ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
пластмассовые «плечи» опор, этот провод станет лиш ним...:
Мало кому приходилось видеть, как во время грозы молния ударяет в линию электропередачи. Однако в жизни это встречается довольно часто. Но даже если молния не попала .в провод, а ударила где-то рядом, в нем резко увеличивается напряжение. Волна перенапря жения может пробить изоляторы, повредить на подстан циях трансформаторы.
Во время работы высоковольтных линий, и особенно при авариях, опять возникают вредные перенапряжения. Часто они в два-три раза больше тех, на которые инже неры рассчитывали провод и изоляцию. П,о воле случая может погибнуть дорогостоящее оборудование станций, может надолго отключиться вся линия. Без энергии ос танутся десятки предприятий, остановятся трамваи, трол лейбусы, умолкнет радио... «Но ведь так не бывает!» — воскликнете вы. Да, не бывает. Потому что при сооруже нии высоковольтных линий изоляцию ставят в два-три раза’ надежнее той, которая необходима по расчетам. Но такой запас легко сделать для линий относительно низких напряжений — ПО—220 киловольт. Сейчас же у нас есть линии с рабочим напряжением 500 киловольт, стоит вопрос о передаче еще больших напряжений — в 800 и 1000 киловольт. Для таких сверхнапряженных ли ний сохранить запас изоляции в три-четыре раза почти невозможно: резко возрастает число фарфоровых изоля торов в гирляндах, они низко свисают над землей, при ходится выше делать стальные мачты. Значит, увеличи вается количество материалов, вводятся лишние расходы на изоляцию проводов, возрастает стоимость всего стро ительства.
А как сохранить здоровым сердце высоковольтной линии — трансформатор? Опять увеличивать «броню» из
20
изоляции? Но тогда трансформатор становится таким громоздким, что не умещается даже на железнодорожной платформе — вес его доходит до нескольких сотен тонн. Собирать по частям на месте? Тоже слишком дорого. Вы ход один: надо ограничить перенапряжения, сделать их какой-то вполне определенной величины. Только тогда отпадет необходимость в «поездах» из изоляторов.
Этой цели и служит специальный аппарат-разрядник. Как плотина на пути водного потока, встанет он в элек трической цепи, отводя опасные излишки напряжения в землю. Сейчас в лаборатории трудятся над -созданием, разрядника для сверхмощных линий. Нужен такой ап парат, на который можно было бы положиться при нап ряжениях и в 600—800 киловольт. Что даст новый раз рядник? Прежде всего большую экономию. Для линий передачи с напряжением 600 киловольт он понизит сто имость всей линии почти на 15 процентов.
Здесь рассказано только о нескольких работах (уче ных, которые ведутся сейчас в их лабораториях. Иссле дования помогают усовершенствовать уже существую щие линии и проектировать новые, в несколько раз более мощные... Однако большая группа ученых работает и в другом направлении — передачи энергии с помощью сверхвысоких напряжений.
Сейчас мы пропускаем ток под напряжением в пол миллиона вольт, довольно приличный результат для се годняшнего дня. Но завтра потребуются куда большие напряжения, порядка миллиона вольт, а через 20—30 лет мы убедимся, что таким способом не сможем передать необходимое количество энергии. Нужны будут напря жения в десятки миллионов вольт. Вероятнее всего, обычные высоковольтные линии не выдержат.
-Может быть, заглубить их в землю? Или использо вать сверхпроводимость и искать новые материалы?,.
2)
Много удивительного предстоит задумать и осущест вить человеку в области передачи энергии уже в ближай шем будущем.
Дорогой двадцатилетки
Пурга. Снежные заряды мечутся за окошками каби ны, как тысячи испуганных чаек. Однообразно гудит мо тор трактора. Под пусеницами толстый слой льда — единственная дорога, по которой можно пробить ся к месту 'Строительства будущей ГЭС.
Несколько дней шел по Лене тракторный поезд. Про валивались под лед машины, сорокаградусный мороз сковывал каждое движение, дни монотонно чередова лись с бессонными ночами— все это не сломило гидро строителей. Только вперед!
Вперед во имя будущего, во имя коммунизма! Тракторы дошли. Раскинулись первые палатки, снеж
ными взрывами упали на землю первые пихты. Началось строительство самой северной в мире Вишюйской ГЭС. Позже приехала основная .группа гидростроителей. Древняя, молчаливая тайга наполнилась переливом мо лодых голосов...
Обычно так начинается любая стройка в Сибири, где только недавно по-настоящему лицом к лицу встретились человек и природа.
