Файл: Хмельницкий Е.А. Разнесённый приём и оценка его эффективности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
на выход тот приёмник, который в данный момент имеет сигнал с наибольшей амплитудой. Таким образом, аппаратура разне
сённого приёма должна содержать элементы, приведённые на
Рис. 13. Элементы устройства автовыбора
рис. 13. Устройство для сравнения амплитуд сигналов совмест но с управляющим устройством и выходной ступенью образует устройство автовыбора. Схемные особенности отдельных эле
ментов устройства автовыбора изложены ниже.
Управляющее устройство может быть выполнено таким об разом, что при равных амплитудах сигналов оба приёмных уст ройства в равной степени будут участвовать в создании выход ного сигнала и приёмник с меньшим уровнем исключается по
мере уменьшения его амплитуды. В отличие от этого принципа выбора управляющее устройство иногда выполняется таким образом, что выходной сигнал образуется всегда только одним приёмным устройством.
В дальнейшем будем различать методы выбора большего
сигнала, и схемы, соответствующие этим методам, называть со
ответственно схемой с неполным выбором и схемой с полным выбором. Такое деление методов выбора можно произвести не зависимо от рода работы (телефония или телеграфия).
В схеме разнесённого приёма сигналов частотного телеграфа имеются некоторые особенности [1; 7]. Одна особенность заклю чается в том, что амплитудные ограничители должны быть вклю чены после устройства сравнения уровней (рис. 14). Другая особенность вытекает из следующего. Если за управляющим устройством расположить частотный дискриминатор и быстро переключать приёмные каналы, то в формировании отдельного.
27
бода могут участвовать поочерёдно фильтры дискриминаторов одного и другого приёмников. Это обстоятельство приведёт к тому, что те боды, на которые пришлось переключение, будут иметь искажённую форму выходного импульса. Поэтому, с точ ки зрения уменьшения таких искажений, рационально располо жить управляющее устройство за частотным дискриминатором
(рис. 14).
Рис. 14. Блок-схема устройства для приёма на разнесённые антен ны (телеграф ЧМ)
Устройство автовыбора чаще всего осуществляется таким образом, что для выбора большего сигнала используются эле
менты, имеющиеся в приёмных устройствах. Сложение проис
ходит на общей нагрузке выпрямителей АРУ (автоматическая
регулировка усиления), на общей нагрузке диодных детекторов, а-в случае частотного телеграфа на общей нагрузке амплитуд ных ограничителей. Все эти схемы реализуют методы сложения с неполным выбором. Только в последние годы стали широко применяться схемы, содержащие специально сконструирован ные элементы автовыбора. В этом случае обычно реализуется
метод полного выбора.
2.Схемы автовыбора
Впростейших схемах использования разнесённого приёма автовыбор осуществляется за счёт объединения цепей АРУ при ёмников, участвующих в системе разнесённого приёма. Схема с
объединённой цепью АРУ приведена на рис. 15.
Широкое применение нашли устройства автовыбора, выпол-
28
ценные объединением нагрузок детекторов, при этом одновре
менно объединяются цепи АРУ.
Рассмотрим работу двух детекторов на общую нагрузку [5]
Рис. 15. Блок-схема приёмного устройства с выбором сигналов е помощью АРУ
в качестве устройства автовыбора (рис. 16). Роль устройства сравнения выполняется нагрузкой RHC, а роль управляющего
устройства — диодами. Больший сигнал одного из приёмников создаёт на нагрузке RhC такое напряжение UQ, которое исклю чит прохождение тока через второй диод и тем самым исключит участие второго приёмника в формировании выходного сигнала.
Определим то минимальное различие в уровнях сигналов, которое необходимо для того, чтобы меньший сигнал вообще не участвовал в формировании сигнала на общей нагрузке. На зовём предельное соотношение между амплитудами сигналов, при котором воздействие одного из сигналов на выход исклю-
чается, критическим / «1 — ткр \1.
