ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
сопротивление, применяемое в радиотехнике. Но это совсем не так. Это полупроводниковое термосопротивление. Оно получи ло такое название потому, что его сопротивление сильно зави сит от температуры. При этом очень интересным является то, что если проводники (которыми являются все металлы) при нагревании увеличивают свое сопротивление, то полупровод ники, наоборот, уменьшают.
Рис. 2. В кружке показано (в масштабе)
термосопротивление, |
используемое для из |
мерения температуры |
почвы, слоев зерна |
и т. |
д. |
Оказывается, причиной этого являются электрические си лы, удерживающие электроны внутри атома около его ядра. У металлов эти силы невелики, поэтому даже при температуре ниже нуля у них имеется много свободных электронов, ото рвавшихся от 'Своих ядер. Эти-то электроны и создают элек трический ток. Зато если нагревать металл, по которому про текает ток, то электроны начинают при движении сильнее сталкиваться друг с другом. Вот почему сопротивление про водника возрастает с увеличением его нагрева.
У полупроводников же внутриатомные электрические силы велики. Даже при комнатной температуре в полупроводнике мало свободных электронов, зато при его нагревании таких электронов становится все больше и больше.
Следовательно, проводимость полупроводника с нагрева-
3277—2 |
9 |
нием увеличивается, т. е. сопротивление падает. И падает так сильно, что при нагревании до нескольких десятков градусов уменьшается в несколько сот раз.
Термосопротивления бывают различной формы и величи ны. Самые маленькие из них используются для измерения температуры на поверхности листьев растений, в любой точке тела человека и даже температуры крови в вене. Очень важ но, что термосопротивления позволяют измерять температуру на расстоянии. С помощью термосопротивлений сейчас реша ются многие важные задачи.
Возьмем, например, задачу сохранения огромного количе ства зерна. В элеваторах поддерживается требуемая темпера тура и влажность воздуха. Но в толще зерна условия могут изменяться, а это может привести к его порче. Значит, нужно контролировать температуру внутри слоя зерна. Термосопротивления позволяют осуществить такой контроль весьма про сто. В различных точках внутри слоя зерна устанавливают термосопротивления. От них провода подводятся к контроль ному пункту. Здесь эти провода подключаются через сигналь ные лампочки к источнику тока. Если лампочки не горят, то значит ток через термосопротивления не проходит. Следова тельно, температура в тех точках, где помещены термосопротивления, нормальная.
Но вот загорелись одна или несколько сигнальных ламп. Тревога! Зерно греется. Сигнал подан вовремя. Порчу зерна можно предотвратить. Точно так же можно предотвратить и самовозгорание каменного угля при его длительном хранении на складах.
Очень важная задача, которая также решается с помощью термосопротивлений, — это защита электродвигателей от пе регрузки.
Принцип такой защиты очень прост. В обмотку электро двигателя помещается термосопротивление. Через источник тока оно подключается к электромагнитному реле. Пока тем пература обмотки двигателя не вызывает опасений (напри мер, 60—70°), величина термосопротивления такая, что в его цепи ток очень мал. Однако этот ток сильно возрастет при перегреве обмотки, когда величина термосопротивления зна чительно уменьшится, т. е. как раз тогда, когда возникнет опасность сгорания изоляции обмотки электродвигателя. В этот момент электромагнитное реле включится и, размыкая свои контакты, отключит электродвигатель от сети.
Очень важно, что подобное устройство может использо ваться для защиты электродвигателей различной мощности, лишь бы класс их изоляции был одним и тем же.
Таким образом, электричество позволяет нам измерять температуру в самых различных условиях. Но электричество измеряет не только температуру.
10
|
|
По рельсам передвигается подъемный |
Весы |
без ги ь |
кран. Вот он поднял ящик с грузом я плав- |
есы |
ез гирь |
но опустил на платформу вагона. Еще не |
|
|
сколько ящиков — и крановщик из кабины |
крана дает сигнал о том, что вагон по весу загружен полно стью. Но откуда крановщик знает вес отдельных ящиков или другого груза? Ведь подъемный кран — не весы. Все это так. Однако кран, о котором идет речь, является одновременно и «весами». Только применяемые здесь «весы» совсем не похожи на обычные и работают без гирь. Это электрические «весы».
