Файл: Завьялков А.Г. Ценообразование на промышленную продукцию.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

быть использован метод межотраслевого баланса про­ изводственных связей.

Межотраслевой баланс производственных связей мо­ жет использоваться для расчета полных издержек про­ изводства продукции в новых ценах в каждой отрасли народного хозяйства при заданной рентабельности, а также полных затрат труда в часах рабочего времени на производство продукции.

Г Л А В А

I I I

ПЛАНИРОВАНИЕ РОЗНИЧНЫХ ЦЕН НА ПРОМЫШЛЕННУЮ ПРОДУКЦИЮ

§ 1. Виды и структура розничных цен

Розничными называются такие цены, по которым продукция реализуется населению. Эти цены на товары народного потребления занимают особое место в систе­ ме цен, поскольку в них в большей мере, чем в других ценах, переплетаются разнообразные экономические и политические задачи коммунистического строительства.

Уровень розничных цен на отдельные товары исполь­ зуется для воздействия на объем и структуру спроса на­ селения, для стимулирования развития отдельных отрас­ лей промышленности и сельского хозяйства. Розничные цены имеют большое значение для осуществления со­ циалистического принципа распределения по труду, укрепления покупательной силы рубля. Но главное зна­ чение их состоит в том, что планирование этих цен свя­ зано с обеспечением определенного уровня реальных доходов населения, с распределением национального до­ хода на фонд потребления и накопления. Поэтому уста­ новление уровня и соотношений розничных цен требует особо тщательного и всестороннего обоснования.

В общем объеме товарооборота государственной и кооперативной торговли подавляющую часть (около 96—97 процентов) составляют продовольственные и не­

7 7

продовольственные товары промышленного производ­ ства. Товары сельскохозяйственного производства, реа­ лизуемые непосредственно населению без промышленной переработки через государственную и кооперативную торговлю, составляют в товарообороте незначительную величину. В основном к ним относятся картофель, овощи, фрукты. Хотя в структуре розничных цен на эти две груп­ пы товаров н есть некоторые особенности, однако прин­ ципы планирования уровня и соотношений цен тех и дру­ гих товаров одинаковые.

На товары народного потребления промышленного и сельскохозяйственного производства устанавливаются различные виды розничных цен. В зависимости от тер­ ритории действия розничные цены подразделяются на общесоюзные, поясные, на цены, устанавливаемые каж­ дой союзной республикой, а в зависимости от времени действия — на постоянные и сезонные.

Общесоюзные и поясные розничные цены устанавли­ ваются на самые важнейшие виды товаров народного потребления. Эти товары составляют примерно 55 про­ центов в розничном товарообороте государственной и кооперативной торговли. На остальные товары рознич­ ные цены устанавливаются Комитетами цен при Госпла­ нах союзных республик, за исключением небольшой части товаров, вырабатываемых местной промышлен­ ностью, цены на которые обычно определяются облис­ полкомами. При этом Комитеты цен при Госпланах союз­ ных республик и облисполкомы, определяя цены, должны ориентироваться на уровень цен аналогичных товаров, утвержденный в государственных прейскурантах.

Под общесоюзной розничной ценой подразумевается единая для всей территории страны цена. Эти цены уста­ новлены на такие товары, которые, как правило, не име­ ют резких различий в издержках производства в различ­

78


ных районах страны, а транспортные расходы по их до­ ставке от места производства к местам потребления занимают сравнительно небольшой удельный вес в конеч­ ной стоимости. К таким товарам относятся ткани, обувь; трикотаж, автомашины, мотоциклы и др. Общесоюзная цена устанавливается на основе средней стоимости производства товара в целом по Советскому Союзу и средних транспортных издержек.

На важнейшие продовольственные товары (хлебо­ продукты, мясо, молоко, масло, рыбопродукты, сахар и др.) устанавливаются поясные розничные цены. Пояс охватывает большой район, который включает ряд об­ ластей. В настоящее время цены на продовольственные товары дифференцированы по трем поясам (за исклю­ чением рыбопродуктов, цены на которые дифференциро­ ваны по 2 поясам). В пределах пояса розничная цена единая, между поясами — различная. Дифференциация цен между поясами связана с различным уровнем издер­ жек производства того или иного вида продукции и транспортных расходов по ее доставке к местам потреб­ ления. К первому поясу относятся районы массового производства данной продукции, где наиболее низкие издержки производства и затраты на ее перевозку. Ко второму поясу относятся основные промышленные, райо­ ны (районы массрвого ввоза продукции), к третьему — районы севера, горные и дальневосточные. Для первого пояса устанавливаются наиболее низкие цены, а для третьего — наиболее высокие. Разрыв между ценами крайних поясов на важнейшие виды товаров колеблется от 7 до 24 процентов.