Когда мы начинаем разговор об электроэнергии, мы неизменно подчеркиваем, что большая энергетика — это освоение природных богатств Сибири, обуздание ее строптивых рек, поиски и разведка залежей угля, неф ти и газа, на базе которых должны вырасти мощнейшие тепловые станции.
Уже сегодня неузнаваемо изменилась Сибирь. Великий русский писатель Антон Павлович Чехов,
22
совершая свое путешествие на Сахалин, писал в 1890 го
ду:
«Если пейзаж в дороге для вас не последнее дело, то, едучи из России в Сибирь, вы проскучаете от Урала вплоть до самого Енисея. Холодная равнина, кривые бе резки, лужицы, кое-где озера, снег в мае да пустынные, унылые берега притоков Оби — вот и в-се, что удается па мяти сохранить от первых двух тысяч верст...
Не в обиду будь сказано ревнивым почитателям Волпи, в своей жизни- я .не видел реки великолепнее Енисея. Пускай Волга нарядная, скромная, грустная красавица, зато Енисей могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость... В берегах Енисею тесно. Невысокие валы обгоняют друг друга, теснятся и описывают спиральные круги, и кажется странным, Нго этот силач не смыл еще берегов и не про буравил дна. На этом берегу Красноярск, самый лучший и красивый из всех сибирских городов, а на том — горы, напомнившие мне о Кавказе, такие же дымчатые, меч тательные. Я стоял и думал: какая полная, умная и сме лая жизнь осветит со временем эти берега!..»
И вот спустя 70 лет одному из авторов этого очерка пришлось проехать по тем же местам, где Антон Пав лович Чехов делал пометки в своих записных книжках...
Электровоз резко трогает поезд с места. И вот уже за окном мелькают степи и перелески, голубые глади озер и широкие реки. Но нет той «пустоты», о которой говорил писатель. Рука человека зримо прикоснулась ко всему вокруг. Поднялись города, где полвека назад вы ли волки и шумела тайга, устремились ввысь трубы за водов, заколосились хлеба. Сибирь стала обжитым кра ем. Там, где раньше тянулась безлюдная дорога — сибир ский тракт, который лишь изредка наполнялся пулом го лосов арестантов да переливом колокольчиков, пролегли
23
железнодорожные пути, по которым' о интервалом чв пять минут идут поезда. Высоко в небе мелькают сереб ристые лайнеры ТУ-114 и ИЛ-18, которые за несколько часов перенесут вас из любого крупного города цент ральной части страны в Хабаровск.
А Елисей, покоривший Чехова своей богатырской силой, сегодня заковывается в железобетон, чтобы через д-ва-три года можно было направить его воды на лопат ки турбин.
Электрическая энергия дала возможность человеку в неприступной тайге построить заводы и города, получить высокие урожаи хлеба и начать наступление на вечную мерзлоту, поднять ввысь воздушные лайнеры и повора чивать реки вспять. Даже самая смелая мечта по сравнению с жизнью выглядит бедной, обескрыленной...
В 1980 году в нашей стране будет производиться 27С0—-30С0 миллиардов киловатт-часов электроэнергии. Это в десять раз больше, чем мы получаем сегодня.
Предварительные расчеты показывают, что мы долж ны в течение двадцатилетии обеспечить ежегодный ввод мощностей до 15—25 миллионов киловатт. Для наиболее наглядного представления о стремительных темпах раз вития электрификации достаточно сказать, что в период с 1966 по 1980 год в нашей стране в среднем за каждую неделю будет вводиться новая электрическая мощность, равная Днепрогэсу, а ежемесячный прирост электроэнер гии в стране будет превышать годовую выработку энер гии Волжской ГЭС имени В. И. Ленина — 10 миллиардов киловатт-часов.
Удешевление энергетического строительства должно . осуществляться, во-первых, за счет строительства теп ловых электростанций большой мощности с крупными агрегатами на дешевых видах топлива (газ, мазут, уголь открытой добычи), во-вторых, за счет сооружения высо-
24
неэффективных мощных гидроэнергоузлов и, в-третьих, за счет широкого применения прогрессивных проектных решений, высокоиндустриальных методов строительномонтажных работ.
Намеченный Программой КПСС план выработки электроэнергии и задача полней электрификации страны мопут быть решены только на базе технического прогрес са в энергетическом строительстве.
