Файл: Завьялков А.Г. Ценообразование на промышленную продукцию.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
быть использован метод межотраслевого баланса про изводственных связей.
Межотраслевой баланс производственных связей мо жет использоваться для расчета полных издержек про изводства продукции в новых ценах в каждой отрасли народного хозяйства при заданной рентабельности, а также полных затрат труда в часах рабочего времени на производство продукции.
Г Л А В А |
I I I |
ПЛАНИРОВАНИЕ РОЗНИЧНЫХ ЦЕН НА ПРОМЫШЛЕННУЮ ПРОДУКЦИЮ
§ 1. Виды и структура розничных цен
Розничными называются такие цены, по которым продукция реализуется населению. Эти цены на товары народного потребления занимают особое место в систе ме цен, поскольку в них в большей мере, чем в других ценах, переплетаются разнообразные экономические и политические задачи коммунистического строительства.
Уровень розничных цен на отдельные товары исполь зуется для воздействия на объем и структуру спроса на селения, для стимулирования развития отдельных отрас лей промышленности и сельского хозяйства. Розничные цены имеют большое значение для осуществления со циалистического принципа распределения по труду, укрепления покупательной силы рубля. Но главное зна чение их состоит в том, что планирование этих цен свя зано с обеспечением определенного уровня реальных доходов населения, с распределением национального до хода на фонд потребления и накопления. Поэтому уста новление уровня и соотношений розничных цен требует особо тщательного и всестороннего обоснования.
В общем объеме товарооборота государственной и кооперативной торговли подавляющую часть (около 96—97 процентов) составляют продовольственные и не
7 7
продовольственные товары промышленного производ ства. Товары сельскохозяйственного производства, реа лизуемые непосредственно населению без промышленной переработки через государственную и кооперативную торговлю, составляют в товарообороте незначительную величину. В основном к ним относятся картофель, овощи, фрукты. Хотя в структуре розничных цен на эти две груп пы товаров н есть некоторые особенности, однако прин ципы планирования уровня и соотношений цен тех и дру гих товаров одинаковые.
На товары народного потребления промышленного и сельскохозяйственного производства устанавливаются различные виды розничных цен. В зависимости от тер ритории действия розничные цены подразделяются на общесоюзные, поясные, на цены, устанавливаемые каж дой союзной республикой, а в зависимости от времени действия — на постоянные и сезонные.
Общесоюзные и поясные розничные цены устанавли ваются на самые важнейшие виды товаров народного потребления. Эти товары составляют примерно 55 про центов в розничном товарообороте государственной и кооперативной торговли. На остальные товары рознич ные цены устанавливаются Комитетами цен при Госпла нах союзных республик, за исключением небольшой части товаров, вырабатываемых местной промышлен ностью, цены на которые обычно определяются облис полкомами. При этом Комитеты цен при Госпланах союз ных республик и облисполкомы, определяя цены, должны ориентироваться на уровень цен аналогичных товаров, утвержденный в государственных прейскурантах.
Под общесоюзной розничной ценой подразумевается единая для всей территории страны цена. Эти цены уста новлены на такие товары, которые, как правило, не име ют резких различий в издержках производства в различ
78
ных районах страны, а транспортные расходы по их до ставке от места производства к местам потребления занимают сравнительно небольшой удельный вес в конеч ной стоимости. К таким товарам относятся ткани, обувь; трикотаж, автомашины, мотоциклы и др. Общесоюзная цена устанавливается на основе средней стоимости производства товара в целом по Советскому Союзу и средних транспортных издержек.
На важнейшие продовольственные товары (хлебо продукты, мясо, молоко, масло, рыбопродукты, сахар и др.) устанавливаются поясные розничные цены. Пояс охватывает большой район, который включает ряд об ластей. В настоящее время цены на продовольственные товары дифференцированы по трем поясам (за исклю чением рыбопродуктов, цены на которые дифференциро ваны по 2 поясам). В пределах пояса розничная цена единая, между поясами — различная. Дифференциация цен между поясами связана с различным уровнем издер жек производства того или иного вида продукции и транспортных расходов по ее доставке к местам потреб ления. К первому поясу относятся районы массового производства данной продукции, где наиболее низкие издержки производства и затраты на ее перевозку. Ко второму поясу относятся основные промышленные, райо ны (районы массрвого ввоза продукции), к третьему — районы севера, горные и дальневосточные. Для первого пояса устанавливаются наиболее низкие цены, а для третьего — наиболее высокие. Разрыв между ценами крайних поясов на важнейшие виды товаров колеблется от 7 до 24 процентов.