Так как обычно для детектирования используются большие уровни сигналов (несколько вольт), то справедливы уравнения теории детектирования сильных сигналов, поэтому, используя обозначения, приведённые на рис. 16, можно записать:
Um1cosQ = Uo, |
(6) |
Ц.» = U.. |
(7) |
29
В случае критического |
|
отношения амплитуд |
из ур-ний (6) |
|
и (7) образуется интересующее нас отношение |
|
|||
Uul |
- |
|
1 |
(8) |
|
тло — ------- . |
|||
|
|
р |
cos Н |
|
Угол отсечки 0 определяется |
отношением |
сопротивления |
Рис. 16. Работа двух детекторов на общую нагрузку |
|
диода постоянному току Rd к величине нагрузочного |
сопро |
тивления RH |
|
tg®-0 = rc^. |
(9) |
Уравнения (8) и (9) позволяют получить зависимость кри тического отношения амплитуд сигналов от отношения сопро-
тивлений —Такая расчётная зависимость
(10)
\“д /
30
приводится на рис. 17. Из графика следует, что выбором вели чины нагрузочного сопротивления можно существенно сокра тить различие в уровнях сигналов, при котором исключается воздействие на выходное устройство сигнала с меньшим уров-
нем. В обычных условиях — = 100, а это означает, что достаточ
но заданной величине ткр
но 10% превышения амплитуды одного сигнала над другим,
чтобы меньший сигнал совсем не воздействовал на выходное
устройство.
Расчётные величины достаточно хорошо согласуются с эк спериментальными, поэтому можно сделать вывод, что среднее время одновременной работы двух приёмников на выходную ступень в случае включения детекторов на общую нагрузку бу дет невелико по сравнению с общим временем работы всего устройства разнесённого приёма.
Другим чрезвычайно простым способом осуществления прин ципа неполного автовыбора при разнесённом приёме является
схема сложения сигналов «а общем амплитудном ограничителе.
Такая схема используется в радиотелеграфии.
Принцип сложения на общем ограничителе состоит в том,
что сигналы с выхода двух приёмников на различных несущих
частотах подаются на общий ограничитель, а после этого огра
31
ниченные сигналы различных приёмников расфильтровывают-
ся. Каждый из сигналов подаётся на свой частотный дискрими натор, после чего сигналы окончательно складываются по по стоянному току.
Методика расчёта уровня сигнала на выходе амплитудного ограничителя при подаче на его вход двух колебаний различ ной частоты предложена В. С. Мельниковым [1]. Согласно этой
методике уровни сигналов на частотах |
u>i и «2 на выходе ам |
|
плитудного ограничителя |
(напряжения |
соответственно ё7щ1 и |
U 2) зависят только от |
отношения |
входных напряжений |
с-э |
|
|
Формулы для расчёта |
величин иш1 |
и Уш2 имеют вид: |
функции, |
именуемые |
соответственно |
полный |
эллиптический |
интеграл |
I рода и полный эллип |
тический интеграл II рода.
|
|
Результат |
расчёта |
|||
|
уровней на выходе огра |
|||||
|
ничителя |
приведён |
на |
|||
|
графиках рис. 18. Из этих |
|||||
|
графиков |
следует, |
что |
|||
|
равные уровни на |
входе |
||||
|
ограничителя (Х=1) да |
|||||
|
ют равные уровни на вы |
|||||
|
ходе. Если на входе огра |
|||||
|
ничителя |
имеется |
|
суще |
||
|
ственное различие в уров |
|||||
|
нях, например в 2—3 ра |
|||||
|
за, |
то |
различие |
в |
этих |
|
|
уровнях |
на выходе огра |
||||
|
ничителя |
усугубляется. |
||||
|
Таким |
образом, |
анализ |
|||
|
уровней |
показывает, что |
||||
|
в амплитудном ограничи |
|||||
Рис. 18. Подавление слабого сигнала в ам |
теле |
действительно |
реа |
|||
плитудном ограничителе |
лизуется |
принцип |
непол |
|||
|
ного автовыбора. |
|
|
|||
Влияние амплитудного ограничителя на отношение сигнал/по- |
||||||
меха вообще и в варианте использования |
этого ограничителя |
32
для автовыбора, в частности, требует специального рассмотре ния, которое выходит за рамки данной лекции. Здесь следует
заметить, что амплитудный ограничитель в’ схеме автовыбора при частотной радиотелеграфии не увеличивает число ложных знаков.