В таких «весах» имеется специальное устройство, подве шенное между крюком подъемного крана и тросом, идущим к его стреле. Оно называется индуктивным датчиком. Простей ший индуктивный датчик состоит из стального сердечника, набираемого из отдельных листов специальной электротехни ческой стали, расположенной на нем катушки и прилегающей к сердечнику стальной планки — якоря. Если по катушке датчика пропустить переменный ток, то катушка будет созда вать сопротивление протекающему току. Но это сопротивле ние не будет постоянным, а будет изменяться при незначи тельном увеличении или уменьшении воздушного зазора меж ду сердечником и якорем датчика.
Происходит это по следующей причине: катушка, включен ная в цепь постоянного тока, обладает лишь сопротивлением, зависящим от материала, длины и сечения провода катушки. В цепи же переменного тока та же самая катушка будет иметь значительно большее сопротивление. В этом случае к сопротивлению собственно провода катушки, к так называе мому активному сопротивлению, добавляется еще другое со противление — реактивное. Его называют также индуктив ным. Оно вызвано тем, что обмотка катушки пересекается си ловыми линиями магнитного поля, созданного током, проте кающим по этой же самой катушке. Чем больше сило вых магнитных линий поля катушки пересекает ее обмотку, тем больше индуктивное сопротивление катушки, и наоборот.
Катушка, размещенная на стальном сердечнике, который как бы собирает силовые магнитные линии, имеет значитель но большее индуктивное сопротивление, чем катушка без сер дечника.
Следовательно, при изменении воздушного зазора между сердечником датчика и его. якорем число магнитных силовых линий, пересекающих катушку, будет меняться. А это значит, что будет меняться и индуктивное сопротивление катушки. При определенной конструкции датчика можно получить изт менение зазора в зависимости от веса подвешиваемого к его якорю груза. Теперь достаточно катушку датчика подключить с помощью проводов к измерительной схеме, например такой, которая будет измерять ток катушки при различных величи
нах воздушного зазора, и можно осуществить взвешивание. Но при небольших изменениях зазора и изменение индуктив ного сопротивления датчика будет также небольшим. Поэто му в качестве измерительных схем используют схемы высокой чувствительности. Одной из таких схем является так назы ваемая мостовая схема (рис. 3).
Рис. 3. Принципиальная схема электрических крановых весов: 1—сердечник; 2—якорь.
Между точками А, Б, В |
и Г включены сопротивления |
Z\, Z2, Z3 'И Z4. При этом Zj |
— сопротивление катушки дат |
чика, которое может меняться в определенных пределах. Ос тальные сопротивления представляют собой тоже катушки, но
спостоянным активным и индуктивным сопротивлением.
Кточкам А и В схемы подключается источник питания пе ременного тока, а к точкам Б и Г — чувствительный электро измерительный прибор, например микроамперметр переменно го тока. Можно, конечно, использовать и прибор постоянного тока, если подключить его к тем же точкам схемы через вы прямитель.
Если в мостовой схеме сопротивление Z\ будет во столько же раз больше или меньше сопротивления Z2, во сколько Z3
Z |
Z |
больше или меньше Z4, т. е. если -у~= -у- то ток через изме- |
|
Z 2 |
Z4 |
рительный прибор протекать не будет. Зато при малейшем нарушении этого -условия стрелка прибора начнет отклоняться. Таким образам, при использовании чувствительного измери тельного прибора схема будет реагировать даже на незначи
12
тельное изменение сопротивления катушки датчика. В этом случае прибор также градуируют, чтобы по его шкале можно было сразу определить вес.
Размещается этот прибор в кабине крановщика. Вот поче му ему и известен вес груза. Такие весы можно установить на кранах различной грузоподъемности и различного назначения.
Однако груз, поднимаемый краном, можно легко взвесить и при помощи обычных товарных весов. А вот можно ли с помощью обычных грузовых весов взвесить какую-нибудь боль шую машину, вроде самолета «ТУ-104»? Видимо, сделать это совсем не просто. С помощью же электрических «весов» даже такое взвешивание не вызывает особых трудностей. Правда, электрические «весы», применяемые в этих случаях, работают ■по другому принципу.
Представим себе, что на металлический цилиндр, установ ленный вертикально, сверху действует какая-то сила (рис. 4). Под действием этой силы Р цилиндр деформируется, т. е. из меняет свою форму, размеры. В данном случае он будет уко рачиваться по высоте и увеличиваться в диаметре. При этом величина деформации будет зависеть как от свойств металла, из которого сделан цилиндр, так и от действующей на него силы. А это-то как раз и важно. Ведь если на один я тот же цилиндр будет действовать различная сила, то только вели чиной силы будет вызвана различная деформация цилиндра. Значит, измерив деформацию, можно определить и силу.