Преимущественно будут строиться тепловые электро станции, которые могут быть введены в строй значитель но раньше, чем ГЭС. Обычно крупная гидростанция строится от 4 до 10 лет, и только тогда она начинает ра ботать на полную мощность. Тепловая станция строится 2—4 года, причем этот срок можно сократить за счет широкого применения сборных строительных кон струкций, изготовляемых на заводах. Однако удельный вес гидроэлектростанций в выработке энергии сохранит ся на уровне 20—22 процентов в течение всего двадцати летия.
Основным типом ТЭС в нашей стране станут мощные конденсационные станции. Уже сейчас действуют стан ции с параметрами пара в котлах 130 дтмэсфер и тем пературой 565 градусов. Эти параметры приняты для турбин мощностью 150 и 200 тысяч киловатт, которые уже освоены .промышленностью. Для турбин же мощ ностью 300 тысяч 'киловатт и выше приняты параметры пара 240 атмосфер при температуре 580 градусов.
Дальнейшее повышение параметров пара до ЗСО ат мосфер при температуре до 650 градусов вряд ли целе сообразно, так как оно требнет дорогих аустенитных ста лей. Поэтому в ближайшее время такие параметры пара предполагается применять только на нескольких опыт ных установках.
Повышение мощностей оказывает еще большее вли-
25
янне на. снижение |удельных капиталовложений,, чем ,укрупнение мощностей ТЭС.
Перевод теплоэлектростанций с мощности 100 тысяч киловатт на 200 тысяч резко снижает стоимость электро энергии. При увеличении мощности турбин с 25 до 50 ты сяч киловатт и котлоагрегатов с 210 до 420 тонн пара в час стоимость (установленного киловатта мощности на ТЭЦ достигает всего 10—15 рублей.
Эти цифры,-полученные в результате тщательных ис следований и проверки на действующих тепловых стан циях, убедительно показывают их внутренние резервы; тепловые станции в будущем за счет реконструкции смо гут дать значительный прирост добычи электроэнергии. Новые проектируемые станции рассчитаны на работу именно на этих, самых выгодных параметрах пара.
Опыт строительства из сборного железобетона Ки ровской ТЭС и Симферопольской ГРЭС коренным обра зом изменил принципы строительства тепловых электро станций. Теперь строители могут .переходить на инду стриальные методы — сборку сооружений из эффектив ных конструкций заводского производства. Все конст рукции и детали здания будут изготовляться на заводе, привозиться на строительную площадку и сразу же мон тироваться. Это позволит резко сократить сроки строи тельства. Все больше и больше строительство тепловой станции превращается в своеобразный сборочный-цех завода железобетонных изделий.
Возведение станций из сборных конструкций в буду щем займет основное место в энергетическом строитель стве. Кстати, за рубежом унифицированные конструкции заводского изготовления не применяются. Только в Анг лии есть две электростанции из сборного железобетона, но детали изготовлялись на строительной площадке, а не на заводе.
26
Применение сборных конструкций — заслуга советских энергоетроителей. В результате резкого улучшения мето дов проектирования ТЭС и возведения их объектов ин дустриальными методами экономия по всем тепловым электростанциям, вводимым в эксплуатацию в 1961 — 1965 годах на общую мощность 42 миллиона киловатт, составит 386 миллионов рублей.
Газовые турбины... Они уже сегодня готовы принять эстафету из рук паровых турбин. Их коэффициент полез ного действия равен 40—50 процентам, в то время как у паровых он :на 10— 15 процентов ниже.
Газовые турбины надежны в работе, удобны и весьма экономичны. В ближайшие годы они, несомненно, прочно завоюют себе одно из ведущих положений в энергетике.
Интересна история создания газовых турбин. Они спустились на землю из «(пятого океана». Если раньше все двигатели — водяные, паровые — создавались на земле сугубо для наземного транспорта и энергетических установок, а только потом перебирались в авиацию, то газовые турбины сначала получили промышленное кре щение на самолетах и только теперь обосновались на земле, где тотчас же вступили в соревнование с паровы ми турбинами. В этом состязании на стороне газовых установок целый ряд экономических преимуществ.
Проект газотурбинной установки с мощностью агре гатов 100 тысяч киловатт и температурой газа 750 гра дусов разработан недавно Ленинградским Металличе ским заводом. Удельный расход топлива у этой установ ки 336 граммов. Электростанция мощностью 600 тысяч киловатт с такими турбинами потребует удельных капи
таловложений |
около 50 рублей на один киловатт. |
На ТЭС эта цифра в два раза выше. |
|
При таких показателях целесообразно применять га |
|
зовые турбины, |
если станция будет работать на природ |
27