Хотя в простейших схемах автовыбора принцип полного вы бора не осуществляется, тем не менее существенное ухудшение
Рис. 19. Схема полного выбора
работы всей системы разнесённого приёма за счёт использова ния схем неполного выбора по сравнению со схемами, исполь зующими полный автовыбор, не должно иметь место, посколь ку в реальных условиях время, в течение которого имеются при мерно равные уровни, по сравнению со всем временем работы радиоустройства, невелико. Однако с целью дальнейшего улуч шения работы каналов связи нашли применение системы авто выбора, использующие принцип полного выбора [8]. На рис. 19
приведена схема такого устройства. В этой схеме имеются два
мультивибратора на лампах Л3 и Л4, превращающие напряже ния сравнения сигналов, снимаемые с нагрузок Ri и /?2, в пря моугольное напряжение для коммутации каналов. Время ком мутации в устройстве автовыбора в этом случае выбирается
настолько малым (15н20 мксек), что такое устройство ис-
33
пользуется с одинаковым успехом для телефонии и для теле графии.
На рис. 20 приведены осциллограммы сигналов на нагруз-
Рис. 20. Осциллограммы изменения уровней сигналов и изменения на пряжения переключения приёмников
ках 7?i и /?2 (верхняя часть рисунка) и напряжение переключе ния приёмников на выходных лампах (нижняя часть рисунка).
Рассмотрение схем автовыбора показывает, что сравнитель но простые схемы получаются в случае использования прин ципа неполного выбора. Этим можно объяснить широкое рас пространение таких схем.
34
В дальнейшем в примерах по оценке повышения устойчиво
сти и выигрыша от применения разнесённого приёма расчёты будут проведены для схемы полного автовыбора.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗНЕСЁННОГО ПРИЁМА
1. Принцип работы системы автовыбора и устойчивость
канала связи
За счёт действия системы автоматической регулировки уси ления замирание уровня сигнала при одинарном приёме само по себе не сказывалось бы на качестве связи, если при таких замираниях не ухудшалось бы отношение сигнал/помеха. По этому к разнесённому приёму обычно прибегают при необходи
мости улучшить отношение сигнал/помеха. Допустим, что каче ство связи зависит только от этого отношения (практически это условие почти всегда выполняется), тогда автовыбор должен
выполняться таким образом, чтобы в любой момент времени к
выходу был бы подключён тот приёмник, который имеет луч шее отношение сигнал/помеха. Следовательно, в идеальном слу чае автовыбор должен производиться по лучшему отношению сигнал/помеха.
Однако в реальных условиях мы не располагаем мгновенны ми значениями отношения сигнал/помеха и вынуждены при ав товыборе использовать приёмник с большим значением ампли туды суммы сигнала и помехи. Выбор приёмника с большим
значением суммы сигнала и помехи совсем не соответствует
наилучшему выбору, так как автовыбор мог подключить к выхо ду приёмник, у которого сумма сигнала и помехи превышает та кую же сумму на другом приёмнике только из-за того, что на под ключённом к выходу приёмнике вырос уровень помехи.
Очевидно, при равных средних уровнях сигнала и помехи в среднем будет одинаковое число подключений, связанных как с улучшением, так и с ухудшением отношения сигнал/помеха на выходе системы разнесённого приёма. В итоге разнесённый при ём при таком отношении сигнал/помеха вообще не даёт улучше ния, однако число случаев, приводящих к подключению приём ника с худшим отношением сигнал/помеха («ошибки автовы бора»), тем меньше, чем менее вероятно превышение одной суммы над другой за счёт возрастания уровня помехи. Поэтому
автовыбор «ошибается» тем реже, чем больше отношение сиг нал/помеха.
Таким образом, в реальных условиях автовыбор имеет прин ципиальный недостаток, заключающийся в том, что исправное устройство, вообще говоря, не всегда выбирает лучший сигнал потому, что «ошибается» автовыбор. В дальнейшем будет дана оценка эффективности разнесённого приёма с учётом этой осо бенности работы устройства автовыбора.
35