После Великой Отечественной войны была пересмот­ рена поясная дифференциация розничных цен: умень­ шено количество поясов и сокращена разница в ценах между крайними поясами. Однако задачи укрепления

79


принципа равной оплаты за равный труд и устранения необоснованных разрывов в оплате труда в различных

районах требуют дальнейшей нивелировки уровня

цен.

В прошлом на основные виды промышленных и на

часть продовольственных товаров устанавливались

раз­

личные цены для города и села. Средний уровень цен в сельской местности примерно на 6—7 процентов пре­ вышал уровень цен, действующих в городе. Основная причина такой разницы в ценах объяснялась тем, что уровень издержек обращения в потребительской коопе­ рации выше, чем в государственной торговле. Однако разница в ценах на одинаковые товары для городского и сельского населения была все же не вполне экономи­ чески обоснована. Она ставила в неравное экономическое положение сельское и городское население. В результате сельское население стремилось покупать товары по по­ ниженным ценам в городе, что затрудняло развитие тор­ говли на селе. Учитывая это, государство постепенно вы­ равнивало цены на одинаковые товары, реализуемые в городе и на селе, путем снижения розничных цен в сель­ ской местности до уровня цен, действующих в городе. Последнее такое снижение розничных цен было осущест­ влено с 1 января 1966 г. на сахар, кондитерские изделия, хлопчатобумажные ткани и другие товары. Выигрыш сельского населения от снижения цен только на эти то­ вары составил около 400 млн. руб. в расчете на год.

Государственные розничные цены на товары народ­ ного потребления не подвержены конъюнктурным коле­ баниям. Они устанавливаются постоянными, как правило, на сравнительно длительное время. Но на отдельные сельскохозяйственные товары (картофель, овощи, фрук­ ты) цены планомерно изменяются по периодам года. Это так называемые сезонные цены. Например, в период массового производства (в конце лета и осенью) кар­

8 0

тофеля, овощей, фруктов цены на них снижаются, а за ­ тем соответственно повышаются в зимне-весенний пе­ риод. Сезонная дифференциация цен обусловливается или различными издержками производства этих товаров по временам года (ранние картофель и овощи), или до­ полнительными затратами на хранение в зимне-весенний период. Снижение цен в сезон на данный товар стиму­ лирует его потребление и уменьшает спрос на другие, не­ сезонные товары. Это способствует рациональной органи­ зации товарооборота на протяжении всего года.

Розничные цены являются конечными на предметы потребления, поэтому они должны возместить все затра­ ты на их производство и реализацию. В соответствии с этим структура розничной цены на потребительские то­ вары, как правило, строится по следующей схеме:

----------------------------

»Цена промышленности<-■

 

 

- » Цена предприятия<-

 

 

 

Себестои -

Прибыль

Налог с обоСбытовая скид-

Торговая

мость

предприятия

рота

ка

скидка

-»Розничная цена*

Из схемы видно, что исходными элементами рознич­ ной цены являются себестоимость и прибыль предпри­ ятия. Оба эти элемента составляют цену предприятия, то есть ту цену, по которой промышленные предприятия реализуют свою продукцию сбытовым организациям. Планирование оптовых цен предприятия на потребитель­ ские товары принципиально не отличается от планирова­ ния оптовых цен предприятия на средства производства. Оптовая цена предприятия устанавливается на таком

1/<4 З ак . 1870

81


уровне, чтобы возместить среднеотраслевую себестои­ мость производства данного товара и обеспечить опти­ мальную для отрасли прибыль.

Оптовая цена предприятия на потребительские това­ ры обычно устанавливается по принципу франко-вагон станция отправления. Это означает, что промышленные предприятия несут транспортные расходы лишь по до­ ставке товара до станции отправления и погрузке его в вагон.

Сбытовые организации реализуют товары торговым организациям по оптовым ценам промышленности, ко­ торые кроме оптовых цен предприятия включают еще два элемента — налог с оборота и сбытовые скидки.

