных цен и установления единой ставки налога с оборота на данную группу товаров практически невозможно. Если установить рациональное соотношение утверждаемых розничных цен, то такие цены за вычетом единой ставки налога с оборота, как правило, окажутся нерациональ­ ными для предприятий-производителей. И в конце кон­ цов может оказаться так, что нужные для народного хозяйства, населения товары окажутся нерентабельными, а устаревшие товары будут приносить чрезмерно боль­ шую прибыль.

На первый взгляд может показаться, что и при утвер­ ждении одной фиксированной цены — розничной цены можно регулировать рентабельность производства раз­ личных видов товаров. Для этого следует лишь диф­ ференцировать ставки налога с оборота в розничной цене

86


на их отдельные виды. Но такой способ регулирования рентабельности можно применить к продукции с не­ сложным ассортиментом, что практически и делается. В отношении же продукции со сложным ассортиментом по этому методу регулировки уровня рентабельности по­ требовалось бы установить тысячи, десятки тысяч раз­ личных ставок налога с оборота. Это значительно услож­ нило бы расчеты предприятий и организаций с финан­ совой системой.

Для продукции со сложным ассортиментом наиболее эффективной является система двух фиксированных (прейскурантных) цен: оптовых цен предприятий и роз­ ничных цен. Оптовые цены предприятия решают пробле­ му стимулирования рационального развития производ­ ства, а фиксированные розничные цены, установленные независимо от соотношения оптовых цен предприятий, оказывают воздействие на потребление товаров.

Следует подчеркнуть, что система двух прейскуран­ тов цен обеспечивает известную независимость оптовых цен предприятий и розничных цен. Это позволяет гибко маневрировать ценами. Можно изменять в известных пределах оптовые цены предприятия при стабилизации розничных цен и, наоборот, изменять розничные цены при сохранении прежнего уровня оптовых цен предприя­ тий, что можно делать за счет увеличения или уменьше­ ния величины налога с оборота, который является в дан­ ном случае разностью между розничной ценой за мину­ сом торговой скидки и оптовой ценой предприятия.

Примерами таких изменений цен могут служить осуществленное в 1966 г. упорядочение оптовых цен на продукцию легкой- и пищевой промышленности, которое не затронуло уровня розничных цен, а также проведен­ ное раньше снижение розничных цен на отдельные то­ вары, которое не изменило оптовых цен предприятий.

87

Однако независимость цен нельзя доводить до такого положения, когда, скажем, на неходовые товары снижа­ ются розничные цены, а оптовые цены предприятия оста­ ются без изменения. В результате промышленность, по­ лучая достаточную прибыль, продолжает выпускать эти товары. Во всех случаях, когда изменение розничных цен связано с изменением спроса на товары, необходимо одновременно (в известном смысле автоматически) изме­ нять и оптовые цены предприятий с тем, чтобы возло­ жить на промышленность материальную ответственность за производство неходовых товаров или заинтересовать ее в расширении производства товаров, пользующихся повышенным спросом у населения.

§2. Экономические предпосылки

иметодика планирования снижения розничных цен

Основное направление в политике розничных (так же, как и других видов) цен в период строительства ком­ мунизма— это систематическое, экономически обосно­ ванное их снижение. Политика снижения розничных цен обусловливается требованиями основного экономичес­ кого закона социализма и направлена на повышение жизненного уровня народа.

Для снижения розничных цен необходимы соответ­ ствующие экономические предпосылки. К ним прежде всего относится снижение себестоимости производства товаров народного потребления на основе роста произ­ водительности труда. Нельзя снижать розничные цены, если нет снижения себестоимости продукции, потому что это уменьшило бы накопления, необходимые для расши­ рения производства, обороны страны и других государ­ ственных «ужд.

вв


Но снижение себестоимости

продукции — не

един­

ственная предпосылка снижения

розничных цен.

Для

этого необходимо еще превышение рыночных фондов то­ варов над платежеспособным спросом населения, а в едином финансовом плане — превышение доходов госу­ дарства над его расходами, как финансовый резерв сни­ жения розничных цен. Если эти факторы отсутствуют в планируемом периоде, то нельзя предусматривать сни­ жение розничных цен. При равенстве рыночных фондов товаров и платежеспособности спроса снижение рознич­ ных цен вызвало бы недостаток товаров со'всеми вытека­ ющими отсюда отрицательными последствиями для экономики (рост цен на колхозном рынке, снижение по­ купательной силы рубля, проявление спекуляции дефи­ цитными товарами).

