Файл: Шокин М.Т. Новая система технического обслуживания тракторов мастерами-наладчиками пособие для инженер.-техн. работников, бригадиров, механизаторов совхозов, колхозов, район. отд-ний Сельхозтехника и для шк. механизат. всеобуча.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
М. Т . Ш ОХИН , А . Е . ТРУН О В
н о в а я С и с т ем а
ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ ТРАКТОРОВ МАСТЕРАМИНАЛАДЧИКАМИ
ТОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ -УЕШАВАШИЕ
ПРОИЗВОДСТВА- И ЗКЛОЯЯЙЖ J
сельскохозяиствЕвныу^й^Діщтов
м. т. ііюкин, а. а трунов
НОВАЯ СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ ТРАКТОРОВ МАСТЕРАМИНАЛАДЧИКАМИ
Пособие для инженерно-технических работни ков, бригадиров, механизаторов совхозов, колхозов, районных отделений «Сельхозтех ника» и для школ механизаторского всеобуча
ТОМСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
1963
631. |
302 |
ГО©. ПУБЛИ* |
ль |
Ш 78 |
|||
|
|
ШиГННЛЕ* . |
ЖА** |
|
|
ш ю т о і ікА |
ссор I |
|
|
|
Ъ\
5%5Ц-
В брошюре излагается новая система технического обслуживания тракторов.
При написании брошюры авторами использованы ма териалы Всесоюзного института механизации (ВИ М ), Томского областного управления производства и заго товок сельскохозяйственных продуктов, а также пере довой опыт совхозов «Ермак», «Черлакский» и «НовоУральский» Омской области.
Предлагаемая читателю брошюра рассмотрена н одобрена техническим советом Томского областного управления производства и заготовок сельхозпродуктов и областного объединения «Сельхозтехника» в качестве практического пособия для инженерно-технических ра ботников, бригадиров, механизаторов совхозов, колхо зов, районных отделений «Сельхозтехника» п для школ механизаторского всеобуча.
I.О Р ГАН И ЗА Ц И Я Т ЕХ Н И Ч ЕСК О ГО О Б СЛ УЖ И В АН И Я ТРАКТОРОВ
I.РОЛЬ ТЕХНИЧЕСКИХ УХОДОВ в жизни
МАШИН
Наше сельское хозяйство оснащено перво классной отечественной техникой. С каждым годом колхозы и совхозы получают все боль ше и больше самых разнообразных сельскохо зяйственных машин и орудий. Там, где хоро шо, внимательно и бережно относятся к технике, где умело используют ее, дела идут успешно, неуклонно растет производитель ность труда, а с ней растет и улучшается бла госостояние людей.
В Томской области можно назвать немало колхозов и совхозов, где механизаторы береж но, внимательно относятся к'технике, повсе дневно заботятся о том, чтобы взять от каж дой машины все, что она может дать. Приме ром такого отношения к- технике можно назвать комплексные _ механизированные от ряды совхозов «Тахтамышевский» и «Рыбаловский» Томского района, колхозы «Коммунист» Асиновского района, имени Шевченко Кожевпиковского района и другие. Здесь механиза торы берегут машины, своевременно проводят технические осмотры, и потому у них техника служит долго, работает безотказно.
3
Механизатору надо помнить, что врученная ему машина может действовать безотказно и высокопроизводительно только в том случае, если он будет своевременно и качественно про
водить |
профилактику — осмотры и техниче |
|
ские уходы. Именно от этого |
во многом за |
|
висят II |
сроки службы машины' |
и ее произво |
дительность. К сожалению, далеко еще не все механизаторы помнят и выполняют это. Есть в хозяйствах нашей области еще и такие ма лоопытные, а иногда и нерадивые тракторис ты, которые или пренебрегают сроками прове дения технических уходов и осмотров, или проводят их тогда, когда машина уже износи лась и профилактика не способна продлить срок ее жизни. Иные механизаторы по своей недисциплинированности, халатности хотя и проводят технические уходы, но делают это далеко не качественно. Все это ведет к преж девременному износу и порче техники.
Техническое обслуживание и ремонт машин но-тракторного парка всегда следует прово дить в планово-предупредительном порядке. Это позволит колхозам и совхозам с наи меньшими затратами материальных средств и труда содержать машины исправными в те чение длительного периода их эксплуатации.
2. М ЕТО Д Ы |
Т Е Х Н И Ч Е С К О ГО О Б СЛ У Ж И В А Н И Я |
|
М А Ш И Н Н О -ТРА К ТО РН О ГО |
ПАРКА |
|
Система |
организации технических уходов |
|
на основании учета выработки |
или расхода |
горючего только у учетчика-заправщика оп равдывает себя лишь при наличии высококва лифицированных учетчиков и трактористов.
4
Но, к сожалению, в ряде случаев на тракторах работают малоопытные, а иногда и нерадивые трактористы, для которых эта система оказы вается неприемлемой.
Чтобы обеспечить регулярность в проведе нии технических уходов и уменьшить зависи мость технических уходов от квалификации и дисциплинированности тракториста, целесооб разно организовать проведение технических уходов по такой системе, которая предусматри вает следующее:
1. Легкость в запоминании и достаточную простоту проведения операций технического ухода.
2.Исключение условий, обеспечивающих работу на тракторе без проведения техухода (принудительность постановки трактора на техуход).
3.Быстрое и качественное проведение техни ческого ухода независимо от квалификации тракториста-водителя.
4.Облегчение труда при проведении техни ческих уходов.
5.Уверенность в полном выполнении всех предусмотренных операций лицами, проводив шими технический уход.