Следует подчеркнуть, что сбытовые скидки устанав­ ливаются не на все товары. Сбытовая скидка не преду­ сматривается в розничных ценах на товары местной про­ мышленности (и многих других отраслей). Эти товары реализуются, как правило, в пределах области и не про­ ходят оптового звена промышленности. Если же они реа­ лизуются за пределами области, то вопрос о том, кто должен оплачивать транспортные расходы по доставке товара, решается по согласованию между поставщиком и покупателем (торговой организацией).

Не менее важным элементом розничной цены являют­ ся торговые скидки. Они предназначаются для покрытия издержек обращения и образования прибыли торговых организаций. Размер торговых скидок (как и сбытовых) по отдельным товарам устанавливается, как правило, в процентах к розничной цене и указывается в прейску­ рантах розничных цен.

Нормы торговых скидок по отдельным товарам диф­ ференцируются в зависимости от уровня издержек обра­ щения, который в свою очередь зависит от условий хра­ нения товаров, их обработки в торговой сети, от расхо­

82

дов по транспортировке и других факторов. Торговые скидки также дифференцируются по городской и сель­ ской торговле.

Рассмотренная структура цен свидетельствует о том, что в ценообразовании на потребительские товары раз­ личаются три вида цен: оптовые цены предприятия, опто­ вые цены промышленности и розничные цены. Но не все эти виды цен являются утверждаемыми, то есть фиксиро­ ванными, причем на разные виды потребительских товаров существует различная практика установления фиксированных цен.

В практике применяются три вида утверждаемых (фиксированных) цен и в связи с этим выделяются три метода расчета отдельных структурных элементов роз­ ничной цены на потребительские товары.

Сущность первого метода состоит в том, что на тот пли иной потребительский товар утверждаются отдельно две цены — оптовая цена предприятия и розничная цена. Такой метод называется системой двух прейскурантов цен. В этом случае оптовая цена промышленности являет­ ся производной. Она определяется путем исключения из розничной цены установленной (в процентах к рознич­ ной цене) торговой скидки. При этом методе величина налога с оборота определяется как разница между роз­

ничной ценой за вычетом торговой и сбытовой скидок

п оптовой ценой предприятия.

 

Например, на товар «А» установлены оптовая цена

предприятия в размере 12 руб.,

розничная цена — 20 руб.,

сбытовая скидка — 4 процента

и торговая скидка — 6 про­

центов от

розничной цены. В этом случае сбытовая скидка

 

оп

( 20 руб. -4

ОЛ

\

торговая скид­

составляет 80 коп.

I---- ^

------= 80 коп. I,

ка 1 р. 20

к. ( 20

—— =

1

руб.

20 коп.),

оптовая цена

'/«4*

83

 


промышленности — 18 руб. 80 коп. (20 руб. — 1 руб. 20 коп.= = 18 руб. 80 коп.), налог с оборота — 6 руб. (20 руб.— —12 руб. 80 коп, —1 руб. 20 коп. = 6 руб.).

Метод установления двух фиксированных цен (систе­ ма двух прейскурантов цен) впервые был применен в 1939 г. в текстильной промышленности и в дальнейшем был распространен на другие отрасли со сложным ассор­ тиментом продукции. В настоящее время кроме текстиль­ ной промышленности он применяется в кондитерской, сахарной, рыбной, маслобойно-жировой, винодельческой, спиртовой и в ряде других отраслей промышленности.

Сущность второго метода состоит в том, что на товар утверждается лишь конечная цена, т. е. розничная, при­ чем если этот товар облагается налогом с оборота, то устанавливается ставка налога с оборота в процентах к розничной цене за вычетом .торговой скидки. В этом случае оптовая цена предприятия и оптовая цена про­ мышленности выступают как производные и определяют­ ся расчетным путем. Оптовая цена промышленности будет равна розничной цене за вычетом установленной торговой скидки. Оптовая цена предприятия определяет­ ся путем исключения из розничной цены торговой и сбы­ товой скидок и налога с оборота.

К примеру, на товар «Б» установлена розничная цена 20 руб. и одновременно утверждены торговая скидка в раз­ мере 6 процентов, сбытовая скидка — 4 процента от рознич­

ной цены и ставка

налога с оборота в размере 20

процен­

тов от оптовой цены промышленности. Тогда

оптовая

цена

промышленности составит 18 руб. 80 коп.

 

 

 

 

(20 руб.----—

' 6-

18 руб. 80 коп.|,

налог

с оборо-

о

л

п а

/ 1 8

руб. 80 коп. -20

о

„ ^

па

^ ^

та — 3

руб.

76 коп. I----—— ^ ---------- =

3

руб. 76 коп.1

84