Файл: Шокин М.Т. Новая система технического обслуживания тракторов мастерами-наладчиками пособие для инженер.-техн. работников, бригадиров, механизаторов совхозов, колхозов, район. отд-ний Сельхозтехника и для шк. механизат. всеобуча.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М. Т . Ш ОХИН , А . Е . ТРУН О В

н о в а я С и с т ем а

ТЕХНИЧЕСКОГО

ОБСЛУЖИВАНИЯ ТРАКТОРОВ МАСТЕРАМИНАЛАДЧИКАМИ

ТОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ -УЕШАВАШИЕ

ПРОИЗВОДСТВА- И ЗКЛОЯЯЙЖ J

сельскохозяиствЕвныу^й^Діщтов

м. т. ііюкин, а. а трунов

НОВАЯ СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО

ОБСЛУЖИВАНИЯ ТРАКТОРОВ МАСТЕРАМИНАЛАДЧИКАМИ

Пособие для инженерно-технических работни­ ков, бригадиров, механизаторов совхозов, колхозов, районных отделений «Сельхозтех­ ника» и для школ механизаторского всеобуча

ТОМСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

1963

631.

302

ГО©. ПУБЛИ*

ль

Ш 78

 

 

ШиГННЛЕ* .

ЖА**

 

 

ш ю т о і ікА

ссор I

 

 

 

Ъ\

5%5Ц-

В брошюре излагается новая система технического обслуживания тракторов.

При написании брошюры авторами использованы ма­ териалы Всесоюзного института механизации (ВИ М ), Томского областного управления производства и заго­ товок сельскохозяйственных продуктов, а также пере­ довой опыт совхозов «Ермак», «Черлакский» и «НовоУральский» Омской области.

Предлагаемая читателю брошюра рассмотрена н одобрена техническим советом Томского областного управления производства и заготовок сельхозпродуктов и областного объединения «Сельхозтехника» в качестве практического пособия для инженерно-технических ра­ ботников, бригадиров, механизаторов совхозов, колхо­ зов, районных отделений «Сельхозтехника» п для школ механизаторского всеобуча.

I.О Р ГАН И ЗА Ц И Я Т ЕХ Н И Ч ЕСК О ГО О Б СЛ УЖ И В АН И Я ТРАКТОРОВ

I.РОЛЬ ТЕХНИЧЕСКИХ УХОДОВ в жизни

МАШИН

Наше сельское хозяйство оснащено перво­ классной отечественной техникой. С каждым годом колхозы и совхозы получают все боль­ ше и больше самых разнообразных сельскохо­ зяйственных машин и орудий. Там, где хоро­ шо, внимательно и бережно относятся к технике, где умело используют ее, дела идут успешно, неуклонно растет производитель­ ность труда, а с ней растет и улучшается бла­ госостояние людей.

В Томской области можно назвать немало колхозов и совхозов, где механизаторы береж­ но, внимательно относятся к'технике, повсе­ дневно заботятся о том, чтобы взять от каж­ дой машины все, что она может дать. Приме­ ром такого отношения к- технике можно назвать комплексные _ механизированные от­ ряды совхозов «Тахтамышевский» и «Рыбаловский» Томского района, колхозы «Коммунист» Асиновского района, имени Шевченко Кожевпиковского района и другие. Здесь механиза­ торы берегут машины, своевременно проводят технические осмотры, и потому у них техника служит долго, работает безотказно.

3


Механизатору надо помнить, что врученная ему машина может действовать безотказно и высокопроизводительно только в том случае, если он будет своевременно и качественно про­

водить

профилактику — осмотры и техниче­

ские уходы. Именно от этого

во многом за­

висят II

сроки службы машины'

и ее произво­

дительность. К сожалению, далеко еще не все механизаторы помнят и выполняют это. Есть в хозяйствах нашей области еще и такие ма­ лоопытные, а иногда и нерадивые тракторис­ ты, которые или пренебрегают сроками прове­ дения технических уходов и осмотров, или проводят их тогда, когда машина уже износи­ лась и профилактика не способна продлить срок ее жизни. Иные механизаторы по своей недисциплинированности, халатности хотя и проводят технические уходы, но делают это далеко не качественно. Все это ведет к преж­ девременному износу и порче техники.