После Великой Отечественной войны была пересмот рена поясная дифференциация розничных цен: умень шено количество поясов и сокращена разница в ценах между крайними поясами. Однако задачи укрепления
79
принципа равной оплаты за равный труд и устранения необоснованных разрывов в оплате труда в различных
районах требуют дальнейшей нивелировки уровня |
цен. |
В прошлом на основные виды промышленных и на |
|
часть продовольственных товаров устанавливались |
раз |
личные цены для города и села. Средний уровень цен в сельской местности примерно на 6—7 процентов пре вышал уровень цен, действующих в городе. Основная причина такой разницы в ценах объяснялась тем, что уровень издержек обращения в потребительской коопе рации выше, чем в государственной торговле. Однако разница в ценах на одинаковые товары для городского и сельского населения была все же не вполне экономи чески обоснована. Она ставила в неравное экономическое положение сельское и городское население. В результате сельское население стремилось покупать товары по по ниженным ценам в городе, что затрудняло развитие тор говли на селе. Учитывая это, государство постепенно вы равнивало цены на одинаковые товары, реализуемые в городе и на селе, путем снижения розничных цен в сель ской местности до уровня цен, действующих в городе. Последнее такое снижение розничных цен было осущест влено с 1 января 1966 г. на сахар, кондитерские изделия, хлопчатобумажные ткани и другие товары. Выигрыш сельского населения от снижения цен только на эти то вары составил около 400 млн. руб. в расчете на год.
Государственные розничные цены на товары народ ного потребления не подвержены конъюнктурным коле баниям. Они устанавливаются постоянными, как правило, на сравнительно длительное время. Но на отдельные сельскохозяйственные товары (картофель, овощи, фрук ты) цены планомерно изменяются по периодам года. Это так называемые сезонные цены. Например, в период массового производства (в конце лета и осенью) кар
8 0
тофеля, овощей, фруктов цены на них снижаются, а за тем соответственно повышаются в зимне-весенний пе риод. Сезонная дифференциация цен обусловливается или различными издержками производства этих товаров по временам года (ранние картофель и овощи), или до полнительными затратами на хранение в зимне-весенний период. Снижение цен в сезон на данный товар стиму лирует его потребление и уменьшает спрос на другие, не сезонные товары. Это способствует рациональной органи зации товарооборота на протяжении всего года.
Розничные цены являются конечными на предметы потребления, поэтому они должны возместить все затра ты на их производство и реализацию. В соответствии с этим структура розничной цены на потребительские то вары, как правило, строится по следующей схеме:
---------------------------- |
»Цена промышленности<-■ |
|
|
|
- » Цена предприятия<- |
|
|
|
|
Себестои - |
Прибыль |
Налог с обоСбытовая скид- |
Торговая |
|
мость |
предприятия |
рота |
ка |
скидка |
-»Розничная цена*
Из схемы видно, что исходными элементами рознич ной цены являются себестоимость и прибыль предпри ятия. Оба эти элемента составляют цену предприятия, то есть ту цену, по которой промышленные предприятия реализуют свою продукцию сбытовым организациям. Планирование оптовых цен предприятия на потребитель ские товары принципиально не отличается от планирова ния оптовых цен предприятия на средства производства. Оптовая цена предприятия устанавливается на таком
1/<4 З ак . 1870 |
81 |
уровне, чтобы возместить среднеотраслевую себестои мость производства данного товара и обеспечить опти мальную для отрасли прибыль.
Оптовая цена предприятия на потребительские това ры обычно устанавливается по принципу франко-вагон станция отправления. Это означает, что промышленные предприятия несут транспортные расходы лишь по до ставке товара до станции отправления и погрузке его в вагон.
Сбытовые организации реализуют товары торговым организациям по оптовым ценам промышленности, ко торые кроме оптовых цен предприятия включают еще два элемента — налог с оборота и сбытовые скидки.
Следует подчеркнуть, что сбытовые скидки устанав ливаются не на все товары. Сбытовая скидка не преду сматривается в розничных ценах на товары местной про мышленности (и многих других отраслей). Эти товары реализуются, как правило, в пределах области и не про ходят оптового звена промышленности. Если же они реа лизуются за пределами области, то вопрос о том, кто должен оплачивать транспортные расходы по доставке товара, решается по согласованию между поставщиком и покупателем (торговой организацией).