В свою очередь предпосылки снижения розничных цен при соответствующем росте национального дохода и повышении реальных доходов населения зависят от того, какими путями наиболее рационально осуществлять подъем благосостояния народа в данный период.

Повышение благосостояния народа может осущест­

вляться в основном тремя путями: 1)

путем увеличения

денежных доходов населения

(заработной платы, денеж­

ных доходов

колхозников,

пенсий,

пособий

и т. п.);

2)

путем снижения розничных цен на товары и тарифов

за

услуги; 3)

путем увеличения общественных

фондов

потребления

(увеличение

расходов

на просвещение,

здравоохранение, культуру, науку, жилищное и комму­ нальное хозяйство и т. д.).

Советское государство использует все пути повыше­ ния жизненного уровня народа, но в различной степени, в зависимости от конкретных экономических задач того или иного этапа социалистического и коммунистического строительства. Следовательно, в отдельные периоды в

89



различной степени используется снижение

розничных

цен как фактор подъема благосостояния народа.

В текущей пятилетке (1966—1970 гг.) так

же, как и

в предыдущем периоде, повышение благосостояния наро­ да осуществляется главным образом путем увеличения денежных доходов населения и дальнейшего развития общественных фондов потребления. Об этом свидетель­ ствуют Директивы XXIII съезда КПСС по пятилетнему плану, где сказано, что реальные доходы на душу населе­ ния за пятилетку увеличатся примерно на 30 процентов, при этом заработная плата рабочих и служащих воз­ растет в среднем не менее чем на 20 процентов, денеж­ ные и натуральные доходы колхозников от общественно­ го хозяйства повысятся в среднем на 35—40 процентов. Это объясняется тем, что в текущей пятилетке будет про­ должено упорядочение заработнай платы. Повысится ми­ нимальный размер заработной платы до 60 руб. в месяц, одновременно увеличатся ставки и оклады среднеоплачи­ ваемой категории рабочих и служащих. Увеличится раз­ мер премий и единовременных вознаграждений работ­ ников в связи с переводом предприятий на новые ме­ тоды планирования и экономического стимулирования.

Одновременно с увеличением денежных доходов на­ селения значительно расширяются общественные фонды потребления. За счет этих фондов не менее чем на 40 процентов возрастут денежные выплаты и льготы насе­ лению. Расширится в 1,3 раза объем жилищного строи­ тельства.

В текущей пятилетке народнохозяйственным планом предусмотрено также снижение государственных рознич­ ных цен на отдельные продовольственные и промышлен­ ные товары народного потребления, прежде всего на то­ вары детского ассортимента.

Практически сама возможность и конкретный размер

90

снижения розничных цен определяются путем разработ­ ки баланса денежных доходов и расходов населения и баланса товарных фондов на каждый плановый период. Первый баланс позволяет исчислять объем платежеспо­ собного спроса населения, второй — объем рыночных фондов товаров, направляемых в товарооборот. Размер снижения цен определяется как разность между рыноч­ ными фондами товаров в действующих ценах и разме­ ром платежеспособного спроса населения (с учетом по­ купок предприятий, учреждений и организаций в рознич­ ной сети).

Рассмотрим условный пример. В плановом году по балансу денежных доходов и расходов населения объем платежеспособного спроса населения на товары государ­ ственной и кооперативной торговли составит 108,4 млрд, руб. Сумма покупок товаров в розничной торговле пред­ приятий и учреждений намечается в размере 8 млрд. руб. Итого платежеспособный спрос равен 116,4 млрд. руб. По балансу товарных фондов сумма товаров в действующих ценах составит 120 млрд. руб. В этом случае розничные цены могут быть снижены на 3,6 млрд, руб., или в сред­ нем на 3 процента (3,6X100: 120). При этом в едином финансовом плане государства на эту же сумму должно быть превышение доходов над расходами как финансо­ вый резерв снижения розничных цен.

Одновременно с вопросом об общем снижении роз­ ничных цен возникает проблема правильного определе­ ния снижения розничных цен на отдельные группы и виды товаров и прежде всего на группу продовольствен­ ных и промышленных товаров. Суть этой проблемы за ­ ключается в том, что она затрагивает интересы различ­ ных социальных групп населения. От снижения цен на продовольственные товары в большей мере выигрывает городское население. Сельское население меньше поку­

91