Техническое обслуживание и ремонт машин­ но-тракторного парка всегда следует прово­ дить в планово-предупредительном порядке. Это позволит колхозам и совхозам с наи­ меньшими затратами материальных средств и труда содержать машины исправными в те­ чение длительного периода их эксплуатации.

2. М ЕТО Д Ы

Т Е Х Н И Ч Е С К О ГО О Б СЛ У Ж И В А Н И Я

М А Ш И Н Н О -ТРА К ТО РН О ГО

ПАРКА

Система

организации технических уходов

на основании учета выработки

или расхода

горючего только у учетчика-заправщика оп­ равдывает себя лишь при наличии высококва­ лифицированных учетчиков и трактористов.

4

Но, к сожалению, в ряде случаев на тракторах работают малоопытные, а иногда и нерадивые трактористы, для которых эта система оказы­ вается неприемлемой.

Чтобы обеспечить регулярность в проведе­ нии технических уходов и уменьшить зависи­ мость технических уходов от квалификации и дисциплинированности тракториста, целесооб­ разно организовать проведение технических уходов по такой системе, которая предусматри­ вает следующее:

1. Легкость в запоминании и достаточную простоту проведения операций технического ухода.

2.Исключение условий, обеспечивающих работу на тракторе без проведения техухода (принудительность постановки трактора на техуход).

3.Быстрое и качественное проведение техни­ ческого ухода независимо от квалификации тракториста-водителя.

4.Облегчение труда при проведении техни­ ческих уходов.

5.Уверенность в полном выполнении всех предусмотренных операций лицами, проводив­ шими технический уход.

Этим требованиям наиболее полно отвечает

такая система технического обслуживания, при которой проведение технических уходов отде­ лено от вождения машины. Здесь разделе­ ние труда способствует повышению квалифи­ кации рабочих, увеличивает механизацию ра­ бот и повышает как производительность труда, так и качество работ.

Такая система давно принята в промышлен­ ности, на транспорте и в авиации. На любом

5


заводе токарь совершенствует свои навыки, выполняя определенную работу на станке. Он только точит. Профилактику же и наладку станка ведут соівершенно другие рабочиеналадчики. В таксомоторном парке шофер только водит машину, слесарь-наладчик де­ лает ей технический уход и готовит машину

крейсу. В авиации механик готовит самолет

кполету, а летчик только летает.

Если бы кто-нибудь сейчас на заводе реко­ мендовал токарю самому налаживать станок, а в авиации летчику готовить к полету само­ лет, то такого человека, по меньшей мере, назвали бы несерьезным.

Однако в сельском хозяйстве процветает до сих пор именно такая форма организации труда, при которой механизаторы и водят ма­ шины, и сами делают им профилактику. При проведении технических уходов у механиза­ торов преобладает малопроизводительный ручной труд. И это до последнего времени принималось как должное, как что-то само собой разумеющееся.

Если мы проследим историю реорганизации системы технических уходов за последний де­ сяток лет, то увидим, что вся реорганизация заключалась лишь в том, что только менялось количество номеров технических уходов. Сме­ нилась также периодичность их проведения (с гектара мягкой пахоты на количество из­ расходованного топлива).

До 1953 года существовала 6-номерная си­ стема технических уходов за тракторами, за­ тем стала 4-номерная, а .в 1961 году она была заменена 2-номерной с добавками. В принципе

6

же она не менялась. Как была возложена обя­ занность проведения технических уходов на водителя трактора и комбайна, так она осталась и до сих пор. Как был главным в этом деле ручной труд, как он и сейчас суще­ ствует в подавляющем большинстве мастер­ ских колхозов и совхозов. Так обстоит дело

ив Томской области.