Этим требованиям наиболее полно отвечает
такая система технического обслуживания, при которой проведение технических уходов отде лено от вождения машины. Здесь разделе ние труда способствует повышению квалифи кации рабочих, увеличивает механизацию ра бот и повышает как производительность труда, так и качество работ.
Такая система давно принята в промышлен ности, на транспорте и в авиации. На любом
5
заводе токарь совершенствует свои навыки, выполняя определенную работу на станке. Он только точит. Профилактику же и наладку станка ведут соівершенно другие рабочиеналадчики. В таксомоторном парке шофер только водит машину, слесарь-наладчик де лает ей технический уход и готовит машину
крейсу. В авиации механик готовит самолет
кполету, а летчик только летает.
Если бы кто-нибудь сейчас на заводе реко мендовал токарю самому налаживать станок, а в авиации летчику готовить к полету само лет, то такого человека, по меньшей мере, назвали бы несерьезным.
Однако в сельском хозяйстве процветает до сих пор именно такая форма организации труда, при которой механизаторы и водят ма шины, и сами делают им профилактику. При проведении технических уходов у механиза торов преобладает малопроизводительный ручной труд. И это до последнего времени принималось как должное, как что-то само собой разумеющееся.
Если мы проследим историю реорганизации системы технических уходов за последний де сяток лет, то увидим, что вся реорганизация заключалась лишь в том, что только менялось количество номеров технических уходов. Сме нилась также периодичность их проведения (с гектара мягкой пахоты на количество из расходованного топлива).
До 1953 года существовала 6-номерная си стема технических уходов за тракторами, за тем стала 4-номерная, а .в 1961 году она была заменена 2-номерной с добавками. В принципе
6
же она не менялась. Как была возложена обя занность проведения технических уходов на водителя трактора и комбайна, так она осталась и до сих пор. Как был главным в этом деле ручной труд, как он и сейчас суще ствует в подавляющем большинстве мастер ских колхозов и совхозов. Так обстоит дело
ив Томской области.
Однако только за последние год-два неко
торые хозяйства изменили этот принцип и в свою практику внедрили принципиально но вый метод технического обслуживания — тех ническое обслуживание тракторов механизи рованным звеном, специально выделенными механизаторами — мастерами-иаладчиками. К ним в первую очередь относятся совхозы «Ермак», «Черлакский», «Ново-Уральский» Омской области. Внедрив новый метод техни ческого обслуживания, эти хозяйства повыси ли производительность машинно-тракторного парка и снизили затраты на его ремонт.
В 1961— 1962 годах в связи с резким увели чением в колхозах и совхозах тракторного парка работало много молодых малоопытных механизаторов, которые практически не ос воили проведение технических уходов. В на стоящее время, в связи с массовым механиза торским всеобучем, еще больше увеличится армия малоопытных механизаторов, которые за короткий срок учебы смогут научиться только управлять машинами и не успеют осво ить трактор или комбайн в совершенстве. Эти молодые механизаторы, естественно, не смогут проводить качественно технические уходы.
Если не внедрить в 1963 году разделение труда пріт проведении технических уходов,
7
to есть основания считать, что техническое состояние машинно-тракторного парка ухуд шится; а затраты на его ремонт ,увеличатся. Поэтому всем хозяйствам необходимо как можно быстрее изучить, освоить и внедрить новую систему технического обслуживания, а именно: проведение технических уходов тракторам и сельхозмашинам специализиро ванными звеньями.
3.О Б О Р У Д О В А Н И Е
С П Е Ц И А Л И З И РО В А Н Н О ГО ЗВ ЕН А
В специализированном звене труд мастеровналадчиков механизирован. Промывка, смаз ка и заправка трактора выполняются при помощи приспособлений и специальных меха низмов. Специализированное звено укомплек товано следующими машинами и оборудова нием:
1.Трактор с тележкой или автомашина.
2.Компрессор.
3.Водяной насос.
4.Емкости для воды и смазочных материа лов.
5.Трансмиссия.
6.Шланги.
7.Тисы слесарные.
8.Откидной слесарный стол.
9.Шкаф с набором инструментов.
10. Шкаф с набором запасных частей,
8
а) ТРАКТОР С ТЕЛЕЖКОЙ
Все оборудование звена и смазочные мате риалы размещаются на прицепной двухосной тракторной тележке, которую буксирует трактор «Беларусь» или ДТ-28. Схема распо ложения оборудования и бочек с горюче-сма
зочными материалами показана |
на рисунке 1. |
В передней части тележки |
расположены |
водяной насос 1 высокого давления и компрес сор 2. Водяной насос смонтирован под полом тележки и приводится в действие непосред ственно от вала отбора мощности трактора через кулачковую муфту 3. На этом же валу смонтирован шкивок с клиновидным ручьем для привода компрессора. Водяной насос включается в работу муфтой в зависимости от потребности, а компрессор работает все время, пока включен вал отбора мощности. От компрессора через рессивер 4, металличе скую трубку 5, в конец которой вмонтирован предохранительный клапан 6, и краник 7 на гнетается воздух в бочки 9— 15. Для воды устанавливается сварной квадратный бак. 8 объемом 500 литров. Для горюче-смазочных материалов используются бочки с ребрами жесткости для выдерживания давления. В це
лях безопасности |
предохранительный кла |
пан 6 регулируется |
на давление, не превы |
шающее 0,5 атмосферы. В нижней части боч ки вмонтируется кран 17, на который .наде вается шланг 18 с пистолетом на конце.
Для смазки солидолом трущихся поверхно стей применяется пневматический солидоло нагнетатель 20, плунжер которого приводится
9 •