Деформация может быть вызвана и весом. Тогда можно таким же способом определить вес. Следовательно, в данном случае вся задача по определению веса сводится к измерению деформации. Ее можно измерить с помощью различных элек тротензометров, т. е. электрических приборов, предназначен ных для измерения деформаций. Одним из таких приборов яв ляется проволочный тензометр.
Еще в 1881 году русский физик О. Д. Хвольеон установил, что деформация проволоки приводит не только к изменению ее формы и размеров, но и к изменению некоторых свойств, а именно, к изменению удельного сопротивления, правда, незна чительному. Проволочный тензометр очень прост по устрой ству. Основным его элементом является проволочный датчик. Он представляет собой тонкую проволоку с большим удель ным сопротивлением, уложенную на бумажную основу (базу) и прочно приклеенную к ней.
Для измерения деформаций такой датчик также наклеи вается на деформируемую деталь. При этом наклейка должна осуществляться так прочно, чтобы деформация детали хоро шо передавалась датчику. Обычно в качестве клея в этом слу чае используется бакелитовый клей, т. е. растворенная баке литовая смола.
13
На рисунке 4 показана схема измерения силы Р, действую щей на металлический цилиндр 2, с помощью проволочного датчика 1. Сопротивление датчика Ri, а также сопротивления R2, R3 и Ri образуют мостовую измерительную схему, которая питается от батареи Е.
Рис. 4. Схема электрического тензометра: 1■—проволочный датчик; 2—деформируемая деталь; 3—уси литель; 4—измерительный прибор; 5—измерительная схема.
Когда сила Р не действует на цилиндр, то для нашей схе-
R |
R |
мы будет действительно р а в е н с т в о п р и этом ника- |
|
^2 |
Ад |
кого сигнала на усилитель 3 не поступит. Значит, сигнал не поступит и на электроизмерительный прибор 4. Однако ука занное равенство нарушится, как только начнет действовать сила Р, приводящая к деформации цилиндра. В этом случае усиленный сигнал будет измерен прибором, который и укажет на своей шкале величину силы.
Такие схемы обладают очень большой чувствительностью и могут измерять малейшие деформации.
Однако они сложны. Чтобы упростить схему и сделать ее более чувствительной, в настоящее время в качестве датчиков используют также висмутовые пленки. На пропитанную лаком ткань (так называемую лакоткань) наносят тонкий слой вис мута. Оказывается, что при деформации такой пленки ее со
14
противление меняется в несколько раз сильнее, чем у прово лочных тензометров. Следовательно, тензометры с примене нием пленок являются и чувствительными и очень про стыми.
Конечно, во всех случаях, независимо от типа тензодат чика, измерительный прибор, используемый в схеме, должен быть отградуирован так, чтобы по его шкале можно было вести отсчет силы или веса.
Для взвешивания самолета используются проволочные тен зометры. При взвешивании самолет устанавливается на три специальные подставки так, что он своим .весом давит на ме таллические стержни с приклеенными к ним проволочными датчиками. От датчиков отходят тонкие соединительные про водники и подключаются к измерительной схеме, которая по мещается в небольшом чемодане.
Важно, конечно, знать вес самолета и других машин боль шого размера и веса. Но, очевидно, еще важнее знать, как будут вести себя различные материалы, из которых делают машины, строят дома, мосты, самолеты, ракеты и многое другое.
А для того чтобы это знать, нужно определить те силы, которые вызывают опасные деформации, приводящие к разру шению материалов.
Значит, подобные «весы» можно использовать и для разно образных исследований. Только теперь приборы будут как бы взвешивать различные материалы с тем, чтобы определить, на сколько тот или иной материал можно применить для созда ния, например, станков, самолетов или автомобилей.
■По глади асфальта мчится автомобиль. Ровно гудит мотор... Но вот он заработал с перебоями и остановился. Что -случилось? Что-нибудь серьезное? Оказыватся, просто кончился 'бензин.
На земле такой случай — сущий пустяк. А случись это в воздухе — все -было -бы значительно серьезнее. Значит, -пилот должен всегда знать, какое количество горючего осталось -в баке самолета. Но как это сделать?
На .помощь снова пришло электричество. Теперь -на всех самолетах и автомобилях имеются -приборы, измеряющие уро вень горючего в баках. Достигается это с помощью довольно простого устройства (рис. 5) .
В баке для горючего находится небольшой поплавок. Он связан рычагом с ползунко-м маленького -проволочного -реоста та-датчика, укрепленного -в закрытой коробке. При каждом изменении уровня -горючего положение поплавка в -баке ме няется, а .вместе с ним меняется и положение ползунка рео стата.
15