Однако только за последние год-два неко­

торые хозяйства изменили этот принцип и в свою практику внедрили принципиально но­ вый метод технического обслуживания — тех­ ническое обслуживание тракторов механизи­ рованным звеном, специально выделенными механизаторами — мастерами-иаладчиками. К ним в первую очередь относятся совхозы «Ермак», «Черлакский», «Ново-Уральский» Омской области. Внедрив новый метод техни­ ческого обслуживания, эти хозяйства повыси­ ли производительность машинно-тракторного парка и снизили затраты на его ремонт.

В 1961— 1962 годах в связи с резким увели­ чением в колхозах и совхозах тракторного парка работало много молодых малоопытных механизаторов, которые практически не ос­ воили проведение технических уходов. В на­ стоящее время, в связи с массовым механиза­ торским всеобучем, еще больше увеличится армия малоопытных механизаторов, которые за короткий срок учебы смогут научиться только управлять машинами и не успеют осво­ ить трактор или комбайн в совершенстве. Эти молодые механизаторы, естественно, не смогут проводить качественно технические уходы.

Если не внедрить в 1963 году разделение труда пріт проведении технических уходов,

7


to есть основания считать, что техническое состояние машинно-тракторного парка ухуд­ шится; а затраты на его ремонт ,увеличатся. Поэтому всем хозяйствам необходимо как можно быстрее изучить, освоить и внедрить новую систему технического обслуживания, а именно: проведение технических уходов тракторам и сельхозмашинам специализиро­ ванными звеньями.

3.О Б О Р У Д О В А Н И Е

С П Е Ц И А Л И З И РО В А Н Н О ГО ЗВ ЕН А

В специализированном звене труд мастеровналадчиков механизирован. Промывка, смаз­ ка и заправка трактора выполняются при помощи приспособлений и специальных меха­ низмов. Специализированное звено укомплек­ товано следующими машинами и оборудова­ нием:

1.Трактор с тележкой или автомашина.

2.Компрессор.

3.Водяной насос.

4.Емкости для воды и смазочных материа­ лов.

5.Трансмиссия.

6.Шланги.

7.Тисы слесарные.

8.Откидной слесарный стол.

9.Шкаф с набором инструментов.

10. Шкаф с набором запасных частей,

8

а) ТРАКТОР С ТЕЛЕЖКОЙ

Все оборудование звена и смазочные мате­ риалы размещаются на прицепной двухосной тракторной тележке, которую буксирует трактор «Беларусь» или ДТ-28. Схема распо­ ложения оборудования и бочек с горюче-сма­

зочными материалами показана

на рисунке 1.

В передней части тележки

расположены

водяной насос 1 высокого давления и компрес­ сор 2. Водяной насос смонтирован под полом тележки и приводится в действие непосред­ ственно от вала отбора мощности трактора через кулачковую муфту 3. На этом же валу смонтирован шкивок с клиновидным ручьем для привода компрессора. Водяной насос включается в работу муфтой в зависимости от потребности, а компрессор работает все время, пока включен вал отбора мощности. От компрессора через рессивер 4, металличе­ скую трубку 5, в конец которой вмонтирован предохранительный клапан 6, и краник 7 на­ гнетается воздух в бочки 9— 15. Для воды устанавливается сварной квадратный бак. 8 объемом 500 литров. Для горюче-смазочных материалов используются бочки с ребрами жесткости для выдерживания давления. В це­

лях безопасности

предохранительный кла­

пан 6 регулируется

на давление, не превы­

шающее 0,5 атмосферы. В нижней части боч­ ки вмонтируется кран 17, на который .наде­ вается шланг 18 с пистолетом на конце.

Для смазки солидолом трущихся поверхно­ стей применяется пневматический солидоло­ нагнетатель 20, плунжер которого приводится

9