Файл: Фроловский Д.И. Паркетчик.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ляют в зазор у стены и прижимают клепку к раскладке.

Настилку фриза начинают с угла и ведут по часовой стрелке, т. е. так, чтобы стена

Рис. 9. Посадка клепок на

шипы (мягкую рейку)

 

а — фриз;

б — раскладка;

в

последний

ряд

основного

на­

стила; 1 — шипы

между

рас­

кладкой и

последним

рядом;

2 — шипы

в торцовых

кромках

раскладки;

3 — шипы

в торцо­

вых кромках фриза;

4 — шипы

в продольных кромках фриза

находилась слева от паркетчика и не стес­

няла движения правой руки.

На рис. 10 показана конструкция пола на холодных мастиках. Основанием для покры­ тия служит жесткая конструкция в виде це­ ментно-песчаной или асфальтобетонной стяж-

ки.

В зимних условиях применяют асфальто­ вую стяжку с прокладкой древесноволокни­ стых плит, плотно и прочно соединенных

29


 

w

 

 

 

а)

 

 

.

1

2

/

3 . 7

 

 

А /

 

/

/

 

Z H X

I I I

 

 

 

-------------г

 

 

 

 

 

^

Л

*

*

■з

А

р Д

Л

Л

 

д

 

 

 

 

 

Ö

л

:>

 

 

 

 

Л

4

Д

Л

 

 

 

 

А

Л

‘ С

Г

й

, р *

4

 

л

Л

Л

й

*

Л

 

Рис. 10. Конструкции полов из штучного паркета

а — по

грунту; б — по

железобетонному

перекрытию;

/ _ штучный паркет; 2 — прослойка

из

холодной

ма­

стики на водостойких

вяжущих;

3 — цементно-песчаная

стяжка;

4 — стяжка

из

литого

асфальтобетона;

5 —

звукоизоляционный

слой; 6 — плита

перекрытия; 7 — бе-,

тонный

подстилающий

слой;

8 — грунт

основания;

9 —

звукоизоляционная

подкладка;

10 — галтель

(привинчи­

 

 

вают к полу)

 

 

 

 

 

между собой. Для приклеивания паркетных планок к основанию применяют холодную мастику на водостойких вяжущих (табл. 3).

Для приготовления мастики битум разо­ гревают до 160—180°С и вводят в него на­ полнитель. Отдельно растворяют каучук в

30


бензине и после остывания битума до 90— 100°С вливают его небольшими порциями в раствор каучука, перемешивая состав.

Т а б л и ц а 3

Состав холодной резино-битумной мастики

Наименование материала

Битум марки БН-ІѴ . .

Бензин ............................

Каучук Н К ....................

Каолин ............................

%

Примечание

по весу

 

6126 )/

Хранить в плотно

закрытой таре

1

 

12

 

Кроме резино-битумной мастики применя­ ют и другие мастики. В табл. 4 приведены

.несколько составов битумной мастики «Субит».

Т а б л и ц а 4

Битумная мастика «Субит»

 

 

Состав в % по весу

Составляющие

1

2

3

4

 

Битум марки БН-Ш . . . .

85

79

77

75,5

Толуол технический . . . .

15

15

8,5

3

Канифоль ..................................

3

3

Смола сосновая

3

3

2 1 ,5

Бензин Б-70 ........................

8,5

Прежде чем применять ту или иную мас­ тику, паркетчику необходимо знать состав мастики и способ обращения с ней.

Обычно мастику доставляют на строи­ тельные площадки в готовом виде и в герме­ тически закрытой таре. Применять мастику можно при температуре в помещении не ни-

31


же +10° и относительной влажности воздуха не выше 60%.

Перед укладкой паркета на холодной ма­ стике необходимо огрунтовать основание ра­ створом битума в керосине или бензине (со­ става 1 : 2—3) и приступать к настилке толь­ ко после высыхания грунтовки.

Разбивку рядов паркетной клепки произ­ водят так же, как и но деревянному основа­ нию. Рекомендуется настилать штучный пар­ кет на холодных мастиках в «елку» без фри­ зов как наиболее простой способ.

При настилке прежде всего собирают на­ сухо звено маячной елки длиной 5—6 клепок и срезают по разметке с двух смежных сто­ рон под углом 90° для укладки к стенам в угол. Холодную мастику разливают тонкой, струей, разравнивая стальной гребенкой до толщины в 1 мм и на полосу немного шире укладываемого звена «елки». Затем приго­ товленное заранее звено клепок сажают плотно на мастику. От этого звена (от угла) продолжают настилку маячной «елки» в обычном порядке, укладывая клепки по шну­ ру и сплачивая их ударом молотка со ско­ шенным обушком.