Не менее важным элементом розничной цены являют ся торговые скидки. Они предназначаются для покрытия издержек обращения и образования прибыли торговых организаций. Размер торговых скидок (как и сбытовых) по отдельным товарам устанавливается, как правило, в процентах к розничной цене и указывается в прейску рантах розничных цен.
Нормы торговых скидок по отдельным товарам диф ференцируются в зависимости от уровня издержек обра щения, который в свою очередь зависит от условий хра нения товаров, их обработки в торговой сети, от расхо
82
дов по транспортировке и других факторов. Торговые скидки также дифференцируются по городской и сель ской торговле.
Рассмотренная структура цен свидетельствует о том, что в ценообразовании на потребительские товары раз личаются три вида цен: оптовые цены предприятия, опто вые цены промышленности и розничные цены. Но не все эти виды цен являются утверждаемыми, то есть фиксиро ванными, причем на разные виды потребительских товаров существует различная практика установления фиксированных цен.
В практике применяются три вида утверждаемых (фиксированных) цен и в связи с этим выделяются три метода расчета отдельных структурных элементов роз ничной цены на потребительские товары.
Сущность первого метода состоит в том, что на тот пли иной потребительский товар утверждаются отдельно две цены — оптовая цена предприятия и розничная цена. Такой метод называется системой двух прейскурантов цен. В этом случае оптовая цена промышленности являет ся производной. Она определяется путем исключения из розничной цены установленной (в процентах к рознич ной цене) торговой скидки. При этом методе величина налога с оборота определяется как разница между роз
ничной ценой за вычетом торговой и сбытовой скидок |
|
п оптовой ценой предприятия. |
|
Например, на товар «А» установлены оптовая цена |
|
предприятия в размере 12 руб., |
розничная цена — 20 руб., |
сбытовая скидка — 4 процента |
и торговая скидка — 6 про |
центов от |
розничной цены. В этом случае сбытовая скидка |
|||||
|
оп |
( 20 руб. -4 |
ОЛ |
\ |
торговая скид |
|
составляет 80 коп. |
I---- ^ |
------= 80 коп. I, |
||||
ка 1 р. 20 |
к. ( 20 |
—— = |
1 |
руб. |
20 коп.), |
оптовая цена |
'/«4* |
83 |
|
промышленности — 18 руб. 80 коп. (20 руб. — 1 руб. 20 коп.= = 18 руб. 80 коп.), налог с оборота — 6 руб. (20 руб.— —12 руб. 80 коп, —1 руб. 20 коп. = 6 руб.).
Метод установления двух фиксированных цен (систе ма двух прейскурантов цен) впервые был применен в 1939 г. в текстильной промышленности и в дальнейшем был распространен на другие отрасли со сложным ассор тиментом продукции. В настоящее время кроме текстиль ной промышленности он применяется в кондитерской, сахарной, рыбной, маслобойно-жировой, винодельческой, спиртовой и в ряде других отраслей промышленности.
Сущность второго метода состоит в том, что на товар утверждается лишь конечная цена, т. е. розничная, при чем если этот товар облагается налогом с оборота, то устанавливается ставка налога с оборота в процентах к розничной цене за вычетом .торговой скидки. В этом случае оптовая цена предприятия и оптовая цена про мышленности выступают как производные и определяют ся расчетным путем. Оптовая цена промышленности будет равна розничной цене за вычетом установленной торговой скидки. Оптовая цена предприятия определяет ся путем исключения из розничной цены торговой и сбы товой скидок и налога с оборота.
К примеру, на товар «Б» установлена розничная цена 20 руб. и одновременно утверждены торговая скидка в раз мере 6 процентов, сбытовая скидка — 4 процента от рознич
ной цены и ставка |
налога с оборота в размере 20 |
процен |
||||||
тов от оптовой цены промышленности. Тогда |
оптовая |
цена |
||||||
промышленности составит 18 руб. 80 коп. |
|
|
|
|
||||
(20 руб.----— |
' 6- |
18 руб. 80 коп.|, |
налог |
с оборо- |
||||
о |
л |
п а |
/ 1 8 |
руб. 80 коп. -20 |
о |
„ ^ |
па |
^ ^ |
та — 3 |
руб. |
76 коп. I----—— ^ ---------- = |
3 |
руб. 76 коп.1 |
84