Положенное на мастику звено, а в даль­ нейшем все ряды клепок закрепляют дере­ вянными вкладышами, забитыми в зазор у стены. Это необходимо для обеспечения не­ подвижности покрытия как во время произ­ водства работ, так и в период твердения хо­ лодной битумной мастики.

Паркетные клепки укладывают на масти­ ку сразу же после ее разравнивания, втапливая клепки в мастику и плотно прижимая их друг к другу. При этом необходимо сле­

32

дить, чтобы мастикой была покрыта вся нижняя поверхность клепок и нижняя часть (до паза или гребня) боковых кромок, не допуская, чтобы мастика выступала через вдвы на поверхность. Мастику, выступившую из швов между клепок, а также пятна на лице­ вой поверхности клепок удаляют ветошью, слегка смоченной бензином.

В дверных проемах между комнатами и в нишах паркетные клепки нужно укладывать, как указано на рис. 11. Кроме того, около

977ХГ//Г///7/,

Ш Щ ш

ИТГтттТгТ

53555SSSSS5X ■исм/Жми

Рис. 11. Укладка фризов в дверных проемах меж­ ду комнатами и в нишах

колонн и между ними также должна быть фризовая раскладка, если нет специального рисунка автора проекта.

Облицовка ступеней паркетной клепкой особой сложности не представляет, только нужно иметь в виду, что на краю проступи должна быть уложена целая фризовая план­ ка во всю длину ступени, соединенная в шпунт с торцами остальных клепок. Для

33


плотного примыкания фризовую планку кре­ пят с основанием шурупами в нескольких местах. Шляпки шурупов утапливают в план­ ке и заливают воском.

Для строительства по типовым проектам штучный паркет поступает скомплектован­ ным на каждую квартиру. Для удобства подсчета количества клепок различного раз­ мера трест Мосотделпром Главмосстроя раз­ работал «Универсальные технологические таблицы для дифференциальной комплекта­ ции объектов паркетом». В таблицах учтено 5 вариантов количества клепок в одной пач­ ке (30—100 шт.), что охватывает все разно­ образие вариантов штучного паркета в пач­ ках, выпускаемых деревообделочными ком­ бинатами СССР.

Штучный паркет не отвечает требованиям индустриального возведения зданий; он тру­ доемок в изготовлении и при укладке непо­ средственно на строительстве требует значи­ тельных затрат ручного труда. Кроме того, на изготовление этого вида паркета расхо­ дуют много древесины ценных пород. Тем не менее штучный паркет в строительстве при­ меняют и будут применять до тех пор, пока в массовое производство не будут достаточ­ но широко внедрены более прогрессивные виды паркетных покрытий.

IV. ПОЛЫ ИЗ ЩИТОВОГО ПАРКЕТА

Начало применения для полов щитового паркета относится к XVIII в. По архивным документам известно, что в конце XVIII в. под ■ руководством крепостного мастера Ф. И. Пряхина были выполнены лучшие щи­

34

товые паркеты Останкинского дворца (Моск­

ва) .

Русские щитовые паркеты XVIII—XIX вв. являются образцом декоративного искусства,

нигде в

мире не

было таких разнообразных

и высокохудожественных

паркетов,

как в

России.

 

 

были

разные,

но чаще

Размеры щитов -

всего

1,42X1,42

м.

Встречались и

большие

щиты размером 3,5x2,13 м. Паркет состав­ ляли не только из квадратных и прямоуголь­ ных щитов, но и из щитов различной формы: кругов, сегментов и пр. Рисунок паркетного покрытия набирался таким образом, чтобы при сборке на месте получался целый узор. Толщина слоя цветного дерева составляла 5—15 мм. Разнообразные сорта деревьев по расцветке и по рисунку наслоений давали возможность набирать самые различные и красивые узоры паркетов.

При изготовлении художественного парке­ та, т. е. при наклеивании паркетных планок на основание применяли два способа: Мар­ кетри, когда рисунок паркета собирался из отдельных частей дерева, тесно пригнанных друг к другу, и Интарсия (инкрустация), когда в основную породу, служившую общим фоном, врезали вставки из цветной древесины.

Цветную древесину для наклейки приме­ няли колотую, а не пиленую. Для обогаще­ ния рисунка художественного паркета после циклевки в отдельных местах щита делали гравировку, прорезывая тонкие желобки-ка­ навки, и заполняли их вставками из черного дерева или промазывали варом. Этот способ обогащения рисунка называется графье.

При составлении рисунков щитового пар­

35